СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ России в поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образ России в поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова»

Образ России в поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова


Цель: познакомиться со стихами поэта на эту тему, совершенствование умения комментировать поэтический текст


Ход урока

I. Наизусть «И скучно, и грустно…»


II. Вступительное слово учителя

1. Какие события 1/3 19 века показали, что без участия народа нельзя одержать победу?

2. В каком положении находился народ в николаевской России? (оставался в неволе, не принимал участия в политической жизни страны)

Россия во времена Николая 1 была двуликой. Это дало Герцену право сказать: «Одна Россия – утонченная, придворная, тяготеющая к центру, окружает трон, презирая и эксплуатируя другую. Другая, земледельческая, разобщенная, деревенская, крестьянская, находится вне закона».

Проблема родины и народа волновала образованное русское общество. Волновала она и Лермонтова, который в ряде лирических произведений так или иначе затрагивает этот злободневный для того времени вопрос. В стих. «Прощай, немытая Россия» и «Родина» Россия становится центральной темой.


III. Работа с поэтическим текстом.

1. «Прощай, немытая Россия», 1841 (524)

  • В чем сходство стихотворения и высказывания Герцена? (делит Россию на «господскую», «голубых мундиров» и «рабскую», народную)

  • Каково отношение поэта к России «голубых мундиров»?

  • Каково отношение поэта к народу? (чувство горечи и досады вызывает у поэта покорность и смирение народа своим господам)


В беседе с Самариным Лермонтов сказал как-то: «Хуже всего не то, что некоторые люди терпеливо страдают, а то, что огромное большинство страдает, не сознавая этого».


Это стихотворение – самое резкое выступление Лермонтова. Впервые в русской литературе прозвучало осуждение, неприятие не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России: этой «немытой» страны «рабов» и «господ».


2. Стих. «Родина» 1841 (509)

  • Как поэт оценивает свою любовь к родине? (его чувство странное, иррациональное, из любви исключены элементы национального самовозвеличения, «слава, купленная кровью», 2темной старины заветные преданья»)

  • К чему привязан поэт на родине?

  • Почему он любит это? (Сам говорит «не знаю»). Постараемся найти оправдания его привязанностям, показать, что это не случайно.

  • Почему любит «степей холодное молчанье»? (его замкнутость, гордость побуждают ценить эту суровость родной природы)

  • … «лесов безбрежных колыханье»? (Широта души заметит родное в бескрайности просторов России).

  • «разливы рек ее, подобные морям»? (мятежность натуры – любовь к морю)

  • Поэт любит простой, надежный быт деревенской жизни, т.к. сам был лишен домашнего очага, много скитался

  • Не видя в жизни радости, а только горечь – забавляет его мужицкая «пляска с топаньем и свистом»


IV. Итоги: по статье учебника

V. Дома: наизусть «Родина»