Содержание :
Введение
1.Образ лебедя в сказках
1.1. Образ лебедя в искусстве
1.2. Образ лебедя в музыке
1.3. Образ лебедя в танце
2.Заключение
3.Список литературы
Введение
Актуальность исследования.
В настоящее время все более острой становится проблема нравственности.
Русская литература и искусство учат добру, любви, состраданию. Люди должны понять, что чистые озера, чистые пруды и воздух, где могут жить лебеди – это признак культуры нации, признак близости и верности нации Законам Природы.
Образ птицы - один из наиболее распространенных образов живых существ, встречающихся в искусстве. Птица как символ свободы и стремительности, хищности и глупости, легкости и зоркости, смиренности и музыкальности - вот далеко не полный набор важных метафор, традиционно связываемых с птицами.
Из птиц, которые наиболее часто встречающиеся в искусстве и литературе используют образы орла, лебедя, совы.
Тема птицы достаточно полно представлена в символике и эмблиматике.
Лебедь - самая величественная и гордая птица из всех существующих на земле. Издавна человек поклонялся лебедям, почитая их за гордый и неприступный вид.
Образ лебедя как в искусстве, так и литературе наиболее часто представлен как образ романтический. Но при всем при этом лебедь также является и противоречивым символом: в лебеде соединяются меланхолия и преображение, смерть и свет. Образ несет в себе как мужское, так и женское начало, что особенно ярко находит отражение в музыке, балете и литературе, а красота и пластика лебедя только дополняет данный образ.
Ни об одной птице не сложено столько легенд и преданий, мифов и сказок, стихов, песен, как о лебеде. Лебедь в них является почитаемой благородной птицей, олицетворяющей все самые лучшие качества, какими только может быть наделён человек: мудростью, духовной чистотой и целомудрием, красотой, грациозностью и необычайной волшебной силой. Лебедь считается птицей поэтов. Песня умирающего лебедя — это песня поэта, а его белизна — искренность. Знаменитая «лебединая песня» — обозначение последнего значительного творения выдающихся людей.
Дева-лебедь — древний и всеобъемлющий образ. Сюжет брака человека с лебедем или превращения в лебедя распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов (царевна-лебедь, герой, превращающийся в лебедя). В сказках, легендах и преданиях лебедь — это олицетворение мудрости и необычайной волшебной силы.
В славянской мифологии лебедь относится к почитаемым, «святым» птицам
Таким образом образ лебедя воспет как в литературе, так и искусстве разных эпох и отражает эмоциональное отношение творца, образа, кроме прямого значения (эмоциональное отношение) появляется и косвенное (объект этого отношения).
Предметом исследования является образ и символика лебедя в литературе , в изобразительном искусстве ,в музыке ,в танце.
Объектом исследования является образ лебедя.
Цель работы : доказать ,что через образ лебедя в культуре ,искусстве ,музыке и поэзии человек может сохранить гармонию с природой и стать совершенным.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть символику образа лебедя в русской литературе;
- изучить образ лебедя в искусстве.
Теоретическая значимость работы обусловлена ограниченным количеством исследований, посвященных заданной теме.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности (уроки литературы, литературные викторины и конкурсы).
1. Образ лебедя в сказках
В христианстве белый лебедь - это чистота, милосердие и символ Девы Марии.
В народных сказаниях лебединые девы — существа особой красоты, обольстительности и вещей силы. Лебединым девам В сказках заложена народная мудрость. Каждая сказка несет свой смысл.
Как ни странно, к образу птицы древние обращались даже чаще, чем к образам остальных животных. Это можно объяснить недоступным, удивительным и волшебным умением пернатых летать, вызывавшем суеверный трепет и любопытство.
В русском фольклоре, особенно в сказках и песнях, лебедь выступал очень часто как положительным, так и отрицательным персонажем. Лебедем восхищались всегда, будь то прекрасная и нежная Царевна-Лебедь или же злые помощники Бабы Яги.
Почти все пушкинские сказки пишутся в период 1830-1834 год. Одно из самых известных произведений этого «цикла» - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Таким образом, царевна Лебедь – воплощение народных, фантастических и вместе с тем личных представлений поэта о женской красоте.
Все сказочные фольклорные сюжеты о превращении человека в лебедя, включая классический русский образ Царевны-Лебеди, восходит к греческим традициям, где Зевс также был лебедь: в этом обличии он овладел Ледой – и в результате на свет появилась прекрасная Елена – виновница Троянской войны.
Таким образом, царевна Лебедь – воплощение народных, фантастических и вместе с тем личных представлений поэта о женской красоте.
Образ лебедя в искусстве
Подобно большинству писателей, поэтов, художников, творивших на рубеже XIX-XX веков, Врубель стремился отобразить в своем творчестве особый мир. Его раздирали противоречия между этическим и эстетическим, божеским и человеческим, он мучился над вечными вопросами: может ли красота быть злой, а зло – прекрасным.
На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина.
Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены.
«Царевна-Лебедь» - глубокий смысл заложен всего в двух словах. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы.
Тайные чары все же покоренного злого колдовства.
Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра.
Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.
«Царевна-Лебедь» - в самую глубину твоей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно все видит.
Образ лебедя в музыке
Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908) выдающийся русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик.
Музыкальный образ – это обобщенное отражение в музыке явлений действительности и духовного мира человека. Раскрывается через изложение музыкальной темы и ее развитие.
Обращаясь к сюжетам историческим, Римский-Корсаков стремился к романтизированному, возвышенному изображению народных героев Красивую сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеде», композитор Н.А. Римский-Корсаков передал в своей музыке через оперу «Сказка о царе Салтане». Эта поера стала доступной для самых юных зрителей.
Сказочно – фантастическая музыка.
В ней можно услышать» и картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках оркестра.
Слушая симфоническую картину «Три чуда», будто видишь каждую деталь, нарисованную А. С. Пушкиным в стихах.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
«Третье чудо» - царевна - является в сопровождении арфы – нежного пленительного инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещённого луной.
Музыка рисует чудесное превращение Лебедь птицы в красавицу царевну. В картине органически слиты воедино тонкая лирика, волнующая загадочность, сказочное звучание симфонического оркестра .
Пение лебедь - птицы поручено солирующему гобою – инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы.
Момент превращения Лебедь – птицы в Царевну вызывает у Гвидона такой восторг и восхищение, что кульминация эпизода становится торжеством света и красоты.
Единственный собственно фантастичный образ Царевны-Лебеди. Это воплощение красоты искусства и красоты русской женщины, когда она превращается из Лебедя-птицы в Царевну-Лебедь.
Образ лебедя в танце
П.И. Чайковский справедливо считается реформатором балетного жанра.
В основу сюжета балета «Лебединое озеро» положена простая и непритязательная немецкая сказка о девушке-лебеде. Эта сказка была превращена композитором в волнующую поэму о верной любви.
Одиллия — персонаж в балете «Лебединое озеро». Дочь злого волшебника Ротбардта Одиллия в образе чёрного лебедя обольщает принца Зигфрида, притворившись Одеттой, и он признаётся ей в любви. В этот момент Одетта бьёт крылом в окно замка (столь ответственную партию дублёрши Одетты обычно доверяют артистке кордебалета). Ротбардт ликует, Одиллия злобно смеётся, Зигфрид устремляется к озеру. Конец второго акта
Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Ротбарту, олицетворяющему в балете образ фатума (корона спасала Одетту от преследования). Принц надеется, что девушка-Лебедь уйдет с ним в мир людей. В сказке бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида.
Белые лебеди — это прекрасные девушки, заколдованные злым Гением — Ротбартом. Только по ночам превращаются они в людей.
Таким образом образ лебедя в искусстве можно встретить как в картинах таких знаменитых авторов Врубеля Михаила Александровича, в его знаменитой картине - «Царевна-Лебедь», где царевна предстает в образе лебедя. Римского-Корсакова, у которого на первый План выступают образы, олицетворяющие ум и художественную одаренность народа, его тягу к прекрасному, доброту и возвышенность чувств. Музыка рисует чудесное превращение Лебедь птицы в красавицу царевну. В картине органически слиты воедино тонкая лирика, волнующая загадочность, сказочное звучание симфонического оркестра.
П.И. Чайковский - балет «Лебединое озеро», где белый Лебедь, символ величия и красоты русского балета, находится на недосягаемой высоте и является одной из самых крупных «жемчужин» в «короне» мировой культуры.
Заключение
Рассмотрев образ лебедя в литературе, искусстве и музыке, можно проследить общие черты. Лебедя символизирует женственность, чистоту и жизнь.
Эта символика в своей основе связана и с представлением о способности души странствовать по небу в образе лебедя, выступающего как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства, но и смерти.
придается вещий характер и мудрость; они исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе самую природу.
Таким образом из проведенного нами анализа можно сделать вывод, что образ лебедя был запечатлён в разные времена и в разных образах.
список литературы:
Врубель : альбом / авт.-сост. Д. В. Сарабьянов. – Москва : Изобраз. искусство, 1981. – 476 с.
Волшебный мир сказок / худ. О. И. Коминарец и др. – Москва : Дрофа-Плюс ; Полиграф-Проект, 2011. – 320 с.
Глухова, М. В. Образ лебедя в искусстве / М. В. Глухова. – Кострома : Дом печати, 2010. – 10 с.
Демидов, А. П. Лебединое озеро / А. П. Демидова. – Москва : Искусство, 1985. – 366 с.
Лучшие сказки малышам. – Ростов-на-Дону : Проф-Пресс, 2014. – 144 с.
Пушкин, А. С. Стихи и сказки / А. С. Пушкин. – Москва : Детская литература, 2006. – 16
Городская научно-практическая конференция обучающихся «Открытия юных - 2017»
в рамках муниципального этапа республиканской конференции-фестиваля
творчества обучающихся «EXCELSIOR»
Секция: РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРА
Образ лебедя в литературе и искусстве.
Сведения об авторе (авторах):
Петухова Анна Юрьевна, СОШ №31 г. Чебоксары,6 класс
Марева Анастасия Владимировна СОШ №31 г. Чебоксары, 7 класс
Научный руководитель:
Клементьева Луиза Станиславовна СОШ № 31г. Чебоксары
Чебоксары,2017