СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование и традиции

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образование и традиции»

ОБРАЗОВАНИЕ И ТРАДИЦИИ


Грицепанов В.В.

преподаватель Суджанского музыкального училища


Сохранение самостоятельности и независимости русского народа – одна из важнейших проблем современности, в решении которой ведущую роль играет наша грандиозная культура, явление многонациональное, с фундаментальным базисом – исконными традициями, посредством которых, особенно музыкальных, можно не утратить, а восстановить и умножить, ведь еще древнеримский писатель Саллюстий приводил мудрую мысль: «При единении и малое растет, при раздоре и большое распадается» [2, с. 456].

Говоря о традиционной русской культуре нельзя забывать, что речь идет о наследии всех россов, образовавших некогда государство Российское – великороссов, малороссов, белороссов. Не было ни одного историка, отрицавшего бы наше родство и единство общих предков, а Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829 – 1908) писал, что от племени Сарматов произошли «все многочисленные славянские племена запада и востока Европы, а именно: поморяне, болгары, сербы, хорваты, словаки, руссины, поляки, малороссы, белороссы, великороссы» [5, с. 144].То есть, русские – это великороссы, малороссы, белороссы и именно они являются государствообразующей нацией современной России и составляют около 80% всего населения страны. [8, с. 23]. Отличают русских от остальных 20% жителей российского государства именно их национальные традиции, имеющие тысячелетние корни.

В современном мире лишь сохраняя традиции, мы можем отстоять нашу Российскую государственность. Ведь в наш век – век глобализации очень легко потерять индивидуальность даже целой нации. Мы должны вести борьбу, возможно даже войну за сохранение нашей величайшей культуры, и война эта разворачивается не только и не столько на физическом, самом низком уровне, а на высочайшем - духовном.

«Пространство войны иерархично. Оно идёт снизу вверх, поднимаясь с физического (территориального, экономического) уровня через ментальный (политический, информационный и психологический) и достигая предельных высот на уровне духовном. Духовное пространство – это душа человека, душа общества, душа народа, душа государства». [3, с.58].

Одной из частей духовного субпространства являются культурные традиции, другая часть – религия. Под знаменем православия русский народ пережил не одну страшную войну. Потеряв религиозные и культурные ориентиры, мы теряем наши души, себя самих, напротив, глубокое изучение истории нашего народа, его традиционной культуры позволит сохраниться нам как нации.

Особый пласт нашей культуры, которая по праву считается национальным достоянием России – традиционное искусство. Н.Бердяев, Л.Толстой, Ф.Достоевский считали, что национальный дух является основой культуры. Высшие образцы искусства всегда носят печать национального. [1, с. 440].

«Искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, неподвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству» [6, с. 91]. В русском искусстве нашли отражение все стороны бытия разных исторических эпох, рассказывая нам о жизни предков, оставивших сегодняшним и последующим поколениям россиян богатейшее наследие, бывшее и остающееся оружием необычайной мощи. «Искусство в наше время – это прожектор и оружие». [6, с.92] Кажется, нам пора воспользоваться им для отстаивания наших национальных интересов.

Каждый русский человек должен знать, ценить и защищать своё прошлое как залог будущего, как фундамент для строительства жизни нашей великой нации, объединения братских народов: великороссов, малороссов и белорусов в могучую Русь.

Одним из шагов на этом пути должно стать более тщательное изучение культурных традиций прошлого, собирательство и осмысление исторических фактов взаимодействия культур наших народов.

Здесь важнейшую роль приобретает образование. Именно оно дает возможность познавать и развивать наши культурные традиции.

В этом ракурсе особое значение играет музыкальное образование – часть музыкального искусства нашей страны, являющегося, в свою очередь, составляющей богатейшей культуры России.

Как любой вид искусства музыкальное – отражение жизни с одной стороны, с другой – поддерживающий и воспитывающий фактор. От состояния этой сферы зависит, в огромной степени наша культура и уникальность и самостоятельность нашего народа, ведь национальное самосознание – единственное, что позволяет сохраниться народу, отстоять свою независимость.

Необходимо углублённо познавать региональные особенности культурного развития и через их понимание приходить к осознанию общей картины нашего культурного величия.

Одно из интереснейших мест для изучения - Курская область. Здесь сплетались воедино язычество и православие, Малороссия с Великороссией. Эти процессы можно проследить в частности на территории Суджанского района Курской области. Работы исследователей А.Дмитрюкова и А.Терлецкого, живших в девятнадцатом столетии, это подтверждают.

Согласно исследованиям и археологическим раскопкам, территорию Суджанского района в древности заселяли племена славян северян. По данным профессора Д.Самоквасова, занимавшегося раскопками ещё в XIX веке, множество курганов с останками погребенных в них язычников (характер погребения говорит именно об этом) датируются временами не позднее Х столетия. В XIII столетии согласно летописи Курский край был почти полностью опустошён татаро-монголами, но всё же, небольшая часть населения сохранилась . [7, с.7].

Но пустующие земли вскоре начали заселяться новыми жителями – малороссами, вынужденными бежать от польского католического ига. В грамоте 1664 г., приводимой А. Терлецким, говорится: «… деды, и отцы, и братья, и родственники их, и они из разных малороссийских и заднепровских городов пришли на сю сторону Днепра…и теми новоприхожими черкасами построены городы на путивльских диких землях: Сумы, Суджа, Мирополье, Краснополье, Белополье и к тем городам уезды, селы и деревни». . [7, с.15].

К сожалению, современных научных исследований взаимодействия малоросской и великоросской культур на территории Суджанского района нет, но есть свидетельства А.Дмитрюкова, говорящие о различиях и схожести, имеющих в них место. «Между простолюдинами от различия жителей в Суджанском уезде, т.е. Малороссиян и Русских, заметна не малая разность как в одежде, головных уборах, житье, характере народном, так и в самых нравах и обычаях». [4, с. ].

Всё это представляет немалый интерес для исследований, и наш долг пристальнее взглянуть на опыт прошлого, опыт толерантности и уважения друг к другу россов, пусть и принадлежащих к разным племенам, но всё же составлявших и составляющих ныне один великий народ.

Богатейшее культурное наследие наших предков, соединённое более чем на тысячу лет с христианством и ныне немыслимое без него, должно стать примером, опорой для ныне живущих и последующих поколений и основой для единения.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989. – 608с.

  2. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов (Мысль в слове). – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 720 с.

  3. Грачёва Т. Народ, душа которого обращена к Богу, непобедим! // Русский журнал. – 2007. – №12. – С56–62.

  4. Дмитрюков А.И. Нравы, обычаи и образ жизни обитателей Суджанского уезда Курской губернии // Московский телеграф. – 1831. – Ч. 39. – № 9. – С. 255–271. – № 10. – С. 339–377.

  5. Кронштадтский И., Св. пр. Начало и конец нашего земного мира. – М: Локид-Пресс, 2007. – 416 с.

  6. Симфония разума. / Композиция В. Воронцова. – М.: Молодая гвардия, 1977. – 624 с.

  7. Терлецкий А. Исторические заметки о городе Судже и его уезде. – Курск: типография губернского правления, 1894. – 157с.

  8. Фурсов А. Сбережение русской нации – главная задача государства // Русский журнал. – 2007. – №12. – С. 23.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!