СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обращение и знаки препинания при нем

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока. Знаки препинания при обращении

Просмотр содержимого документа
«Обращение и знаки препинания при нем»


План – конспект

урока русского языка в 8 классе

«Обращение и знаки препинания при нем»

Тип урока: урок изучения, закрепления и обобщения знаний.

Материальное обеспечение: презентация; раздаточный материал.

Цели урока:

познавательные:

расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём; провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков;   расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры;    провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями;  обратиться к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение.

воспитательные:

воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

развивающие:

развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов; развивать логическое мышление; развивать языковое чутьё, способность чувствовать красоту языка; развивать умение работать в команде.















Ход урока:



  1. Организационный момент  

  2. Новая тема.

1)Мозговой штурм. Задание для самостоятельной (индивидуальной) работы с раздаточным материалом:

  1. расставьте недостающие знаки препинания, пропущенные буквы;

  2. в роли каких членов предложения выступает слово Россия;

  3. в каком предложении это слово не является членом предложения, почему?

1) В европейской части России есть все: и возвышенности, и обширные равнины, и величественные реки, и бескрайние леса.2) Родина многих величайших художников : Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина-Россия. 3) Люблю твою, Россия, старину.4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.5)Тебя, как первую любовь , России сердце не забудет.

- Какие знания вам были необходимы для решения этой познавательной задачи?

(Учащиеся называют виды пунктограмм, встретившиеся им в работе)

- Какие слова требовали особого внимания для определения их синтаксической роли?

- Почему?

(Они выступают в роли обстоятельства, сказуемого , подлежащего дополнения и обращения.)

- Прочитайте предложение с обращением.

- Прочитайте предложения, в которых эти же слова являются обстоятельством , сказуемым , подлежащим, дополнением )

2)Постановка дидактической цели:

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(мы будем говорить об обращении)(слайд 2)

3) Работа в группах

- Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в том виде, который кажется вам наиболее удобным. (работа в группах, консультации друг с другом, с учителем).

- Работа над теоретическим материалом в учебнике.

- Вся ли информация, зафиксированная вами, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить?

- Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их изменили? Обоснуйте!

- Дайте полный устный ответ по своим подсказкам

- Используйте свои подсказки в дальнейшей работе над практическими заданиями



4) Поисковая работа (слайды 3-4)

Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере:

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?».

Что за форма старче?в обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе…Сравните е более древний текст : Пойди, княже, с нами.( «Повесть временных лет»)

Князь-княже; старик-старче-во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка , который назывался звательным и употреблялся при обращении. Во многих языках отказались от звательного падежа, не только в русском. Тем не менее, знать о его существовании полезно. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском. (Слайды 5-6)

5) Стадия осмысления



Знакома ли вам тема, над которой мы работаем? Она не только знакома, а еще и привычна: мы ведь встречаемся с этим явлением ежедневно.  



III. Выполнение практических заданий.

  1. Использование обращений в художественных текстах , в эпистолярном жанре. (слайд 7)

Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены)

1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

2. Я вернусь к тебе Россия.

3. С чего начинается Родина?

4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.

6. Любимый город может спать спокойно.

7. Утоли мою жажду каплей росы.

8. Жизнь моя ничуть не стала тише…

9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!

Составьте схемы предложений. (слайд 8)

1.Я вернусь к тебе, Россия.

4.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

9. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая.

10.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье!

Схемы: [ …, О].

[О, … ].

[ …, О].

[ …, О, … ].



Проверка выполнения задания. (слайд 9)



-В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?

- Каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

-Какие из выписанных предложений относятся к поэтическому тексту, какие служат для выражения отношения пищущего к адресату?





IV Новая тема (слайд 10)

1.Разорванное обращение.

«Откуда, умная, бредешь ты, голова? (Крылов. «ЛИСИЦА И ОСЕЛ»)

2.Личные местоимения ты и вы могут выступать в роли обращения ,например:

- Эй, вы! Прекращайте скорее! (Достоевский);

Тише, ты! – крикнула Феня (Антонов).

  1. Этикетные обращения. (слайд 11)

  • Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость.

Сравните:

Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Н.Гоголь.);

Прощай, ваше благородие!(А. Пушкин)

Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко)

- Платить, дядя, надо, - тихо сказал кондуктор

- Мамаша , гляди, пакет унесут.

3. Русские стандарты вежливого обращения (сообщение учащегося)

Приложение№1

  1. Проблемная ситуация . (слайд 12)

Как бы обратились друг к незнакомому человеку с просьбой указать дорогу?

Отсутствие стандартов вежливого обращения - это недостаток нашего языка или его достоинство?

V. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

  1. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

  2. Какие задания вызвали затруднения? Какие показались интересными?


VI. Дом. задание.


1. выписать из пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" 7 предложений с обращениями

1-вариант из 1,2 действия4,

2-вариант из 3,4 действия;

3.Построить схемы употребления обращений





















Приложение№1

Русские стандарты вежливого обращения сегодня.

Русская этикетная система сегодня на распутье: старая система обращений в значительной степени разрушена, дискредитирована, а новая еще не создана… В центре общественных дискуссий оказались три ключевых обращения ХХ в.: товарищ (товарищи), господин (господа), гражданин (гражданка, граждане).

Обращения «дама», «женщина», «мужчина», «мужик» несут в себе, кроме всего прочего, признаки опрощения высокоразвитого языка до давно изжитых оттенков физиологического свойства. Наверное, правы те, кто приравнивает их к ругательным словам нецензурного ряда. Сюда же надо отнести слова-обращения «мать», «отец», «старуха», «старая» и даже иногда «бабушка», звучащие для многих оскорбительно.

Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем:в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине:доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам:женщина, девушка; молодой человек, парень, мужчина и т.д., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д.
Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине. Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство?

Главное, чтобы в обращении всегда было выражено чувство собственного достоинства и почтения к тому, с кем общаешься. Любое обращение допустимо, когда оно одинаково комфортно для обеих сторон




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!