СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздел 2. Основы коррекционной педагогики 2.8. Методические основы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание образования детей с интеллектуальной недостаточностью. Реализация общедидактических принципов и корреционная направленность обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Специфика применения методов обучения.

 

Просмотр содержимого документа
«Раздел 2. Основы коррекционной педагогики 2.8. Методические основы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью»

Раздел 2. Основы коррекционной педагогики


2.8. Методические основы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

Понятие «умственная отсталость» (интеллектуальная недостаточность - ИН) является собирательным. К ней относят олигофрению и деменцию. Олигофрения - стойкое необратимое, непрогредиентное недоразвитие познавательной деятельности, всей личности в целом, вследствие диффузного органического поражения клеток коры головного мозга до 2-3 лет. Деменция - стойкое, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы после 2-3 лет вследствие повреждения нормально сформированного мозга (для повторения смотри тему 1.8.).

При ИН характерно тотальное недоразвитие всех высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики) с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления.

Отличительной особенностью детей с ИН является низкая познавательная активность, неспособность переносить усвоенный в ходе обучения способ действия в новые условия без посторонней помощи. Недостаточно развита способность к установлению и пониманию временных, пространственных и причинно-следственных зависимостей. Эмоционально-волевая сфера характеризуется малой выразительностью, смазанностью сложных проявлений эмоций.


I. Система образования детей с легкой интеллектуальной недостаточностью в Республике Беларусь на дошкольной и школьной ступени определена рядом нормативных документов:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании

2. Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них

3. Учебные планы специального образования и учебные программы специального образования

4. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР)

5. Инструкция о порядке организации обучения на дому и в условиях организаций здравоохранения лиц с ОПФР

6. Концепция развития инклюзивного образования лиц с ОПФР в Республике Беларусь


II. Выявление детей и их диагностика согласно Статьи 265, 270 Кодекса об образовании и главы 4 Положения о ЦКРОиР. В первый класс принимаются дети, которым на 1 сентября исполнилось 7-8 лет по заключению ПМПК.

Внимание! Без ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПМПК организация специального образования невозможна.


III. Комплектование групп, классов осуществляется согласно Статьи 147, 153, 267, 268 Кодекса об образовании, Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них.


IV. Организация коррекционно-педагогической работы в образовательных учреждениях на дошкольной и школьной ступени образования осуществляется по Учебным планам специального образования и программам специального образования согласно Статьи 16, 94, 256, 257, 268, 279 и 258 (Образовательные стандарты специального образования) Кодекса об образовании.


V. Основные направления коррекционно-развивающего процесса: образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог (олигофренопедагог) и воспитатель дошкольного образования в соответствии с учебным планом и программой. При организации образовательного процесса учебные занятия в группе (классе) проводят: учитель-дефектолог (см. учебный план), воспитатель дошкольного образования, по образовательным областям «Музыкально-ритмические занятия», «Адаптивная физкультура» проводятся музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания с группой воспитанников. Коррекционные занятия с воспитанниками проводятся учителем-дефектологом по отдельному расписанию.

Образование лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью является средством реабилитации и достижения их независимой жизни. Уровень образования характеризуется как «Нецензовое образование». Главная цель при реализации образовательной программы специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью является социальная адаптация лиц с интеллектуальной недостаточностью.


VI. Общедидактические принципы, используемые при реализации специального образования с детьми с ОПФР:
1. Принцип наглядности в обучении;
2. Принцип коррекционно-воспитательного обучения;
3. Принцип доступности;
4. Принцип научности

5. Принцип сознательного обучения

6. Принцип систематичности и последовательности

7. Принципа прочности в обучении

8. Принцип связи обучения с жизнью

9. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей обучающихся


Педагоги, работающие с детьми с ОПФР, должны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу развития, учитывая задачи коррекционного воспитания и обучения в целом.


VII. Срок получения образования определяется статьей 259 Кодекса об образовании, аттестация лиц с особенностями психофизического развития при освоении содержания образовательных программ специального образования определяется статьей 275, 277 Кодекса об образовании, Статья 99 Кодекса об образовании определяет Документы об обучении. Согласно статье 178 и 179 организуется образовательный процесс при реализации образовательных программ профессионально-технического образования для лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью с дальнейшим трудоустройством по рабочим специальностям определенного перечня.


Методические основы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью (ИН)

  1. В Республике Беларусь разработана нормативная база для обучения и воспитания детей с ИН на дошкольной и школьной ступенях образования. Есть программы, учебные планы и учебники (на школьной ступени).

  2. Чтобы ребенок с диагнозом «ИН» получал адекватную его состоянию образовательную помощь, следует:

- Выявить его отставание, то есть сравнить с программой массового дошкольного учреждения; отставания касаются в первую очередь усвоения программного материала, развитие игры, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики. В меньшей степени, но страдает развитие общей моторики и формирование навыков самообслуживания.

- Необходимо направить родителей с ребёнком на диагностику к психологу и учителю – дефектологу дошкольного учреждения, на основании их диагностики составляется психолого-педагогическая характеристика с указанием всех выявленных недостатков. Характеристику подписывает заведующий.

  1. Дошкольное учреждение помогает родителям в организации посещения ПМПК на базе ЦКРОиР. Согласно заключению ПМПК для ребенка организуется специальный образовательный процесс по программе специального образования для детей с интеллектуальной недостаточностью в соответствии со степенью нарушения. Ребёнку дошкольного возраста в специальной группе (4-6 детей) или в группе интегрированного обучения, воспитания (1-2 ребенка из 10-12), ребёнку с умеренной или тяжелой степенью ИН предлагается специальная группа в ЦКРОиР (в группе 6-8 детей, условия как в УДО)

  2. Для получения адекватной помощи ребенку необходимо:

1. Время – дополнительный год в условиях дошкольного учреждения, если у ребенка легкая интеллектуальная недостаточность и обучение в школе по программе вспомогательной школы (10 классов, экзамен по трудовому обучению, аттестат специального образца; продолжение образования на уровне ПТО в специальной или интегрированной группе, трудоустройство - дееспособен).

2. Дополнительные усилия со стороны всех заинтересованных в успешности ребенка: лечение у невролога, после 3 лет у психиатра; занятия с учителем – дефектологом; включение родителей в образовательный процесс.


Литература
1. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие/ Т.В. Варенова. Минск, 2007.

2. Леуткина, С.В. Основы коррекционной педагогики: курс лекций. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М.Машерова. 2008.

3. Хитрюк, В.В. Основы инклюзивного образования: практикум / В.В. Хитрюк. Мозырь, 2014


Задания и вопросы:

1. Раскройте суть понятия «интеллектуальная недостаточность»

2. Опишите содержание образования через реализацию общедидактических принципов, специфику применения методов обучения

3. Изложите Методические основы обучения детей с интеллектуальная недостаточностью

4. Внимательно перечитайте материалы лекции, изучите новые термины. Подготовьтесь к практической работе на следующем учебном занятии

5. В случае самостоятельного изучения темы, сформулируйте, что новое вы узнали из материалов лекции. При необходимости, сформулируйте вопросы, которые зададите преподавателю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!