Зачем нужна активная оценка обучающемуся в школе.
Школьная деятельность наших детей ущербна, от нее отрезали важную часть — оценку. Только учитель имеет право оценивать, а обучающиеся лишены такой возможности. Потому у детей и ответственность невысокая, и мотивация низкая. Они также не могут научиться сами себя оценивать, свою работу, результаты. По мнению английских ученых Пола Блека и Дылана Уильяма, оценка – это такая деятельность педагога и учащихся в оценивании самих себя, которая позволяет полученную информацию использовать в качестве обратной связи для модификации деятельности преподавания и обучения. Такая оценка превращается в активную оценку, если она используется для адаптации преподавания, отвечающего потребностям учащихся. Более упрощенное определение понятия «активная оценка» находим у Дануты Стерна: «Активная оценка – это передача учащимся информации, которая помогает им учиться». Культивированное определение понятия «активная оценка» употребляется сегодня и в Беларуси: «Активная оценка – это стратегия обучения, в рамках которой обучающиеся имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи (и радоваться этому), ошибки (и работать над ними); владеть процедурами оценки, управлять собственным обучением. В нашем понимании, «активная оценка» – это интерактивная оценка способностей и возможностей обучающихся, позволяющая определить стратегию их дальнейшего обучения. Активная оценка – это такое учебное действие, благодаря которому, обучающийся оценивает свои возможности, определяет достаточно ли у него знаний и каких именно знаний ему недостает для решения новой задачи. «Активная оценка, – по мнению Дануты Стерна, – развивает у школьников способность к самооценке и позволяет обучающимся управлять собственным обучением: получать новые знания и умения; задумываться над тем, что и как он делает и чего достигает; планировать дальнейшие шаги по совершенствованию своих выводов». Активная оценка учебных достижений школьников предоставляет большие возможности, как для ученика так и для учителя, она позволяет спланировать коррекционную работу по ликвидации проблем или углублению знаний учащихся. К сожалению, в современной школе учитель – это контролёр и оценщик на уроке, оценивает только итоги изучения, а сам процесс усвоения знаний остаётся без внимания. На уроке много времени тратится на контроль и необходимость выставить отметку. Возникает много вопросов: «Как повысить у современного учащегося мотивацию к учению, призвать к сотрудничеству учителя, ученика и родителей?», «Как создать условия, чтобы ученик учился?», «Как сделать, чтобы ученик почувствовал ответственность за своё личное обучение?» На эти вопросы может ответить метод активной оценки. Предметом АО являются не только знания и творческие результаты, но и сама деятельность по их получению. Для достижения результата необходимо учитывать при планировании урока следующее: 1.Всегда определять критерии оценки его результативности.
2. Всегда знакомить учеников с этими критериями.
3. Давать ученикам возможность обратной связи.
4. Учить учеников ответственности за их обучение.
5. Предоставлять ученикам возможности оценки и самооценки.
6. Оценивать работу учеников только после их самооценки.
7. Давать учащимся возможность улучшить свою работу и показать, как это можно сделать.
8. Верить в возможности учеников и демонстрировать им свои надежды, что они могут достичь большего.
9. Сообщать родителям о прогрессе их ребенка, вооружать их критериями оценки. 10. Создавать атмосферу сотрудничества, а не соревнования. Позиция ученика, когда учитель применяет активную оценку, характеризуется следующим:
• я знаю зачем и чему я должен научиться;
• мне нравится, когда учитель говорит со мной о моем прогрессе и каждую минуту знает, на каком этапе обучения я нахожусь;
• я получаю от учителя информацию о том, что мною сделано хорошо, что я могу улучшить, как я могу развиваться дальше;
• я осуществляю контроль и оценку своей деятельности и ее результатов, что дает мне возможность работать над ошибками и развивать свою деятельность;
• я использую знания и умения моих одноклассников. Ядром активной оценки является обратная связь (ОС). Для школьного урока и образовательного процесса в целом ОС имеет очень важное значение, так как она:
• обеспечивает качественное планирование. План, конспект или технологическая карта урока, включающих ОС - это основа его эффективности;
• оказывает на учащихся эмоциональное воздействие и служит сильным мотивирующим фактором: ученик радуется своим успехам и видит, над чем конкретно ему еще предстоит поработать;
• формирует адекватную самооценку учеников. Эффективность ОС зависит от того, как ее учитель организует. Примеры неудачной и удачной обратной связи
Примеры обратной связи | Сомнения и вопросы, которые могут возникнуть у ученика | Как улучшить обратную связь |
Попробуй развить тему | Как это сделать? | Скажи, как изменится процесс, если… |
Тебе нужно быть более старательным | Как? | Чтобы твоя работа была более качественной, что нужно было бы сделать по-другому? |
Подойди к теме более детально | Что это значит? | Ты можешь рассказать о строении …? |
Хорошая работа | Чем она хороша? Может быть в ней есть какие-то недостатки, если она не отлична? Какие? | Посмотри на критерии. Каким критериям твоя работа соответствует? |
Обрати внимание на ошибки, которые я отметил | Мне на них только посмотреть? | В твоей работе есть ошибки (посмотри). Как ты думаешь, чем они вызваны? Что ты можешь сделать, чтобы от них избавиться? |
Молодец! Существенный прогресс | В чем молодец? В чем прогресс? С каких пор? | Как ты думаешь, в чем за последний месяц ты улучшил свои результаты? Благодаря чему? |
Тебе нужно больше стараться | Я и так стараюсь! | Тебе нужно обратить внимание на ... Попробуй сделать... |
Очевидно, что записи в правом столбце таблицы касаются критериев, по которым оценивается работа ученика и ее результаты. С помощью вопросов и замечаний предлагается ученику соотнести свою работу с предложенными (или выделенными совместно) нормами, требованиями. Замечания должны быть конкретными. Они должны показывать ученику, как ему дальше учиться.
Для осмысления особенностей контрольно-оценочной деятельности в рамках стратегии активной оценки сравним ее с традиционной практикой контроля и оценки. Организация контрольно-оценочной деятельности в рамках традиционного и инновационного обучения
Позиции для сравнения | Традиционная практика КОД | Активная оценка |
Задачи контроля | Выяснить степень усвоения учебного материала и поставить оценки | Оценить ход и результаты познавательной деятельности обучающихся для ее развития |
Объекты контроля | Результаты обучения: знания, умения и навыки | Результаты обучения: знания, умения и навыки, показатели развития, а также процесс обучения |
Субъекты контроля | Учитель | Учитель, обучающиеся, родители. |
Эталоны для оценивания | Требования учебной программы | Требования учебной программы, заранее определенные критерии оценки работы и ее результатов |
Процедура оценки | Сравнение результатов обучения с эталоном | Сравнение хода и результатов деятельности обучающихся не только с эталонами, критериями, но и с начальным уровнем обученности |
Средства контроля | Вопросы, задания, практические работы, тесты, лабораторные. | Вопросы, задания, практические работы, тесты, лабораторные работы, рефлексия |
Фиксация результатов | Оценки, рейтинг | Оценки, а также качественные характеристики, в которых дается характеристика образовательного приращения ученика, по заранее определенным критериям
|
Для успешного использования АО и организации ОС необходимы соответствующие дидактические средства: диагностическое целеполагание, критерии правильного выполнения заданий и хода работы над ними, вопросы учителя к ученикам. Встроенный в процесс обучения контроль и самоконтроль, тесты, комментарии учителя к выполненным обучающимися заданиям; эталоны правильных ответов, культурно-исторические аналоги, рефлексия и др. Главное, ученик должен точно знать, какую работу он должен выполнить, какими будут ожидания учителя. Такая ясность - один из элементов построения учебной атмосферы, основанной на доверии к учителю и на самостоятельности ученика. Понимание обучающимися критериев достижения целей увеличивает их ответственность и самостоятельность. Озвучивание ученикам требований перед занятиями способствует учебному процессу и делает его открытым. Ученики знают, что тесты, практические работы будут составлены и оценены именно по этим критериям. В АО мы позволяем ученику заметить, какие успехи он имеет, чему новому научился. Эту функцию выполняет обратная информация, плотно связанная с критериями достижения цели. В работах ставим не бал, а пишем свою оценку - обратную связь (информацию). Обратная информация должна содержать три обязательных элемента: положительные аспекты работы ученика; то, что требует исправления (улучшения); информация о том, как следует выполнить исправления, какой следующий шаг в развитии может сделать ученик. Обратная информация не обязательно должна исходить от учителя, ее автором может быть и другой ученик. Задача учителя - подготовить класс к применению взаимной оценки. Проблема оценки - это одна из самых больших забот современной школы. Дети учатся ради оценок, а не для себя.
Активная оценка не требует упразднить оценки, или отказаться от выставления баллов. Это оценка процесса учения и развития. Но именно она мощный стимул для получения знаний. Баллы - это информация, или ученики достаточно усвоили определенный материал. Активная оценка - это такая оценка, которая помогает ученикам учиться. Обе оценки нужны: ученик требует информации как о том, что сделал хорошо и что должно улучшить, так и о том, насколько он овладел определенной частью материала. Когда мы начнем применять активную оценку на всех уровнях образования, возможно со временем исчезнет «борьба за оценки» и учеба будет сознательным выбором и будет приносить удовольствие. Потому что тому, кто хочет и любит учиться, балльная оценка не нужна.