СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздел 2. Основы коррекционной педагогики 2.8. Методические основы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

Нажмите, чтобы узнать подробности

* Тема 2.8. Методические основы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью изложена в углубленном варианте, добавлены диагностические критерии

Просмотр содержимого документа
«Раздел 2. Основы коррекционной педагогики 2.8. Методические основы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью»

Раздел 2. Основы коррекционной педагогики


2.8. Методические основы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

Понятие «умственная отсталость» (интеллектуальная недостаточность - ИН) является собирательным. К ней относят олигофрению и деменцию. Олигофрения - стойкое необратимое, непрогредиентное недоразвитие познавательной деятельности, всей личности в целом, вследствие диффузного органического поражения клеток коры головного мозга до 2-3 лет. Деменция - стойкое, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы после 2-3 лет вследствие повреждения нормально сформированного мозга (для повторения смотри тему 1.8.).

При ИН характерно тотальное недоразвитие всех высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики) с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления.

Отличительной особенностью детей с ИН является низкая познавательная активность, неспособность переносить усвоенный в ходе обучения способ действия в новые условия без посторонней помощи. Недостаточно развита способность к установлению и пониманию временных, пространственных и причинно-следственных зависимостей. Эмоционально-волевая сфера характеризуется малой выразительностью, смазанностью сложных проявлений эмоций.


Психическое недоразвитие. Краткая характеристика, перспективы образования

Легкая интеллектуальная недостаточность.

Отставание ребенка в раннем возрасте практически незаметно для большинство родителей. Состояние ребёнка оценивают как «спокойный, медлительный» ребенок. Отставание ребенка в развитии начинают замечать воспитатели в детском саду уже после года, а к 3 годам оценивают ребенка как отстающего в развитии (самообслуживание, игра, речь, движения).
К старшему возрасту воспитатель видит, что ребенок отстает в развитии от нормы больше, чем на 2 года. И получается, что время упущено. Поэтому, если в 3 года ребенок не справляется с требованиями самообслуживания и за 1-3 месяца его обучения в группе не получается исправить недоработку родителей, то начинаем движение к ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия на базе ЦКРОиР): беседа с родителями, обращение за помощью к СППС, заместителю заведующего, заведующему. Диагноз выставляется в возрасте от 4 до 10 лет.

При своевременном специальном обучении на дошкольной (до 7-8 лет) и школьной ступени (10 классов по программе для детей с интеллектуальной недостаточностью) получения образования, получение профессиональной подготовки на уровне ПТО (специальная или интегрированная группа: профессия определяется по рекомендациям заключения МРЭК с учетом желания ребенка и согласия родителей). После получения профессии человек получает гарантированное место работы. Далее эти люди живут самостоятельно, обычной жизнью взрослых людей, без социальных ограничений, дееспособны.

Поскольку выпускники школы получают свидетельство об образовании особого образца (нецензовое образование), то продолжать обучение после ПТО не могут.

После окончания образования еще 2 года выпускники находятся на патронатном контроле ТЦСОН, чтобы контролировать их социальную адаптацию. Когда рожает такая женщина, то медицинское учреждение сообщает об этом в ТЦСОН и сотрудники оказывают молодой маме помощь, адаптацию к новым условиям жизни и уходу за ребенком.


Умеренная интеллектуальная недостаточность

Отставание в развитии ребенка родители начинают замечать уже на первом году жизни. К трем годам ребенок достигает развития 1-1.5 годовалого ребенка. У них очень медленно формируются навыки самообслуживания, начиная с жевания. Жевательный рефлекс грубо нарушен, надо специально формировать.

Диагноз, как правило, к трем годам выставляется. Назначается инвалидность. Дети недееспособны всю жизнь (всегда должен быть опекун).

Речь может быть в очень разной степени развития (от отсутствия до предложений ). Большинство пользуются отдельными словами, некоторым набором слов в предложении, но фраза аграмматична, однообразна, беден словарный запас.

Как правило, овладевают самостоятельной ходьбой, бегом, некоторые могут прыгать, но все эти движения формируются с задержкой от нескольких месяцев до нескольких лет.

Навыки самообслуживания и санитарно-гигиенические навыки формируются долго, медленно, не всегда качественно, но формируются благодаря систематическому специальному обучению.

Обучение «В нашей стране необучаемых детей нет» (Т.Л. Лещинская):

1. Посещение группы раннего вмешательства на базе ЦКОиР, детской поликлиники или на дому с любого возраста до 3 лет
2. Посещение дошкольной группы в условиях ЦКОиР с 3 до 8 лет. Возможно обучение на дому.
3. Обучение в ЦКОиР с 1 по 9 класс, возможно обучение на дому. После полного курса обучения выдается свидетельство об обучении особого образца (Кодекс, статья 99).

Некоторым из детей, особенно с синдромом Дауна, может быть рекомендовано обучение в условиях массового детского сада в специальной группе (классе) или группе (классе) интегрированного обучения и воспитания.


Тяжелая интеллектуальная недостаточность

Диагноз понятен примерно к 1 году. Инвалидность с момента установления диагноза. Зависимы от взрослых. Недееспособны.

Речь чаще отсутствует. Могут быть слоги – лепетная речь (ам, би-би), простые слова, некоторые жесты, мимика. Некоторых можно обучать знаковой речи (Лёб система). Понимают только бытовую речь, ежедневно повторяющуюся.

Движение. Многие вообще не передвигаются. Другие овладевают движением в разной степени. Некоторые могут самостоятельно ходить дома, а на улице – нет.

Опрятность. Только единицы способны сообщить о своих потребностях (тазовых). Основное количество в памперсе. Умывание рук, лица, с помощью взрослого.

Еда. От протертой пищи через соску до обычного приема пищи с помощью взрослого; многие жеванию учатся долго и надо специально обучать; некоторые овладевают умением самостоятельно пить из чашки, держать рукой и откусывать еду.

Обучение «В нашей стране необучаемых детей нет» (Т.Л. Лещинская):

1.Посещение группы раннего вмешательства на базе ЦКОиР, детской поликлиники или на дому с любого возраста до 3 лет

2.Не всем, но предлагается обучение в ЦКОиР на дошкольной (до 8 лет) и школьной ступени:1-9 класс, по специальной программе для ЦКРОиР, получают свидетельство об обучении. Если по состоянию здоровья, по медицинским показаниям, отменяется образовательный процесс, то выдается справка с указанием, сколько классов было обучение. Обучение в ЦКОиР или на дому.

Глубокая интеллектуальная недостаточность

Крайняя степень несамостоятельности и зависимости от взрослого. Как правило, не могут изменить свою позу, некоторые не могут держать даже голову.

Некоторые кушают еду измельченную вилкой, но возможно и зондовое кормление.

Тазовые функции не контролируют.

Обучение «В нашей стране необучаемых детей нет» (Т.Л. Лещинская):
1. Посещение группы раннего вмешательства на базе ЦКОиР, детской поликлиники или на дому с любого возраста до 3 лет 2. Дошкольный возраст в единичных случаях – в дошкольной группе ЦКОиР, в остальных - на дому до 8 лет.
3. 9 классов на домашнем обучении по индивидуальной программе. Возможен отказ от обучения по медицинским показаниям. По окончании обучения получают свидетельство об обучении. Если по состоянию здоровья, по медицинским показаниям, отменяется образовательный процесс, то выдается справка с указанием, сколько классов было обучение.


I. Система образования детей с легкой интеллектуальной недостаточностью в Республике Беларусь на дошкольной и школьной ступени определена рядом нормативных документов:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании

2. Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них

3. Учебные планы специального образования и учебные программы специального образования

4. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР)

5. Инструкция о порядке организации обучения на дому и в условиях организаций здравоохранения лиц с ОПФР

6. Концепция развития инклюзивного образования лиц с ОПФР в Республике Беларусь


II. Выявление детей и их диагностика согласно Статьи 265, 270 Кодекса об образовании и главы 4 Положения о ЦКРОиР. В первый класс принимаются дети, которым на 1 сентября исполнилось 7-8 лет по заключению ПМПК.

Внимание! Без ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПМПК организация специального образования невозможна.


III. Комплектование групп, классов осуществляется согласно Статьи 147, 153, 267, 268 Кодекса об образовании, Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них.


IV. Организация коррекционно-педагогической работы в образовательных учреждениях на дошкольной и школьной ступени образования осуществляется по Учебным планам специального образования и программам специального образования согласно Статьи 16, 94, 256, 257, 268, 279 и 258 (Образовательные стандарты специального образования) Кодекса об образовании.


V. Основные направления коррекционно-развивающего процесса: образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог (олигофренопедагог) и воспитатель дошкольного образования в соответствии с учебным планом и программой. При организации образовательного процесса учебные занятия в группе (классе) проводят: учитель-дефектолог (см. учебный план), воспитатель дошкольного образования, по образовательным областям «Музыкально-ритмические занятия», «Адаптивная физкультура» проводятся музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания с группой воспитанников. Коррекционные занятия с воспитанниками проводятся учителем-дефектологом по отдельному расписанию.

Образование лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью является средством реабилитации и достижения их независимой жизни. Уровень образования характеризуется как «Нецензовое образование». Главная цель при реализации образовательной программы специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью является социальная адаптация лиц с интеллектуальной недостаточностью.


VI. Общедидактические принципы коррекционной работы с детьми с ОПФР:
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
2. принцип единства диагностики и коррекции;
3. принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
4. деятельностный принцип коррекции;
5. принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;
6. принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения

Педагоги, работающие с детьми с ОПФР, должны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу развития, учитывая задачи коррекционного воспитания и обучения в целом.


VII. Срок получения образования определяется статьей 259 Кодекса об образовании, аттестация лиц с особенностями психофизического развития при освоении содержания образовательных программ специального образования определяется статьей 275, 277 Кодекса об образовании, Статья 99 Кодекса об образовании определяет Документы об обучении. Согласно статье 178 и 179 организуется образовательный процесс при реализации образовательных программ профессионально-технического образования для лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью с дальнейшим трудоустройством по рабочим специальностям определенного перечня.


Методические основы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью (ИН)

  1. В Республике Беларусь разработана нормативная база для обучения и воспитания детей с ИН на дошкольной и школьной ступенях образования. Есть программы, учебные планы и учебники (на школьной ступени).

  2. Чтобы ребенок с диагнозом «ИН» получал адекватную его состоянию образовательную помощь, следует:

- Выявить его отставание, то есть сравнить с программой массового дошкольного учреждения; отставания касаются в первую очередь усвоения программного материала, развитие игры, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики. В меньшей степени, но страдает развитие общей моторики и формирование навыков самообслуживания.

- Необходимо направить родителей с ребёнком на диагностику к психологу и учителю – дефектологу дошкольного учреждения, на основании их диагностики составляется психолого-педагогическая характеристика с указанием всех выявленных недостатков. Характеристику подписывает заведующий.

  1. Дошкольное учреждение помогает родителям в организации посещения ПМПК на базе ЦКРОиР. Согласно заключению ПМПК для ребенка организуется специальный образовательный процесс по программе специального образования для детей с интеллектуальной недостаточностью в соответствии со степенью нарушения. Ребёнку дошкольного возраста в специальной группе (4-6 детей) или в группе интегрированного обучения, воспитания (1-2 ребенка из 10-12), ребёнку с умеренной или тяжелой степенью ИН предлагается специальная группа в ЦКРОиР (в группе 6-8 детей, условия как в УДО)

  2. Для получения адекватной помощи ребенку необходимо:

1. Время – дополнительный год в условиях дошкольного учреждения, если у ребенка легкая интеллектуальная недостаточность и обучение в школе по программе вспомогательной школы (10 классов, экзамен по трудовому обучению, аттестат специального образца; продолжение образования на уровне ПТО в специальной или интегрированной группе, трудоустройство - дееспособен).

2. Дополнительные усилия со стороны всех заинтересованных в успешности ребенка: лечение у невролога, после 3 лет у психиатра; занятия с учителем – дефектологом; включение родителей в образовательный процесс.


Литература
1. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие/ Т.В. Варенова. Минск, 2007.

2. Леуткина, С.В. Основы коррекционной педагогики: курс лекций. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М.Машерова. 2008.

3. Хитрюк, В.В. Основы инклюзивного образования: практикум / В.В. Хитрюк. Мозырь, 2014


Задания и вопросы:

1. Раскройте суть понятия «интеллектуальная недостаточность»

2. Опишите содержание образования через реализацию общедидактических принципов, специфику применения методов обучения

3. Изложите Методические основы обучения детей с интеллектуальная недостаточностью

4. Внимательно перечитайте материалы лекции, изучите новые термины. Подготовьтесь к практической работе на следующем учебном занятии

5. В случае самостоятельного изучения темы, сформулируйте, что новое вы узнали из материалов лекции. При необходимости, сформулируйте вопросы, которые зададите преподавателю.