Тема урока: Образование Речи Посполитой Дата: Класс:
Цели урока: 1. Обеспечить усвоение учащимися процесса образования нового
государства: предпосылки, причины, результаты. Познакомить с понятиями «инкорпорация», «федерация».
2. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями, умения и навыки анализа исторических явлений и событий, картографические умения и навыки.
3. Воспитывать патриотизм, уважение к истории белорусского народа.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Белозорович, В. А., Крень, И. П., Ганущенко, Н. Н. История Беларуси: вторая
половина XVI – конец XVIII в.: учебное пособие для 8 кл. общеобразовательных
учреждений с русским языком обучения. – Мн., 2010.
2. Рабочие тетради учащихся.
3. Настенная карта «Белорусские земли во второй половине XVI в. Образование РП».
4. Тестовые задания по § 1 «Ливонская война».
Технологическая карта урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | Приветствует уч-ся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. |
I. Проверка д/з | 1. Предлагает уч-ся выполнить тестовые задания в течение 15 минут (см. прилож.). 2. Организует взаимопроверку по ответам, открытым на доске. | 1. Выполняют тестовые задания. 2. Осуществляют взаимопроверку выполнения заданий, анализируют свои ошибки. |
II. Изучение нового: 1. Целемоти- вация и активизация З и У уч-ся. 2. Предпо- сылки создания РП 3. Процесс образования РП Физкульт-минутка 4. Подведе-ние итогов | 1.1. Посредством вопросов подводит уч-ся к теме и целям урока: - Что такое «уния»? - Какие государств. унии вам известны из истории Средневековья? 1.2. Записывает тему урока на доске, совместно с учащимися формулирует цели. | 1.1. Отвечают на вопросы учителя. 1.2. Формулируют совместно с учителем цели урока. Записывают тему урока в тетради. |
2.1. Предлагает рассм. карту в учеб пособии и определить территории каких современных гос-в входили в состав РП. 2.2. Использует прием «Активное слушание». 2.3. Организует проверку поставленного задания. 3.1. Организует работу с учебным пособ. по рядам: 1 ряд – на основе текста п. 2 § 2 заполнить таблицу «Причины образ РП»: 2 ряд – на основе текста п. 3 § 2 определить подходы к заключению унии со стороны Польши и со стороны ВКЛ. 3 ряд – на основе текста п. 4 § 2 заполнить таблицу «Условия Люблинской унии»: Общие для Польши и ВКЛ | Отдельные для Польши и ВКЛ | | | 3.2. Организует проверку выполнения заданий. Подводит уч-ся к выводу о федеративном характере гос-ва РП. | 2.1. На основе анализа карты делают вывод о многонациональном характере РП. 2.2. По ходу рассказа учителя выделяют и записывают в тетради предпосылки сближения Польши и ВКЛ. 3.1. По рядам выполняют поставленные задания, используя при этом настенную карту (или в учебном пособии), помещенные в учеб. пособ. репродукцию картины Я. Матейко «Люблинская уния», отрывок из стихотворения А. Волана «К полякам и литвинам». При необходимости обращаются за помощью к учителю. 3.2. Представляют полученные результаты работы. На основе анализа полученных результатов делают вывод о федеративном характере государства РП. |
Подводит итоги урока, оценивает работу уч-ся, дает рекомендации, выставляет отметки. | Принимают рекомендации учителя к сведению. |
III. Рефлексия | Организует составление уч-ся по рядам синквейнов. Первое слово может задать учитель, например: Речь Посполитая, федерация, уния. | Составляют синквейны по рядам по изученной теме на уроке, например: Речь Посполитая многонациональное, шляхетское вынудили, создали, присягнули «общее дело», «общее государство» уния |
Д/з | Записывает на доске д/з: § 2. Дает необходимый комментарий к д/з. | Записывают д/з в дневники. |
Приложение:
I. Проверка д/з. Тестовые задания:
1. В 1558 г. Ливонский орден отказался платить дань царю Ивану IV за:
а) эстонские земли; б) острова Балтийского моря; в) литовские земли; г) Карелию.
2. Ливонский орден перешел под протекторат ВКЛ в:
а) 1559 г.; б) 1560 г.; в) 1561 г.; г) 1562 г.
3. В 1563 г. московские войска заняли город:
а) Вильно; б) Минск; в) Полоцк; г) Мстиславь.
4. Царская армия потерпела поражение 27 января 1564 г. в битве на реке:
а) Днепр; б) Неман; в) Западная Двина; г) Ула.
5. На стороне Польши и ВКЛ в Ливонской войне выступила:
а) Швеция; б) Испания; в) Австрия; г) Священная Римская империя.
6. Новый этап Ливонской войны начинается после избрания королем Речи Посполитой:
а) Сигизмунда II Августа; в) Станислава Давойны;
б) Стефана Батория; г) Николая Радзивилла Рыжего.
7. Войска Речи Посполитой осадили Псков в:
а) 1558 г.; б) 1560 г.; в) 1581 г.; г) 1583 г.
8. Ям-Запольское перемирие было заключено на:
а) 5 лет; б) 10 лет; в) 15 лет; г) 20 лет.
9. В 1582 г. южные земли Эстонии отошли к:
а) Речи Посполитой; б) России; в) Дании; г) Швеции.
10. Ливонская война закончилась в:
а) 1581 г.; б) 1582 г.; в) 1583 г.; г) 1584 г.
Ответы: 1. А. 2. А. 3. В. 4. Г. 5. А. 6. Б. 7. В. 8. Б. 9. А. 10. В.