Обращение и знаки препинания при нем.
Урок русского языка в 8 классе.
Цели урока: а) расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём; б) провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков; в) расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры; г) провести наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями; д) обратиться к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение.
Звательный падеж.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
« Чего тебе надобно, старче?»
Что за форма старче? В обращении
у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе …
Звательный падеж
Пойди, к н я ж е , с нами в дань.
(«Повесть временных лет»)
Милостивейший государь б а т ю ш к о !
(Обращение в письме царевича Алексея в письме к Петру)
Устаревший звательный падеж
князь – княже
батюшка – батюшко
отец – отче
старик – старче
Для любознательных. Украинский язык. Звательный падеж.
- Р i дна мати моя , ти ночей не доспала…
( Андр i й Малишко)
- Можна все на св i т i вибирати, сину ,
Вибрати не можна т i льки Батьк i вщину.
(Дм. Павличко)
Что в нашей современной речи осталось от звательного падежа?
Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены)
1 . Платком взмахнула у ворот моя любимая.
2. Я вернусь к тебе Россия.
3. С чего начинается Родина?
4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.
6. Любимый город может спать спокойно.
7. Утоли мою жажду каплей росы.
8. Жизнь моя ничуть не стала тише…
9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.
10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!
Составьте
схемы!
Составьте схемы предложений.
2. Я вернусь к тебе, Россия.
4.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
9. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая.
10.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье!
[ …, О].
[О, … ]!
[ …, О].
[ …, О, … ]!
Схемы:
Проверка выполнения задания.
- - В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?
- - Каким образом передаётся авторское отношение через обращение?
- -Какие из выписанных предложений относятся к поэтическому тексту, какие служат для выражения отношения пищущего к адресату?
Новая тема!
1.Разорванное обращение.
«Откуда, умная , бредешь ты, голова ? (Крылов. «ЛИСИЦА И ОСЕЛ»)
2 . Личные местоимения ты и вы могут выступать в роли обращения ,например:
- Эй, вы ! Прекращайте скорее! (Достоевский);
– Тише, ты ! – крикнула Феня (Антонов).
- Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость.
Сравните:
- Я пригласил вас, господа , с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Н.Гоголь.);
- Прощай, ваше благородие !(А. Пушкин)
- — Не в деньгах, гражданка , счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко)
- - Платить, дядя , надо, - тихо сказал кондуктор
- - Мамаша , гляди, пакет унесут.
Жизнь обращений сегодня.
Как вы обратитесь к незнакомому человеку, идущему рядом с вами, с просьбой указать дорогу ?
Отсутствие стандартов вежливого обращения- это недостаток нашего языка или его достоинство?
Домашнее задание: 1. выписать из пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" 7 предложений с обращениями
1-вариант из 1,2 действия4,
2-вариант из 3,4 действия;
2.Построить схемы употребления обращений.