- закрепить навыки образования и написания деепричастий; - формировать умения характеризовать морфологические и синтаксические признаки деепричастия;
Вопросы:
1. Что такое деепричастие?
2. На какие вопросы отвечает деепричастие?
3. Что общего у деепричастия и причастия?
4. В чем различие между причастием и деепричастием?
5. От какого слова зависит причастие и деепричастие ?
Как образуются деепричастия?
Деепричастия
Несовершенного вида
Совершенного вида
Основа глагола
наст. времени
+ -а, -я
Основа
инфинитива
+ -в, -ши,
-вши
Восьмое декабря. Классная работа. Образование деепричастий.
о
( Выпить ) чашку чая Наташа шумно взд---хнула забросила косу за пл---чо и нач---ла читать книгу в ж---лтой обло---ке.
Мать ( стараться ) не шуметь п---судой ( наливать ) чай вслушивалась в плавную реч-- девушки. Но скоро она утомилась сл---дить за ра----казом и стала ра-----матривать г---стей ( не заметить ) сына. Наташа ни--ко ( наклоняться ) над книгой часто п---правляла
сп---лзавшие ей на виски волосы.
е
а
е
ж
о
ь
е
сс
сс
о
з
о
о
Самопроверка
,
,
Выпив чашку чая Наташа шумно вздохнула забросила косу за плечо и начала читать книгу в желтой обложке.
Мать стараясь не шуметь посудой наливая чай вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро она утомилась следить за рассказом и стала рассматривать гостей не заметив сына. Наташа низко наклоняясь над книгой часто поправляла сползавшие ей на виски волосы.
,
,
,
,
,
,
Деепр.об. , + глагол
1) Прочитав статью о дружбе, она показалась мне очень
интересной.
2) Прочитав статью о дружбе, я узнал много интересного.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
1) Пользуясь толковым словарем, меня поразило богатство
языка.
2) Пользуясь толковым словарем , я был поражен богатством языка.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
1) Заканчивая сочинение, у меня кончилась тетрадь .
2) Заканчивая сочинение, я увидел , что у меня кончилась тетрадь.
Объясняя новый
материал,…
Облетев земной
шар,…
Опаздывая в
школу,…
Отправляясь в
путешествие,…
Получив «пятерку»,…
Проплывая мимо
острова,…
Зачитываясь интересной
книгой,…
Кувыркаясь от
удовольствия,…
Поговорив с другом,…
Прочитайте пословицы, назовите деепричастия и
способ их образования, расставьте запятые
1) Уважая человека уважаешь себя.
2)Начиная дело о конце думай.
3) Признавая достоинства друга не закрывай глаза и на его недостатки.
4) Сделав зло не жди добра.
,
,
,
,
1 вариант 2 вариант
1 . Найдите деепричастие
совершенного вида: несовершенного вида:
а) вздрогнув, б) подготовив, а) замечая, б) не говоря,
в) не страшась, г) не жалея в) продумав, г) изучив
2 . Образуйте деепричастия
несоверш. вида соверш. вида
списывать, двигаться остаться, проститься
- Найдите правильное продолжение предложения
Решая задачу, Спеша в школу,
А) прочитайте внимательно условие. А) волнение не должно вас
Б) может быть несколько ответов. одолевать.
Б) не забывайте то, что
выучили .