Образность как отличительный признак художественной литературы.
ХОД УРОКА.
Постановка целей и задач урока
III. Работа над темой урока
Проблемный вопрос/ В чем отличие литературы художественной от научной, что делает её искусством — искусством слова? (Иметь в запасе возражение тем учащимся, которые видят это отличие только в наличии или отсутствии художественных средств языка. Можно привести в пример отрывки из повести Пушкина «Дубровский», в которых нет ни одного образного слова.
1. Гости стали прощаться между собой, и каждый отправился в комнату, ему назначенную. А Антон Пафнутьич пошёл с учителем во флигель. Ночь была тёмная. Дефорж освещал дорогу фонарём. Антон Пафнутьич шёл за ним довольно бодро, прижимая изредка к груди потаённую суму, дабы удостовериться, что деньги его при нём.
Пришед во флигель, учитель засветил свечу, и оба стали раздеваться; между тем Антон Пафнутьич похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качая головою при сём неутешительном смотре. Двери запирались одною задвижкою, окна не имели ещё двойных рам. Он пытался было жаловаться на то Дефоржу, но знания его во французском языке были слишком ограничены для столь сложного объяснения; француз его не понял, и Антон Пафнутьич принуждён был оставить свои жалобы. Постели их стояли одна против другой, оба легли, и учитель потушил свечу.
Подчеркнуть главное отличие художественной литературы — важность творческого воображения, то есть способности представлять предмет мысли в ярких образах и живых картинах. Отметить, что творческое воображение необходимо как создателям художественных произведений, так и тем, кому эти произведения предназначены.)
Прочитаем стихотворение К. Ковальджи «Следы»:
Белый лес.
Пугливая дремота
И морозный неподвижный дым.
Валенки и маленькие боты
На снегу оставили следы.
Валенки ступали по-мужскому,
Боты — как-то легче и нежней.
Вздрогнула синица.
Хрустким комом
Снег, шурша, осыпался с ветвей.
Маленькие боты вдруг пропали.
Не ищи,— напрасные труды.
Валенки в сугробах оставляли
Более глубокие следы.
(Только понимание образного языка художественного произведения даёт «разгадку»: «маленькие боты» никуда не пропали, это юноша взял девушку на руки и бережно понёс по глубокому снегу.)
2. Слово учителя — Таким образом, художественная литература, в отличие от научной, оперирующей отвлечёнными, абстрактными понятиями, созданными усилиями разума, пользуется образами.
Запись в тетради: «Художественный образ — картина жизни, созданная при помощи воображения, выражающая мысли и чувства писателя и вызывающая наши ответные переживания».
Уч и т е л ь. Действительно, художественный образ — это основная «клеточка» любого, не только литературного, произведения искусства. И художнику, и писателю, и композитору необходимо обладать образным мышлением. Рассказывают такую историю. Однажды в мастерскую художника Гюстава Курбе пришла дама и спросила: «О чём вы думаете, когда пишете картину?» — «Я не думаю, я волнуюсь»,— ответил ей художник. Как бы вы объяснили этот — на первый взгляд — парадоксальный ответ? Кстати, «давно замечено, что мышление образами — самая «экономная» форма человеческого мышления, где содержание спрессовано до взрывчатой силы… поэтому оно предельно лаконично».
3. Сравнение художественной литературы с другими видами искусства — Сопоставим поэму М. Лермонтова «Песня про купца Калашни кова…» и картину И. Глазунова «Иван Грозный»; сопоставим трагедию В. Шекспира «Ромео и Джульетта» (акт I, сцена 5) и одноимённый балет С. Прокофьева (сцена бала). Вывод: Говоря о разных видах искусства, мы имеем в виду их различные языки.
Композитор создает своё произведение с помощью звуков особо организованного музыкального ряда, живописец творит цветом и линией, архитектор — объёмом и плоскостями, поэт и писатель — словом.
4. Беседа с комментариями учителя и рассмотрением произведений искусства Важно уяснить, что понятие образа не тождественно понятию литературного героя: например, мы вполне можем говорить об образе родной природы в произведениях И. Тургенева или об образе Петербурга в повести Н. Гоголя «Портрет». Литературное произведение, как и живописное, и музыкальное,— сложное целое. В подлинно художественном произведении неразрывно связаны содержание и форма. Созданию яркого художественного образа во всех видах искусства способствуют такие средства, как метафора, ассоциация, обобщение, подтекст, являющиеся общими для них.
а) Метафора. Картина И. Левитана «Владимирка»: о чем говорит образ пустынного пейзажа? (Он метафорически выражает бескрайность пути, проходимого ссыльными.)
б) Ассоциация. Стихотворение Я. Смелякова «Хорошая девочка Лида»: образ героини очень живописен, как будто «создаётся лёгкой кистью художника-акварелиста, тонко чувствующего и цвет, и свет, и предметность окружающего мира… Поэтическое восприятие обедняется, если нам неведом язык живописи: чистота рисунка, выразительность цветового пятна, пластичность вылепленного образа». С какими живописными полотнами ассоциируется у вас образ девочки Лиды? (У одних возникает ассоциация с картиной В. Серова «Девочка с персиками», у других — с картиной Ю. Масютина «Ассоль»)
Хорошая девочка Лида
Вдоль маленьких домиков белых
акация душно цветет.
Хорошая девочка Лида
на улице Южной живет.
Ее золотые косицы
затянуты, будто жгуты.
По платью, по синему ситцу,
как в поле, мелькают цветы.
И вовсе, представьте, неплохо,
что рыжий пройдоха апрель
бесшумной пыльцою веснушек
засыпал ей утром постель.
Не зря с одобреньем веселым
соседи глядят из окна,
когда на занятия в школу
с портфелем проходит она.
В оконном стекле отражаясь,
по миру идет не спеша
хорошая девочка Лида.
Да чем же она хороша?
в) Обобщение. Стихотворение Н. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»: каким образом «изображение конкретного случая превращается под пером поэта в исполненную горести и гнева картину страданий народа»? («Парадный петербургский подъезд становится символом многих подъездов, у которых стонет русский мужик… вельможа воплощает в себе черты всего бездушного и своекорыстного чиновничества самодержавной России…, а образы крестьян-правдоискателей выражают собирательный образ закабалённого и бесправного русского мужика».)
г) Подтекст — скрытый смысл, вытекающий из соотношения словесных значений с контекстом. Подтекст зачастую составляет основной смысл всего произведения или отдельных его сцен, эпизодов. Например, строка А. Твардовского «В лесу заметней стала елка» создает представление о желтизне осеннего леса. Но для того чтобы подтекст открылся, надо проявить чуткость к тексту. Недаром Я. Княжнин, писатель ХVIII века, отмечал, что читать можно трояким способом: читать и ничего не понимать, читать и понимать всё, читать и понимать даже то, о чем «пишет» автор между строк.
В лесу заметней стала елка,
Он прибран засветло и пуст.
И оголенный, как метелка,
Забитый грязью у проселка,
Обдутый изморозью золкой,
Дрожит, свистит лозовый куст.
1943
5. Заключительное слово учителя — В целом творческий процесс складывается из наблюдений, впечатлений, бесконечно разнообразной информации, которую творец по- лучает от действительности; переработки этих впечатлений с помощью художественно-образного мышления и воплощения результатов этой переработки в материале и по законам определенных видов искусства. Если говорить конкретно о литературе, то в широком смысле каждое полноценное художественное произведение — зеркало, ибо оно отражает в «личном»: в мыслях, эмоциях, поведении, судьбах персонажей — «общественное»: те процессы, которые происходят в действительности, подчас за пределами того уголка, который доступен живому созерцанию читателя. Опыт отдельного человека крайне ограничен. Читая же хорошие книги, человек знакомится с десятками, тысячами различных психологических ситуаций. Таким образом, творчество писателя сводится к следующей взаимосвязи: познанные им общие закономерности жизни (которые существуют точно так же, как закономерности природы, экономики, развития общества) воплощаются в конкретные художественные образы. Творчество же читателя «направлено» в обратную сторону: кон- кретный персонаж способствует познанию его абстрактной сути, того «всеобщего», что составляет основу личности человека и определенное его поведение
. IV. Подведение итогов урока
Если позволит время, прочитать стихотворение с последующим комментарием: АТОМНАЯ СКАЗКА
Эту сказку счастливую слышал Я уже на теперешний лад, Как Иванушка во поле вышел И стрелу запустил наугад. Он пошел в направленье полета По сребристому следу судьбы. И попал он к лягушке в болото, За три моря от отчей избы. — Пригодится на правое дело! — Положил он лягушку в платок. Вскрыл ей белое царское тело И пустил электрический ток. В долгих муках она умирала, В каждой жилке стучали века. И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака. (Юрий Кузнецов) Известно, что познавать мир можно двумя способами: с помощью науки и благодаря литературе (искусству). И в наше рациональное время нельзя недооценивать второго, нельзя подходить к искусству с точки зрения практической пользы. Иначе станем людьми ущербными — дурачками… Не в сказочном смысле этого слова. Познанием мира, благодаря образному языку литературы и других видов искусства, мы и займемся на наших уроках.
Домашнее задание: Подобрать примеры использования метафоры, ассоциации, обобщения и наличия подтекста для создания яркого и запоминающегося образа в разных видах искусства; выучить определение образа.
Переменка ЭТЮД ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ В своё время классик мировой кинотеории Андре Базен выдвинул теорию происхождения всех изобразительных искусств — от живописи до кинематографа — в результате врожденного «комплекса мумии». Суть этого явления такова: человеку свойственно протестовать против факта смерти и физической конечности дорогих ему существ, а потому люди склонны увековечивать их образы в более устойчивых во времени копиях. Так-де возникла практика мумифицирования усопших в Древнем Египте, а позже — и все изобразительные искусства: из стремления «удержать» в бытии все дорогие сердцу объекты путем сохранения их физических, доступных зрительному восприятию форм. Смысл «эффекта мумии» в том, чтобы максимально долго сохранять видимость ради иллюзии бессмертия сущности. А. Рутковский