Тема: «Мой мирный Крым, живи и процветай!»
Обращение и знаки препинания при нем Цели: систематизировать знания об обращении; совершенствовать речевые навыки учащихся в связи с использованием обращений в речи; привить любовь к родному краю. Ход урока Эпиграф:
Сразу видно, что это весна.
Я люблю её яркий наряд.
Я от крымской весны – без ума!
1.Слово учителя. Мой мирный Крым, живи и процветай!
Ведь мы – крымчане, по факту и по духу,
А это значит: не разучились хлеб растить,
Детей учить, родителей ценить.
И вместе дружно жить!
Все вы знаете, что в этом году 16 марта мы будем отмечать знаменательную дату: воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации.
Как вы думаете «имя» урока связано как-то с нашей темой?
(ответы учащихся)
Конечно, мы будем говорить об обращении и знаках препинания при нём.
2.Проверка домашнего задания. Подготовить связный рассказ об обращении.
3.Орфографическая разминка. Ласточкино гнездо, крымский референдум, морской пейзаж, бескрайняя степь, Ливадийский дворец, Севастополь, Ай-Петри, Учан-су,Симферополь, Российская Федерация. (Составьте с любым словом или словосочетанием простое предложение с обращением)
4. «Передай мел» Найдите обращения и выделите их. Широко ты, родное море, глубоки над тобой небеса. Как хороша ты, о моя Евпатория! Летом чист и свеж ты, родной лесок. Я крикнул им: «Если сможете, люди, приезжайте летом в Крым!» Про родимый край так, баян, сыграй, чтоб жилось и пелось от души.
5. Тренировочные упражнения
1)Объяснительный диктант. Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу. Выделить обращение. а) Я люблю тебя, край мой родимый. б) Наша родная земля, мы славим тебя! в) Люблю твои, Крым, пещеры ! г) Крымская степь! Как ты красива в майский вечер! д) Слышишь: солнечные рощи гимн поют тебе, мой Крым! е) За Чёрным морем ты, Керчь, прогремел доброй славой.
2) Цифровой диктант. Записать цифрами номера тех предложений, в которых есть обращения. 1) Люблю тебя, мой Судак, за ясный свет твоих гор. 2) В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою. 3) Крым хорошеет с каждым годом. 4) Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. 5) Продлись, о век мой светлый. 6) Много лет среди равнины мой Армянск стоит старинный. 7) Прекрасны вы, поля земли родной. 8) Я Феодосию с детства не могу забыть 9) О край родной, цвети и славься. 1,4,5,7,9
3) Задание « Исправь ошибку» Правильно ли выделены грамматические основы в предложениях? Если есть ошибки, исправьте их. Поставьте, где нужно, запятые. Если сможешь приезжай в мой Крым! На дворе давно уже июль. Мы у моря тихо постоим. Друг мой приезжай в мой Крым. Обращения могут использоваться в письмах. Для чего служат обращения в письмах? (для выражения того или иного отношения пишущего к адресату)
Составьте небольшое письмо- обращение к Крыму, используя эпиграф.
6.Тест по теме: «Обращение» (по вариантам) / приложение 1/
7.Итог урока. Итак, ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
8. Задание на дом. Написать письмо другу, подруге, родственнику, который никогда не был в Крыму о нашей республике. Приложение 1 Тест по теме: «Обращение»(взаимопроверка) I) Определите, подлежащим или обращением являются выделенные слова (знаки препинания не расставлены): а) подлежащим; б) обращением. 1. С чего начинается Родина! 2. Я вернусь к тебе Россия! 3. Пусть для вас сияет солнце. 4. Жизнь моя ничуть не стала тише. 5. Шумите сады нам на радость. 6. Давай машинист потихонечку трогай. 7. Поклон- привет тебе он шлет моя любимая. 8. Мой друг гостей моих с любовью встречает. 9. Что же вы ребята приуныли? 10. Сладко спи моя красавица.