ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕСТВЕ
Азарёнок Е.Е.
МБОУ СОШ № 47
учитель русского языка и литературы
г. Чита
Забайкальский край
Аннотация: В данной статье показан образ современного педагога в обществе, перечислены профессиональные качества учителя, рассмотрены компетенции: профессиональная, информационно-коммуникационная, коммуникативная и правовая, которыми должен обладать педагог.
Ключевые слова: педагог, профессиональные качества, профессиональная компетентность, информационно-коммуникационная компетентность, коммуникативная компетентность, правовая компетентность.
Потребность человечества в передаче полученных знаний, накопленного жизненного опыта следующему поколению способствовала появлению профессии учителя. Как известно история учительского труда насчитывает не одну сотню лет. В каждую эпоху у людей складывалось свое представление о том, какие цели и задачи преследует труд учителя. Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», - писал великий педагог Я.А. Коменский (1592-1670). По словам Я. Коласа (1882-1956), классика белорусской поэзии и литературы, педагог – это не только воспитатель, педагог – это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры. Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил и русский педагог К.Д. Ушинский (1823-1870): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».
На вопрос, что же представляет собой сегодня современный учитель и каким требованиям общества он должен соответствовать, не так-то легко ответить. Меняется общество, меняются и подходы к процессу обучения, что, несомненно, приводит к появлению новых требований, предъявляемых к учителям. В настоящее время в профессионально ориентированной литературе отмечено более пятидесяти личностных качеств учителя, которые должны составить образ современного педагога. Помимо личностных качеств перечислены профессиональные качества учителя. Среди них особо выделяют:
научную увлеченность,
любовь к своему профессиональному труду,
эрудицию,
владение предметом преподавания,
знание методики преподавания предмета,
психологическую подготовку,
широкий культурный кругозор,
педагогическое мастерство,
владение технологиями педагогического труда,
организаторские умения и навыки,
педагогический такт,
владение технологиями общения,
ораторское искусство и другие качества.
Из перечисленного видно, что личность педагога заключает в себе сложный комплекс знания своего предмета, а также важные общечеловеческие качества и умения.
Современная ориентация образования на компетентностный подход рассматривает учителя также с точки зрения наличия/отсутствия необходимых для успешной профессиональной деятельности компетентностей. От этого зависит построение модели современного учителя, и складываются определенные требования к нему [2].
Сегодня учитель - это носитель определенного ряда компетентностей:
профессиональной,
информационной,
коммуникативной
и правовой.
Профессиональная компетентность учителя включает в себя совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств (компетенций), которые необходимы для успешной педагогической деятельности. Она предполагает наличие у учителя как методологической, методической и технологической грамотности, так и его ценностных установок, жизненного опыта. Профессиональная компетенция, в свете стремительно изменяющейся жизни, требует от учителя непрерывного образования и самообразования [1; 106].
В век компьютерных технологий для учителя важно быть сведущим в этой сфере, а значит обладать информационно-коммуникационной компетентностью. Обычные доска и мел постепенно уходят в прошлое, все больше учителя используют компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы. Помимо этого, учитель должен уметь работать с различными информационными ресурсами, программно-методическими комплексами, быть готовым к ведению школьной документации на электронных носителях и к осуществлению дистанционной образовательной деятельности.
Поскольку деятельность педагога представляет собой непрерывное решение педагогических задач, то невозможно представить учителя, не владеющего коммуникативной компетентностью. Она представляет собой совокупность навыков и умений в сфере вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения реальной действительности в различных ситуациях общения. Именно поэтому коммуникативная компетентность является базисом профессиональной деятельности педагога [1; 107].
Актуальной и не менее важной сегодня является правовая компетентность, которая с одной стороны - позволяет учителю взаимодействовать со всеми субъектами образовательного процесса грамотно, а с другой - обеспечивает воспитание правовой грамотности обучающихся, что является важной задачей школьного образования для построения гражданского общества [1; 108].
Таким образом, современное общество видит учителя как человека, способного создавать условия для развития творческих способностей, развивать у обучающихся склонность к нестандартному, даже творческому восприятию знаний. Современный учитель должен научить их самостоятельному мышлению и формулированию вопросов для себя в процессе изучения материала. Именно самостоятельность в обучении позволяет самосовершенствоваться в течение всей жизни. Учитель должен способствовать реализации их потребностей, стимулировать мотивацию к изучению предметов и поощрять их индивидуальные склонности и таланты. Современный учитель органически сочетает в себе любовь к делу и к детям, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у них. Он должен как выявлять наилучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, так и прививать полезные, положительные качества, поощрять и хвалить, оценивать по достоинству своеобразие каждого ребенка, чтобы, окончив школу, они стремились совершенствоваться и осознали свое место в обществе, свою полезность.
Современного педагога, мастера своего дела, должны отличать непрерывное самосовершенствование, самокритичность, широкий кругозор и высокая культура труда. Профессиональный рост и личностный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.
Все выше перечисленные качества сочетает в себе учитель, который воистину является «фанатом» своего дела, человеком, страстно преданным своей профессии.
Список использованных источников
Гаврилова, Т.С. Современный учитель: вызовы времени [Текст] / Т.С.Гаврилова // Вестник Герценовского университета. - 2012. - №2. - С.105-108.
Модель современного учителя [Электронный ресурс]: URL https://author24.ru/spravochniki/pedagogika/vvedenie_v_pedagogicheskuyu_professiyu/model_sovremennogo_uchitelya/