«ОБРАЗ ГРУСТИ» - 7 класс
Учитель Хабибуллина Л.Р.
Тема: «Образ грусти»
Цель урока: расширение представления учащихся о жизненном содержании музыки и музыкальных образах через произведение Я. Сибелиуса.
Задачи:
развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире - художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Средства обучения: Я. Сибелиус «Грустный вальс», песня: «Как здорово», О. Митяев, «Школьный корабль» – приветствие. Презентация урока (Пиложение 3). Буклет (Приложение 6)
Вид урока: углубления в тему, применение ЗУН на практике.
Необходимые знания: свободное владение понятиями: «музыкальный образ», СМВ, жанры музыки, план характеристики музыкальных произведений, алгоритм работы в малых группах, критерии оценки, правила пения и слушания музыки, учебный материал предыдущих уроков.
Овладение умениями и навыками:
Грамотно использовать опорные конспекты, схемы, карточки, индивидуальную методическую папку учащегося;
Выделять суть материала в ответах учащихся и в речи учителя.
Извлекать из музыкального текста и осмысливать всю необходимую, для решения данной задачи, информацию, устанавливать взаимосвязи между ответами групп.
Анализировать свои ответы и ответы одноклассников.
Самостоятельно работать с тетрадью.
Проводить сравнительный анализ между различными видами искусства: живописью, поэзией, музыкой.
Формирование навыков сотрудничества в учебной микрогруппе по алгоритму.
Реализовывать информацию, полученную в учебной деятельности, через выполнение творческого домашнего задания.
Методы и формы организации музыкальной деятельности: метод эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Д. Абдуллин); метод создания художественного контекста (изобразительное искусство, литература) по Л. В, Горюновой; метод размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский); метод наглядно - слухового показа; метод «забегания» вперёд и «возвращения» назад (Д. Кабалевский); работа в малых группах; полихудожественная деятельность.
Оборудование: музыкальный центр, ПК + медиапроектор + экран, фортепиано.
План.
Музыкальное приветствие
Эпиграф урока
Работа в группах
Знакомство с биографией композитора
Слушание музыки
Работа в группах
Повторное слушание произведения
Исполнение песни
Выполнение теста
Обобщение урока
Домашнее задание
ХОД УРОКА
Приветствие
Здравствуйте. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке.
С каким настроением вы сегодня пришли на урок?
У меня сегодня то же очень хорошее настроение
2. Эпиграф урока. Слайды 2, 3
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о музыкальных образах. Эпиграфом нашего урока будут слова замечательного композитора Рихарда Вагнера.
«Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль»
Р. Вагнер
3. Показ слайдов (картина с изображением грусти, фото, отрывок из к-ма, ст-е о грусти)
Звучит музыка «_____________»
Обратите внимание на слайды и послушайте музыку композитора
Какие эмоции вызывают у вас эти слайды
Как вы думаете, как называется тема нашего урока
ТЕМА УРОКА «Образ грусти»
В каких музыкальных произведениях вы встречались с образом грусти?
4. Работа в группах
Первая группа вам предлагается рассмотреть на примере народной музыки
Вторая группа на примере классических произведений
Третья группа на примере современной эстрадной музыки
Не забываем о том, что у каждой группы было творческое задание
Вам предлагается для работы 2 минуты, после чего мы начнём обсуждение
4. Знакомство с биографией композитора. Слайд 5
Мы уже не раз говорили о том, что музыкальный образ мы определяем отталкиваясь от основной мысли или творческой идеи композитора. Сегодня мы постараемся определить: Музыкальный образ в произведении Яна Сибелиуса.
Слайд 6
Ян Сибелиус (1865 – 1957 г.г.) финский композитор, педагог. С 1891 года преподавал в Хельсинской консерватории. Основоположник финской национальной музыкальной школы. В своём творчестве Я. Сибелиус широко использовал финское и карельское народное творчество. Им созданы: 7 симфоний, 4 легенды – одна из самых известных «Финляндия». Его сочинения принесли ему мировую известность.
На наших уроках мы встречались с разными композиторами, но есть определённая группа в которую входят основоположники классической музыки в своей стране. Давайте вспомним, кто из каких композиторов является основоположником какой своей национальной музыки.
Слайд 7
Вам нужно вспомнить основоположников: польской, норвежской, австрийской, венгерской, русской музыки. Каждая группа отвечает один раз, но, а последняя определит – основоположником какой музыки является Ян Сибелиус? Итак, Ф. Шопен – основоположник польской музыки, Э. Григ – основоположник норвежской музыки, В. А. Моцарт – основоположник австрийской музыки, Ф. Лист – основоположник венгерской музыки, М. И. Глинка является родоначальником русской музыки, а Ян Сибелиус стал родоначальником новой финской музыки.
5. Слушание музыки
Сегодня мы обращаемся к одному из его произведений Яна Сибелиуса.
Для дальнейшей работы возьмите карточки с вопросами, на которые вы дадите ответ после прослушивания произведения.
Вопросы для работы по группам:
Музыкальная характеристика данного произведения.
О чём на ваш взгляд хотел рассказать композитор в своём произведении?
Как бы вы назвали данное произведение, почему?
Подберите созвучный стих с данным произведением, объясните свой выбор. (Любой сборник стихов)
Подберите созвучные иллюстрации с данным произведением (одна из которых отобразит характер музыки, а другая содержание), объясните свой выбор (предлагается 4-5 репродукций разных художников). При работе данной группы учитель ненавязчиво контролирует выбор учащихся, помогая прийти к верному решению - для этого иллюстрации должны быть контрастными по отношению к 2-м нужным, тогда всё получится. Приложение 1
Определите музыкальный образ данного произведения.
Во время первого прослушивания каждый работает на своем листке и записывает мысли относительно вопроса в своей группе.
Вспомним золотое правило слушания музыки: от того насколько вы внимательно слушаете музыку – зависит успех вашей работы.
Слушание музыки. Слайд 8
6. Работа в группах
Вам предлагается для работы 5 минут, после чего мы начнём обсуждение. Напоминаю, что у вас есть методическая папка, которой вы можете воспользоваться. Приложение 2
7. Выступления групп
Итак, мне хотелось бы напомнить, чтобы вы внимательно слушали ответы своих одноклассников, т.к. вы можете услышать подсказку из предыдущего ответа к решению своей задачи.
1 группа: музыка печальная, лирическая, задушевная, одинокая, грустная, мелодичная, танцевальная – звучал вальс. Слайд 9– появляется после выступления группы, как микро-обобщение).
2 группа: в этом произведении такое чувство, словно человек то совершенно подавлен безграничной печалью, то пытается вырваться из оков безжалостной печали. Вот он устремился к свету, вот почти достиг его, кажется, даже улыбнулся. Слайд 10 – появляется после выступления группы, как микро-обобщение).
3 группа: предлагается название придуманное группой, а затем название Яна Сибелиуса – «Грустный вальс» Слайд 11 – появляется после выступления группы, как микро-обобщение.
1 группа: учащиеся зачитывают выбранное стихотворение, которое на их взгляд созвучно с музыкой. Мне хотелось бы тоже зачитать свой выбор – это стихотворение Н. М. Языкова «Элегия». Слайд 12 – появляется после выступления группы.
2 группа: из двух предложенных репродукций по характеру созвучна картина Айвазовского «Прибой у крымских берегов», потому что в данной картине как и в характере музыки есть тёмные тона, созвучные с грустью, печалью в характере музыки; яркая вспышка вдали, как мимолётное просветление в характере музыки; а морской пейзаж – это ничто иное, как мечтательность, романтичность. Слайд 13 – появляется после выступления группы, как микро-обобщение.
А вот по внутреннему содержанию больше подходит картина И. Шишкина «На севере диком», также как композитор раскрыл перед нами одинокую душу человека, которая может грустить, печалиться, мечтать, размышлять сама с собой, так и картине Шишкина мы видим одиночество, мечтательность, грусть.
- И, конечно же, сразу вспоминается замечательное стихотворение Ю. Лермонтова Слайды 14, 15 – появляются после выступления группы, как микро-обобщение.
3 группа: в этом произведении очень сильна грусть, поэтому раскрыт ОБРАЗ ГРУСТИ.
8. Повторное слушание произведения
А сейчас нам осталось выяснить какой же образ раскрыт в «Грустном вальсе». Послушайте ещё раз фрагмент произведения и 6 группа нам постарается ответить на данный вопрос.
Слушание музыки – видеоклип. Слайд 16
Вывод: в этом произведении очень сильна грусть, поэтому раскрыт ОБРАЗ ГРУСТИ.
Слайд 17
9. Самооценка
Ну что ж, на мой взгляд, мы прекрасно поработали и я предлагаю экспертам оценить (по пятибальной системе) работу группы по следующим критериям: культура общения, степень активности ваших партнеров, степень результативности работы вашей микро группы + заработанные бонусы в течении урока.
Слайд 18
10. Распевание
Исполнение музыкальных упражнений (на усмотрение учителя)
Исполнение песни – «Как здорово», О. Митяев
Каждый раз, когда мы с вами работаем на уроке и достигаем верных результатов, я убеждаюсь в том, что как, что нас так много на уроке, ведь вместе и задачи наши решаются легче, а сказать об этом можно словами из песни: как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Об этом и поётся в песне Олега Митяева, которую мы сейчас с вами исполним.
Слайд 19
Этапы работы с песней: вспомнить мелодию (учитель играет мелодию, учащиеся про себя пропевают её); закрепление чистоты интонирования, характера исполнения; исполнение по цепочке по одной строчке, по группам; концертное исполнение - под фонограмму.
11. Обобщение урока
Слайд 20. (При работе с данным слайдом пользуйтесь гиперссылками)
Итак:
С музыкой какого композитора познакомились?
Как называется произведение Я. Сибелиуса?
Какой образ раскрыл композитор в своём произведении?
С какими произведениями искусства созвучен «Грустный вальс» Я. Сибелиуса?
12. Домашнее задание
Слайд 26
Отобразить музыкальную мысль Я. Сибелиуса в рисунке.
Слайд 27
Дополнительно (по желанию учителя)
Так как – это предпоследний урок четверти можно его закончить выполнением теста.
13. Выполнение теста
А в заключение, я предлагаю вам поработать с тестом, чтобы закрепить полученные знания на прошлых уроках (Приложение 5).
Тест по теме: «Музыкальный образ».
7 класс, 2 четверть
1. Фридерик Шопен это:
немецкий композитор;
советский композитор;
польский композитор.
2. Как называется произведение, которое написал В. Лаурушас?
«Весёлый поезд»;
«В путь»;
«Радостное путешествие».
3. В каком году был написан «Гимн демократической молодёжи»?
1957 г.
1937г.
1947г.
4. Ян Сибелиус это:
русский композитор;
итальянский композитор;
финский композитор.
5. Какой образ раскрыт в «Вальсе №7» Ф.Шопена?
лирический образ;
грустный образ;
образ воспоминания.
6. Кто написал произведение «Деревянные лошадки»?
Ф.Шопен;
В. Моцарт;
Б. Дварионас
7. Какой образ раскрыт в «Вальсе - минутке» Ф. Шопена?
образ шутки;
образ радости;
образ озорства.
8. Какой инструмент был солирующим в произведении Б. Дварионаса «Деревянные лошадки»?
гусли;
канклес;
скрабалай.
9. Какой образ раскрыт в «Вальсе» Яна Сибелиуса?
образ печали;
образ грусти;
образ одиночества.
10. Напишите значения слов: ария, увертюра, музыкальный образ, гимн, этюд, прелюдия.