Обращение и знаки препинания при нем. Обращение и знаки препинания при нём
Евдокимова Н.Н., МБОУ «Калиновская ООШ Омского муниципального района Омской области»
Расставьте недостающие знаки препинания; пропущенные буквы;
в роли каких членов предложения выступает слово Россия;
в каком предложении это слово не является членом предложения, почему?
1 ) В евр..пейской части России есть всё и возвышенности и обширные р..внины и величествен..ые реки и бе..крайние леса.2) Родина многих величайших художников Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина Росси... 3) Люблю твою Россия старину.4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.5)Тебя как первую любовь России сер..це (не) забудет.
- Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде кластера
- Вся ли информация, зафиксированная на кластере, верна?
- Вся ли информация, зафиксированная на кластере, верна?
- Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить?
- Дайте полный устный ответ об обращении по кластеру.
- Работа с теоретическим материалом . ( § 34,стр150-151).
Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены)
1 . Платком взмахнула у ворот моя любимая.
2. Я вернусь к тебе Россия.
3. С чего начинается Родина?
4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.
6. Любимый город может спать спокойно.
7. Утоли мою жажду каплей росы.
8. Жизнь моя ничуть не стала тише…
9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.
10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!
Составьте
схемы!
- Знаки препинания, которые используются в предложениях с обращениями, являются выделительными.
- Перед обращением может быть частица о , которая сливается с ним в произношении и запятой от него не отделяется, например: Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать. (Ес.)
Составьте схемы предложений.
2. Я вернусь к тебе, Россия.
4.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
9. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая.
10.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье!
[ …, О].
[О, … ]!
[ …, О].
[ …, О, … ]!
Схемы:
Проверка выполнения задания.
- - В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?
- - Каким образом передаётся авторское отношение через обращение?
- -Какие из выписанных предложений относятся к поэтическому тексту, какие служат для выражения отношения пищущего к адресату?
1.Разорванное обращение.
«Откуда, умная , бредешь ты, голова ? (Крылов. «ЛИСИЦА И ОСЕЛ»)
2 . Личные местоимения ты и вы могут выступать в роли обращения ,например:
- Эй, вы ! Прекращайте скорее! (Достоевский);
– Тише, ты ! – крикнула Феня (Антонов).
- Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость.
Сравните:
- Я пригласил вас, господа , с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Н.Гоголь.);
- Прощай, ваше благородие !(А. Пушкин)
- — Не в деньгах, гражданка , счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко)
- - Платить, дядя , надо, - тихо сказал кондуктор
- - Мамаша , гляди, пакет унесут.
Жизнь обращений сегодня.
Как вы обратитесь к незнакомому человеку, идущему рядом с вами,с просьбой указать дорогу к Пансиону?
Отсутствие стандартов вежливого обращения- это недостаток нашего языка или его достоинство?
Тренировочные упражнения
- Прочитайте. Каким определением уместнее распространить каждое из обращений? Почему? Спишите, вставьте нужные определения.
- 1) ... мама! Я бе..покоюсь о твоём здоровь.. . 2) ... Кирилл Геннадиевич! Ученики нашего класса сердечно поздравляют Вас с шестидесятилетием. 3) ... Даша, я очень по тебе соскучилась. 4) ... Елена Ивановна. Прошу разрешить ученикам VIII класса заниматься по субботам в гимнастическом зале.
- Слова для справки : уважаемый, глубокоуважаемый, дорогой, милый.
Графический диктант
- Сердечный друг ты не здорова.
- В разведку меня дяденька брать будете?
- И в самом обычном наряде мила ты Отчизна до слез.
- Здравствуйте сосновые леса солнечные, чистые, сухие.
- Куда ты кумушка бежишь так без оглядки?
- Клен ты мой опавший клен заледенелый что стоишь нагнувшись под метелью белой?
- Расступитесь леса темные разойдитесь реки быстрые.
- Сыпь ты черемуха снегом, пойте вы птахи в лесу.
- У кого гармонь ребята?
- Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий ты один мне поддержка и опора о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.
- Объяснительный диктант
- Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу. Выделить обращение.
- а) Я люблю тебя край мой родимый.
- б) Наша родная земля мы славим тебя!
- в) Люблю твои Крым пещеры !
- г) Крымская степь! Как ты красива в майский вечер! д) Слышишь: солнечные рощи гимн поют тебе мой Крым! е) За Чёрным морем ты Керчь прогремел доброй славой.
- Цифровой диктант
- Записать цифрами номера тех предложений, в которых есть обращения.
- 1) Люблю тебя мой Судак за ясный свет твоих гор.
- 2) В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою.
- 3) Омск хорошеет с каждым годом.
- 4) Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
- 5) Продлись о век мой светлый.
- 6) Много лет среди равнины мой Омск стоит старинный.
- 7) Прекрасны вы поля земли родной.
- 8) Я Иртыш с детства не могу забыть
- 9) О край родной цвети и славься.
- Тестирование
- Найдите в предложениях обращения. Расставьте недостающие знаки препинания.
- 1. Милый сын когда же начало? Господа начало! Прошу внимания!.. (Чехов) 2. Дорогая моя хорошая чистая будьте моей женой! (Чехов) 3. Горе тебе город Казань едет толпа удальцов собирать невольную дань с твоих беззаботных купцов (Лермонтов). 4. Спящий в гробе мирно спи, жизнью пользуйся живущий (Жуковский).
- 5. Как любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы (Лермонтов)
- . 6. Кто волны вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! (Пушкин)
- 7. Не зови меня ты воля не зови в поля! (Блок).
- 8. Вставай творящий чудеса Кипи неистощимой силой мой Севастополь город милый отчизны вечная краса! (Жаров)
- 9. До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (Твардовский). 10. Поплачь поплачь Настенька дочушка моя. Лети лети ластынька лети за моря (Твардовский).