СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обращение и знаки препинания при нем

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку. Содержит наглядные примеры и тренировочные упражнения

Просмотр содержимого документа
«Обращение и знаки препинания при нем»

Обращение и знаки препинания при нем.   Урок русского языка в 8 классе.

Обращение и знаки препинания при нем.

Урок русского языка в 8 классе.

Цели урока: а) расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём;  б)  провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков;    в)  расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры;    г) провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями;   д) обратиться к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение.

Цели урока: а) расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём;  б)  провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков;    в)  расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры;    г) провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями;   д) обратиться к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение.

Звательный падеж. Приплыла к нему рыбка, спросила: « Чего тебе надобно, старче?» Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе …  

Звательный падеж.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

« Чего тебе надобно, старче?»

Что за форма старче? В обращении

у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе

 

Звательный падеж  Пойди, к н я ж е , с нами в дань.  («Повесть временных лет») Милостивейший государь б а т ю ш к о  !  (Обращение в письме царевича Алексея в письме к Петру)

Звательный падеж

Пойди, к н я ж е , с нами в дань.

(«Повесть временных лет»)

Милостивейший государь б а т ю ш к о !

(Обращение в письме царевича Алексея в письме к Петру)

Устаревший звательный падеж  князь – княже  батюшка – батюшко  отец – отче  старик – старче

Устаревший звательный падеж

князь – княже

батюшка – батюшко

отец – отче

старик – старче

 Для любознательных.  Украинский язык. Звательный падеж.  Р i дна мати моя , ти ночей не доспала…    ( Андр i й Малишко) Можна все на св i т i вибирати, сину ,  Вибрати не можна т i льки Батьк i вщину.  (Дм. Павличко) Что в нашей современной речи осталось от звательного падежа?

Для любознательных. Украинский язык. Звательный падеж.

  • Р i дна мати моя , ти ночей не доспала…

( Андр i й Малишко)

  • Можна все на св i т i вибирати, сину ,

Вибрати не можна т i льки Батьк i вщину.

(Дм. Павличко)

Что в нашей современной речи осталось от звательного падежа?

Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены)  1 . Платком взмахнула у ворот моя любимая.  2. Я вернусь к тебе Россия.  3. С чего начинается Родина?  4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!  5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.  6. Любимый город может спать спокойно.  7. Утоли мою жажду каплей росы.  8. Жизнь моя ничуть не стала тише…  9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.  10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье! Составьте  схемы!

Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены)

1 . Платком взмахнула у ворот моя любимая.

2. Я вернусь к тебе Россия.

3. С чего начинается Родина?

4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.

6. Любимый город может спать спокойно.

7. Утоли мою жажду каплей росы.

8. Жизнь моя ничуть не стала тише…

9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!

Составьте

схемы!

Составьте схемы предложений.  2. Я вернусь к тебе, Россия.  4.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!  9. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая.  10.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье! [ …, О]. [О, … ]! [ …, О]. [ …, О, … ]!   Схемы:

Составьте схемы предложений.

2. Я вернусь к тебе, Россия.

4.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

9. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая.

10.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье!

[ …, О].

[О, … ]!

[ …, О].

[ …, О, … ]!

Схемы:

  Проверка выполнения задания.   - В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку? - Каким образом передаётся авторское отношение через обращение? -Какие из выписанных предложений относятся к поэтическому тексту, какие служат для выражения отношения пищущего к адресату?

Проверка выполнения задания.

  • - В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?
  • - Каким образом передаётся авторское отношение через обращение?
  • -Какие из выписанных предложений относятся к поэтическому тексту, какие служат для выражения отношения пищущего к адресату?
Новая тема! 1.Разорванное обращение. «Откуда, умная , бредешь ты, голова ? (Крылов. «ЛИСИЦА И ОСЕЛ»)  2 . Личные местоимения ты и вы могут  выступать в роли обращения ,например: - Эй, вы ! Прекращайте скорее! (Достоевский); – Тише, ты ! – крикнула Феня (Антонов).

Новая тема!

1.Разорванное обращение.

«Откуда, умная , бредешь ты, голова ? (Крылов. «ЛИСИЦА И ОСЕЛ»)

2 . Личные местоимения ты и вы могут выступать в роли обращения ,например:

- Эй, вы ! Прекращайте скорее! (Достоевский);

Тише, ты ! – крикнула Феня (Антонов).

Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость. Сравните: Я пригласил вас, господа , с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Н.Гоголь.); Прощай, ваше благородие !(А. Пушкин)    — Не в деньгах, гражданка , счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко) - Платить, дядя , надо, - тихо сказал кондуктор - Мамаша , гляди, пакет унесут.
  • Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость.

Сравните:

  • Я пригласил вас, господа , с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Н.Гоголь.);
  • Прощай, ваше благородие !(А. Пушкин)
  • — Не в деньгах, гражданка , счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко)
  • - Платить, дядя , надо, - тихо сказал кондуктор
  • - Мамаша , гляди, пакет унесут.
Жизнь обращений сегодня.   Как вы обратитесь к незнакомому человеку, идущему рядом с вами, с просьбой указать дорогу ? Отсутствие стандартов вежливого обращения- это недостаток нашего языка или его достоинство?

Жизнь обращений сегодня.

Как вы обратитесь к незнакомому человеку, идущему рядом с вами, с просьбой указать дорогу ?

Отсутствие стандартов вежливого обращения- это недостаток нашего языка или его достоинство?

Домашнее задание:  1. выписать из пьесы Н. В. Гоголя

Домашнее задание: 1. выписать из пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" 7 предложений с обращениями

1-вариант из 1,2 действия4,

2-вариант из 3,4 действия;

2.Построить схемы употребления обращений.


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!