СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ девушки в русском фольклоре

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образ девушки в русском фольклоре»

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

Средняя школа им. Д. Сидорова пос. Славинск

г. Гвардейск







Образ девушки в русском фольклоре

Исследовательская работа


















Выполнила:

Ипполитова В. О.

Ученица 5 класса

Школа им. Д. Сидорова

Руководитель:

Учитель географии

Ордина Л. С.





Калининград

2023


Содержание Введение……………………………………………………………………….3 Цель. Задачи…………………………………………………………………...3 Глава 1. Фольклор. Виды фольклора………………………………………...4 Глава 2. Образ девушки в русском фольклоре………………………………6 Заключение…………………………………………………………………….10 Приложение……………………………………………………………………11 Список литературы…………………………………………………………….18

































2

Введение

Учебный год по литературе начинается в 5 классе изучением произведений устного народного творчества. Простые, ясные произведения устной народной поэзии хорошо понимаются, интересно читать различные произведения с яркими персонажами. Но чаще всего в произведениях русского фольклора встречаются образы мужского пола, тогда как женщины отходят на второй план. Но девушки не менее интересные персонажи, про которых мне бы хотелось рассказать. Они умны, коварны, сильны, красивы и тоже могут стать интересными главными героями любого жанра русского фольклора.

Цель работы: на конкретных примерах раскрыть образ девушки в русском фольклоре.

Задачи:

  1. Изучить определение фольклора и его виды.

  2. Выбрать основные жанры фольклора, в которых девушка является главной героиней.

  3. Составить полный образ каждой девушки

  4. Найти общее и сделать вывод

Предмет исследования: русские сказки и былины.

























3

Глава 1. Фольклор. Виды фольклора.

Фольклор— устное словесное и музыкальное народное творчество. В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла.

Фольклорные жанры можно разделить на 2 группы: эпические и лирические.

К эпическим жанрам фольклора относятся былины, историческая песня, сказка, предание, сказ:

А) Былина – песня-сказание героического или исторического содержания. Главными героями здесь являются богатыри, которые отображали нравственные идеалы народа, а повествование ведется о жизни Древней Руси.

Б) Историческая песня -рассказывает о событиях, произошедших в древние времена. Она похожа содержанием на былину, но является более достоверной, а объем ее, наоборот, меньше.

В) Сказка – повествование, в основе которого лежит фантастический вымысел. Это могут быть сказки о животных, бытовые или волшебные сказки.

Г) Предание – рассказ о каких-либо событиях, произошедших в прошлом. Предание может быть и вымышленным, и достоверным

К лирическим жанрам фольклора относятся пословицы, поговорки, колыбельные, песни, причитания, частушки:

А) Поговорка – краткое, но емкое высказывание, являющееся законченным суждением.

Б) Пословица – краткое суждение, содержащее народную мудрость, например, чем богаты, тем и рады.

В) Частушка – жанр фольклора, чаще всего является четверостишием юмористического или сатирического содержания.

Г) Колыбельная – песнь для убаюкивания младенца. Колыбельная является очень древним жанром фольклора. Это можно доказать по наличию в них заговоров-оберегов, так как древние люди верили, что таком образом они защитят свое дитя от темных сил.

4

Д) Потешка – песенка-приговорка, где помимо стихотворные рифмы есть взаимодействие с ребенком. Например, “сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала”.

Е) Пестушка -небольшой стишок, которым няни, мамы и бабушки сопровождали действия ребенка. Название произошло от слова “пестовать”, что означает “нянчить”.

В русском фольклоре чаще всего описывались мужчины и их подвиги. Девушкам доставались роли второго плана. Но есть и такие былины и сказки, в которых главные героини были женщинами. Они совершали героические поступки, у них возникали злые помыслы, а некоторые боролись с этим самым злом.



































5

Глава 2. Образ девушки в русском фольклоре.

В фольклоре женщина предстает в самых разных ролях: богатырши-воительницы, мстительницы, злой и доброй чаровницы, царь-девицы, матери и мачехи, дочери и падчерицы, невестки и свекрови, сестры, подруги, соперницы, невесты и др. Ее образ бывает прекрасным и безобразным, возвышенным и низменным, трагическим и комическим. Женщина в фольклоре выступает и как мудрая наставница, и как невинно гонимая жертва, и как безнравственная злодейка.

Самый древний и притягательный образ русского фольклора — матери сырой земли, восходящий к языческим представлениям народа. Древнейшие мифы говорят о брачном союзе Неба (которое у древних славян олицетворялось в мужском образе Сварога) и Земли, причем Небу придается воздействующий, мужской тип, а Земле — воспринимающий, женский. (см. Рис. 1)

2.1 Образ девушки в русской сказке.

В русских сказках всех женских персонажей можно разделить на 2 группы: положительные и отрицательные. Положительные сказочные героини учат читателей уму разуму, наставляют на правильный путь, вызывают жалость и сочувствие. Они демонстрируют качества, которые хочется видеть в будущем в каждом человеке. Отрицательные героини наоборот вызывают злость и отвращение. Благодаря им, читатель видит на кого не стоит равняться. На примере сказки А. С. Пушкина можно разобрать двух абсолютно противоположных героинь.

2.1.1. Образ мачехи в русской сказке «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».

А) Внешность. Автор так описывает внешний вид этой героини сказки: «…Высока, стройна, бела…» Она очень гордилась своей красотой, часто красовалась перед своим зеркальцем и спрашивала его, она ли всех милее. В ответ зеркальце говорило: «…Ты, царица, всех милее, // Всех румяней и белее».

Б) Характер. Царь после смерти своей жены женился на этой героине, очаровавшись её красотой. Сейчас живёт царица в царском дворце и гордится своим высоким положением и красотой. Пушкин отмечает отрицательные черты характера этой героин: излишние гордость и своенравие. Ревность, завистливость. Коварство, жестокость, бессердечие. Автор даёт ей такую характеристику: «…горда, ломлива, своенравна и ревнива». Вторая жена царя совершает жестокие поступки. Невзлюбила она свою падчерицу за то, что зеркальце сказало, что царевна милее её. Задумала мачеха погубить девушку и велела служанке Чернавке отвести её в лес на съедение волкам. Через некоторое время от зеркальца она узнала, что

6

падчерица не погибла и живёт в лесном тереме. Поняла она, что Чернавка обманула, что связала руки царевне. Госпожа с угрозами приказала ей «иль не жить, иль царевну погубить». Угрожала царица Чернавке расправой. Если служанка не погубит царевну, она угрожала ей рогаткой (рогатка — железный ошейник с шипами). А когда девушка, погибшая от отравленного яблочка, которое дала ей Чернавка, ожила, зеркальце снова сказало своей хозяйке, что царевна милее её. Та, рассердившись, бросила зеркальце, побежала в двери и встретила там царевну, которую привёз жених королевич Елисей. «Тут тоска её взяла, // И царица умерла».

На картине Александра Михайловича Куракина (см. Рис .2) можно увидеть красивую темноволосую стройную девушку. Но ее выражение лица, нахмуренные брови показывают, что красота у нее только снаружи, а внутри она гнилая.

Художник-иллюстратор Борис Васильевич Зворыкин изображает (см. Рис. 3) мачеху тоже красивой и высокой. Важно отметить, что на обеих фотографиях героиня держит в руках зеркало, в которое любит постоянно смотреть. Это говорит нам о ее самолюбии и сильной гордости за свою внешность.

2.1.2. Образ царевны в русской сказке «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».

А) Внешность. Царевна из «Сказки о мёртвой царевне» — белолицая, чернобровая красавица, она скромна, не гордится своей красотой. Пушкин описывает, как выглядит эта девушка: «…царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась — и расцвела. Белолица, черноброва…» А зеркальце её мачехи так говорит о девушке: «…царевна всех милее, // Всех румяней и белее».

Б) Характер. Царевна была «нраву кроткого», поведение её спокойное, речь тоже спокойная и тихая. Черты характера этой героини: трудолюбие, хозяйственность, заботливость. Девушка, живя в тереме семи богатырей, заботится о них, ведёт хозяйство. Она любит порядок: «…Всё порядком убрала, // Засветила богу свечку, // Затопила жарко печку…» Верность. Красавица верна своему жениху королевичу Елисею, поэтому она отказалась выйти замуж за кого-нибудь из семи богатырей. Скромность, доброта, доверчивость. Ведёт себя девушка у семи богатырей скромно, доверяет им, как родным братьям. Она относится ко всем людям по-доброму, сочувствует бедным людям. Когда к лесному терему пришла нищая черница (монашка), девушка поделилась с ней хлебом.
Художник-иллюстратор Борис Васильевич Зворыкин на картине (см. Рис. 4) изображает девушку с очень красивым лицом, и как и писал А. С. Пушкин, с легким румянцем.

7

Художник Александр Михайлович Куракин показывает (см. Рис.5) юную царевну очень красивой девушкой, с мягким выражением лица и добрым взглядом.

Эти картины объединяет то, что у царевны везде добрые, задорные глаза и улыбка на лице.

2.2. Образ девушке в русской былине.

Образ воинственных девушек, готовых постоять не только за себя и свою семью, но и за народ и страну, не уступающих на поле битвы мужчинам» — русские «поляницы».
Слово “поляница” произошло от глагола “поляковать”, что означает ездить в поле и бороться с воинами. Женщины-воительницы - умелые наездницы, отлично стреляют из лука и в бою не уступают мужчинам. Только победив в честном сражении поляницу, воин-богатырь мог взять её в жёны.

2.2.1. Образ Настасьи Миклушиной.

Настасья Микулишна — младшая дочь Микулы Селяниновича, сестра Василисы Микулишны и супруга Добрыни Никитича.

А) Внешность. Про внешность героини мало, что сказано. Нам лишь известно, что она была намного мощнее и сильнее богатырей мужского пола.

Б) Характер. Настасья Микулишна яркий женский образ русских былин. Она более приближена к классическому образу богатыря. Героиня обладает невероятной мощью, не уступая былинным добрым молодцам, и некими колдовскими чарами. Не исключено, что именно они являются источником ее необоримой силы, она необорима, даже самый могучий богатырь в ее руках становится не сильнее малого дитяти.

Художник Борис Васильевич Ольшанский изображает (см. Рис.6) Настасью с длинными, немного волнистыми светлыми волосами. Ее взгляд устремлен на цель, она спокойна, сосредоточена. Девушка высока, но не крупная.


На картине Булата Гильванова Алтынчеча (см. Рис.7) воительница в полном обмундировании. Она на боевом, белом коне.. У нее русые темные волосы, взгляд тоже направлен на цель. В руках она держит меч, и вот-вот атакует противника.


2.3. Общие черты девушек в русском фольклоре.


Девушек, разных типажей, характеров, ролей в русском фольклоре очень много.


8

Каждая уникальная и привносит в произведение особенную изюминку. С некоторых читатель захочет взять пример, другими будет восхищаться. Есть и такие, которые вызывают злость и негатив или наоборот, сочувствие и жалость.

Все девушки очень разные, но объединяет их ум и желание добиться своей цели. На примерах мы увидели, что царица хотела избавиться от царевны и пыталась делать все возможное для этого, а царевна наоборот хотела жить, и пыталась всеми силами найти выход из трудной ситуации. Воительница Настасья в борьбе с Добрыней Никитичем сделала все, чтоб победить его и победила.










































9

Заключение.

Образ девушки в русском фольклоре занимает особое место в русской литературе. Они все разные, по-своему добавляют мудрость в произведение. Очень красивые, с идеальной кожей, румяные, стройные, высокие. Каждая из них пытается чему-то научить читателя. Отрицательные персонажи показывают, как делать не стоит, добрые заставляют равняться на них, храбрые и сильные учат никогда не сдаваться и идти к своей цели.







































10

Приложение

Рис. 1









11

Рис. 2





12

Рис. 3























13

Рис.4

14

Рис. 5





15

Рис.6













16

Рис. 7





17

Список литературы

  1. https://www.livemaster.ru/topic/2841759-zhenschiny-bogatyrshi-v-russkih-bylinah

  2. https://studbooks.net/855462/literatura/obraz_zhenschiny_russkom_folklore

  3. https://web.snauka.ru/issues/2017/06/83915

  4. http://folk.ru/Research/Conf_2002/madlevskaya.php

  5. https://blmb.ru/analiz-skazki-aleksandra-sergeevicha-pushkina-skazka-o-myortvoj-carevne-i-o-semi-bogatyryax/#i-7

  6. https://psychologos.ru/articles/view/skazka-o-spiashhei-carevne





































18