СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование детей с интеллектуальной недостаточностью

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация раскрывает следующие вопросы: 1.Особенности протекания психических процессов детей с интеллектуальной недостаточностью и их особые образовательные потребности. 2.Организации коррекционно-развивающей образовательной среды. 3.Программы и учебно-методические комплекты, обеспечивающих деятельность ДОУ компенсирующего и комбинированного видов для  детей  с  интеллектуальной недостаточностью. 4.Программы и учебно-методические комплекты, обеспечивающих деятельность начального общего образования обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Просмотр содержимого документа
«Образование детей с интеллектуальной недостаточностью»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БИРСКИЙ ФИЛИАЛ  Факультет педагогики Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования Дисциплина: Работа логопеда по разработке и реализации компонентов адаптированной основной общеобразовательной программы и адаптированной образовательной программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи   Образование детей с интеллектуальной недостаточностью Бирск 2022 г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БИРСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет педагогики

Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования

Дисциплина: Работа логопеда по разработке и реализации компонентов адаптированной основной общеобразовательной программы и адаптированной образовательной программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Образование детей с интеллектуальной недостаточностью

Бирск 2022 г.

 Вопросы Особенности протекания психических процессов детей с интеллектуальной недостаточностью и их особые образовательные потребности. Организации коррекционно-развивающей образовательной среды. Программы и учебно-методические комплекты, обеспечивающих деятельность ДОУ компенсирующего и комбинированного видов для  детей  с  интеллектуальной недостаточностью. Программы и учебно-методические комплекты, обеспечивающих деятельность начального общего образования обучающихся с интеллектуальной недостаточностью .

Вопросы

  • Особенности протекания психических процессов детей с интеллектуальной недостаточностью и их особые образовательные потребности.
  • Организации коррекционно-развивающей образовательной среды.
  • Программы и учебно-методические комплекты, обеспечивающих деятельность ДОУ компенсирующего и комбинированного видов для  детей  с  интеллектуальной недостаточностью.
  • Программы и учебно-методические комплекты, обеспечивающих деятельность начального общего образования обучающихся с интеллектуальной недостаточностью .
Особенности протекания психических процессов детей с интеллектуальной недостаточностью и их особые образовательные потребности.  Дети с интеллектуальной недостаточностью – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и т.д.). интеллектуальная недостаточность определяется как состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей». Термин « интеллектуальная недостаточность » покрывает как состояние задержки интеллектуального развития, так и умственную отсталость в разной степени ее выраженности.

Особенности протекания психических процессов детей с интеллектуальной недостаточностью и их особые образовательные потребности.

Дети с интеллектуальной недостаточностью – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и т.д.).

интеллектуальная недостаточность определяется как состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей».

Термин « интеллектуальная недостаточность » покрывает как состояние задержки интеллектуального развития, так и умственную отсталость в разной степени ее выраженности.

Особенности протекания психических процессов детей с интеллектуальной недостаточностью и их особые образовательные потребности. Выделяют три степени умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности): Отсталость Характеристика Легкая IQ 50–69, код F70 Умеренная IQ 35–49, код F71 Тяжелая IQ 20–34, код F 72 Глубокая IQ ниже 2, код F 73

Особенности протекания психических процессов детей с интеллектуальной недостаточностью и их особые образовательные потребности.

Выделяют три степени умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности):

Отсталость

Характеристика

Легкая

IQ 50–69, код F70

Умеренная

IQ 35–49, код F71

Тяжелая

IQ 20–34, код F 72

Глубокая

IQ ниже 2, код F 73

Распространенность степеней  умственной отсталости

Распространенность степеней умственной отсталости

Особенности протекания психических процессов детей с интеллектуальной недостаточностью и их особые образовательные потребности. Сфера деятельности Характеристика нарушения Познавательная деятельность Выражается в отсутствии потребности в знаниях, вялости мыслительной деятельности, неумении анализировать и обобщать, из совокупности выделять главное, проводить сравнение, находить сходство, оценивать себя и свою работу. Отмечается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. С заданиями на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями дети не справляются. Понимание короткого текста, воспринятого на слух, вызывает трудности, так же как и скрытый смысл. При этом дети способны лишь соотнести образ знакомого предмета с его вербальным описанием (справляются с простыми загадками). Задания на установление количественных отношений между предметами выполняют только с наглядной опорой.

Особенности протекания психических процессов детей с интеллектуальной недостаточностью и их особые образовательные потребности.

Сфера деятельности

Характеристика нарушения

Познавательная деятельность

Выражается в отсутствии потребности в знаниях, вялости мыслительной деятельности, неумении анализировать

и обобщать, из совокупности выделять главное, проводить сравнение, находить сходство, оценивать себя и свою работу. Отмечается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического.

С заданиями на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями дети не справляются. Понимание короткого текста, воспринятого на слух, вызывает трудности, так же как и скрытый смысл. При этом дети способны лишь соотнести образ знакомого предмета с его вербальным описанием (справляются с простыми загадками). Задания на установление количественных отношений между предметами выполняют только с наглядной опорой.

Сфера деятельности Характеристика нарушения Восприятие Характеризуется замедленным темпом и объемом. Трудности восприятия пространства и времени мешают ориентироваться в окружающем, улавливать внутренние взаимосвязи. Анализ зрительного восприятия реального предмета или изображения беден и фрагментарен. Речевая деятельность Развита недостаточно, страдают все ее стороны: фонетическая, лексическая, грамматическая. Характерна задержка становления речи, понимания обращенной речи. Нарушение речи носит системный характер и распространяется на все функции речи – коммуникативную, познавательную, регулирующую. Внимание Характеризуется малой устойчивостью, трудностью его распределения, замедленностью переключения. Дети не могут долго сосредотачиваться на одном объекте, быстро отвлекаются. Это проявляется в том, что при возникновении любых трудностей дети стараются их избежать и переключаются на что-то другое.

Сфера деятельности

Характеристика нарушения

Восприятие

Характеризуется замедленным темпом и объемом. Трудности восприятия пространства и времени мешают ориентироваться в окружающем, улавливать внутренние взаимосвязи. Анализ зрительного восприятия реального предмета или изображения беден и фрагментарен.

Речевая деятельность

Развита недостаточно, страдают все ее стороны: фонетическая, лексическая, грамматическая. Характерна задержка становления речи, понимания обращенной речи. Нарушение речи носит системный характер и распространяется на все функции речи – коммуникативную, познавательную, регулирующую.

Внимание

Характеризуется малой устойчивостью, трудностью его распределения, замедленностью переключения. Дети не могут долго сосредотачиваться на одном объекте, быстро отвлекаются. Это проявляется в том, что при возникновении любых трудностей дети стараются их избежать и переключаются на что-то другое.

Сфера деятельности Характеристика нарушения Память Характеризуется слабым развитием и низким уровнем запоминания, сохранения, воспроизведения. Особенно затруднено осмысленное запоминание. Механическая память относительно сохранна, но также наблюдается быстрое забывание материала. Это касается как словесного материала, так и других модальностей представления материала. Поэтому каждая новая информация требует многократного повторения, причем лучше запоминаются яркие, эмоциональные переживания, вызвавшие интерес. Требование запомнить материал – малоэффективно. Волевые процессы Существенно страдают. Дети крайне безынициативны, не умеют самостоятельно регулировать свое поведение. Им свойственны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления, неумение противостоять воле другого человека. У детей этой категории наблюдается недоразвитие навыков игровой деятельности, они с удовольствием играют в известные, освоенные подвижные игры и с трудом осваивают новые, особенно игры с правилами.

Сфера деятельности

Характеристика нарушения

Память

Характеризуется слабым развитием и низким уровнем запоминания, сохранения, воспроизведения. Особенно затруднено осмысленное запоминание. Механическая память относительно сохранна, но также наблюдается быстрое забывание материала. Это касается как словесного материала, так и других модальностей представления материала. Поэтому каждая новая информация требует многократного повторения, причем лучше запоминаются яркие, эмоциональные переживания, вызвавшие интерес. Требование запомнить материал – малоэффективно.

Волевые процессы

Существенно страдают. Дети крайне безынициативны, не умеют самостоятельно регулировать свое поведение. Им свойственны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления, неумение противостоять воле другого человека. У детей этой категории наблюдается недоразвитие навыков игровой деятельности, они с удовольствием играют в известные, освоенные подвижные игры и с трудом осваивают новые, особенно игры с правилами.

Сфера деятельности Характеристика нарушений Эмоциональная сфера Отмечается недоразвитие, неустойчивость, лабильность эмоций, отсутствие оттенков переживаний, слабость собственных намерений, стереотипность реакций.  Всем детям свойственны эмоциональная незрелость, нестабильность чувств, трудности в понимании мимики  и выразительных движений. Наблюдаются случаи  то выраженного эмоционального спада, то повышенной возбудимости. Снижена самооценка.  Зависимость от родителей затрудняет формирование себя как личности, ответственной за свое поведение. Этому способствует низкий уровень навыков общения, задержка вербального развития, пассивность, повышенная подчиняемость, отсутствие инициативы, агрессивность, деструктивное поведение Физическое развитие Отставания в массе и длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности; порезы верхних конечностей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета

Сфера деятельности

Характеристика нарушений

Эмоциональная сфера

Отмечается недоразвитие, неустойчивость, лабильность эмоций, отсутствие оттенков переживаний, слабость собственных намерений, стереотипность реакций. Всем детям свойственны эмоциональная незрелость, нестабильность чувств, трудности в понимании мимики и выразительных движений. Наблюдаются случаи то выраженного эмоционального спада, то повышенной возбудимости. Снижена самооценка. Зависимость от родителей затрудняет формирование себя как личности, ответственной за свое поведение. Этому способствует низкий уровень навыков общения, задержка вербального развития, пассивность, повышенная подчиняемость, отсутствие инициативы, агрессивность, деструктивное поведение

Физическое развитие

Отставания в массе и длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности; порезы верхних конечностей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета

Сфера деятельности Характеристика нарушений Психомоторное развитие У детей с легкой умственной отсталостью проявляется  в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве  и суетливости. Нарушения в развитии двигательных способностей: – нарушение координационных способностей (точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия); – отставание от здоровых сверстников в развитии физических качеств (силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15—30 процентов; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, выносливости к повторению быстрой динамической работы, гибкости и подвижности в суставах на 10—20процентов)

Сфера деятельности

Характеристика нарушений

Психомоторное развитие

У детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости.

Нарушения в развитии двигательных способностей:

– нарушение координационных способностей (точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия);

– отставание от здоровых сверстников в развитии физических качеств (силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15—30 процентов; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, выносливости к повторению быстрой динамической работы, гибкости и подвижности в суставах на 10—20процентов)

 Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников  Патологическая инертность нервных и психических процессов; Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему; Снижение мотивации деятельности; Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления; Нарушение критичности мышления; Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности; Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия; Низкая точность и прочность запоминания; Непреднамеренность запоминания; Нарушения речи; Низкая целенаправленность деятельности

Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников

  • Патологическая инертность нервных и психических процессов;
  • Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;
  • Снижение мотивации деятельности;
  • Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления;
  • Нарушение критичности мышления;
  • Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности;
  • Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;
  • Низкая точность и прочность запоминания;
  • Непреднамеренность запоминания;
  • Нарушения речи;
  • Низкая целенаправленность деятельности
Специальные образовательные потребности Особые образовательные потребности лиц с ОВЗ - потребности, обусловленные особенностями развития обучающихся, которые существенно затрудняют (или делают невозможным) усвоение основной образовательной программы без создания специальных образовательных условий.  Образовательные потребности детей с интеллектуальной недостаточностью Получение раннего коррекционного обучения и воспитания в ситуации эмоционально положительного взаимодействия. Активизация всех сторон психического развития с учетом доступных ребенку способов обучения. Реализация потребностей на доступном уровне взаимодействия с взрослым. Перенос накопленного опыта взаимодействия в значимый социальный опыт. Развитие познавательного интереса к ближайшему окружению. Возможность обучаться на основе специальных приемов. Участие в систематических коррекционных занятиях. Непрерывное и поэтапное коррекционное обучение.

Специальные образовательные потребности

Особые образовательные потребности лиц с ОВЗ - потребности, обусловленные особенностями развития обучающихся, которые существенно затрудняют (или делают невозможным) усвоение основной образовательной программы без создания специальных образовательных условий.

Образовательные потребности детей с интеллектуальной недостаточностью

  • Получение раннего коррекционного обучения и воспитания в ситуации эмоционально положительного взаимодействия.
  • Активизация всех сторон психического развития с учетом доступных ребенку способов обучения.
  • Реализация потребностей на доступном уровне взаимодействия с взрослым.
  • Перенос накопленного опыта взаимодействия в значимый социальный опыт.
  • Развитие познавательного интереса к ближайшему окружению.
  • Возможность обучаться на основе специальных приемов.
  • Участие в систематических коррекционных занятиях.
  • Непрерывное и поэтапное коррекционное обучение.

Специальные образовательные потребности  Образовательные потребности  Получение раннего коррекционного обучения и воспитания в ситуации эмоционально положительного взаимодействия. Активизация всех сторон психического развития с учетом доступных ребенку способов обучения. Реализация потребностей на доступном уровне взаимодействия с взрослым. Перенос накопленного опыта взаимодействия в значимый социальный опыт. Развитие познавательного интереса к ближайшему окружению. Возможность обучаться на основе специальных приемов. Участие в систематических коррекционных занятиях. Непрерывное и поэтапное коррекционное обучение.

Специальные образовательные потребности

Образовательные потребности

  • Получение раннего коррекционного обучения и воспитания в ситуации эмоционально положительного взаимодействия.
  • Активизация всех сторон психического развития с учетом доступных ребенку способов обучения.
  • Реализация потребностей на доступном уровне взаимодействия с взрослым.
  • Перенос накопленного опыта взаимодействия в значимый социальный опыт.
  • Развитие познавательного интереса к ближайшему окружению.
  • Возможность обучаться на основе специальных приемов.
  • Участие в систематических коррекционных занятиях.
  • Непрерывное и поэтапное коррекционное обучение.

 Специальные образовательные потребности  Специальные образовательные потребности  профилактика рисков социальной дезадаптации среди сверстников; накопление представлений о ближнем окружении; овладение социальными нормами поведения в среде сверстников; овладение самостоятельностью в разных бытовых ситуациях; формирование социального поведения в детском коллективе; воспитание самостоятельности в разных видах детской деятельности.  Важно развивать социально-коммуникативную, познавательную, физическую, художественно-эстетическую сферы, речь ребенка. Если нужно, налаживать отношения родителей и ребенка с учетом особенностей последнего.

Специальные образовательные потребности

Специальные образовательные потребности

  • профилактика рисков социальной дезадаптации среди сверстников;
  • накопление представлений о ближнем окружении;
  • овладение социальными нормами поведения в среде сверстников;
  • овладение самостоятельностью в разных бытовых ситуациях;
  • формирование социального поведения в детском коллективе;
  • воспитание самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Важно развивать социально-коммуникативную, познавательную, физическую, художественно-эстетическую сферы, речь ребенка. Если нужно, налаживать отношения родителей и ребенка с учетом особенностей последнего.

Специальные образовательные потребности    Специфические образовательные потребности детей с умеренной умственной отсталостью: накопление и овладение доступными средствами общения и навыками самообслуживания; социальное ориентирование на сверстника через знакомого взрослого; овладение самостоятельностью в знакомых бытовых ситуациях; активизация познавательного потенциала к обучению в ситуациях взаимодействия, близких к жизненному опыту ребенка; создание ситуаций для овладения нормами поведения в детском коллективе сверстников. Важно наделить ребенка культурным опытом через совместную предметно-игровую деятельность со взрослыми.

Специальные образовательные потребности

Специфические образовательные потребности детей с умеренной умственной отсталостью:

  • накопление и овладение доступными средствами общения и навыками самообслуживания;
  • социальное ориентирование на сверстника через знакомого взрослого;
  • овладение самостоятельностью в знакомых бытовых ситуациях;
  • активизация познавательного потенциала к обучению в ситуациях взаимодействия, близких к жизненному опыту ребенка;
  • создание ситуаций для овладения нормами поведения в детском коллективе сверстников.

Важно наделить ребенка культурным опытом через совместную предметно-игровую деятельность со взрослыми.

Специальные образовательные потребности

Специфические образовательные потребности детей с тяжелой умственной отсталостью :

  • овладение доступными средствами коммуникации для поддержания потребности в общении со взрослыми;
  • социальное ориентирование на знакомого взрослого;
  • овладение элементарными навыками самообслуживания (прием пищи, опрятность);
  • реализация эмоционально-двигательного потенциала к продуктивному взаимодействию со знакомым взрослым;
  • специальные технические средства (ТСР) реабилитации (вертикализаторы, ходунки-опоры, кресла-каталки с поддержками для рук и таза и др.).

Важно создать для ребенка комфортную ситуацию для взаимодействия, реализовать его сенсорные и двигательные возможности с помощью ТСР реабилитации.

Специфические образовательные потребности детей с глубокой умственной отсталостью :

  • накопление положительных впечатлений для социальной адаптации в окружающей бытовой среде;
  • социальное поведение в ответ на комфортные условия ухода;
  • активизация эмоционально-положительного потенциала при взаимодействии со знакомыми взрослыми;
  • медицинское сопровождение и уход;
  • специальные технические средства реабилитации.

Важно развивать социально-коммуникативную и физическую сферы жизни ребенка.

Организация коррекционно-развивающей среды Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка  с ограниченными возможностями здоровья, но и направлено на развитие личности ребенка.     Основные задачи коррекционно-развивающей  среды : Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом. Ориентация на зону актуального и ближайшего развития. Социальная компенсация дефекта. Коррекция «социального вывиха», преодоление отклонений в поведении.

Организация коррекционно-развивающей среды

Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка  с ограниченными возможностями здоровья, но и направлено на развитие личности ребенка.

    Основные задачи коррекционно-развивающей  среды :

  • Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом.
  • Ориентация на зону актуального и ближайшего развития.
  • Социальная компенсация дефекта.
  • Коррекция «социального вывиха», преодоление отклонений в поведении.
Организация коррекционно-развивающей среды Условия организации коррекционно-развивающей среды Учёт индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Эмоциональная насыщенность среды. Учёт потребностей ребенка в индивидуальной и совместной деятельности. Интеграция разных по содержанию видов деятельности. Включение всех видов анализаторов. Соответствие гигиеническим требованиям, правилам охраны жизни и здоровья. Правильно организованная коррекционно-развивающая среда помогает научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья учиться, самостоятельно организовывать свою деятельность. Коррекционно-развивающая среда должна выполнять образовательную, воспитывающую, организационную, коммуникативную и коррекционную функции .

Организация коррекционно-развивающей среды

Условия организации коррекционно-развивающей среды

  • Учёт индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Эмоциональная насыщенность среды.
  • Учёт потребностей ребенка в индивидуальной и совместной деятельности.
  • Интеграция разных по содержанию видов деятельности.
  • Включение всех видов анализаторов.
  • Соответствие гигиеническим требованиям, правилам охраны жизни и здоровья.

Правильно организованная коррекционно-развивающая среда помогает научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья учиться, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Коррекционно-развивающая среда должна выполнять образовательную, воспитывающую, организационную, коммуникативную и коррекционную функции .

 Программы и учебно-методические комплекты, обеспечивающие деятельность ДОУ компенсирующего и комбинированного видов для  детей  с  интеллектуальной недостаточностью       Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  Адаптированная основная образовательная программа для детей детей сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  Адаптированная образовательная программа для ребёнка сумственной отсталостью интеллектуальными нарушениями

Программы и учебно-методические комплекты, обеспечивающие деятельность ДОУ компенсирующего и комбинированного видов для  детей  с  интеллектуальной недостаточностью

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • Адаптированная основная образовательная программа для детей детей сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • Адаптированная образовательная программа для ребёнка сумственной отсталостью интеллектуальными нарушениями
 Программы и учебно-методические комплекты, обеспечивающие деятельность ДОУ компенсирующего и комбинированного видов для  детей  с  интеллектуальной недостаточностью       Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  Адаптированная основная образовательная программа детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  Адаптированная образовательная программа для ребёнка с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями  Рабочие программы для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 

Программы и учебно-методические комплекты, обеспечивающие деятельность ДОУ компенсирующего и комбинированного видов для  детей  с  интеллектуальной недостаточностью

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • Адаптированная основная образовательная программа детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • Адаптированная образовательная программа для ребёнка с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями

  • Рабочие программы для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 
 Учебно-методические комплекты, методическая литература Познавательное развитие Морковкина Е. В., Сперанская С. В., Вечканова И. Г., Коновалова М. А, Евтехова Г. А., Клюева М. И. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ, УО умеренной и тяжелой степени. СПб, -2015г. Богдан Н. Н., Могильная М. М. Специальная психология Лебедева Е. Н. Ознакомление со звуками окружающей действительности детей с отклонениями в умственном развитии. М.: Классик Стиль, 2007 Речевое развитие Андреева К. А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 715-718. Степанова Н. Н. Учитель-логопед. Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью. СПб 2014 г. Социально-коммуникативное развитие Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии М.: 2003. Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.. - СПб.: Каро , 2006.

Учебно-методические комплекты, методическая литература

Познавательное развитие

  • Морковкина Е. В., Сперанская С. В., Вечканова И. Г., Коновалова М. А, Евтехова Г. А., Клюева М. И. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ, УО умеренной и тяжелой степени. СПб, -2015г.
  • Богдан Н. Н., Могильная М. М. Специальная психология
  • Лебедева Е. Н. Ознакомление со звуками окружающей действительности детей с отклонениями в умственном развитии. М.: Классик Стиль, 2007

Речевое развитие

  • Андреева К. А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 715-718.
  • Степанова Н. Н. Учитель-логопед. Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью. СПб 2014 г.

Социально-коммуникативное развитие

  • Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии М.: 2003.
  • Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.. - СПб.: Каро , 2006.
Физическое развитие Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие. 2000. – С.40. Бгажнокова И. М., Баряева Л. Б., Бойков Д. И. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта  Издательство: Владос, 2013  Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры. Художественно-эстетическое развитие Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение УО дошкольников. Книга для воспитателей М.: Просвещение, 1985-72с. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. По всем образовательным областям: Бгажнокова И. М., Баряева Л. Б., Бойков Д. И. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта  Издательство: Владос, 2013.

Физическое развитие

  • Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие. 2000. – С.40.
  • Бгажнокова И. М., Баряева Л. Б., Бойков Д. И. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта Издательство: Владос, 2013
  • Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры.

Художественно-эстетическое развитие

  • Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение УО дошкольников. Книга для воспитателей М.: Просвещение, 1985-72с.
  • Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта.

По всем образовательным областям:

  • Бгажнокова И. М., Баряева Л. Б., Бойков Д. И. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта Издательство: Владос, 2013.

 Программы и учебно-методические комплекты, обеспечивающих деятельность начального общего образования обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.    Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  Адаптированная общеобразовательная программа образования для ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  Рабочие программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программы и учебно-методические комплекты, обеспечивающих деятельность начального общего образования обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • Адаптированная общеобразовательная программа образования для ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • Рабочие программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Учебно-методическая литература :

  • Учебные программы, учебники для специальных (коррекционных) школ
  • Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. – М., 1999
  • Васянина, И.И. Применение комплексной методики для оптимизации физического состояния младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости / И.И. Васянина // Адаптивная физическая культура. - 2009. - №3 (39). - С.24-27.
  • Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. - М.: Академия, 2008.
  • Обучение детей с нарушением интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: ВЛАДОС, 2011
  • Резникова Е.В. Особенности социального развития учащихся с умственной недостаточностью, вовлеченных в интегрированное обучение в общеобразовательной школе // Дефектология. – 2007. - № 4
  • Специальная педагогика/ Под ред Н.М. Назаровой. - Т.3. Педагогические системы специального образования. – М.: Академия, 2008.
  • Шевчук Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении//Дефектология. – 2004.- № 6
  • Трофимова В.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде. – Самара, 2011.
  • Забрамная, С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения / С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева // Коррекционная педагогика. - 2008. - № 1. - с.5-13.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!