СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обработка символьных данных на языке программирования Python

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока-практикума по изучению языка программирования Python. Рассмотрение символьного типа данных и основных операций с ними.

Просмотр содержимого документа
«Обработка символьных данных на языке программирования Python»

Министерство образования Красноярского края

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Шарыповский многопрофильный колледж»












методическая разработка урока по ИНФОРМАТИКЕ

на тему: «ОБРАБОТКА СИМВОЛЬНЫХ ДАННЫХ НА ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ Python»

для профессии

08.01.27 Мастер общестроительных работ







Преподаватель первой категории

К.Э. Шатц



























г. Шарыпово, 2024

Тема: «Обработка символьных данных на языке программирования Python»

Тип урока: Комбинированный урок

Форма урока: Урок-практикум

Планируемые результаты: 

личностные УУД

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;

- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности;

- алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

метапредметных УУД:

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

- умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения и правовых норм информационной безопасности.

Предметные УУД: 

- умение реализовать этапы решения задач на компьютере;

- умение реализовывать типовые алгоритмы на языке программирования Python. Технические средства: Персональные компьютеры; интерактивная доска; дидактический материал.

Этапы урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент.


2

Постановка цели и задач урока. Мотивация обучающихся на учебную деятельность

Личностные:

формирование навыков самоорганизации

Коммуникативные: умение слушать других

2.Актуализация опорных знаний


5

На прошлом уроке мы познакомились с языком программирования Python, с условными конструкциями и циклами. Давайте повторим.

Регулятивные:

Оценка своих знаний

контроль правильности ответов


Коммуникативные:

умение слушать других;

корректно выражать своё мнение, вести диалог.

  1. Опишите две структуры условного оператора

  1. If условие:

Выражение 1

Else:

Выражение 2

  1. If условие1:

Выражение 1

Elif условие 2:

Выражение 2

  1. Какие виды циклов используются в языке Python, и какие у них назначения?

  1. While – проверяет истинность условия и выполняет инструкцию цикла;

  2. For – перебирает элементы последовательности

  1. Какие два оператора осуществляют выход из цикла?

  1. Continueпереход к следующей конструкции

  2. Break – выход из цикла

3. Усвоение новых знаний

13

Строка - набор однотипных элементов, которые объединены под одним именем. 

Все строки описываются типом данных str. Если имеется некая последовательность элементов (цифр, символов или целых слов), то используется, как правило, тип данных list.

Со строками можно производить большое количество операций. При помощи строк можно реализовывать различные математические, логические и прочие операции на объектно-ориентированном языке Python. 

  1. Сложение строк (конкатенация). При помощи данной операции можно складывать несколько строк и выводить их вместе:

Str_1 = ‘Унылая пора!’

Str_2 = ‘Очей очарованье!’

Print(str_1 + str_2)

Результат: Унылая пора! Очей очарованье!

  1. Дублирование строки. Строки можно дублировать при помощи специального оператора ‘*’ и числа, которое будет указывать - сколько раз повторять вывод строки:

Str_1=‘Унылая пора!’

Print(‘Результат:’, str_1 *3)

Результат: Унылая пора! Унылая пора! Унылая пора!

  1. Нахождение длины строки. Данную операцию можно реализовать при помощи одного оператора len():

Str_1 = ‘Унылая пора!’

Print(‘Кол-во символов:’, len(str_1 ))

Результат: Кол-во символов: 12

Если пользователь введет не число и не символ (например, знак пробела), то компилятор все равно посчитает его.

  1. Доступ к элементу строки по индексу. К каждому элементу можно обращаться отдельно, указав его индекс:

Str_1 = [1,3,5,7,9]

Print(Первый элемент строки:’, Str_1[0]) Print(Последний элемент строки:’, Str_1[4])

Результат: Первый элемент строки: 1

Последний элемент строки: 9


Как можно заметить, элементы индекса начинаются с нуля. Если указать индекс, который не предусмотрен для данного списка, вывод консоли будет соответствовать размеру списка:

Основные функции и методы строк


Управляющие последовательности в строке

Строка может содержать ряд специальных символов, которые управляют последовательностями или escape-последовательностями. 

Самые применяемые управляющие последовательности:

  1. \ - позволяет добавить знак слэша внутри строки; 

  2. \’ - позволяет добавить внутрь строки одинарную кавычку; 

  3. \’’ - позволяет добавить внутрь строки двойную кавычку; 

  4. \n - переход на новую строку (вертикальная табуляция); 

  5. \t - сдвиг в правую сторону на 4 отступа (горизонтальная табуляция)

Личностные:

Сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности. Регулятивные:

Умение решать ситуационные задачи.

Познавательные:

Умение строить логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

сотрудничество с преподавателем.

4. Практическая работа

Обучающиеся самостоятельно пишут программу на языке Python

Личностные:

провести анализ информации;

привести аргументы в ходе написания программы.

Регулятивные:

выбирать путь достижения цели;

разработка программы выполнения алгоритма.

Познавательные:

анализировать предложенный алгоритм;

умение соотносить свои действия с планируемым результатом, оценивать работу.

Коммуникативные:

Умение обосновывать выводы по итогам выполнения практических работ.

15

Задача №1.

Напишите программу, в которой используется переменная с именем ‘s’,  значение данной переменной ваше ФИО. Выведите её 10 раз с помощью функции дублирования.

Задача №2 

Напишите программу, в которой используется переменная с именем ‘а’,  значение данной переменной ваше ФИО. Посчитайте количество символов в данной строке.

Задача №3 

Напишите программу, в которой используется переменная с именем ‘w’,  значение данной переменной ваше ФИО. Используя индексы элементов, выведите первую букву фамилии, имени и отчества. 

  1. Задают переменную символьного типа;

  2. Выбирают тип операции для каждой задачи.

  3. Демонстрируют практические умения работы с символьными данными на языке Python.


6. Рефлексия

5

  1. Что узнали на уроке?

  2. Что было трудного в изучении?

  3. Всё ли получилось усвоить?

  4. Над чем необходимо ещё поработать?

Обучающиеся оценивают качество своей работы на уроке. Определяют уровень освоения темы.

Личностные:

Умение проводить анализ ситуации.

Коммуникативные:

Умения высказывать и обосновывать свою точку зрения.





Скачать

© 2024, 576 70

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!