Урок русского языка в 8 классе по теме «Обращение и знаки препинания при нем»
Учитель: Захарьина Е.В., первая квалификационная категория
- Смилуйся, государыня рыбка!
- Друзья мои, прекрасен наш союз!
- Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
- Шуми, волнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
- ЗНАЮ
- ХОЧУ УЗНАТЬ
- УЗНАЛ
- НАУЧИЛСЯ
После изучения темы вы будете
знать :
- Что такое обращение
- Функция и роль обращения в предложении
- С какой интонацией произносится
- Способы выражения
- Пунктуационное правило
уметь :
- Видеть обращение в предложении
- Не путать обращение с подлежащим
- Правильно ставить знаки препинания
- Употреблять обращение в речи
- Смилуйся, государыня рыбка!
- Друзья мои, прекрасен наш союз!
- Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
- Шуми, волнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Обращение
- это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью.
- Красавица пела при мне песни Грузии печальной
- Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной.
!!! Обращение не путай с подлежащим .
- Красавица пела при мне песни Грузии печальной
- Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной.
Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены)
1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.
2. Я вернусь к тебе Россия.
3. С чего начинается Родина?
4. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.
5. Любимый город может спать спокойно.
6. Утоли мою жажду каплей росы.
7. Жизнь моя ничуть не стала тише…
8. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.
9.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!
Здравствуй, князь.
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Звательная интонация
- О чем, прозаик, ты хлопочешь?
- Помоги мне, Георгий, я ранен!
- Не сетуй, брат, что рано грешный мир покинул ты.
Работа с учебником. Чтение материала на стр. 168.
Звательный падеж
- Что тебе надобно, старче ?
- Пойди, княже , с нами в дань.
(«Повесть временных лет»)
- Пора, красавица, проснись!
- Поэт, не дорожи любовию народный.
- Дай, няня, мне перо, бумагу.
- Ветер, ветер, ты могуч!
- Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
- Простите, верные дубравы!
Всегда выделяются
запятыми
(вместе с зависимыми
словами)
[О, …]. Руслан, лишился ты Людмилы.
[… , О, …] Расскажи мне, няня, про ваши старые года.
[ …,О ] . Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Между двумя обращениями, соединенными союзами И,
ДА (=И), запятая не ставится.
[ О и О, … ] Петр Андреевич и Алексей Иванович, подавайте сюда ваши шпаги!
В начале предложения обращение отделяется ! , если произносится с сильным чувством.
Междометие о от обращения запятой не отделяется
[О! …]. Борис! Все пред тобой трепещет!
[… ,о О, …].
И ты со мной, о лира, приуныла.
- Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил.
- Красуйся град Петров и стой неколебимо, как Россия.
- Покой души твоей мне дорог Мария.
- Милый мой ты будешь царь земли родной!
- Поди-ка сюда верный мой работник Балда.
- Распроклятая ты мошка Мы тебя!..
- Ты чем-нибудь расстроен?
- Прощай надежда спи желанье храни меня мой талисман.
- Ах няня сделай одолжение.
- Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил.
- Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.
- Покой души твоей мне дорог, Мария.
- Милый мой, ты будешь царь земли родной!
- Поди-ка сюда, верный мой работник Балда.
- Распроклятая ты мошка! Мы тебя!..
- Ты чем-нибудь расстроен?
- Прощай, надежда, спи, желанье, храни меня, мой талисман.
- Ах, няня, сделай одолжение.
Творческое задание
Какие обращения по отношению к вам могут использовать разные собеседники в различных ситуациях?
Работа с текстом.
Пока свободою г…рим
Пока сер(?)ца для чести живы
Мой друг отчизне посв...тим
Души прекрас(?)ные порывы!
Товарищ верь: взойдет она,
Зв..зда пл..нительного счастья,
Россия вспрянет (ото) сна
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Выполните задания:
И нтерес – Что интересно было на уроке?
Т рудности - Какие задания вызвали затруднения?
О бучение – Чему вы научились?
Г лавное – Что сегодняшний
урок принес мне?
После изучения темы вы будете
знать :
- Что такое обращение
- С какой интонацией произносится
- Способы выражения
- Пунктуационное правило
уметь :
- Видеть обращение в предложении
- Не путать обращение с подлежащим
- Правильно ставить знаки препинания
- Употреблять обращение в речи
Молодцы ребята
Вы сегодня хорошо потрудились.
Спасибо восьмиклассники за урок!
Хороших выходных мальчишки!
В понедельник мой любимый класс мы продолжим изучение темы «Обращение».