СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обращение и знаки препинания при нем

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к предложенному уроку по теме "Обращение и знаки препинания при нем"

Просмотр содержимого документа
«Обращение и знаки препинания при нем»

Урок русского языка в 8 классе по теме «Обращение и знаки препинания при нем» Учитель: Захарьина Е.В., первая квалификационная категория

Урок русского языка в 8 классе по теме «Обращение и знаки препинания при нем»

Учитель: Захарьина Е.В., первая квалификационная категория

 Смилуйся, государыня рыбка!  Друзья мои, прекрасен наш союз!  Ах, братцы!  Как часто в горестной разлуке,  В моей блуждающей судьбе,  Москва, я думал о тебе!  Шуми, волнуйся непогодой:  Он был, о море, твой певец.
  • Смилуйся, государыня рыбка!
  • Друзья мои, прекрасен наш союз!
  • Ах, братцы!
  • Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

  • Шуми, волнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.

ЗНАЮ  ХОЧУ УЗНАТЬ  УЗНАЛ  НАУЧИЛСЯ
  • ЗНАЮ
  • ХОЧУ УЗНАТЬ
  • УЗНАЛ
  • НАУЧИЛСЯ
После изучения темы вы будете  знать : Что такое обращение Функция и роль обращения в предложении С какой интонацией произносится Способы выражения Пунктуационное правило  уметь : Видеть обращение в предложении Не путать обращение с подлежащим Правильно ставить знаки препинания Употреблять обращение в речи

После изучения темы вы будете

знать :

  • Что такое обращение
  • Функция и роль обращения в предложении
  • С какой интонацией произносится
  • Способы выражения
  • Пунктуационное правило

уметь :

  • Видеть обращение в предложении
  • Не путать обращение с подлежащим
  • Правильно ставить знаки препинания
  • Употреблять обращение в речи

 Смилуйся, государыня рыбка!  Друзья мои, прекрасен наш союз!  Ах, братцы!  Как часто в горестной разлуке,  В моей блуждающей судьбе,  Москва, я думал о тебе!  Шуми, волнуйся непогодой:  Он был, о море, твой певец.
  • Смилуйся, государыня рыбка!
  • Друзья мои, прекрасен наш союз!
  • Ах, братцы!
  • Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

  • Шуми, волнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.

Обращение это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью.

Обращение

  • это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью.

 Красавица пела при мне песни Грузии печальной  Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной.

  • Красавица пела при мне песни Грузии печальной
  • Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной.
!!! Обращение  не  путай  с  подлежащим . Красавица пела при мне песни Грузии печальной Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной.

!!! Обращение не путай с подлежащим .

  • Красавица пела при мне песни Грузии печальной
  • Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной.
Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены)  1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.  2. Я вернусь к тебе Россия.  3. С чего начинается Родина?  4. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.  5. Любимый город может спать спокойно.  6. Утоли мою жажду каплей росы.  7. Жизнь моя ничуть не стала тише…  8. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.  9.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!

Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены)

1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

2. Я вернусь к тебе Россия.

3. С чего начинается Родина?

4. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.

5. Любимый город может спать спокойно.

6. Утоли мою жажду каплей росы.

7. Жизнь моя ничуть не стала тише…

8. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

9.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!

 Здравствуй, князь.

Здравствуй, князь.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

 Звательная интонация  О чем, прозаик, ты хлопочешь?  Помоги мне, Георгий, я ранен!  Не сетуй, брат, что рано грешный мир покинул ты. Работа с учебником. Чтение материала на стр. 168.

Звательная интонация

  • О чем, прозаик, ты хлопочешь?
  • Помоги мне, Георгий, я ранен!
  • Не сетуй, брат, что рано грешный мир покинул ты.

Работа с учебником. Чтение материала на стр. 168.

 Звательный падеж Что тебе надобно, старче ?  Пойди, княже , с нами в дань.  («Повесть временных лет») Отче наш!

Звательный падеж

  • Что тебе надобно, старче ?
  • Пойди, княже , с нами в дань.

(«Повесть временных лет»)

  • Отче наш!
Пора, красавица, проснись! Поэт, не дорожи любовию народный. Дай, няня, мне перо, бумагу. Ветер, ветер, ты могуч! Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Простите, верные дубравы!
  • Пора, красавица, проснись!
  • Поэт, не дорожи любовию народный.
  • Дай, няня, мне перо, бумагу.
  • Ветер, ветер, ты могуч!
  • Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
  • Простите, верные дубравы!
Всегда выделяются запятыми (вместе с зависимыми словами) [О, …]. Руслан, лишился ты Людмилы. [… , О, …] Расскажи мне, няня, про ваши старые года. [ …,О ] . Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Между двумя обращениями, соединенными союзами И,  ДА (=И), запятая не ставится.  [ О и О, … ] Петр Андреевич и Алексей Иванович, подавайте сюда ваши шпаги! В начале предложения обращение отделяется ! , если произносится с сильным чувством. Междометие о от обращения запятой не отделяется [О! …]. Борис! Все пред тобой трепещет! [… ,о О, …]. И ты со мной, о лира, приуныла.

Всегда выделяются

запятыми

(вместе с зависимыми

словами)

[О, …]. Руслан, лишился ты Людмилы.

[… , О, …] Расскажи мне, няня, про ваши старые года.

[ …,О ] . Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Между двумя обращениями, соединенными союзами И,

ДА (=И), запятая не ставится.

[ О и О, … ] Петр Андреевич и Алексей Иванович, подавайте сюда ваши шпаги!

В начале предложения обращение отделяется ! , если произносится с сильным чувством.

Междометие о от обращения запятой не отделяется

[О! …]. Борис! Все пред тобой трепещет!

[… ,о О, …].

И ты со мной, о лира, приуныла.

Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. Красуйся град Петров и стой неколебимо, как Россия. Покой души твоей мне дорог Мария. Милый мой ты будешь царь земли родной! Поди-ка сюда верный мой работник Балда. Распроклятая ты мошка Мы тебя!.. Ты чем-нибудь расстроен? Прощай надежда спи желанье храни меня мой талисман. Ах няня сделай одолжение.
  • Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил.
  • Красуйся град Петров и стой неколебимо, как Россия.
  • Покой души твоей мне дорог Мария.
  • Милый мой ты будешь царь земли родной!
  • Поди-ка сюда верный мой работник Балда.
  • Распроклятая ты мошка Мы тебя!..
  • Ты чем-нибудь расстроен?
  • Прощай надежда спи желанье храни меня мой талисман.
  • Ах няня сделай одолжение.
Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил. Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия. Покой души твоей мне дорог, Мария. Милый мой, ты будешь царь земли родной! Поди-ка сюда, верный мой работник Балда. Распроклятая ты мошка! Мы тебя!.. Ты чем-нибудь расстроен? Прощай, надежда, спи, желанье, храни меня, мой талисман. Ах, няня, сделай одолжение.
  • Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил.
  • Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.
  • Покой души твоей мне дорог, Мария.
  • Милый мой, ты будешь царь земли родной!
  • Поди-ка сюда, верный мой работник Балда.
  • Распроклятая ты мошка! Мы тебя!..
  • Ты чем-нибудь расстроен?
  • Прощай, надежда, спи, желанье, храни меня, мой талисман.
  • Ах, няня, сделай одолжение.
Творческое задание  Какие обращения по отношению к вам могут использовать разные собеседники в различных ситуациях?

Творческое задание

Какие обращения по отношению к вам могут использовать разные собеседники в различных ситуациях?

 Работа с текстом.   Пока свободою г…рим Пока сер(?)ца для чести живы Мой друг отчизне посв...тим Души прекрас(?)ные порывы! Товарищ верь: взойдет она, Зв..зда пл..нительного счастья, Россия вспрянет (ото) сна И на обломках самовластья Напишут наши имена! Выполните задания:

Работа с текстом.

Пока свободою г…рим

Пока сер(?)ца для чести живы

Мой друг отчизне посв...тим

Души прекрас(?)ные порывы!

Товарищ верь: взойдет она,

Зв..зда пл..нительного счастья,

Россия вспрянет (ото) сна

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Выполните задания:

 И нтерес – Что интересно было на уроке? Т рудности -  Какие задания вызвали затруднения? О бучение – Чему вы научились?  Г лавное – Что сегодняшний  урок принес мне?

И нтерес – Что интересно было на уроке?

Т рудности - Какие задания вызвали затруднения?

О бучение – Чему вы научились?

Г лавное – Что сегодняшний

урок принес мне?

После изучения темы вы будете  знать : Что такое обращение С какой интонацией произносится Способы выражения Пунктуационное правило  уметь : Видеть обращение в предложении Не путать обращение с подлежащим Правильно ставить знаки препинания Употреблять обращение в речи

После изучения темы вы будете

знать :

  • Что такое обращение
  • С какой интонацией произносится
  • Способы выражения
  • Пунктуационное правило

уметь :

  • Видеть обращение в предложении
  • Не путать обращение с подлежащим
  • Правильно ставить знаки препинания
  • Употреблять обращение в речи

 Молодцы ребята  Вы сегодня хорошо потрудились.  Спасибо восьмиклассники за урок!  Хороших выходных мальчишки!  В понедельник мой любимый класс мы продолжим изучение темы «Обращение».

Молодцы ребята

Вы сегодня хорошо потрудились.

Спасибо восьмиклассники за урок!

Хороших выходных мальчишки!

В понедельник мой любимый класс мы продолжим изучение темы «Обращение».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!