СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Маленький человек» - это литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил и т. д.   Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха.  

Просмотр содержимого документа
«Образ «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века»

Образ «маленького человека»  в русской литературе  первой половины XIX века   

Образ «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века  

«Маленький человек » - это литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь и другие писатели в своем творчестве обращались к теме «маленького человека», образ которого с течением времени изменялся от произведения к произведению.

«Маленький человек » - это литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил.

А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь и другие писатели в своем творчестве обращались к теме «маленького человека», образ которого с течением времени изменялся от произведения к произведению.

цель проекта - эволюция образа «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века.     Задачи:  1. жизнь «маленького человека» в повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкина.  2. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина.  3.Рассмотрение образа «маленького человека» в повести «Шинель» Н. В. Гоголя.

цель проекта - эволюция образа «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века.   Задачи: 1. жизнь «маленького человека» в повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкина. 2. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина. 3.Рассмотрение образа «маленького человека» в повести «Шинель» Н. В. Гоголя.

Первым писателем, который открыл мир “маленьких людей” был Николай Михайлович Карамзин. Огромное влияние на тематику и идейное своеобразие последующей литературы оказала повесть Карамзина “Бедная Лиза”. Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему.

Первым писателем, который открыл мир “маленьких людей” был Николай Михайлович Карамзин. Огромное влияние на тематику и идейное своеобразие последующей литературы оказала повесть Карамзина “Бедная Лиза”. Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему.

А.С. Пушкин  «Станционный смотритель »

А.С. Пушкин «Станционный смотритель »

Судьба “маленького человека” в центре внимания Пушкина, писатель сострадает Самсону Вырину, поэтому каждая из частей этой лиро-эпической повести окрашены в различные эмоциональные тона.

Судьба “маленького человека” в центре внимания Пушкина, писатель сострадает Самсону Вырину, поэтому каждая из частей этой лиро-эпической повести окрашены в различные эмоциональные тона.

Вопрос о судьбе человека в повести “Станционный смотритель” поставлен остро и драматично. Судьба станционного смотрителя - типичная судьба простого человека, чье благополучие в любой момент может быть разрушено грубым вмешательством “сильных мира сего”, правящим классом.   Смирение, показывает А.С. Пушкин, унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство, независимость, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву.

Вопрос о судьбе человека в повести “Станционный смотритель” поставлен остро и драматично. Судьба станционного смотрителя - типичная судьба простого человека, чье благополучие в любой момент может быть разрушено грубым вмешательством “сильных мира сего”, правящим классом. Смирение, показывает А.С. Пушкин, унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство, независимость, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву.

 В поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин раскрывает образ, «маленького человека», противопоставляя ему две могущественные силы: 1)величие и мощь императора;  2)буйную, неуправляемую стихию природы.

В поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин раскрывает образ, «маленького человека», противопоставляя ему две могущественные силы:

1)величие и мощь императора;

2)буйную, неуправляемую стихию природы.

    Главный герой поэмы - бедный чиновник Евгений- «человек обыкновенный», не имеющий ни денег, ни чинов. Евгений «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь .

Главный герой поэмы - бедный чиновник Евгений- «человек обыкновенный», не имеющий ни денег, ни чинов. Евгений «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь .

В момент гнева Евгений поистине страшен, ведь он осмелился грозить самому Медному Всаднику! Однако бунт сумасшедшего Евгения – это бунт бессмысленный и наказуемый.

В момент гнева Евгений поистине страшен, ведь он осмелился грозить самому Медному Всаднику! Однако бунт сумасшедшего Евгения – это бунт бессмысленный и наказуемый.

Основной конфликт пушкинского произведения: Петербург, создание которого продиктовано интересами государственными, построен на месте, где жили простые люди. Простой человек и его интересы противопоставлены государству. Но Пушкин показывает, что пренебрежение интересами маленького человека может привести к бунту, разгулу стихии, что воплощено в мятежном образе взбунтовавшейся Невы.

Основной конфликт пушкинского произведения: Петербург, создание которого продиктовано интересами государственными, построен на месте, где жили простые люди. Простой человек и его интересы противопоставлены государству. Но Пушкин показывает, что пренебрежение интересами маленького человека может привести к бунту, разгулу стихии, что воплощено в мятежном образе взбунтовавшейся Невы.

«Маленькому человеку» посвящена повесть Н. В. Гоголя «Шинель», которая является центральной в цикле «Петербургские повести».

«Маленькому человеку» посвящена повесть Н. В. Гоголя «Шинель», которая является центральной в цикле «Петербургские повести».

Главный герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин- мелкий чиновник , все в нем было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Всю свою жизнь Башмачкин «ревностно и с любовью» переписывал бумаги в департаменте. Это переписывание было не только его работой, но и его призванием, даже, можно сказать, целю жизни. Гоголь правдиво изобразил своего героя, как жертву несправедливой деятельности.

Главный герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин- мелкий чиновник , все в нем было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Всю свою жизнь Башмачкин «ревностно и с любовью» переписывал бумаги в департаменте. Это переписывание было не только его работой, но и его призванием, даже, можно сказать, целю жизни. Гоголь правдиво изобразил своего героя, как жертву несправедливой деятельности.

История жизни Акакия Акакиевича - это новая полоса в его жизни. Смыслом его существования становится забота о новой шинели. Эта цель преображает Акакия Акакиевича. Новая шинель - как бы символ новой жизни.

История жизни Акакия Акакиевича - это новая полоса в его жизни. Смыслом его существования становится забота о новой шинели. Эта цель преображает Акакия Акакиевича. Новая шинель - как бы символ новой жизни.

 Желание Акакия Акакиевича осуществилось, он хоть чем-то доказал людям, что у него есть самомнение. На этой казалось бы, вершине благополучия его постигает катастрофа. Двое грабителей снимают с него шинель. Отчаяние вызывает у Акакия Акакиевича, бессильный протест. Добиваясь приема у “самого “значительного лица”, Акакий Акакиевич “раз в жизни захотел показать характер” Гоголь дает герою возможность противостоять. Но он бессилен перед лицом бездушной бюрократической машины и погибает так же незаметно, как и жил.

Желание Акакия Акакиевича осуществилось, он хоть чем-то доказал людям, что у него есть самомнение. На этой казалось бы, вершине благополучия его постигает катастрофа. Двое грабителей снимают с него шинель. Отчаяние вызывает у Акакия Акакиевича, бессильный протест. Добиваясь приема у “самого “значительного лица”, Акакий Акакиевич “раз в жизни захотел показать характер” Гоголь дает герою возможность противостоять. Но он бессилен перед лицом бездушной бюрократической машины и погибает так же незаметно, как и жил.

Однако Гоголь не заканчивает на этом повесть. Он показывает нам финал о мертвом Акакие Акакиевиче, который при жизни был безропотным и смиренным, а после смерти он резко стаскивает шинели с высокопоставленных начальников. Гоголь говорит нам концом своей повести, что в том мире, в котором жил Акакий Акакиевич, как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, «маленький человек» может жить только после смерти

Однако Гоголь не заканчивает на этом повесть. Он показывает нам финал о мертвом Акакие Акакиевиче, который при жизни был безропотным и смиренным, а после смерти он резко стаскивает шинели с высокопоставленных начальников.

Гоголь говорит нам концом своей повести, что в том мире, в котором жил Акакий Акакиевич, как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, «маленький человек» может жить только после смерти

Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XVIII-XIX веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на такого героя. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь относятся к «маленькому человеку» с огромным состраданием, сочувствием.   В первых произведениях XIX века «маленький человек» мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной. Затем он не мог любить, не мог уважать, а о борьбе с государством даже и подумать не мог. Позже «маленький человек» приобретает чувство собственного достоинства, способность любить и при этом остро ощущает своё ничтожное положение.  Новые писатели вступают в защиту правды и совести, они формируют человека нового. Поэтому нельзя закрывать последнюю страницу в огромной книге, посвященной ему – «маленькому человеку!» Вставка рисунка

Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XVIII-XIX веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на такого героя. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь относятся к «маленькому человеку» с огромным состраданием, сочувствием.

В первых произведениях XIX века «маленький человек» мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной. Затем он не мог любить, не мог уважать, а о борьбе с государством даже и подумать не мог. Позже «маленький человек» приобретает чувство собственного достоинства, способность любить и при этом остро ощущает своё ничтожное положение.

Новые писатели вступают в защиту правды и совести, они формируют человека нового. Поэтому нельзя закрывать последнюю страницу в огромной книге, посвященной ему – «маленькому человеку!»

Вставка рисунка