Образование и наука в XIX в.
- Образование.
- «Читательская революция».
- Наука.
1. Образование
Фридрих Фребель
(1782—1852 )
Распространение начального образования и полная ликвидация безграмотности в Европе и США в XIX веке:
1. Конец XVIII века – введение в германских государствах всеобщего начального образования в эпоху просвещенного абсолютизма.
Одним из основоположников германской образовательной системы был Фридрих Фребель в основе метода которого лежала игра (Задача учителя — « бросить луч света и пойти дальше » .)
2. В XIX веке в США существовало бесплатное начальное образование, но оно не было обязательным и не во всех штатах.
«Народ, который имеет лучшие школы — первый народ: если он не таков сегодня, то станет таким завтра». Жюль Симон
Альберт Беттаньер, Чёрное пятно (1887)
3. Неравномерность развития системы образования в мире. В Швеции и Швейцарии всеобщее начальное образование было введено в середине XIX века .
В 1840-50-х гг. во Франции и Англии число грамотного населения не превышало 40 %, что не соответствовало требованиям индустриальной эпохи .
2. «Читательская революция»
1. XIX век – начало второй « читательской революции » в Европе .
Первая революция прошла еще в раннее Новое время, когда произошла секуляризация чтения, т.е. люди стали читать не только церковные, но и светские книги.
В результате «читательской революции» чтение приобрело массовый характер и распространилось на все слои общества.
Библиотека Джорджа Пибоди (США. Балтимор.) 1878
Бумажная фабрика Нофманна
2. Увеличение спроса на печатную продукцию было вызвано новыми технологиями в производстве бумаги и типографском деле.
3. Новые романы печатались в качестве приложений к газетам и журналам.
4. Читальные залы библиотек стали бесплатными.
Газета «Дэйли Телеграм»
Мировая война закончена
5. Огромная роль печатного слова в XIX – первой половине XX вв .
Оно являлось главным источником информации и образования , одним из главных видов развлечения.
Что и вызвало огромный поток книг, газет, юмористических журналов и т.д.
Мальчишка-газетчик Хайман Альперт. США. 1909
3. Наука
Основные изменения в науке XIX века :
1. Становление профессиональной науки (раньше наука было скорее увлечением).
2. Процесс дифференциации науки, т.е. четкое разделение отдельных отраслей наук и отраслей внутри их.
1
Снимок руки сделанный Рентгеном
2
Приёмник Маркони, 1896 г.
3. Тесная связь науки с производством:
- Открытие электромагнитной индукции М. Фарадеем и электромагнитных волн Дж. Максвеллом позволило изобрести радио - Г. Маркони ( 1 ) и электродвигатель - Б.С. Якоби ( 2 ).
- Опираясь на теорию Максвелла, В. Рентген открыл рентгеновские лучи .
- В химии исследования Ю. Либиха привели к открытию искусственных удобрений .
2
1
3
Мария и Пьер Кюри в своей лаборатории.
4. Изучение радиоактивности .
Изучая радиоактивность, А. Беккерель ( 1 ), Э. Резерфорд ( 2 ), Н. Бор ( 3 ), Пьер Кюри и Мария Склодовская - Кюри создали теорию о сложном ( планетарном ) строении атома, были открыты элементы радий и полоний.
Пастер и Кох во время египетской эпидемии холеры, 1884 год
Публичный опыт вакцинации на ферме Пуйи-ле-Фор,
31 мая 1881 года
5. Биология.
Усилиями Л. Пастера и Р. Коха биологи проникли в мир микроорганизмов. Пастер стал одним из основоположников микробиологии , создателем научных основ вакцинации и вакцин против сибирской язвы, куриной холеры и бешенства. Кох открыл возбудителя туберкулёза (Mycobacterium tuberculosis), а затем создал псевдовакцину «Туберкулин».
Искривление пространства массивным телом
Пять нобелевских лауреатов: В. Нернст, А. Эйнштейн,
М. Планк, Р. Милликен и М. фон Лауэ.
6. Изменение механистической теории мира. Материя , как оказалось, состояла из бесконечно сложных атомов, а свет распространялся не «эфиром», а электромагнитными волнами .
Квантовая теория М. Планка разрушила представления о непрерывности природных процессов, а теория относительности А. Эйнштейна заставила переосмыслить время и пространство.
7. Теория Эволюции Чарльза Дарвина .
Эволюция – медленное накопление качественных изменений.
- Включение человека в цепь живых существ отрицало учение о его божественном происхождении.
- Появление социал-дарвинизма – перенесение законов борьбы за выживание на человеческое общество и политику.
Домашнее задание:
1. § 6 читать и уметь пересказывать.
2. Подготовка к итоговому тестированию по Разделу I.