СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по русскому языку "Образование деепричастий совершенного вида"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование деепричастий совершенного вида

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по русскому языку "Образование деепричастий совершенного вида"»

Двадцать восьмое ноября Классная работа

Двадцать восьмое ноября

Классная работа

 «Человек, «глотающий книги», похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая  себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником». К.Г. Паустовский

«Человек, «глотающий книги», похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником».

К.Г. Паустовский

 «Человек, «глотающий книги», похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая , обдумывая , представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая  себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником». К.Г. Паустовский

«Человек, «глотающий книги», похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая , обдумывая , представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником».

К.Г. Паустовский

Ответ по плану 1. Деепричастие – это … 2. Деепричастия обозначают … и поясняют… 3. Деепричастия образуются от … 4. В деепричастиях совмещены признаки… 5. Деепричастия имеют глагольные признаки: … 6. Деепричастия несовершённого вида отвечают на вопрос… 7. Деепричастия несовершённого вида образуются путём прибавления суффикса … 8. Деепричастия в предложении являются …

Ответ по плану

  • 1. Деепричастие – это …
  • 2. Деепричастия обозначают … и поясняют…
  • 3. Деепричастия образуются от …
  • 4. В деепричастиях совмещены признаки…
  • 5. Деепричастия имеют глагольные признаки: …
  • 6. Деепричастия несовершённого вида отвечают на вопрос…
  • 7. Деепричастия несовершённого вида образуются путём прибавления суффикса …
  • 8. Деепричастия в предложении являются …
 «Читать книги – юность питать , старость увеселять, счастье украшать, в несчастье утешать , дома радовать , вне дома (не) мешать , на грубость не (не)годовать . Книга способна изменить жизнь, подарить тебе откровения мудрости» Марк Тулий Цицерон

«Читать книги – юность питать , старость увеселять, счастье украшать, в несчастье утешать , дома радовать , вне дома (не) мешать , на грубость не (не)годовать . Книга способна изменить жизнь, подарить тебе откровения мудрости»

Марк Тулий Цицерон

Образование деепричастий совершенного вида

Образование деепричастий совершенного вида

Установить закономерность. Сделать вывод. Создать эталон.
  • Установить закономерность.
  • Сделать вывод.
  • Создать эталон.
Деепричастие Несовершённый вид Совершённый вид Что делая? -а (я), -учи гляд ят - гляд я крич ат - крич а улыба ют ся - улыба я сь

Деепричастие

Несовершённый вид

Совершённый вид

Что делая?

-а (я), -учи

гляд ят - гляд я

крич ат - крич а

улыба ют ся - улыба я сь

Деепричастие Несовершённый вид Совершённый вид Что делая? Что сделав? -а (я), -учи -в, –вши, -ши, -а (-я) гляд ят - гляд я выскочи ть – выскочи в , выскочи вши крич ат - крич а замахну ть ся – замахну вши сь улыба ют ся - улыба я сь испечь – испёк ши прочт ут - прочт я

Деепричастие

Несовершённый вид

Совершённый вид

Что делая?

Что сделав?

-а (я), -учи

-в, –вши, -ши, -а (-я)

гляд ят - гляд я

выскочи ть – выскочи в , выскочи вши

крич ат - крич а

замахну ть ся замахну вши сь

улыба ют ся - улыба я сь

испечь испёк ши

прочт ут - прочт я

Физкультминутка По швам руки ОПУСКАЯ, Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ, Корпус влево НАКЛОНЯЯ, Затем вправо ПРОГИБАЯ, Головою ПОМОТАВ , ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ ... ОТДОХНУВ немного дружно, Скажем: «Поработать нужно!»

Физкультминутка

  • По швам руки ОПУСКАЯ,
  • Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
  • Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
  • Затем вправо ПРОГИБАЯ,
  • Головою ПОМОТАВ ,
  • ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ ...
  • ОТДОХНУВ немного дружно,
  • Скажем: «Поработать нужно!»
Работа в группах 1 группа: Л учше увидеть лицо, чем  услышать  имя (китайская)  2 группа: Если внутри пусто, снаружи не  подклеить (башкирская) 3 группа: Понадеяться на бога – остаться голодным (китайская) 4 группа: Добротой можно все  уладить  (немецкая) 5 группа: Не шути с благородным, так как он сможет  возненавидеть  тебя (арабская)

Работа в группах

  • 1 группа: Л учше увидеть лицо, чем  услышать  имя (китайская) 
  • 2 группа: Если внутри пусто, снаружи не  подклеить (башкирская)
  • 3 группа: Понадеяться на бога – остаться голодным (китайская)
  • 4 группа: Добротой можно все  уладить (немецкая)
  • 5 группа: Не шути с благородным, так как он сможет  возненавидеть  тебя (арабская)
 «Книга всегда была для меня советницей, утешительницей, красноречивой и спокойной, и я не хотела исчерпать её благ, храня их для наиболее важных случаев» (Жорж Санд)   «Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания…» (Александр Герцен)   «Правда, странно, что если книжку прочитать несколько раз, она становится намного толще?» (Корнелия Функе)   « И наконец, школа должна научить не тому, что читать, а тому – как! Особенно – сегодня, когда 21 век предложил соблазнительный набор альтернатив, что чтение может выродиться в аристократическое хобби вроде верховой езды или бальных танцев» (Александр Генис «Уроки чтения»)

«Книга всегда была для меня советницей, утешительницей, красноречивой и спокойной, и я не хотела исчерпать её благ, храня их для наиболее важных случаев» (Жорж Санд)

«Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания…» (Александр Герцен)

«Правда, странно, что если книжку прочитать несколько раз, она становится намного толще?» (Корнелия Функе)

« И наконец, школа должна научить не тому, что читать, а тому – как! Особенно – сегодня, когда 21 век предложил соблазнительный набор альтернатив, что чтение может выродиться в аристократическое хобби вроде верховой езды или бальных танцев» (Александр Генис «Уроки чтения»)

Работа в группах 1 группа: Найдите предложения с деепричастиями совершённого вида. Выделите морфемы (устно). Сформулируйте ответ.    Получив  книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая  в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.  Продумывая поведение героев, попытайся дать им свою оценку. Правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок?

Работа в группах

  • 1 группа: Найдите предложения с деепричастиями совершённого вида. Выделите морфемы (устно). Сформулируйте ответ.  

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Продумывая поведение героев, попытайся дать им свою оценку. Правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок?

Работа в группах 2 группа: Найдите предложения с деепричастиями несовершённого вида. Выделите морфемы (устно). Сформулируйте ответ.    Получив  книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая  в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.  Продумывая поведение героев, попытайся дать им свою оценку. Правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок?

Работа в группах

  • 2 группа: Найдите предложения с деепричастиями несовершённого вида. Выделите морфемы (устно). Сформулируйте ответ.  

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Продумывая поведение героев, попытайся дать им свою оценку. Правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок?

Работа в группах 3 группа: Замените глаголы в скобках деепричастиями, укажите вид деепричастий, выделите морфемы.  (Встречаться ) со взрослыми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сделают. (Снять) при этом фуражку или шапку, не надевай пока не пожмёшь руку.

Работа в группах

  • 3 группа: Замените глаголы в скобках деепричастиями, укажите вид деепричастий, выделите морфемы.

(Встречаться ) со взрослыми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сделают. (Снять) при этом фуражку или шапку, не надевай пока не пожмёшь руку.

Работа в группах 4 группа: Замените глаголы в скобках деепричастиями, укажите вид деепричастий, выделите морфемы.   (Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперёд. (Кланяться), нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. (Садиться) в трамвай или автобус, пропусти первой в двери свою спутницу.

Работа в группах

  • 4 группа: Замените глаголы в скобках деепричастиями, укажите вид деепричастий, выделите морфемы.

(Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперёд. (Кланяться), нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. (Садиться) в трамвай или автобус, пропусти первой в двери свою спутницу.

Работа в группах 5 группа: Подведите итог. Ответьте на вопросы, сформулируйте вывод (устно). - Какую задачу мы ставили перед собой на уроке? - Справились ли мы с поставленной задачей? - Сформулируйте вывод об образовании деепричастий несовершённого и совершённого вида.

Работа в группах

  • 5 группа: Подведите итог. Ответьте на вопросы, сформулируйте вывод (устно).

- Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?

- Справились ли мы с поставленной задачей?

- Сформулируйте вывод об образовании деепричастий несовершённого и совершённого вида.

 « Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг,   но и до конца верный спутник»  Эрнест Миллер Хемингуэй

« Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг,  но и до конца верный спутник» 

Эрнест Миллер Хемингуэй