Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Сообщает тему, предлагает учащимся на основании темы сформулировать основные цели урока | Фиксируют тему урока в тетрадях; Формулируют цели: Повторить и обобщить нужные темы. Совершенствовать умение расставлять знаки препинания |
Актуализация знаний | Что такое обращение? Как оно выделяется в речи, на письме? | Дают определение, приводят примеры, используя материалы презентации («Укажите обращения в предложениях») |
Тренировочные упражнения | Предлагает учащимся найти и выделить на письме обращения в предложениях (материалы презентации) Предлагает учащимся подобрать подходящие обращения для включения в предложение (материалы презентации), объяснить, почему невозможно употребление некоторых из предложенных обращений | Выполняют задание, объясняют знаки препинания. Осуществляют выбор, аргументируют его, делают вывод о необходимости соблюдения культуры речи (этика при обращении, избегание тавтологических и логических ошибок) |
Актуализация знаний | Какие предложения называются сложными? В чём особенность этих предложений? (предлагает работу с уровнем 2 по теме «Сложное предложение» - чем связываются и чем разделяются части СП) Предлагает найти в задании 3 уровня по теме «СП» сложное предложение, аргументировать выбор. | Дают определение понятия, выполняют и комментируют задание 2 уровня. Выполняют задание. |
Тренировочные упражнения | Обращает учащихся к выполнению заданий на листах по темам «СП», «Прямая речь» (тесты с заданиями с кратким ответом) Предлагает осуществить сверку своих результатом с презентационным образцом | Выполняют задания (5 мин. на выполнение 4 заданий: выделяют основы в предложениях, расставляют знаки и т.д.) Осуществляют сверку, исправляют и комментируют допущенные ошибки, дают определение понятия «прямая речь». |
Контроль и самопроверка знаний и навыков | Предлагает учащимся самостоятельное выполнение в парах упражнений компьютерной программы с отчётом о прохождении каждого уровня (уровни 4-6 темы «СП», уровень 2 по теме «Прямая речь»: «СП»: 4 уровень – установить соответствие между предложениями и их схемами; 5 уровень – составить из имеющихся частей 5 сложных предложений с союзами, расставить знаки препинания; 6 уровень (на «отлично») – расставить знаки препинания в тексте. «ПР» - 2 уровень – расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Выполняют задания, отчитываются о прохождении каждого уровня. |
Подведение итогов | Предлагает вспомнить основные цели урока. Можно ли сказать, что урок был для вас интересен, полезен, что цели его были достигнуты? Объявляет оценки за урок. | Формулируют цели. Выражают своё мнение об их достижении, о том, что было интересно на уроке. |
Постановка домашнего задания | Повторить материал урока, повторить типы речи, подготовиться к творческой работе-повествованию с использованием сложных предложений. | Записывают Д/З в дневник. |