СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обратная связь на уроке. Активная оценка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьная деятельность наших детей ущербна, от нее отрезали важную часть — оценку. Только учитель имеет право оценивать, а ученики лишены такой возможности. Потому у детей и ответственность невысокая, и мотивация низкая. они также не могут научиться сами оценивать себя, свою работу, результаты.

Просмотр содержимого документа
«Обратная связь на уроке. Активная оценка.»

Зачем нужна активная оценка обучающемуся в школе.

Школьная деятельность наших детей ущербна, от нее отрезали важную часть — оценку. Только учитель имеет право оценивать, а обучающиеся лишены такой возможности. Потому у детей и ответственность невысокая, и мотивация низкая. Они также не могут научиться сами себя оценивать, свою работу, результаты. По мнению английских ученых Пола Блека и Дылана Уильяма, оценка – это такая деятельность педагога и учащихся в оценивании самих себя, которая позволяет полученную информацию использовать в качестве обратной связи для модификации деятельности преподавания и обучения. Такая оценка превращается в активную оценку, если она используется для адаптации преподавания, отвечающего потребностям учащихся. Более упрощенное определение понятия «активная оценка» находим у Дануты Стерна: «Активная оценка – это передача учащимся информации, которая помогает им учиться». Культивированное определение понятия «активная оценка» употребляется сегодня и в Беларуси: «Активная оценка – это стратегия обучения, в рамках которой обучающиеся имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи (и радоваться этому), ошибки (и работать над ними); владеть процедурами оценки, управлять собственным обучением. В нашем понимании, «активная оценка» – это интерактивная оценка способностей и возможностей обучающихся, позволяющая определить стратегию их дальнейшего обучения. Активная оценка – это такое учебное действие, благодаря которому, обучающийся оценивает свои возможности, определяет достаточно ли у него знаний и каких именно знаний ему недостает для решения новой задачи. «Активная оценка, – по мнению Дануты Стерна, – развивает у школьников способность к самооценке и позволяет обучающимся управлять собственным обучением: получать новые знания и умения; задумываться над тем, что и как он делает и чего достигает; планировать дальнейшие шаги по совершенствованию своих выводов». Активная оценка учебных достижений школьников предоставляет большие возможности, как для ученика так и для учителя, она позволяет спланировать коррекционную работу по ликвидации проблем или углублению знаний учащихся. К сожалению, в современной школе учитель – это контролёр и оценщик на уроке, оценивает только итоги изучения, а сам процесс усвоения знаний  остаётся без внимания. На уроке много времени  тратится на контроль и необходимость выставить отметку. Возникает много вопросов: «Как повысить у современного учащегося мотивацию к учению, призвать  к сотрудничеству учителя, ученика и родителей?», «Как создать условия, чтобы ученик учился?», «Как сделать, чтобы ученик почувствовал ответственность за своё личное обучение?»  На эти вопросы может ответить метод активной оценки.   Предметом АО являются не только знания и творческие результаты, но и сама деятельность по их получению. Для достижения результата необходимо учитывать при планировании урока следующее: 1.Всегда определять критерии оценки его результативности.
2. Всегда знакомить учеников с этими критериями.
3. Давать ученикам возможность обратной связи.
4. Учить учеников ответственности за их обучение.
5. Предоставлять ученикам возможности оценки и самооценки.
6. Оценивать работу учеников только после их самооценки.
7. Давать учащимся возможность улучшить свою работу и показать, как это можно сделать.
8. Верить в возможности учеников и демонстрировать им свои надежды, что они могут достичь большего.
9. Сообщать родителям о прогрессе их ребенка, вооружать их критериями оценки. 10. Создавать атмосферу сотрудничества, а не соревнования. Позиция ученика, когда учитель применяет активную оценку, характеризуется следующим:
• я знаю зачем и чему я должен научиться;
• мне нравится, когда учитель говорит со мной о моем прогрессе и каждую минуту знает, на каком этапе обучения я нахожусь;
• я получаю от учителя информацию о том, что мною сделано хорошо, что я могу улучшить, как я могу развиваться дальше;
• я осуществляю контроль и оценку своей деятельности и ее результатов, что дает мне возможность работать над ошибками и развивать свою деятельность;
• я использую знания и умения моих одноклассников. Ядром активной оценки является обратная связь (ОС). Для школьного урока и образовательного процесса в целом ОС имеет очень важное значение, так как она:
• обеспечивает качественное планирование. План, конспект или технологическая карта урока, включающих ОС - это основа его эффективности;
• оказывает на учащихся эмоциональное воздействие и служит сильным мотивирующим фактором: ученик радуется своим успехам и видит, над чем конкретно ему еще предстоит поработать;
• формирует адекватную самооценку учеников. Эффективность ОС зависит от того, как ее учитель организует. Примеры неудачной и удачной обратной связи

Примеры обратной связи

Сомнения и вопросы, которые могут возникнуть у ученика

Как улучшить обратную связь

Попробуй развить тему

Как это сделать?

Скажи, как изменится процесс, если…

Тебе нужно быть более старательным

Как?

Чтобы твоя работа была более качественной, что нужно было бы сделать по-другому?

Подойди к теме более детально

Что это значит?

Ты можешь рассказать о строении …?

Хорошая работа

Чем она хороша? Может быть в ней есть какие-то недостатки, если она не отлична? Какие?

Посмотри на критерии. Каким критериям твоя работа соответствует?

Обрати внимание на ошибки, которые я отметил

Мне на них только посмотреть?

В твоей работе есть ошибки (посмотри). Как ты думаешь, чем они вызваны? Что ты можешь сделать, чтобы от них избавиться?

Молодец! Существенный прогресс

В чем молодец? В чем прогресс? С каких пор?

Как ты думаешь, в чем за последний месяц ты улучшил свои результаты? Благодаря чему?

Тебе нужно больше стараться

Я и так стараюсь!

Тебе нужно обратить внимание на ... Попробуй сделать...

Очевидно, что записи в правом столбце таблицы касаются критериев, по которым оценивается работа ученика и ее результаты. С помощью вопросов и замечаний предлагается ученику соотнести свою работу с предложенными (или выделенными совместно) нормами, требованиями. Замечания должны быть конкретными. Они должны показывать ученику, как ему дальше учиться.
Для осмысления особенностей контрольно-оценочной деятельности в рамках стратегии активной оценки сравним ее с традиционной практикой контроля и оценки. Организация контрольно-оценочной деятельности в рамках традиционного и инновационного обучения

Позиции для сравнения

Традиционная практика КОД

Активная оценка

Задачи контроля

Выяснить степень усвоения учебного материала и поставить оценки

Оценить ход и результаты познавательной деятельности обучающихся для ее развития

Объекты контроля

Результаты обучения: знания, умения и навыки

Результаты обучения: знания, умения и навыки, показатели развития, а также процесс обучения

Субъекты контроля

Учитель

Учитель, обучающиеся, родители.

Эталоны для оценивания

Требования учебной программы

Требования учебной программы, заранее определенные критерии оценки работы и ее результатов

Процедура оценки

Сравнение результатов обучения с эталоном

Сравнение хода и результатов деятельности обучающихся не только с эталонами, критериями, но и с начальным уровнем обученности

Средства контроля

Вопросы, задания, практические работы, тесты, лабораторные.

Вопросы, задания, практические работы, тесты, лабораторные работы, рефлексия

Фиксация результатов

Оценки, рейтинг

Оценки, а также качественные характеристики, в которых дается характеристика образовательного приращения ученика, по заранее определенным критериям


Для успешного использования АО и организации ОС необходимы соответствующие дидактические средства: диагностическое целеполагание, критерии правильного выполнения заданий и хода работы над ними, вопросы учителя к ученикам. Встроенный в процесс обучения контроль и самоконтроль, тесты, комментарии учителя к выполненным обучающимися заданиям; эталоны правильных ответов, культурно-исторические аналоги, рефлексия и др. Главное, ученик должен точно знать, какую работу он должен выполнить, какими будут ожидания учителя. Такая ясность - один из элементов построения учебной атмосферы, основанной на доверии к учителю и на самостоятельности ученика. Понимание обучающимися критериев достижения целей увеличивает их ответственность и самостоятельность. Озвучивание ученикам требований перед занятиями способствует учебному процессу и делает его открытым. Ученики знают, что тесты, практические работы будут составлены и оценены именно по этим критериям. В АО мы позволяем ученику заметить, какие успехи он имеет, чему новому научился. Эту функцию выполняет обратная информация, плотно связанная с критериями достижения цели. В работах ставим не бал, а пишем свою оценку - обратную связь (информацию). Обратная информация должна содержать три обязательных элемента: положительные аспекты работы ученика; то, что требует исправления (улучшения); информация о том, как следует выполнить исправления, какой следующий шаг в развитии может сделать ученик. Обратная информация не обязательно должна исходить от учителя, ее автором может быть и другой ученик. Задача учителя - подготовить класс к применению взаимной оценки. Проблема оценки - это одна из самых больших забот современной школы. Дети учатся ради оценок, а не для себя.

Активная оценка не требует упразднить оценки, или отказаться от выставления баллов. Это оценка процесса учения и развития. Но именно она мощный стимул для получения знаний. Баллы - это информация, или ученики достаточно усвоили определенный материал. Активная оценка - это такая оценка, которая помогает ученикам учиться. Обе оценки нужны: ученик требует информации как о том, что сделал хорошо и что должно улучшить, так и о том, насколько он овладел определенной частью материала. Когда мы начнем применять активную оценку на всех уровнях образования, возможно со временем исчезнет «борьба за оценки» и учеба будет сознательным выбором и будет приносить удовольствие. Потому что тому, кто хочет и любит учиться, балльная оценка не нужна.