Цели: охарактеризовать сочетание старых и новых элементов в русской культуре XVII в.
Внутрипредметные связи: 1564-1642 гг. - Галилео Галилей; 1623-1662 гг. - Блез Паскаль; 1632-1704 гг. - Джон Локк;
1646-1716 гг. - Георг Лейбниц; 1643-1727 гг. - Исаак Ньютон; 1622-1673 гг. - Жан Батист Мольер; 1577-1640 гг. - Питер Пауль Рубенс; 1599-1641 гг. - Антонис ван Дейк; 1594-1665 гг. - Николя 11уссен; 1599-1660 гг. - Диего Веласкес; 1606-1669 гг. - Рембрандт Харменс ван Рейн; 1657 г. - оформление ансамбля площади перед собором Св. Петра в Риме; 1668-1689 гг. - строительство Версаля.
План:
- Проверка домашнего задания.
- Новое и старое в культуре.
- Образование.
- Круг чтения. Литература.
- Зодчество.
- Живопись.
- Театр. Музыка.
- Быт, нравы и обычаи.
Основные понятия: обмирщение (секуляризация) культуры, изразцы, лепнина, терем.
Важнейшие даты: 1687 г. - открытие Славяно-греко-латинской академии.
Выдающиеся личности: Ф.М. Ртищев - основатель училища при Андреевском монастыре в Москве, В. Бурцев, К. Истомин - создатели популярного букваря, Симеон Полоцкий, Симон Ушаков, Юрий Крижанич.
Оборудование: фотографии или репродукции Казанского собора на Красной площади в Москве, теремного дворца Московского кремля, Спаса Нерукотворного Симона Ушакова, макет русской избы; иллюстрации в учебнике.
Общие рекомендации: урок посвящен развитию русской культуры в XVII в. и особое внимание необходимо уделять ее переходному характеру - от полного господства религии к постепенному все более полному обмирщению. В процессе урока необходимо максимальное использование наглядных пособий - репродукций и фотографий с целью сформировать более наглядное представление у учеников о памятниках русской культуры XVII в.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (5 мин)
- Каковы были основные направления внешней политики Московского государства?
- Как развивались взаимоотношения Московского государства и Речи Посполитой?
- Назовите этапы освоения Сибири?
II. Новое и старое в культуре (8 мин)
- Попробуйте сформулировать, в чем заключались особенности средневековой культуры? (Основная ее особенность - ее ориентированность на религиозные ценности.)
Вековая духовная жизнь находилась под полным влиянием церкви, что отражалось на всех элементах культуры - образовании, живописи, литературе, зодчестве, музыке. Все элементы культуры были пронизаны христианскими образами и идеями. В отличие от стран Западной Европы, где обмирщение культуры стало развивать достаточно рано, в России еще и в XVII в. религиозное влияние на культуру оставалось значительным. Однако в XVII в. развитие получает и процесс обмирщения культуры.