СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ Москвы в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация прекдназначена для учителей и учащихся старших классов. Материал можно использоввать для подготовкеи к ЕГЭ по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Образ Москвы в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"»

Михаил Афанасьевич Булгаков:  Образ Москвы в романе «Мастер и Маргарита» Болдырева Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №13» г. Пскова

Михаил

Афанасьевич

Булгаков:

Образ Москвы в романе «Мастер и Маргарита»

Болдырева Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №13»

г. Пскова

 15 мая 1891 года в Киеве родился русский писатель Михаил Булгаков. Его никогда не любили критики, а собратья по перу и вовсе считали опасным провокатором. Сам же Булгаков на всё это реагировал стоически.  Оперируя на фронтах Гражданской войны, писатель насмотрелся всякого. И впоследствии стал относиться к жизни по-другому. Он делал только то, что ему нравилось, но при этом не впадал в крайности.

15 мая 1891 года в Киеве родился русский писатель Михаил Булгаков. Его никогда не любили критики, а собратья по перу и вовсе считали опасным провокатором. Сам же Булгаков на всё это реагировал стоически.

Оперируя на фронтах Гражданской войны, писатель насмотрелся всякого. И впоследствии стал относиться к жизни по-другому. Он делал только то, что ему нравилось, но при этом не впадал в крайности.

 Булгаков никогда ничего не откладывал, но и не заводил долгов, никогда ни с кем серьёзно не ссорился, но и за словом в карман не лез.  Идти по жизни ему помогали отличное чувство юмора, самоирония и невероятная одержимость литературным трудом. Булгаков писал всегда, даже когда его клеймили белогвардейской контрой, даже когда болел, даже когда знал, что при его жизни это никогда не напечатают. И такое упорство через годы дало свои всходы, которые очень сильно обогатили русскую литературу 20 века.

Булгаков никогда ничего не откладывал, но и не заводил долгов, никогда ни с кем серьёзно не ссорился, но и за словом в карман не лез.

Идти по жизни ему помогали отличное чувство юмора, самоирония и невероятная одержимость литературным трудом. Булгаков писал всегда, даже когда его клеймили белогвардейской контрой, даже когда болел, даже когда знал, что при его жизни это никогда не напечатают. И такое упорство через годы дало свои всходы, которые очень сильно обогатили русскую литературу 20 века.

Читайте повести и романы Михаила Булгакова: «Похождения Чичикова» (поэма в 10 пунктах с прологом и эпилогом, 1922) «Белая гвардия» (роман, 1922-1924) «Дьяволиада» (повесть, 1923) «Записки на манжетах» (повесть, 1923) «Багровый остров» (повесть, опубликована в Берлине в 1924 году) «Роковые яйца» (повесть, 1924) «Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году) «Копыто инженера» (роман, 1928-1929) «Тайному другу» (неоконченная повесть, 1929, опубликована в 1987 году) «Мастер и Маргарита» (роман, 1929-1940, опубликован в 1966-1967 годах) «Жизнь господина де Мольера» (роман, 1933, опубликован в 1962 году) «Театральный роман» («Записки покойника») (неоконченный роман (1936-1937), в СССР опубликован в 1965 году).

Читайте повести и романы Михаила Булгакова:

«Похождения Чичикова» (поэма в 10 пунктах с прологом и эпилогом, 1922)

«Белая гвардия» (роман, 1922-1924)

«Дьяволиада» (повесть, 1923)

«Записки на манжетах» (повесть, 1923)

«Багровый остров» (повесть, опубликована в Берлине в 1924 году)

«Роковые яйца» (повесть, 1924)

«Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году)

«Копыто инженера» (роман, 1928-1929)

«Тайному другу» (неоконченная повесть, 1929, опубликована в 1987 году)

«Мастер и Маргарита» (роман, 1929-1940, опубликован в 1966-1967 годах)

«Жизнь господина де Мольера» (роман, 1933, опубликован в 1962 году) «Театральный роман» («Записки покойника»)

(неоконченный роман (1936-1937),

в СССР опубликован в 1965 году).

Первая половина 20 века , особенно до 30-х годов, - это время глубоких потрясений, изменивших мировоззрение человека. Разные направления в искусстве, в литературе, в живописи, невиданный  доселе научный прогресс, русско-японская война, Первая мировая война, Первая русская революция – все это не могло не отразиться на творчестве писателей той эпохи. В такой атмосфере вырос талант М. Булгакова, человека –пророка и «предтечи», человека удивительно трудной судьбы, что впрочем не исключение в истории русской литературы. Красной нитью через его творчество проходят образы городов Киева и Москвы. И это не случайно, т.к. творчество писателя можно разделить на два периода: киевский и московский. Роман «Мастер и Маргарита» создавался в московский период.

Первая половина 20 века , особенно до 30-х годов, - это время глубоких потрясений, изменивших мировоззрение человека. Разные направления в искусстве, в литературе, в живописи, невиданный доселе научный прогресс, русско-японская война, Первая мировая война, Первая русская революция – все это не могло не отразиться на творчестве писателей той эпохи. В такой атмосфере вырос талант М. Булгакова, человека –пророка и «предтечи», человека удивительно трудной судьбы, что впрочем не исключение в истории русской литературы.

Красной нитью через его творчество проходят образы городов Киева и Москвы. И это не случайно, т.к. творчество писателя можно разделить на два периода: киевский и московский.

Роман «Мастер и Маргарита» создавался в московский период.

Главное произведение М. Булгакова - «Мастер и Маргарита» - стало вечным и актуальным во все времена. В нем перед нами предстают три основных мира: древнеершалаимский, потусторонний и мир Москвы 20-х годов 20 века. Число три имеет здесь магическое значение. Москва в романе указана как герой произведения:» Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но еще не золотая, а белая». Писатель ведет нас по известным местам столицы: Малая Бронная улица, Садовое кольцо, Патриаршие пруды…

Главное произведение М. Булгакова -

«Мастер и Маргарита» - стало вечным и актуальным во все времена. В нем перед нами предстают три основных мира: древнеершалаимский, потусторонний и мир Москвы 20-х годов 20 века. Число три имеет здесь магическое значение. Москва в романе указана как герой произведения:» Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но еще не золотая, а белая». Писатель ведет нас по известным местам столицы: Малая Бронная улица, Садовое кольцо, Патриаршие пруды…

Роман Булгакова в первую очередь повествует о Москве, о жизни московских

жителей, но это и образ всей страны, ее проблем, ценностей ее жителей. Москву

Булгаков показывает как сторонний наблюдатель. Мы видим столицу глазами иностранца Воланда. Наблюдая за городом, он обращает внимание на изменения, которые произошли за последние годы: появились трамваи, изменились костюмы… Но Воланда больше интересует то, что «московское народонаселение значительно изменилось» .И сатану привлекают современные пороки москвичей. Благодаря своим сверхъестественным способностям, он каждому воздает по заслугам: кого-то наказывает, кого-то вознаграждает. Сатирического эффекта автор достигает с помощью изображения карикатурных героев. Образ величественной Москвы в глазах читателя стал как бы мельче и смешнее. Вездесущий Воланд замечает и наказывает жадность, жажду наживы. Но его наказание не столь серьезно, он всего лишь подшучивает над ними. Вспомним его сеанс «чёрной магии с разоблачением». Каждому Воланд отмеряет свое наказание по мере того, насколько люди погрязли во лжи и обмане. Никанор Иванович Босой попадает в сумасшедший дом за хранение иностранной валюты. Таким образом, писатель обнажает проблему того времени – хранение валюты каралось заключением в тюрьму.

Квартирный вопрос – актуальный для москвичей  во все времена – поднимается автором, когда Алоизий Могарыч, прикинувшись другом Мастера, хочет избавиться от него и заселиться в его квартиру. Таким яавляется и Поплавский, дядя Берлиоза, задумавший получить в наследство квартиру племянника. Смеется Булгаков и над жизнью учреждений и организаций в романе. Людей против воли заставляют петь в хоре, участвовать в различных кружках. Замечает Воланд, что работники культуры плохо воспитаны, дерзят и лгут по телефону, а кто-то вообще занимает не свое место. Поразило Воланда и общественное питание. В ярком контрасте показаны ресторан в «Грибоедове», куда пускают только избранных, и буфет в Варьете, где осетрина почему-то «второй свежести». Кстати эти слова в советское время стали крылатой фразой.

Квартирный вопрос – актуальный для москвичей

во все времена – поднимается автором, когда Алоизий Могарыч, прикинувшись другом Мастера, хочет избавиться от него и заселиться в его квартиру. Таким яавляется и Поплавский, дядя Берлиоза, задумавший получить в наследство квартиру племянника.

Смеется Булгаков и над жизнью учреждений и организаций в романе. Людей против воли заставляют петь в хоре, участвовать в различных кружках. Замечает Воланд, что работники культуры плохо воспитаны, дерзят и лгут по телефону, а кто-то вообще занимает не свое место.

Поразило Воланда и общественное питание. В ярком контрасте показаны ресторан в «Грибоедове», куда пускают только избранных, и буфет в Варьете, где осетрина почему-то «второй свежести». Кстати эти слова в советское время стали крылатой фразой.

В романе ярко окрашены моменты грозы. Они проносятся по страницам романа. Московские грозы, в которых родился Воланд, в которых появился древний Иершалаим и это мечта о бессмертии и возмездии. С грозою сливаются Мастер и Магарита. «Уже гремит гроза, вы слышите? Темнеет. Кони роют землю, содрагается маленький сад»,- зовет Азазелло. «Огонь!» –страшно кричит Маргарита. Оконце в подвале хлопнуло, ветром сбило штору на сторону. В небе прогремело весело и коротко». И маленький дом с подвалом вспыхнул пожаром. Герои сами становятся частицами грозы, пролетая над городом. И в этом слиянии с грозой образ бессмертия еще ощутимей. А в городе описание грозы все время выглядит для людей угрожающе, и, кажется, гроза имеет силу и власть над москвичами.

В романе ярко окрашены моменты грозы. Они проносятся по страницам романа. Московские грозы, в которых родился Воланд, в которых появился древний Иершалаим и это мечта о бессмертии и возмездии. С грозою сливаются Мастер и Магарита. «Уже гремит гроза, вы слышите? Темнеет. Кони роют землю, содрагается маленький сад»,- зовет Азазелло. «Огонь!» –страшно кричит Маргарита. Оконце в подвале хлопнуло, ветром сбило штору на сторону. В небе прогремело весело и коротко». И маленький дом с подвалом вспыхнул пожаром. Герои сами становятся частицами грозы, пролетая над городом. И в этом слиянии с грозой образ бессмертия еще ощутимей.

А в городе описание грозы все время выглядит для людей угрожающе, и, кажется, гроза имеет силу и власть над москвичами.

В описании Москвы в романе мы видим приметы времени: нарзан, папиросы «Наша марка», телефон-автомат, бакалея, таксомотор, контрамарка, варьете, патефон, сверхмолния …Эти слова присущи Москве советской, они вышли из употребления современных россиян.Но эти приметы помогают создать образ того времени.  Кроме того, в романе не раз упоминаются известные московские места: Арбат, Патриаршие пруды, Садовая улица, Тверская улица, Кремлевская стена, Каменный мост, Девичий монастырь, Москва-река, Воробьевы горы .

В описании Москвы в романе мы видим приметы времени: нарзан, папиросы «Наша марка», телефон-автомат, бакалея, таксомотор, контрамарка, варьете, патефон, сверхмолния …Эти слова присущи Москве советской, они вышли из употребления современных россиян.Но эти приметы помогают создать образ того времени.

Кроме того, в романе не раз упоминаются известные московские места: Арбат, Патриаршие пруды, Садовая улица, Тверская улица, Кремлевская стена, Каменный мост, Девичий монастырь, Москва-река, Воробьевы горы .

Москва настоящая и в тоже время мистическая предстает перед нами  на страницах романа. Мистическими являются не только события, происходящие с ге-роями, но и многочисленные пейзажи. Луна достаточно часто появляется на страницах романа, и все фантастические ужасные события происходят именно в момент полнолуния, когда потусторонние силы становятся могущественнее (регент после смерти Берлиоза, Римский после встречи со свитой сатаны…) «Озером электрического света» называет автор ночную Москву (гл. «Полет»), когда Маргарита, превращаясь в ведьму, летит на бал сатаны. Такой предстает перед нами Москва булгаковская. Жертвой московского мирра оказался Мастер, талантливый писатель, историк, непризнанный в своем отечестве гений, каковым являлся и сам Булгаков в свое время. Свободные творческие личности обречены на непонимание и забвение, если они не выпоняют идеологические заказы существующей системы.

Москва настоящая и в тоже время мистическая предстает перед нами

на страницах романа. Мистическими являются не только события, происходящие с ге-роями, но и многочисленные пейзажи. Луна достаточно часто появляется на страницах романа, и все фантастические ужасные события происходят именно в момент полнолуния, когда потусторонние силы становятся могущественнее (регент после смерти Берлиоза, Римский после встречи со свитой сатаны…)

«Озером электрического света» называет автор ночную Москву (гл. «Полет»), когда Маргарита, превращаясь в ведьму, летит на бал сатаны. Такой предстает перед нами Москва булгаковская.

Жертвой московского мирра оказался Мастер, талантливый писатель, историк, непризнанный в своем отечестве гений, каковым являлся и сам Булгаков в свое время. Свободные творческие личности обречены на непонимание и забвение, если они не выпоняют идеологические заказы существующей системы.

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Будет актуален всегда, поскольку проблемы, поднимаемые писателем вне времени. Проделки сатаны в Москве вряд ли изменили людей в лучшую сторону. Образ Москвы в романе тесно связан с образами людей, населяющих его. Москва как город наложила огромный отпечаток на творчество писателя, помгла ему создать бессмертный шедевр русской литературы 20 века, именно здесь он нашел любовь, чей образ запечатлелся в романе под образом Маргариты.

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Будет актуален всегда, поскольку проблемы, поднимаемые писателем вне времени. Проделки сатаны в Москве вряд ли изменили людей в лучшую сторону. Образ Москвы в романе тесно связан с образами людей, населяющих его.

Москва как город наложила огромный отпечаток на творчество писателя, помгла ему создать бессмертный шедевр русской литературы 20 века, именно здесь он нашел любовь, чей образ запечатлелся в романе под образом Маргариты.

Ссылки на интернет-ресурсы http://pixelbrush.ru/uploads/posts/2014-01/1389941985_ici0swtbzn2lbka.jpg  http://bgfons.com/upload/paper_texture322.jpg  http://allday1.com/imagedb/b4/f/9b4117d77a7e5e54a5bdb90132469.jpg  http://4.404content.com/1/D6/99/961409955306931499/fullsize.jpg  http://baba-deda.ru/upload/image/quick-folder/2253.jpg  http://dombulgakova.ru/wp-content/uploads/2015/04/%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2.jpg  http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/671762/main_671762_original.jpg  http://freedom-fire.ru/assets/freedomfire/images/promo-1.png  Шаблон выполнен учителем иностранного языка МОУ СОШ №1 г. Камешково Шахториной О. В. Идея технологического приема Г.О.Аствацатурова http :// didaktor . ru / interaktivnaya - infografika - v - powerpoint - eto - vozmozhno /# more -5892  http://www.aif.ru/dontknows/infographics/mihail_bulgakov_osobye_primety_infografika АИФ

Ссылки на интернет-ресурсы

http://pixelbrush.ru/uploads/posts/2014-01/1389941985_ici0swtbzn2lbka.jpg

http://bgfons.com/upload/paper_texture322.jpg

http://allday1.com/imagedb/b4/f/9b4117d77a7e5e54a5bdb90132469.jpg

http://4.404content.com/1/D6/99/961409955306931499/fullsize.jpg

http://baba-deda.ru/upload/image/quick-folder/2253.jpg

http://dombulgakova.ru/wp-content/uploads/2015/04/%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2.jpg

http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/671762/main_671762_original.jpg

http://freedom-fire.ru/assets/freedomfire/images/promo-1.png

Шаблон выполнен учителем иностранного языка МОУ СОШ №1 г. Камешково Шахториной О. В.

Идея технологического приема Г.О.Аствацатурова http :// didaktor . ru / interaktivnaya - infografika - v - powerpoint - eto - vozmozhno /# more -5892

http://www.aif.ru/dontknows/infographics/mihail_bulgakov_osobye_primety_infografika АИФ