СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образ современной семьи в произведениях современных писателей

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образ современной семьи в произведениях современных писателей»

ОБРАЗ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ


А.С. Глушак,

учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №2 г. Томари

Сахалинской области, РФ

Начало XXI века обусловлено колоссальными изменениями, которые испытывает на себе российская семья. У каждого человека существует свое представление о семье и семейных отношениях. Эти взгляды могут и отличаться друг от друга: кто-то отрицает особую роль семьи в развитии общества, для кого-то семья это важнейшая жизненная ценность. Однако одно, безусловно: именно семья формирует человека, систему его ценностей и взглядов, в ней формируется личность человека. Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. [1]

Сейчас, когда разрушительный кризис семьи и брака болезненно затронул Россию, этот интерес как никогда оправдан. Литература, всегда откликающаяся на актуальные проблемы современности, в разные времена по-своему отражала семейную проблематику.

Тема семьи нашла свое отражение на страницах многих художественных произведений русских и зарубежных авторов. Практически в творчестве каждого писателя рассматриваются проблемы семейных взаимоотношений. Пласт этой литературы очень разнообразен – от пословиц и поговорок до многотомных саг.[2]

В современной бурной жизни человек, стремясь к материальным ценностям, подчас забывает о духовных отношениях между людьми и между родными отношения порой становятся потребительскими. Может быть, поэтому в современном обществе так велико количество разводов (если углубляться в статистику). Как же в произведениях писатели показывают эти изменения в отношениях между мужчиной и женщиной, в изменении сознания мужа и жены, в отношениях к детям?

Эти актуальные проблемы интересуют меня и как читателя, и как учителя литературы. Считаю, что с произведениями современных авторов, не вошедших в школьную программу, необходимо знакомить учащихся. Целесообразно подбирать для изучения произведения, рассматривающие современные проблемы семьи. Именно такие книги будут понятны и доступны сегодняшним школьникам в плане формирования у них правильного представления о семье как о главной составляющей жизни человека, где зарождается и развивается нравственное начало и обретается гармония человека с собственной душой.

Проблемы семьи, поднимаемые современниками, помогут нашим детям формировать правильное представление о семье, стремится к лучшему, не терять своих нравственных качеств, понимать, что счастливы они могут быть только в своей семье.

В этом учебном году на уроках внеклассного чтения я познакомила своих учеников с некоторыми такими произведениями: например, Л. Улицкой «И умерли в один день», «Казус Кукоцкого», «Медея и её дети»; Т. Толстой «Факир», «Чистый лист».

Эти тексты интересны тем, что наполнены обращением к «мысли семейной». Каждый писатель по-своему изображает семью и взаимоотношения внутри неё.

Такой "мысль семейную" мы видим в романе Л. Улицкой "Казус Кукоцкого". Главный герой этой книги, высокопрофессиональный доктор, всю жизнь борется за здоровье женщин и за их право самим решать, когда и сколько им рожать детей. Отстаивая свою позицию в споре с женой, которая считала искусственное прерывание беременности величайшим грехом, он в запальчивости бросает ей фразу: "А ты вообще не женщина, у тебя нет этого органа!".[4] Кукоцкий, на мой взгляд, просто "убил" жену этой фразой: у неё пропал интерес к жизни, она стала рассеянной, у неё ухудшалась память, и, как пишет Улицкая "от Елены запахло старостью"[4]. После этого никогда уже между супругами не было прежних отношений. Обиженная, потрясенная словами мужа, Елена отомстила супругу, заявив, что он не имеет права решать судьбу дочери, выращенную им с малолетнего возраста, потому что он ей не родной отец. Так постепенно заглохла жизнь в этой семье, в которой все трое когда-то были безмерно счастливы, нежны и внимательны по отношению друг к другу. Этот роман учит нас быть чуткими к слову, потому что, как мы видим, словами, как выстрелом, можно мгновенно всё до основания разрушить. Учит осторожно и бережно относиться к самым близким нам людям.

Совсем по-другому рассматривает «мысль семейную» в своем рассказе Л. Улицкая «И умерли в один день», в нём автор показал искреннюю и всеобъемлющую любовь между супругами Романом Борисовичем и Аллой Аркадьевной Перловскими.

Автор рассказывает читателю о том, что супруги уже успели отметить «золотую свадьбу», то есть прожили в браке более пятидесяти лет. Чувства настолько настоящие, искренние, что они не рушатся и в момент жизненных трудностей (инфаркт Аллы Аркадьевны, супруг сначала «просиживал часами под дверью реанимации»[6], а затем навещал супругу, приходя «точно к назначенному времени»[6]). На то, что у них идеальная семья показывает и то, что Роман Борисович даже «не умел есть в одиночку, без жены» [6]. Так же «идеальность» подчеркивается автором и в том, что «И умерли в один день… И не узнали о смерти другого…» [6] Для Л. Улицкой – это идеал семьи.

В другом своем произведении Л. Улицкая, продолжая традиции наших классиков, особое значение уделяет названию, которое символично – «Медея и её дети». Роман обозначают как «семейную сагу», указывая на то, что центральной темой для автора является семья. [9]

При знакомстве с рассказом Т. Толстой «Факир», внимание ребят было акцентировано на том, что автор призывает нас не тратить время попусту на беспредельные мечтания, а любить и ценить то, что у нас уже есть, воспринимать действительность в реальных её красках. Ценить свою семью, дорожить тем, что имеешь, не терять в череде бытовых неурядиц человеческое достоинство. [7]

В другом её рассказе «Чистый лист» Т. Толстая представляет типичную для «эпохи 90-х» ситуацию: главный герой Игнатьев, измученный житейскими неурядицами, переживаниями и тоской по несбыточному, решается на операцию по удалению страдающей души, желая стать сильным мира сего [10]. И вот «экстрагировав» душу герой утрачивает главную составляющую человеческого счастья – способность делать счастливыми других, ближних своих и дальних. Герой думает, что, избавясь от этой тоски, от страданий, излишней рефлексии, он станет настоящим мужчиной, способным решить любые проблемы – и свои собственные, и близких ему людей. Но человек без души – тупое, бесчувственное животное, мерзавец, наглец и хам. Таким и становится главный герой после операции. Он – чистый лист, его внутренний мир исчез, вместе с сомнениями и переживаниями ушли все чувства: о жене, которую он очень жалел и считал святой («Жена – она святая») [10], он и не вспоминает, больного ребенка желает отправить в интернат («слабенький росточек», «огарочек» [10]), любимая женщина становится для него просто «Настькой». Значит, быть человеком – это и любить, и страдать, и переживать за своих близких (и ближних), и испытывать сомнения, и преодолевать трудности, и развиваться через это преодоление. Весь этот многообразный внутренний мир человека – это и есть его душа, которая формируется и развивается в первую очередь в семье.

Итак, "Мысль семейная" в современной литературе представлена разнообразно так же, как разнообразны сама жизнь и семья. При обсуждении данных произведений, ребята высказывали свои мнения, приводили примеры из жизни.

В чем сложность ситуации сейчас? В том, что в нашем обществе не сформированы ценности семейного воспитания, мы забыли о том, что, прежде всего, семья отвечает за рождение и воспитание ребенка. Мы все еще продолжаем на кого-то надеяться. В обществе не утвердилось понимание того, что дети нуждаются в индивидуальной любви. А ее может дать ребенку только семья. Многие родители сейчас просто не понимают или не хотят осознать своей личной ответственности за воспитание детей. В наше время, когда люди практически не читают, произведения о семье показывают и учат нас, как избежать сложных семейных ситуаций, как вести себя с близким человеком, на что нужно обращать внимание, воспитывая детей. Я уверена, что читать такие произведения – это первоочередная задача современной молодёжи.













ЛИТЕРАТУРА

1. Горячев А.П. Проблемы семейных отношений.- Ростов – на - Дону: Феникс, 2005.

2. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни.- М.: Пед. общ- во Рос-сии, 2005.

3. «Мысль семейная»: семья в художественной литературе : информ.-библиогр. материалы / сост. Т. А. Сенинг ; ред. Л. Г. Завальная, Г. И. Поташникова. – Самара, 2008. – 54 с

Интернет – ресурсы:

4. https://www.litres.ru/ludmila-ulickaya/kazus-kukockogo/chitat-onlayn/

5. https://pandia.ru/text/77/408/72681.php

6. https://www.rulit.me/books/i-umerli-v-odin-den-read-96416-2.html

7.http://www.nakhodka-lib.ru/content/download/semia.pdf

8. t.1september.ru

9. https://readingbooks.site/books/?name=medeya-i-ee-deti

10. https://knigogid.ru/books/366115-chistyy-list/toread


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!