Двадцать восьмое ноября
Классная работа
«Человек, «глотающий книги», похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником».
К.Г. Паустовский
«Человек, «глотающий книги», похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая , обдумывая , представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником».
К.Г. Паустовский
Ответ по плану
- 1. Деепричастие – это …
- 2. Деепричастия обозначают … и поясняют…
- 3. Деепричастия образуются от …
- 4. В деепричастиях совмещены признаки…
- 5. Деепричастия имеют глагольные признаки: …
- 6. Деепричастия несовершённого вида отвечают на вопрос…
- 7. Деепричастия несовершённого вида образуются путём прибавления суффикса …
- 8. Деепричастия в предложении являются …
«Читать книги – юность питать , старость увеселять, счастье украшать, в несчастье утешать , дома радовать , вне дома (не) мешать , на грубость не (не)годовать . Книга способна изменить жизнь, подарить тебе откровения мудрости»
Марк Тулий Цицерон
Образование деепричастий совершенного вида
- Установить закономерность.
- Сделать вывод.
- Создать эталон.
Деепричастие
Несовершённый вид
Совершённый вид
Что делая?
-а (я), -учи
гляд ят - гляд я
крич ат - крич а
улыба ют ся - улыба я сь
Деепричастие
Несовершённый вид
Совершённый вид
Что делая?
Что сделав?
-а (я), -учи
-в, –вши, -ши, -а (-я)
гляд ят - гляд я
выскочи ть – выскочи в , выскочи вши
крич ат - крич а
замахну ть ся – замахну вши сь
улыба ют ся - улыба я сь
испечь – испёк ши
прочт ут - прочт я
Физкультминутка
- По швам руки ОПУСКАЯ,
- Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
- Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
- Затем вправо ПРОГИБАЯ,
- Головою ПОМОТАВ ,
- ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ ...
- ОТДОХНУВ немного дружно,
- Скажем: «Поработать нужно!»
Работа в группах
- 1 группа: Л учше увидеть лицо, чем услышать имя (китайская)
- 2 группа: Если внутри пусто, снаружи не подклеить (башкирская)
- 3 группа: Понадеяться на бога – остаться голодным (китайская)
- 4 группа: Добротой можно все уладить (немецкая)
- 5 группа: Не шути с благородным, так как он сможет возненавидеть тебя (арабская)
«Книга всегда была для меня советницей, утешительницей, красноречивой и спокойной, и я не хотела исчерпать её благ, храня их для наиболее важных случаев» (Жорж Санд)
«Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания…» (Александр Герцен)
«Правда, странно, что если книжку прочитать несколько раз, она становится намного толще?» (Корнелия Функе)
« И наконец, школа должна научить не тому, что читать, а тому – как! Особенно – сегодня, когда 21 век предложил соблазнительный набор альтернатив, что чтение может выродиться в аристократическое хобби вроде верховой езды или бальных танцев» (Александр Генис «Уроки чтения»)
Работа в группах
- 1 группа: Найдите предложения с деепричастиями совершённого вида. Выделите морфемы (устно). Сформулируйте ответ.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.
Продумывая поведение героев, попытайся дать им свою оценку. Правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок?
Работа в группах
- 2 группа: Найдите предложения с деепричастиями несовершённого вида. Выделите морфемы (устно). Сформулируйте ответ.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.
Продумывая поведение героев, попытайся дать им свою оценку. Правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок?
Работа в группах
- 3 группа: Замените глаголы в скобках деепричастиями, укажите вид деепричастий, выделите морфемы.
(Встречаться ) со взрослыми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сделают. (Снять) при этом фуражку или шапку, не надевай пока не пожмёшь руку.
Работа в группах
- 4 группа: Замените глаголы в скобках деепричастиями, укажите вид деепричастий, выделите морфемы.
(Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперёд. (Кланяться), нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. (Садиться) в трамвай или автобус, пропусти первой в двери свою спутницу.
Работа в группах
- 5 группа: Подведите итог. Ответьте на вопросы, сформулируйте вывод (устно).
- Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?
- Справились ли мы с поставленной задачей?
- Сформулируйте вывод об образовании деепричастий несовершённого и совершённого вида.
« Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник»
Эрнест Миллер Хемингуэй