Раздел 2. Основы коррекционной педагогики
2.8. Методические основы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью
Понятие «умственная отсталость» (интеллектуальная недостаточность - ИН) является собирательным. К ней относят олигофрению и деменцию. Олигофрения - стойкое необратимое, непрогредиентное недоразвитие познавательной деятельности, всей личности в целом, вследствие диффузного органического поражения клеток коры головного мозга до 2-3 лет. Деменция - стойкое, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы после 2-3 лет вследствие повреждения нормально сформированного мозга (для повторения смотри тему 1.8.).
При ИН характерно тотальное недоразвитие всех высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики) с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления.
Отличительной особенностью детей с ИН является низкая познавательная активность, неспособность переносить усвоенный в ходе обучения способ действия в новые условия без посторонней помощи. Недостаточно развита способность к установлению и пониманию временных, пространственных и причинно-следственных зависимостей. Эмоционально-волевая сфера характеризуется малой выразительностью, смазанностью сложных проявлений эмоций.
I. Система образования детей с легкой интеллектуальной недостаточностью в Республике Беларусь на дошкольной и школьной ступени определена рядом нормативных документов:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании
2. Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них
3. Учебные планы специального образования и учебные программы специального образования
4. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР)
5. Инструкция о порядке организации обучения на дому и в условиях организаций здравоохранения лиц с ОПФР
6. Концепция развития инклюзивного образования лиц с ОПФР в Республике Беларусь
II. Выявление детей и их диагностика согласно Статьи 265, 270 Кодекса об образовании и главы 4 Положения о ЦКРОиР. В первый класс принимаются дети, которым на 1 сентября исполнилось 7-8 лет по заключению ПМПК.
Внимание! Без ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПМПК организация специального образования невозможна.
III. Комплектование групп, классов осуществляется согласно Статьи 147, 153, 267, 268 Кодекса об образовании, Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них.
IV. Организация коррекционно-педагогической работы в образовательных учреждениях на дошкольной и школьной ступени образования осуществляется по Учебным планам специального образования и программам специального образования согласно Статьи 16, 94, 256, 257, 268, 279 и 258 (Образовательные стандарты специального образования) Кодекса об образовании.
V. Основные направления коррекционно-развивающего процесса: образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог (олигофренопедагог) и воспитатель дошкольного образования в соответствии с учебным планом и программой. При организации образовательного процесса учебные занятия в группе (классе) проводят: учитель-дефектолог (см. учебный план), воспитатель дошкольного образования, по образовательным областям «Музыкально-ритмические занятия», «Адаптивная физкультура» проводятся музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания с группой воспитанников. Коррекционные занятия с воспитанниками проводятся учителем-дефектологом по отдельному расписанию.
Образование лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью является средством реабилитации и достижения их независимой жизни. Уровень образования характеризуется как «Нецензовое образование». Главная цель при реализации образовательной программы специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью является социальная адаптация лиц с интеллектуальной недостаточностью.
VI. Общедидактические принципы, используемые при реализации специального образования с детьми с ОПФР:
1. Принцип наглядности в обучении;
2. Принцип коррекционно-воспитательного обучения;
3. Принцип доступности;
4. Принцип научности
5. Принцип сознательного обучения
6. Принцип систематичности и последовательности
7. Принципа прочности в обучении
8. Принцип связи обучения с жизнью
9. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей обучающихся
Педагоги, работающие с детьми с ОПФР, должны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу развития, учитывая задачи коррекционного воспитания и обучения в целом.
VII. Срок получения образования определяется статьей 259 Кодекса об образовании, аттестация лиц с особенностями психофизического развития при освоении содержания образовательных программ специального образования определяется статьей 275, 277 Кодекса об образовании, Статья 99 Кодекса об образовании определяет Документы об обучении. Согласно статье 178 и 179 организуется образовательный процесс при реализации образовательных программ профессионально-технического образования для лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью с дальнейшим трудоустройством по рабочим специальностям определенного перечня.
Методические основы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью (ИН)
В Республике Беларусь разработана нормативная база для обучения и воспитания детей с ИН на дошкольной и школьной ступенях образования. Есть программы, учебные планы и учебники (на школьной ступени).
Чтобы ребенок с диагнозом «ИН» получал адекватную его состоянию образовательную помощь, следует:
- Выявить его отставание, то есть сравнить с программой массового дошкольного учреждения; отставания касаются в первую очередь усвоения программного материала, развитие игры, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики. В меньшей степени, но страдает развитие общей моторики и формирование навыков самообслуживания.
- Необходимо направить родителей с ребёнком на диагностику к психологу и учителю – дефектологу дошкольного учреждения, на основании их диагностики составляется психолого-педагогическая характеристика с указанием всех выявленных недостатков. Характеристику подписывает заведующий.
Дошкольное учреждение помогает родителям в организации посещения ПМПК на базе ЦКРОиР. Согласно заключению ПМПК для ребенка организуется специальный образовательный процесс по программе специального образования для детей с интеллектуальной недостаточностью в соответствии со степенью нарушения. Ребёнку дошкольного возраста в специальной группе (4-6 детей) или в группе интегрированного обучения, воспитания (1-2 ребенка из 10-12), ребёнку с умеренной или тяжелой степенью ИН предлагается специальная группа в ЦКРОиР (в группе 6-8 детей, условия как в УДО)
Для получения адекватной помощи ребенку необходимо:
1. Время – дополнительный год в условиях дошкольного учреждения, если у ребенка легкая интеллектуальная недостаточность и обучение в школе по программе вспомогательной школы (10 классов, экзамен по трудовому обучению, аттестат специального образца; продолжение образования на уровне ПТО в специальной или интегрированной группе, трудоустройство - дееспособен).
2. Дополнительные усилия со стороны всех заинтересованных в успешности ребенка: лечение у невролога, после 3 лет у психиатра; занятия с учителем – дефектологом; включение родителей в образовательный процесс.
Литература
1. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие/ Т.В. Варенова. Минск, 2007.
2. Леуткина, С.В. Основы коррекционной педагогики: курс лекций. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М.Машерова. 2008.
3. Хитрюк, В.В. Основы инклюзивного образования: практикум / В.В. Хитрюк. Мозырь, 2014
Задания и вопросы:
1. Раскройте суть понятия «интеллектуальная недостаточность»
2. Опишите содержание образования через реализацию общедидактических принципов, специфику применения методов обучения
3. Изложите Методические основы обучения детей с интеллектуальная недостаточностью
4. Внимательно перечитайте материалы лекции, изучите новые термины. Подготовьтесь к практической работе на следующем учебном занятии
5. В случае самостоятельного изучения темы, сформулируйте, что новое вы узнали из материалов лекции. При необходимости, сформулируйте вопросы, которые зададите преподавателю.