СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ главного героя в рассказе И.С. Тургенева "Бирюк"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как проявляется характер героя через портретное описание, интерьер, отношение героя к людям и природе.

Просмотр содержимого документа
«Образ главного героя в рассказе И.С. Тургенева "Бирюк"»

Урок литературы

Урок литературы

Иван Сергеевич Тургенев «…главное назначение художника… - вносить в общество и мир отсутствующую в них гармонию, умиротворять души и отношения людей…» (В.А.Недзвецкий)

Иван Сергеевич Тургенев

«…главное назначение художника… - вносить в общество и мир отсутствующую в них гармонию, умиротворять души и отношения людей…» (В.А.Недзвецкий)

Викторина  * Названием какой птицы наименован город, в котором родился И.С. Тургенев? * В каком произведении, название которого составлено из двух одинаковых слогов, Тургенев ярко изобразил свою мать- помещицу? * Что явилось предлогом и истинной причиной ссылки И.С. Тургенева в село Спасское? * Назовите первый печатный рассказ из серии «Записки охотника». * Какой лесник пожалел вора, бедного крестьянина, кравшего барский лес, и отпустил его?  * Имя какого героя является названием маленького зверька?

Викторина

* Названием какой птицы наименован город, в котором родился И.С. Тургенев?

* В каком произведении, название которого составлено из двух одинаковых слогов, Тургенев ярко изобразил свою мать- помещицу?

* Что явилось предлогом и истинной причиной ссылки И.С. Тургенева в село Спасское?

* Назовите первый печатный рассказ из серии «Записки охотника».

* Какой лесник пожалел вора, бедного крестьянина, кравшего барский лес, и отпустил его?

* Имя какого героя является названием маленького зверька?

Рассказ «Бирюк» входит в сборник «Записки охотника»   Сборник «Записки охотника» был издан в 1852 году.  Большую часть рассказов писатель создал за границей, в Германии. Одна из причин, заставивших Тургенева уехать из России, названа им самим: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя:  враг этот был крепостное право.  Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться...»

Рассказ «Бирюк» входит в сборник «Записки охотника»

  •   Сборник «Записки охотника» был издан в 1852 году.  Большую часть рассказов писатель создал за границей, в Германии. Одна из причин, заставивших Тургенева уехать из России, названа им самим: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя:  враг этот был крепостное право.  Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться...»
Сборник «Записки охотника» вместил в себя 25 рассказов и очерков. Помимо темы и идеи, их композиционно объединяет  главный герой – рассказчик Петр Петрович . Это дворянин из села Спасского, заядлый охотник. Именно он и рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты.   Основная идея сборника – обличение крепостничества.  В каждом рассказе писатель подмечает какую-то черту крестьянской жизни, поэтому все произведения дают нам яркую, многогранную картину крестьянского мира.

Сборник «Записки охотника» вместил в себя 25 рассказов и очерков. Помимо темы и идеи, их композиционно объединяет  главный герой – рассказчик Петр Петрович . Это дворянин из села Спасского, заядлый охотник. Именно он и рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты.

  • Основная идея сборника – обличение крепостничества. 
  • В каждом рассказе писатель подмечает какую-то черту крестьянской жизни, поэтому все произведения дают нам яркую, многогранную картину крестьянского мира.

История создания Рассказ

История создания

  • Рассказ "Бирюк" был написан в 1847 году. Создавая это произведение, как и весь цикл "Записки охотника", Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору. В имении матери Тургенева был лесник Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне.
Тема и проблема урока Тема: комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».  Проблема: Как проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям.

Тема и проблема урока

  • Тема: комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».
  • Проблема: Как проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям.
Словарная работа Мещанин Лицо городского сословия ниже купеческого, включавшего в себя мелких городских торговцев, ремесленников, низших служащих, домовладельцев. Человек с мелкими, ограниченными интересами, узким кругозором.  Лучина Щепка сухого дерева (обычно берёзы). Избы освещались лучинами, которые вставлялись в светЕц

Словарная работа

Мещанин

  • Лицо городского сословия ниже купеческого, включавшего в себя мелких городских торговцев, ремесленников, низших служащих, домовладельцев.
  • Человек с мелкими, ограниченными интересами, узким кругозором.

Лучина

  • Щепка сухого дерева (обычно берёзы).
  • Избы освещались лучинами, которые вставлялись в светЕц
ЗАМА́ШНЫЙ, - ая, - ое. Обл. Сделанный из домотканого холста.  Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Дроˊжки - лёгкий четырёхколёсный двухместный открытый экипаж на рессорах. Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках . 
  • ЗАМА́ШНЫЙ, - ая, - ое. Обл. Сделанный из домотканого холста.  Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы.
  • Дроˊжки - лёгкий четырёхколёсный двухместный открытый экипаж на рессорах. Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках
Сюжет и фабула Сюжет – основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в той последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения). Фабула – расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.

Сюжет и фабула

  • Сюжет – основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в той последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения).
  • Фабула – расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.
Композиция Композиция – построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности; способы соединения образов и совокупность всех средств их раскрытия; это внутренняя организация, единая целостная система определенных форм или способов художественного изображения.

Композиция

  • Композиция – построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности; способы соединения образов и совокупность всех средств их раскрытия; это внутренняя организация, единая целостная система определенных форм или способов художественного изображения.
В рассказе
  • В рассказе "Бирюк" выделим элементы композиции:
  • Экспозицию-
  • Завязку-
  • Развитие действия-
  • Кульминацию-
  • Развязку-
пейзаж портрет Имя героя, род занятий интерьер Образ героя Отношение героя к др.персонажам Речь героя Поступки, характер героя Авторская характеристика Отношение к герою других персонажей

пейзаж

портрет

Имя героя, род занятий

интерьер

Образ героя

Отношение героя к др.персонажам

Речь героя

  • Поступки, характер героя

Авторская характеристика

Отношение к герою других персонажей

Имя героя? Прозвище? Почему?  Каково социальное положение героя? Род занятий?

Имя героя? Прозвище? Почему? Каково социальное положение героя? Род занятий?

Имя героя? Прозвище? Почему?  Каково социальное положение героя? Род занятий? - Меня зовут Фомой, — отвечал он, — а по прозвищу Бирюк… - Фома Кузьмич, — заговорил вдруг мужик голосом глухим и разбитым, — а, Фома Кузьмич. - Я здешний лесник.

Имя героя? Прозвище? Почему? Каково социальное положение героя? Род занятий?

  • - Меня зовут Фомой, — отвечал он, — а по прозвищу Бирюк…
  • - Фома Кузьмич, — заговорил вдруг мужик голосом глухим и разбитым, — а, Фома Кузьмич.
  • - Я здешний лесник.
Значение слова «Бирюк» в разных толковых словарях 1. БИРЮ́К м. татарск.  оренб. сиб. астрах. вор.  зверь, серый ,   новг.-бор.   волк .  Глядеть бирюком, волком, угрюмо, (Словарь В.И.Даля)  2.   1.Волк-одиночка (обл.).  2. перен. Нелюдимый и угрюмый человек (разг.)  | прил. бирючий, -ья, -ье (к 1 знач.).  Смотреть ~бирюком. исподлобья; жить бирюком, одиноко, ни с кем не знаться.  ( С.И.Ожегов,Н.Ю.Шведова  Толковый словарь русского языка)   

Значение слова «Бирюк» в разных толковых словарях

1. БИРЮ́К м. татарск.  оренб. сиб. астрах. вор.  зверь, серый ,   новг.-бор.   волк Глядеть бирюком, волком, угрюмо,

(Словарь В.И.Даля)

2.   1.Волк-одиночка (обл.).

2. перен. Нелюдимый и угрюмый человек (разг.)

| прил. бирючий, -ья, -ье (к 1 знач.).

Смотреть ~бирюком. исподлобья; жить бирюком, одиноко, ни с кем не знаться. 

( С.И.Ожегов,Н.Ю.Шведова  Толковый словарь русского языка)



Социальная  принадлежность.   Крепостной крестьянин, служит лесником в помещичьем лесу. В его обязанности входит охранять лес от пожаров, незаконной вырубки леса и браконьерства. Никто, кроме помещика, не имел права охотиться в лесу или вырубать деревья. А такие попытки были частыми, особенно со стороны крестьян.

Социальная  принадлежность.

  • Крепостной крестьянин, служит лесником в помещичьем лесу. В его обязанности входит охранять лес от пожаров, незаконной вырубки леса и браконьерства. Никто, кроме помещика, не имел права охотиться в лесу или вырубать деревья. А такие попытки были частыми, особенно со стороны крестьян.
Отношение к работе? «мастер своего дела» «должность свою справляю» «вязанки хвороста не даст утащить» «даром господский хлеб есть не приходится» Добросовестный Неподкупный Принципиальный

Отношение к работе?

  • «мастер своего дела»
  • «должность свою справляю»
  • «вязанки хвороста не даст утащить»
  • «даром господский хлеб есть не приходится»
  • Добросовестный
  • Неподкупный
  • Принципиальный
Портрет героя Портрет героя – изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). В портрете отражаются характер героя, его душевные качества и социальные условия его жизни.

Портрет героя

  • Портрет героя – изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). В портрете отражаются характер героя, его душевные качества и социальные условия его жизни.
Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною. Какие качества характера героя мы можем назвать, читая данное описание? Прочитайте те фразы, которые передают отношение автора к герою.
  • Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.

Какие качества характера героя мы можем назвать, читая данное описание? Прочитайте те фразы, которые передают отношение автора к герою.

Редко мне случалось видеть такого молодца . Он был высокого роста, плечист и сложен на славу . Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною. Внешность Фомы богатырская. Автор подчеркивает это с помощью эпитетов: высокого росту, плечист, могучие мышцы, суровое мужественное лицо, глаза глядели смело. Автор любуется героем. «Редко мне случалось видеть такого молодца, «сложен на славу».
  • Редко мне случалось видеть такого молодца . Он был высокого роста, плечист и сложен на славу . Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.

Внешность Фомы богатырская. Автор подчеркивает это с помощью эпитетов: высокого росту, плечист, могучие мышцы, суровое мужественное лицо, глаза глядели смело. Автор любуется героем. «Редко мне случалось видеть такого молодца, «сложен на славу».

Интерьер Интерьер – часть изображенного мира художественного произведения, литературное описание внутреннего убрАнства какого-либо помещения. Используется для косвенной характеристики персонажа

Интерьер

  • Интерьер – часть изображенного мира художественного произведения, литературное описание внутреннего убрАнства какого-либо помещения. Используется для косвенной характеристики персонажа
  Как выражено авторское отношение к происходящему? «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу».
  •   Как выражено авторское отношение к происходящему?
  • «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу».
  «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину.  Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу ».
  •   «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину.  Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу ».
Интерьер показывает бедность запустение отсутствие женской руки (жена сбежала от лесничего с проезжим мещанином, бросив двух маленьких детей) убогость помогает читателю глубже понять героя Вывод: интерьер вызывает тягостное впечатление, печаль, жалость, показывает нищету Бирюка, который живёт нисколько не лучше мужика-вора. Жизнь Бирюка трагична и безрадостна.

Интерьер показывает

  • бедность
  • запустение
  • отсутствие женской руки (жена сбежала от лесничего с проезжим мещанином, бросив двух маленьких детей)
  • убогость
  • помогает читателю глубже понять героя

Вывод: интерьер вызывает тягостное впечатление, печаль, жалость, показывает нищету Бирюка, который живёт нисколько не лучше мужика-вора. Жизнь Бирюка трагична и безрадостна.

Почему возникает такое противоречие: портрет богатыря и убогое жилище? Найдите реплику, которая позволит ответить на этот вопрос?

Почему возникает такое противоречие: портрет богатыря и убогое жилище? Найдите реплику, которая позволит ответить на этот вопрос?

Почему возникает такое противоречие: портрет богатыря и убогое жилище? Найдите реплику, которая позволит ответить на этот вопрос?  (Я человек подневольный)

Почему возникает такое противоречие: портрет богатыря и убогое жилище? Найдите реплику, которая позволит ответить на этот вопрос? (Я человек подневольный)

Пейзаж Пейзаж – изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; пейзаж может быть описанием места действия, но чаще он выполняет эмоционально-психологическую функцию, создает определенное, нужное автору настроение.

Пейзаж

  • Пейзаж – изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; пейзаж может быть описанием места действия, но чаще он выполняет эмоционально-психологическую функцию, создает определенное, нужное автору настроение.
Гроза – образ-символ: Через грозу Тургенев передает описание Бирюка, подобного грозовой туче. Бирюк – гроза воров. Бирюк – гроза леса. Гроза начинается, когда в лес приходят незваные гости. Во время грозы Бирюк чувствует себя в своей стихии, он сам подобен грозе. При вспышке молнии появляется высокая грозная фигура лесника. Бирюк спокоен, он силён, без труда сдёрнул лошадёнку, которая шлёпала и спотыкалась по грязи. Гроза подготавливает читателя к появлению главного героя. Гроза – психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, гнев. Вывод: Бирюк нелюдимый и замкнутый, таким его сделала жизнь, положение лесничего, ненависть мужиков, одиночество, Но Тургенев считает, что человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее, не может озлобиться.  Именно близость к природе, слитность с ней, природную красоту героя и подчёркивает автор. Описание Бирюка, появившегося во время грозы, подчёркивает, что человек – единое целое с природой. Т.о., природа выступает в рассказе средством изображения героя.

Гроза – образ-символ:

  • Через грозу Тургенев передает описание Бирюка, подобного грозовой туче.
  • Бирюк – гроза воров.
  • Бирюк – гроза леса. Гроза начинается, когда в лес приходят незваные гости.
  • Во время грозы Бирюк чувствует себя в своей стихии, он сам подобен грозе. При вспышке молнии появляется высокая грозная фигура лесника. Бирюк спокоен, он силён, без труда сдёрнул лошадёнку, которая шлёпала и спотыкалась по грязи.
  • Гроза подготавливает читателя к появлению главного героя.
  • Гроза – психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, гнев.

Вывод: Бирюк нелюдимый и замкнутый, таким его сделала жизнь, положение лесничего, ненависть мужиков, одиночество, Но Тургенев считает, что человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее, не может озлобиться. Именно близость к природе, слитность с ней, природную красоту героя и подчёркивает автор. Описание Бирюка, появившегося во время грозы, подчёркивает, что человек – единое целое с природой.

  • Т.о., природа выступает в рассказе средством изображения героя.
Каково отношение окружающих к Бирюку?

Каково отношение окружающих к Бирюку?

Каково отношение окружающих к Бирюку? «все боялись, как огня», «вязанки хворосту не даст утащить», «нагрянет, как снег на голову», «силён и ловок , как бес», «ничем взять нельзя, ни на какую приманку не идёт». «Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет — не дается». «Душегубец окаянный, кровопийца, зверь»

Каково отношение окружающих к Бирюку?

  • «все боялись, как огня»,
  • «вязанки хворосту не даст утащить»,
  • «нагрянет, как снег на голову»,
  • «силён и ловок , как бес»,
  • «ничем взять нельзя, ни на какую приманку не идёт».
  • «Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет — не дается».
  • «Душегубец окаянный, кровопийца, зверь»
Какие поступки позволяют представить характер Бирюка? Каково отношение Бирюка к окружающим?

Какие поступки позволяют представить характер Бирюка? Каково отношение Бирюка к окружающим?

Черты характера Бирюка. Подтвердите цитатами Честный Справедливый Гостеприимный Усердно выполняет свои обязанности Следует твёрдым моральным принципам Спокойный Неозлобившийся Есть чувство собственного достоинства Добросовестный, чувствует ответственность за порученное дело: : «– Должность свою справляю, – отвечал он угрюмо, – даром господский хлеб есть не приходится». Мужественный Человечный Сильный Суровый Неподкупный Мастер своего дела

Черты характера Бирюка. Подтвердите цитатами

  • Честный
  • Справедливый
  • Гостеприимный
  • Усердно выполняет свои обязанности
  • Следует твёрдым моральным принципам
  • Спокойный
  • Неозлобившийся
  • Есть чувство собственного достоинства
  • Добросовестный, чувствует ответственность за порученное дело: : «– Должность свою справляю, – отвечал он угрюмо, – даром господский хлеб есть не приходится».
  • Мужественный
  • Человечный
  • Сильный
  • Суровый
  • Неподкупный
  • Мастер своего дела

Выводы:

  • Наблюдая за героем и его поступками, читатель все больше проникается уважением к этому человеку, который живет по твердым моральным принципам.
  • Живя в бедности, доходящей до нищеты, Бирюк никогда не пойдет на мошенничество, никогда не позволит воровать ни себе, ни другим. Это ярко видно в эпизоде с мужиком, которого Бирюк поймал на воровстве древесины. Мужик так объясняет свой поступок: «Ей-Богу, с голодухи... детки, пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится». Для Бирюка это не оправдание. Ведь ему живется не слаще: в дому кроме хлеба нет никакой еды. Но для себя Бирюк твердо знает одно: «Воровать никому не след».
  • Именно в этот момент  происходит  кульминация  всего повествования: мужик просит о пощаде.  Что же перевесит: принцип или сострадание?   Отчаяние мужика потрясло рассказчика, он уже готов заступиться за него, но вдруг Бирюк отпускает мужика. Этот поступок вызвал у Петра Петровича уважение к герою: «– Ну, Бирюк, – промолвил я наконец, – удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый». Однако  герой не хочет даже обсуждать свое решение  «– Э, полноте, барин, – перебил он меня с досадой, – не извольте только сказывать. Да уж я лучше вас провожу…» Причиной досады, недовольства собой со стороны героя послужила несправедливость ситуации, в которой оказался Бирюк. Он поймал вора и должен его наказать, однако Бирюк понимает, что мужика толкнули на преступление нищета, отчаяние, страх за семью, детей, умирающих от голода .
Чем объясняется суровый и нелюдимый характер Бирюка?

Чем объясняется суровый и нелюдимый характер Бирюка?

Чем объясняется суровый и нелюдимый характер Бирюка?   Положение лесника, который вынужден наказывать мужиков, ворующих лес Ненависть мужиков Уход жены, оставившей ему маленьких детей Одиночество

Чем объясняется суровый и нелюдимый характер Бирюка?

  • Положение лесника, который вынужден наказывать мужиков, ворующих лес
  • Ненависть мужиков
  • Уход жены, оставившей ему маленьких детей
  • Одиночество
Авторское отношение к герою: — Ну, Бирюк, — промолвил я наконец, — удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый.  Как вы понимаете выделенные слова?

Авторское отношение к герою:

  • — Ну, Бирюк, — промолвил я наконец, — удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый.
  • Как вы понимаете выделенные слова?
Конфликт Конфликт – художественно выраженное противопоставление, столкновение, противоборство, противоречие, важное для раскрытия содержания произведения. Конфликт – это основа произведения, ему подчиняется развитие сюжета. Конфликт может быть внешним и внутренним.

Конфликт

  • Конфликт – художественно выраженное противопоставление, столкновение, противоборство, противоречие, важное для раскрытия содержания произведения. Конфликт – это основа произведения, ему подчиняется развитие сюжета. Конфликт может быть внешним и внутренним.
Каков внешний и внутренний конфликт произведения?

Каков внешний и внутренний конфликт произведения?

Сравните жизнь Бирюка и мужика, сделайте выводы. К какому сословию принадлежат Бирюк и мужик? Подумайте, почему Бирюку так трудно было принять решение?
  • Сравните жизнь Бирюка и мужика, сделайте выводы. К какому сословию принадлежат Бирюк и мужик? Подумайте, почему Бирюку так трудно было принять решение?
Главный конфликта рассказа носит социальный характер : крепостничество лишает человека права на свободную, счастливую и честную жизнь.

Главный конфликта рассказа носит социальный характер : крепостничество лишает человека права на свободную, счастливую и честную жизнь.

Кто из героев стоит на наиболее высокой нравственной позиции? Мужик? Автор? Бирюк? Почему автор вступается за мужика? Разве он прав?
  • Кто из героев стоит на наиболее высокой нравственной позиции? Мужик? Автор? Бирюк?
  • Почему автор вступается за мужика? Разве он прав?
Почему Бирюк отпустил мужика? Чувствует Бирюк, что есть и у нищего мужика, замученного барщиной, оброком, голодом, своя правда. Пожалел, проявил сострадание, понимает, что не от хорошей жизни пошёл мужик на преступление.

Почему Бирюк отпустил мужика?

  • Чувствует Бирюк, что есть и у нищего мужика, замученного барщиной, оброком, голодом, своя правда.
  • Пожалел, проявил сострадание, понимает, что не от хорошей жизни пошёл мужик на преступление.

Сравните речь Бирюка и мужика-вора. Какие выводы вы сделали?

  • — Должность свою справляю, — отвечал он угрюмо, — даром господский хлеб есть не приходится.
  • — Вы, чай, барин, — начал он, — и нашего хлеба есть не станете, а у меня окромя хлеба
  • — Ну, как знаете. Самовар я бы вам поставил, да чаю у меня нету... Пойду посмотрю, что ваша лошадь.
  • — Гроза проходит, — заметил он после небольшого молчанья, — коли прикажете, я вас из лесу провожу.
  • — А в лесу шалят... У Кобыльего Верху1 дерево рубят, — прибавил он в ответ на мой вопрошающий взор.
  • «Ладно, — отвечал он и попятил лошадь назад, — мы его духом поймаем, а там я вас провожу. Пойдёмте».
  • - Знаю я вас, — угрюмо возразил лесник, — ваша вся слобода такая — вор на воре.
  • — Разорены!.. Воровать никому не след.
  • — Отпусти... с голодухи... отпусти. —
  • Отпусти, — твердил мужик: — прикащик... разорены... во как... отпусти! — Разорены!..
  • — Отпусти, Фома Кузьмич... не погуби. Ваш-то, сам знаешь, заест, во как.
  • — Отпусти, — повторял он с унылым отчаяньем, — отпусти, ей-богу, отпусти! я заплачу, во как, ей-богу.
  • — Лошадёнку, — продолжал мужик, — лошадёнку-то, хоть её-то... один живот и есть, отпусти!
  • — Отпусти! Нужда, Фома Кузьмич, нужда, как есть того... отпусти!
  • — Пьян!., не на твои ли деньги, душегубец окаянный, зверь, зверь, зверь!
  • — А мне что? Всё едино — пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби — один конец; что с голоду, что так — всё едино. Пропадай всё: жена, дети, — околевай все... А до тебя, погоди, доберёмся!
Почему рассказ начинается с описания грозы?

Почему рассказ начинается с описания грозы?

Почему рассказ начинается с описания грозы? Бирюк – гроза для окрестных мужиков. Поэтому рассказ начинается с описания грозы: «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели…»

Почему рассказ начинается с описания грозы?

  • Бирюк – гроза для окрестных мужиков. Поэтому рассказ начинается с описания грозы: «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели…»
Какова идея рассказа? Мужик ворует, потому что замучен оброком, барщиной, живёт впроголодь. Бирюк, с одной стороны, должен честно исполнять свои обязанности лесника, с другой стороны, понимает, что мужик от безысходности идёт на преступление. Бирюк тоже крепостной, он отвечает за господский лес. Поэтому ему так сложно принять решение. «Бирюк» –это обвинительный акт крепостному праву. Крепостное право виновно в том, что человек, одарённый от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и народу, т. к. его лучшие качества, как физические, так и моральные – сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, становятся инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным. Автор показывает, как существующие порядки уродуют характеры крестьян и их жизнь, хотя и по-разному отражаются на каждом из них.

Какова идея рассказа?

  • Мужик ворует, потому что замучен оброком, барщиной, живёт впроголодь.
  • Бирюк, с одной стороны, должен честно исполнять свои обязанности лесника, с другой стороны, понимает, что мужик от безысходности идёт на преступление. Бирюк тоже крепостной, он отвечает за господский лес. Поэтому ему так сложно принять решение.
  • «Бирюк» –это обвинительный акт крепостному праву. Крепостное право виновно в том, что человек, одарённый от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и народу, т. к. его лучшие качества, как физические, так и моральные – сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, становятся инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным. Автор показывает, как существующие порядки уродуют характеры крестьян и их жизнь, хотя и по-разному отражаются на каждом из них.
Вопросы: Почему лесника Фому Кузьмича прозвали Бирюком? Почему рассказ называется Бирюк? Какая слава шла о Бирюке по окрестным деревням? Каковы причины замкнутости и угрюмости Бирюка? Был ли Бирюк на самом деле человеконенавистником? Рад ли Бирюк своему одиночеству? Какие черты вас привлекают в главном герое? На чьей стороне в данном конфликте автор? Почему? Назовите внешний и внутренний конфликт рассказа. Почему Бирюку так трудно было принять решение и отпустить мужика? Какую роль играет гроза в раскрытии образа Бирюка? Что такое гроза в рассказе? Чем опасно крепостное право для человека? Найдите примеры антитезы в рассказе. Ожидали ли вы такой развязки? Какое чувство вызвал у вас Бирюк при чтении рассказа? Почему жалкие и униженные просьбы мужика и заступничество барина не тронули Бирюка, тогда как гневный взрыв отчаявшегося мужика достигли цели?

Вопросы:

  • Почему лесника Фому Кузьмича прозвали Бирюком?
  • Почему рассказ называется Бирюк?
  • Какая слава шла о Бирюке по окрестным деревням?
  • Каковы причины замкнутости и угрюмости Бирюка?
  • Был ли Бирюк на самом деле человеконенавистником?
  • Рад ли Бирюк своему одиночеству?
  • Какие черты вас привлекают в главном герое?
  • На чьей стороне в данном конфликте автор? Почему?
  • Назовите внешний и внутренний конфликт рассказа.
  • Почему Бирюку так трудно было принять решение и отпустить мужика?
  • Какую роль играет гроза в раскрытии образа Бирюка? Что такое гроза в рассказе?
  • Чем опасно крепостное право для человека?
  • Найдите примеры антитезы в рассказе. Ожидали ли вы такой развязки?
  • Какое чувство вызвал у вас Бирюк при чтении рассказа?
  • Почему жалкие и униженные просьбы мужика и заступничество барина не тронули Бирюка, тогда как гневный взрыв отчаявшегося мужика достигли цели?
Вопросы: 1 вар. 2 вар. 1.Почему лесника Фому Кузьмича прозвали Бирюком? 2.Почему Бирюк замкнутый, угрюмый и нелюдимый? 3. Какие черты вас привлекают в главном герое? 4.Назовите внешний и внутренний конфликт рассказа. 5. Какую роль играет гроза в раскрытии образа Бирюка? Что такое гроза в рассказе? 6.Найдите примеры антитезы в рассказе. 7.Почему жалкие и униженные просьбы мужика и заступничество барина не тронули Бирюка, тогда как гневный взрыв отчаявшегося мужика достигли цели? 1.Какая слава шла о Бирюке по окрестным деревням? 2.Почему рассказчик так подробно описывает избушку лесника? .3. Почему Бирюку так трудно было принять решение и отпустить мужика? 4.На чьей стороне в данном конфликте автор? Почему? 5. Чем опасно крепостное право для человека? 6. Почему рассказ называется «Бирюк»? 7. Как автор относится к Бирюку. Докажите примерами из текста.

Вопросы: 1 вар. 2 вар.

1.Почему лесника Фому Кузьмича прозвали Бирюком?

2.Почему Бирюк замкнутый, угрюмый и нелюдимый?

3. Какие черты вас привлекают в главном герое?

4.Назовите внешний и внутренний конфликт рассказа.

5. Какую роль играет гроза в раскрытии образа Бирюка? Что такое гроза в рассказе?

6.Найдите примеры антитезы в рассказе.

7.Почему жалкие и униженные просьбы мужика и заступничество барина не тронули Бирюка, тогда как гневный взрыв отчаявшегося мужика достигли цели?

1.Какая слава шла о Бирюке по окрестным деревням?

2.Почему рассказчик так подробно описывает избушку лесника?

.3. Почему Бирюку так трудно было принять решение и отпустить мужика?

4.На чьей стороне в данном конфликте автор? Почему?

5. Чем опасно крепостное право для человека?

6. Почему рассказ называется «Бирюк»?

7. Как автор относится к Бирюку. Докажите примерами из текста.

Домашнее задание Составить характеристику вора-мужика (письменно) Поразмышлять над вопросом (устно): Как вы считаете, изменится ли жизнь Бирюка после этого поступка? Ответить письменно на вопрос: «На чьей стороне в этой ситуации рассказчик? Почему?

Домашнее задание

  • Составить характеристику вора-мужика (письменно)
  • Поразмышлять над вопросом (устно): Как вы считаете, изменится ли жизнь Бирюка после этого поступка?
  • Ответить письменно на вопрос: «На чьей стороне в этой ситуации рассказчик? Почему?

И. С. Тургенев «Бирюк»

По горизонтали: 5. Что до половины закрывало «суровое и мужественное лицо» лесника? 6 . Глиняный сосуд, из тех, что стояли возле печки. 8. Углубление, выбитое тележными коле­сами. 9. Хриплый, сопящий звук, который изредка издавала рысистая кобыла, бежавшая по дороге. 11. Длинная палка, к концу которой была привязана люлька, висевшая «на самой середине избы». 12. Брус в нижней части дверного проема, на котором показалась девочка с фонарем в руке. 14. «У Кобыльева Верху дерево рубят,— прибавил он на ... мой вопрошающий взор». 15. Бутылочка с соской для кормления младенцев, ко­торую Бирюк передал девочке, чтобы успокоить плачущего ребенка. 18. Промысел, с которого возвращался рассказчик, когда был, застигнут в лесу грозой. 20. Кирпичное сооружение в доме лесника. 21. Огромное лиловое облако, которое медлен­но поднималось из-за леса. 22. Две жерди, служащие для запряжки лошадей. 24. Пламя, которое тускло светило «из одного окошечка». 25. «Мне навстречу неслись длинные серые ...».

По вертикали: 1. Переносной осветительный прибор. 2. Сол­нечный или тепловой. 3. Имя героя. 4 . Часть телеги. 7. Обита­тель леса. 10 . Название забора. 11. Воротник. 12. Часть чело­веческого тела. 13 . Атмосферное явление. 16. Предмет для колки дров. 17. Средство для перевозки тяжести с помощью лошади. 19. Рассказы, впечатления, заметки. 22. Большая хищная пти­ца. 23. Деревенский дом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!