СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение сведений об обращении, составление кластера "Обращение"

Просмотр содержимого документа
«Обращение. Знаки препинания при обращении.»

Обращение и знаки препинания при нем.  Обращение и знаки препинания при нём   Евдокимова Н.Н., МБОУ «Калиновская ООШ Омского муниципального района Омской области»

Обращение и знаки препинания при нем. Обращение и знаки препинания при нём

Евдокимова Н.Н., МБОУ «Калиновская ООШ Омского муниципального района Омской области»

Расставьте недостающие знаки препинания; пропущенные буквы; в роли каких членов предложения выступает слово Россия; в каком предложении это слово не является членом предложения, почему? 1 ) В евр..пейской части России есть всё и возвышенности и обширные р..внины и величествен..ые реки и бе..крайние леса.2) Родина многих величайших художников Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина Росси... 3) Люблю твою Россия старину.4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.5)Тебя как первую любовь России сер..це (не) забудет.

Расставьте недостающие знаки препинания; пропущенные буквы;

в роли каких членов предложения выступает слово Россия;

в каком предложении это слово не является членом предложения, почему?

1 ) В евр..пейской части России есть всё и возвышенности и обширные р..внины и величествен..ые реки и бе..крайние леса.2) Родина многих величайших художников Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина Росси... 3) Люблю твою Россия старину.4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.5)Тебя как первую любовь России сер..це (не) забудет.

 Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде кластера
  • Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде кластера
Вся ли информация, зафиксированная на кластере, верна? Вся ли информация, зафиксированная на кластере, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить? Дайте полный устный ответ об обращении по кластеру. Работа с теоретическим материалом . ( § 34,стр150-151).
  • Вся ли информация, зафиксированная на кластере, верна?
  • Вся ли информация, зафиксированная на кластере, верна?
  • Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить?
  • Дайте полный устный ответ об обращении по кластеру.
  • Работа с теоретическим материалом . ( § 34,стр150-151).
Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены)  1 . Платком взмахнула у ворот моя любимая.  2. Я вернусь к тебе Россия.  3. С чего начинается Родина?  4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!  5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.  6. Любимый город может спать спокойно.  7. Утоли мою жажду каплей росы.  8. Жизнь моя ничуть не стала тише…  9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.  10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье! Составьте  схемы!

Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены)

1 . Платком взмахнула у ворот моя любимая.

2. Я вернусь к тебе Россия.

3. С чего начинается Родина?

4.Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

5. Мой друг гостей своих с улыбкой встречает.

6. Любимый город может спать спокойно.

7. Утоли мою жажду каплей росы.

8. Жизнь моя ничуть не стала тише…

9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье!

Составьте

схемы!

Знаки препинания, которые используются в предложениях с обращениями, являются выделительными. Перед обращением может быть частица о , которая сливается с ним в произношении и запятой от него не отделяется, например: Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать. (Ес.)
  • Знаки препинания, которые используются в предложениях с обращениями, являются выделительными.
  • Перед обращением может быть частица о , которая сливается с ним в произношении и запятой от него не отделяется, например: Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать. (Ес.)
Составьте схемы предложений.  2. Я вернусь к тебе, Россия.  4.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!  9. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая.  10.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье! [ …, О]. [О, … ]! [ …, О]. [ …, О, … ]!   Схемы:

Составьте схемы предложений.

2. Я вернусь к тебе, Россия.

4.Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

9. Поклон-привет тебе он шлет, моя любимая.

10.Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье!

[ …, О].

[О, … ]!

[ …, О].

[ …, О, … ]!

Схемы:

  Проверка выполнения задания.   - В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку? - Каким образом передаётся авторское отношение через обращение? -Какие из выписанных предложений относятся к поэтическому тексту, какие служат для выражения отношения пищущего к адресату?

Проверка выполнения задания.

  • - В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?
  • - Каким образом передаётся авторское отношение через обращение?
  • -Какие из выписанных предложений относятся к поэтическому тексту, какие служат для выражения отношения пищущего к адресату?
1.Разорванное обращение. «Откуда, умная , бредешь ты, голова ? (Крылов. «ЛИСИЦА И ОСЕЛ»)  2 . Личные местоимения ты и вы могут  выступать в роли обращения ,например: - Эй, вы ! Прекращайте скорее! (Достоевский); – Тише, ты ! – крикнула Феня (Антонов).

1.Разорванное обращение.

«Откуда, умная , бредешь ты, голова ? (Крылов. «ЛИСИЦА И ОСЕЛ»)

2 . Личные местоимения ты и вы могут выступать в роли обращения ,например:

- Эй, вы ! Прекращайте скорее! (Достоевский);

Тише, ты ! – крикнула Феня (Антонов).

Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость. Сравните: Я пригласил вас, господа , с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Н.Гоголь.); Прощай, ваше благородие !(А. Пушкин) — Не в деньгах, гражданка , счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко) - Платить, дядя , надо, - тихо сказал кондуктор - Мамаша , гляди, пакет унесут.
  • Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость.

Сравните:

  • Я пригласил вас, господа , с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Н.Гоголь.);
  • Прощай, ваше благородие !(А. Пушкин)
  • — Не в деньгах, гражданка , счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко)
  • - Платить, дядя , надо, - тихо сказал кондуктор
  • - Мамаша , гляди, пакет унесут.
Жизнь обращений сегодня.  Как вы обратитесь к незнакомому человеку, идущему рядом с вами,с просьбой указать дорогу к Пансиону? Отсутствие стандартов вежливого обращения- это недостаток нашего языка или его достоинство?

Жизнь обращений сегодня.

Как вы обратитесь к незнакомому человеку, идущему рядом с вами,с просьбой указать дорогу к Пансиону?

Отсутствие стандартов вежливого обращения- это недостаток нашего языка или его достоинство?

Тренировочные упражнения Прочитайте. Каким определением уместнее распространить каждое из обращений? Почему? Спишите, вставьте нужные определения. 1) ... мама! Я бе..покоюсь о твоём здоровь.. . 2) ... Кирилл Геннадиевич! Ученики нашего класса сердечно поздравляют Вас с шестидесятилетием. 3) ... Даша, я очень по тебе соскучилась. 4) ... Елена Ивановна. Прошу разрешить ученикам VIII класса заниматься по субботам в гимнастическом зале. Слова для справки : уважаемый, глубокоуважаемый, дорогой, милый.

Тренировочные упражнения

  • Прочитайте. Каким определением уместнее распространить каждое из обращений? Почему? Спишите, вставьте нужные определения.
  • 1) ... мама! Я бе..покоюсь о твоём здоровь.. . 2) ... Кирилл Геннадиевич! Ученики нашего класса сердечно поздравляют Вас с шестидесятилетием. 3) ... Даша, я очень по тебе соскучилась. 4) ... Елена Ивановна. Прошу разрешить ученикам VIII класса заниматься по субботам в гимнастическом зале.
  • Слова для справки : уважаемый, глубокоуважаемый, дорогой, милый.
Графический диктант Сердечный друг ты не здорова. В разведку меня дяденька брать будете? И в самом обычном наряде мила ты Отчизна до слез. Здравствуйте сосновые леса солнечные, чистые, сухие. Куда ты кумушка бежишь так без оглядки? Клен ты мой опавший клен заледенелый что стоишь нагнувшись под метелью белой? Расступитесь леса темные разойдитесь реки быстрые. Сыпь ты черемуха снегом, пойте вы птахи в лесу. У кого гармонь ребята? Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий ты один мне поддержка и опора о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.

Графический диктант

  • Сердечный друг ты не здорова.
  • В разведку меня дяденька брать будете?
  • И в самом обычном наряде мила ты Отчизна до слез.
  • Здравствуйте сосновые леса солнечные, чистые, сухие.
  • Куда ты кумушка бежишь так без оглядки?
  • Клен ты мой опавший клен заледенелый что стоишь нагнувшись под метелью белой?
  • Расступитесь леса темные разойдитесь реки быстрые.
  • Сыпь ты черемуха снегом, пойте вы птахи в лесу.
  • У кого гармонь ребята?
  • Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий ты один мне поддержка и опора о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.
Объяснительный диктант Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу. Выделить обращение. а) Я люблю тебя край мой родимый. б) Наша родная земля мы славим тебя! в) Люблю твои Крым пещеры ! г) Крымская степь! Как ты красива в майский вечер! д) Слышишь: солнечные рощи гимн поют тебе мой Крым! е) За Чёрным морем ты Керчь прогремел  доброй славой.
  • Объяснительный диктант
  • Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу. Выделить обращение.
  • а) Я люблю тебя край мой родимый.
  • б) Наша родная земля мы славим тебя!
  • в) Люблю твои Крым пещеры !
  • г) Крымская степь! Как ты красива в майский вечер! д) Слышишь: солнечные рощи гимн поют тебе мой Крым! е) За Чёрным морем ты Керчь прогремел  доброй славой.
Цифровой диктант Записать цифрами номера тех предложений, в которых есть обращения. 1) Люблю тебя мой Судак за ясный свет твоих гор. 2) В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою. 3) Омск хорошеет с каждым годом. 4) Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы. 5) Продлись о век мой светлый. 6) Много лет среди равнины мой Омск стоит старинный. 7) Прекрасны вы поля земли родной. 8) Я Иртыш с детства не могу забыть   9) О край родной цвети и славься. 
  • Цифровой диктант
  • Записать цифрами номера тех предложений, в которых есть обращения.
  • 1) Люблю тебя мой Судак за ясный свет твоих гор.
  • 2) В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою.
  • 3) Омск хорошеет с каждым годом.
  • 4) Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
  • 5) Продлись о век мой светлый.
  • 6) Много лет среди равнины мой Омск стоит старинный.
  • 7) Прекрасны вы поля земли родной.
  • 8) Я Иртыш с детства не могу забыть 
  • 9) О край родной цвети и славься. 
1,4,5,7,9
  • 1,4,5,7,9
Тестирование Найдите в предложениях обращения. Расставьте недостающие знаки препинания. 1. Милый сын когда же начало? Господа начало! Прошу внимания!..  (Чехов)  2. Дорогая моя хорошая чистая будьте моей женой! (Чехов)  3. Горе тебе город Казань едет толпа удальцов собирать невольную дань с твоих беззаботных купцов (Лермонтов).  4. Спящий в гробе мирно спи, жизнью пользуйся живущий (Жуковский). 5. Как любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы (Лермонтов) . 6. Кто волны вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! (Пушкин)   7. Не зови меня ты воля не зови в поля! (Блок). 8. Вставай творящий чудеса Кипи неистощимой силой мой Севастополь город милый отчизны вечная краса! (Жаров)   9. До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (Твардовский). 10. Поплачь поплачь Настенька дочушка моя. Лети лети ластынька лети за моря (Твардовский).
  • Тестирование
  • Найдите в предложениях обращения. Расставьте недостающие знаки препинания.
  • 1. Милый сын когда же начало? Господа начало! Прошу внимания!..  (Чехов)  2. Дорогая моя хорошая чистая будьте моей женой! (Чехов)  3. Горе тебе город Казань едет толпа удальцов собирать невольную дань с твоих беззаботных купцов (Лермонтов).  4. Спящий в гробе мирно спи, жизнью пользуйся живущий (Жуковский).
  • 5. Как любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы (Лермонтов)
  • . 6. Кто волны вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! (Пушкин)
  •   7. Не зови меня ты воля не зови в поля! (Блок).
  • 8. Вставай творящий чудеса Кипи неистощимой силой мой Севастополь город милый отчизны вечная краса! (Жаров)
  •   9. До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (Твардовский). 10. Поплачь поплачь Настенька дочушка моя. Лети лети ластынька лети за моря (Твардовский).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!