СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обращение и знаки препинания при нём. Употребление обращений».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обращение и знаки препинания при нем. Употребление обращений.

Просмотр содержимого документа
««Обращение и знаки препинания при нём. Употребление обращений».»


Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём. Употребление обращений».
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Цели урока:
Образовательная:

1)Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.
2)Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
3)Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.
4)Повышение интереса к творчеству великого русского поэта Пушкина, укрепление межпредметных связей.
Развивающая:
1)Развивать устную речь учащихся.
2)Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
Воспитательная:
1)Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.

Оборудование урока:
ПК; карточки; тесты; презентация, рабочий лист.

Ход урока:
Организационный этап.
1.Учитель. - Приветствие обучающихся.

2. Слово учителя:
- Вспомним определения русского языка, разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего урока. (Решение кроссворда). (обращение ) слайд

- Скажите, пожалуйста, знакома ли тема?
- Что вы знаете об обращениях?

– Итак, тема сегодняшнего урока – «Обращение и знаки препинания при нем. Употребление обращений».

Слайд

С понятием обращение вы познакомились в 5 классе, а в 8 классе встретились вновь. Ребята, исходя из темы урока, какую цель мы сегодня поставим перед собой? 

Ответы учащихся… (нам необходимо вспомнить, что такое обращение)

Сформулируйте задачи урока:

  • Расширить …

  • Учиться употреблять…

  • Знать…

-А как вы думаете, ждут ли вас какие-то новые открытия в этой теме? Насколько хорошо вы знаете её? Давайте еще раз вспомним то, что мы уже знаем об обращениях.
4. Новая тема .
– Откройте тетради, запишите дату, тему урока. слайд

5. Сделать синтаксический разбор предложений: ( слайд) (рабочий лист)

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной ... (А. Пушкин)

Пройдет любовь, настанет скука,
Красавица полюбит вновь. («Кавказский пленник» А.Пушкин)

1). В каком предложении слово красавица играет синтаксическую роль?
2)А в каком слово синтаксически не связано с другими членами предложения?

3)Чем еще они отличаются друг от друга? Разной интонацией. В первом предложении - интонация звательная.

4)Как называются такие слова? Обращения.

5). Обращение грамматически и интонационно обособлено. Какова основная функция обращения? – Называние того, к кому обращаемся с речью.

5. Чем бывает выражено обращение?

Чаще всего бывает выражено существительным: ( слайд)
Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья(«К Чаадаеву»)

Мир опустел. Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан? («К морю»)

В роли обращения может выступать и прилагательное: ( слайд)
Восстань, боязливый:
В пещере твоей
Святая лампада
До утра горит. («Подражания Корану»)


Реже в роли обращения. может быть причастие: ( слайд)
Провожающие, выйдите из вагона.

Обращение может быть также выражено местоимением:
Эй, кто-нибудь!
Эй, ты, иди сюда!

Можно ли так обращаться к человеку?
Нет. Предложение с обращением, выраженным одиночным местоимением, несет экспрессию грубости или фамильярности.


При обращении могут быть зависимые слова. Такое обращение называется распространенным.

Шуми, шуми, послушное ветрило! Волнуйся подо мной, угрюмый океан! (Пушкин).


Вывод: Обращение бывает выражено существительным, прилагательным, причастием, местоимением, а также словосочетанием.

6. У вас в рабочих листах есть отрывки из стихотворений Пушкина. Прочитаем их: (рабочий лист)


Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время. («Песнь о вещем Олеге»)

Прощай, свободная стихия! («К морю»)

Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы. («Бахчисарайский фонтан»)

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный! («Бахчисарайский фонтан»)

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья («Деревня»)

7. Определим падеж в обращениях. - Именительный.

8. Но вот в этих строках Пушкина обращение не стоит в именительном падеже.
(9 слайд)
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» (Кто? Именительный – старик, но не старче)

9. Историческая справка: ( слайд)
Что за форма слова с т а р ч е?

Для сравнения: в еще более древних текстах: Пойди, к н я ж е, с нами в дань («Повесть временных лет»); Милостивейший государь батюшко! (Обращение в письме царевича Алексея в письме к Петру 1). Князь – княже, батюшка – батюшко, отец – отче, старик – старче - во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском. А в русском языке исчез.

Давайте вспомним, с какой интонацией мы произносим обращения? - Звательной. И падеж называется звательным.

10. Практическая работа. Работа в парах.

-Употребление обращений связано с общей культурой человека. Сейчас использование обращений является актуальной проблемой современного общества, так как люди затрудняются в выборе вежливых форм обращения при общении друг с другом и с незнакомыми людьми. В каждом языке есть своя форма обращений. Естественная форма русского обращения к взрослому знакомому и незнакомому собеседнику –обращение по имени и отчеству. Иностранцы обходятся без отчеств. Вам известны какие-то другие формы?(этикетные обращения - сэр, мистер, мисс, миссис, мадемуазель, мадам, месье, господин, госпожа и т.д.).

Составьте варианты предложений с обращениями, прочитайте. Слайд

Человека зовут Павел Иванович Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером…

Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед по квартире, врач


11. Вспомните, как ласково обращаются к вам близкие.
Светочка, зайка, сходи в магазин. Сынуля, помоги мне, пожалуйста. Как хорошо ты все сделала, умница моя.
Мы убедились в том, что обращение не только называет того, к кому обращаемся с речью, но и выражает отношение говорящего к нему.

12. В разговорной речи возможны усеченные формы типа: ( слайд)
Саш, Коль, мам, пап. Иногда такое обращение может быть акцентировано с помощью повтора с усилительной частицей а:
Мам, а мам, я пошел в библиотеку.


13. К какому стилю относятся предложения, придуманные нами? К разговорному.

А теперь скажите, к какому стилю относятся приведенные в начале урока примеры с обращениями? К художественному.

Разговариваете ли вы с неодушевленными предметами? А что мы видим в художественных текстах?
Для художественного текста, особенно в поэтической речи, это возможно.

Как называется такой прием? Олицетворение.

14. Физкультминутка для глаз

15. Перед выполнением работы по карточке обратим внимание на местоположение обращений в предложении: в начале, в середине, в конце. На письме используется выделение обращений запятыми. Если обращение произнесено с чувством, то ставится восклицательный знак. А дальше предложение пишется с большой буквы.
16. Расставьте знаки препинания в предложениях. Составьте схемы предложений с обращениями. :( слайд) (рабочий лист)
1) Барин не прикажешь ли воротиться?
2) Свет ты мой послушай меня старика.
3) Что это сударь с тобой сделалось?
4) А ты мой батюшка не печалься.
5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.
6) Звезды вы ясны, как счастье моё!


17.Проверка схем (Самопроверка и самооценка по слайду)( слайд)

1. О, ?
2. О, .
3. ..,О, ?
4. ...,О, .
5…,о О, ?
6. О, !
Нормы оценок:
5-6 правильных ответов- «5»
4 ответа- «4»
3 ответа – «3»

18. Прочное усвоение темы «Обращение» поможет вам успешно выполнить одно из заданий при сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Давайте посмотрим, как формулируется это задание и как его нужно выполнять.(презентация, выполнение теста) …Слайды

Задание 18( ЕГЭ по русскому языку)

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По тропке, опершись на подожок,

Идет старик, сметая пыль с бурьяна.

"Прохожий!

Укажи (1)дружок(2)

Где тут живет (3) Есенина Татьяна?"

"Татьяна... Гм...

Да (4)вон (5) за той избой.

А ты ей что?

Сродни?

Аль(6)может(7) сын пропащий?"

"Да, сын.

Но что(8) старик(9) с тобой?

Скажи мне,

Отчего ты так глядишь скорбяще?"


19.. Взаимопроверка.( слайд)

20. Итоговые вопросы: ( слайд)
1. Что такое обращение?
2. Помимо называния того, к кому обращаемся с речью, что еще может содержаться в обращении?
3. Где может располагаться обращение в предложении?
3. Чем оно может быть выражено?
4. Какова пунктуация в предложениях с обращениями?


Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. Как вы считаете, удалось ли нам достичь ее? Слайд
Оценивание.

21. Рефлексия ( слайд)
Я узнал
Мне понравилось
Я научился
Я не понял
22. Домашняя работа. ( слайд
1. Пп. 55-58, упр. 343;

2. Выписать из художественных произведений 5-7 предложений с обращениями, объяснить знаки препинания, указать их эмоциональную функцию.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!