СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме"Образование и самообразование", обществознание 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме"Образование и самообразование", обществознание 6 класс»

Урок обществознания в 6 классе Тема: «Образование и самообразование»


Учитель истории и обществознания МКОУ Ягодинская СОШ

Перминова Светлана Николаевна


Используемый учебно-методический комплекс:


1. Учебник «Обществознание». 6 класс. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л. Ф. Издательство «Просвещение».

2. Л.Ф. Иванова «Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс», М.: изд-во «Просвещение».

3. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В «Обществознание 6 класс. Рабочая тетрадь». М.: изд-во «Просвещение».

4. А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская «Обществознание. Тестовые задания. 6 класс». М.: изд-во «Просвещение».

5. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. Рабочая программа по Обществознанию 6-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы по предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 6-9 классы: М.: Просвещение.

Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода

Тип урока: открытие новый знаний

Элементы содержания: Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Основные понятия: Образование, самообразование.


Цели урока: создание условий для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности


Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся характеризовать формы самообразования; оценивать собственное умение учиться и возможности его развития; находить нужную информацию в источниках разного типа; сопоставлять процесс образования и самообразования: освоят алгоритм процесса получения знаний.

Метапредметные УУД: обучающиеся научатся определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать последовательность необходимых операций; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Личностные УДД:сформировать уобучающихся ответственное отношение к учению; готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.


Оборудование : ПК, интерактивное оборудование, раздаточный материал для работы в группах.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1 этап: Организационный. Самоопределение к деятельности

Приветствует обучающихся. Приглашает в кабинет.

-Здравствуйте, ребята! Вы уже догадались что нам предстоит работа в группах?

Разделиться на группы нам поможет «волшебный мешочек». Достаньте жетон и определитесь по цвету с группой.



Приветствуют учителя.


Достают жетоны и рассаживаются на три группы.

Расстановка трех парт полукругом. Возле каждой парты места для четырех обучающихся. В центре полукруга демонстрационный столик, на котором приготовлены емкости с разным наполнением (камушки, шарики пинпонга, бисер, декоративные камушки, манная крупа, песок)

2 этап: Актуализация знаний и мотивация.

-Чтобы определить тему нашего урока, попрошу вас внимательно посмотреть на экран (слайд)

на экране демонстрируется первое фото «Церковно-приходской школы»).


(Через некоторое время включаю второе фото – «Компьютерный класс»)


- Что вы можете сказать об этих фотографиях? Ваши предположения?

-Чем они отличаются и Что в них общего?


1) Можно ли сказать, а зачем они учатся?

2) Зачем раньше учились, сейчас? Зачем учитесь Вы?


-Вы все верно сказали. Я предлагаю считать нашим ключевым словом – слово «Знания» (на доске формируется схема, переворачивается «голова» рыбы – «ЗНАНИЯ»)


Дети внимательно смотрят на слайд (фото 1, фото 2)








Предполагают, что на снимках изображена «школа». На первом – старая школа, на втором – современная.

- Учатся, читают, отвечают на вопросы, учатся.


-Узнать новое, получить знания, образование….


слайд

Однажды русский писатель Рубакин Николай Александрович сказал следующее: «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования».


Назовите ключевые термины в данном высказывании:

Учитель переворачивает на схеме термины «образование» и «самообразование»


Предлагаю сформулировать тему урока


- Верно, ребята.


- А как вы считаете, что важнее образование или самообразование? Можно ли обойтись в жизни только образованием или только самообразованием?



слайд

3 этап: Постановка учебной задачи

- Вот мы с вами и определили тему нашего урока: «Образование и самообразование».


-Нам предстоит выяснить, что важнее: Образование или самообразование? А может это равнозначные понятия?


-Попробуем определить, что нам необходимо узнать на уроке, чтобы ответить на проблемный вопрос?


-(выслушала). Вы все правильно назвали, позвольте мне обобщить все сказанное вами: (Закрепляю на доске вопросы:

А) Что такое образование и что такое самообразование?

Б) где и как можно получить образование и где и как можно получить самообразование?



Называют, называют….



4 этап: Открытие детьми нового знания

- ответ на первый вопрос «Что такое образование?» предлагаю прочитать в ФЗ «Об образовании в РФ» (вывожу на слайд).

Учитель прочитывает сам определение.


- Сложно для восприятия? Я помогу Вам с определением главных «ключевых» слов.

На слайде выделяются слова


Выделяю главные слова: процесс воспитания и обучения, совокупность приобретаемых ЗУНов, в целях развития человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов.

- Итак, сделаем вывод: Образование – это ….



На доске закрепляется определение – процесс получения знаний.













Обучающиеся проговаривают свои варианты ответа на основе ключевых слов



Подхожу к столику, на котором стоит сосуд, говорю:

- Человек при рождении это пустой сосуд. Он не умеет, не знает, не владеет тем, чем владеем мы с вами в настоящее время. Он не умеет говорить, мыслить, делать выводы. Но со временем, начиная с самого момента своего рождения, человек приобретает новые знания.

( и вкладываете в сосуд «знания»)


-Где же и как человек получает знания, получает образование?


Вы правы. (на слайде «выходят» уровни образования)


-Действительно первый уровень образования – дошкольные группы, далее школьное образование – это начальная школа 1-4 классы, основная школа – 5-9 классы и завершает школьное образование среднее общее образование 10-11 классы. Далее каждый человек определяется с выбором профессии и в зависимости от выбора продолжает обучение в колледже или институте (университете)


Я предлагаю каждой группеопределить какие знания человек может получить на каждом уровне образования? (детский сад, школа, вуз). Вам необходимо прочитать задание, ответить на предложенные вопросы и представить свой вариант ответа. Когда Вы будет озвучивать ответ, не забывайте наполнять сосуд знаний!!!










(Когда заполнили) Подведем мини-итог:

- Что такое образование?

- Кто и где передает знания человеку?





А основной источник знаний – это….?







Наш разговор о самообразовании я хочу начать с притчи:


(Открываете створку с кругами)


«Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют какие-то неясные вопросы?»


В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».


- Как вы поняли смысл притчи? Может, сможете привести примеры?


Привожу пример из истории:

- Позволю себе привести такой пример: на уроках истории вы узнали о том, что ранее на земле жили «древние люди». У любого человека возникает сразу масса вопросов (делаете небольшую паузу….): как они выглядели, чем питались, как одевались, где жили…


-А в учебнике ответов на Ваши вопросы нет или недостаточно!!! Что делать в этом случае?


- правильно.



- Вы сами ищите ответы на свои вопросы. Т.е. чем занимаетесь? (показываете на слово самообразование)


Откроем учебник на странице 58 и прочитаем определение понятия «самообразования» (просите кого-нибудь прочитать)


Итак, самообразование – это….



(прикрепляю ребро рыбы «самообучение»)











Это сад, школа, колледж, университет, …
















-Обсудили в группе, и по одномуназывают те знания, которые человек может получить на определенном уровне образования (например: научится общаться, научится рисовать, освоит новые предметы, получит специальность и т.д.)

- Берут предметы и наполняют ими емкость



_ Это процесс получения знаний.

- Знания передают воспитатели , учителя, преподаватели. В детских садах, школах, колледжах, институтах, университетах…)


- учебники, учебные пособия.

























Приводят примеры






Участвуют в беседе




- Предполагают, что будут искать ответы в книгах, энциклопедиях, спросят у друзей, в интернете….











Это самостоятельное обучение или самообучение.



















Задача: наполнить сосуд крупными камушками (особо значимыми для человека знаниями)































Сделать заготовки кругов в виде коллажа: один диаметром 3 см, другой см15-20






Закрепляю круги, на расстоянии друг от друга







5 этап Самостоятельная работа на закрепление

- Каждой группе предлагаю выполнить следующее задание: Каждой группе дана конкретная тема для самообразования. Вам нужно подобрать к ней наиболее оптимальные формы самообразования, добавив небольшой поясняющий комментарий к каждой их них.
1 группа - тема самообразования – «Рыбная ловля».
2 группа - тема самообразования – «Египетские пирамиды».
3 группа - тема самообразования – «Оригами».


- Молодцы, ребята! Повторим еще раз через какие формы можно самообразовываться (на доске слайд с формами самообразования)


Прошу внимание! Прослушайте слова русского писателя Дмитрия Ивановича Писарева (слайд)


Ну, что, ребята, мы готовы ответить на проблемный вопрос нашего урока? Что важнее: Образование или самообразование? А может это равнозначные понятия?


После обсуждения, учитель меняет центральную часть вопроса на союз «И».

Итак: Образование и самообразования должны проходить вместе. Эти два процесса неразрывно связаны между собой и ведут человека к успеху! (переворачивает хвост)


















- обучающиеся рассуждают.



6 этап: Подведение итогов. Повторение изученного.

Подведем итог

Стихотворение Фирдоуси (Хаки́мАбулькаси́мМансу́рХаса́н Фирдоуси́ Туси́)



7 этап: Рефлексия

Завершите фразу (слайд): «Мы, обучающиеся шестого класса, занимаемся образованием и самообразованием для того, чтобы…»



- Спасибо за урок. Мне было очень приятно работать с Вами.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!