-
Актуализация (5 минут) | Постановка учебной проблемы (3 мин) Союз Советских Социалистических Республик - так называлось государство, существовавшее на политической карте мира в течение 70 лет. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Мы вновь и вновь возвращаемся к страницам советской истории, по-новому вглядываясь в их особенности, в происходившие в те годы события. Сегодняшние оценки этих событий отнюдь не однозначны. Политические реформы последних лет и возникший благодаря им плюрализм мнений позволяют нам более объективно проанализировать многие явления и процессы. Были ли предпосылки для образования Союза? Давайте вместе сформулируем, исходя из выше сказанного нами, тему урока Совершенно верно! Сегодня мы попытаемся сделать выводы из опыта создания СССР. Давайте запишем тему в тетрадь Теперь давайте попробуем, исходя из моих слов выше, сформулировать проблемный вопрос урока. Верно! Проблемный вопрос урока будет звучать так Какое значение для истории страны и мира в целом играло образование СССР и были ли другие варианты образования этого союза? | На территории, где к 1922 г. была установлена власть Советов, этнический состав, несмотря на изменение границ, оставался очень пестрым. Здесь проживало множество наций и народностей. Для объединения этих народов в единое государство, бесспорно, существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные основания. Образование СССР не было только навязанным сверху актом большевистского руководства. Это одновременно был процесс объединения, поддерживаемый «снизу». Формулируют тему и проблемный вопрос урока: (2 мин) Темой урока будет «Образование СССР» Записывают в тетрадь тему урока Дети высказывают возможные вопросы урока: Имеет ли какое-либо значение образование СССР? Почему образование так важно? И были ли другие варианты образования союза? |
-
Изучение нового материала (19 минут) Аналитическое описание + практический метод Рассуждение + практический метод Объяснение Рассказ Рассуждение | Первые шаги национальной политики Советского государства. Предлагаю для начала вспомнить примеры национальных притеснений в России до октября 1917 г. Давайте вспомним позицию партии большевиков по национальному вопросу еще до революции. Давайте поработаем с таблицей (Приложение 1) вспомним примеры национальных притеснений в России до октября 1917 г. Каковы были шаги партии большевиков по реализации первой части программы после прихода к власти? Совершенно верно. 10 января 1918 г. III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов одобрил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (Приложение 2) Изучите документ и ответьте на вопрос: Какие принципы национальной политики лежат в основе документа? В 1917-1918 гг. Российская империя распалась: из ее состава вышли Польша, Финляндия, Украина и др. Россия стала называться РСФСР. Однако в ходе Гражданской войны пошли обратные процессы – большевики национальных окраин начали объединяться с российскими для борьбы со своими врагами. Лозунг Белого движения «единой и неделимой России» оттолкнул часть населения. В Гражданскую войну были втянуты все национальные окраины России. После аннулирования Брестского договора 1918 г. началась СОВЕТИЗАЦИЯ, т.е. расширение советской системы путем освобождения оккупированных немецко-австрийскими войсками территорий. Красная армия вступила на территории Белоруссии, Прибалтики, Закавказье, Дальнего Востока, создавались советские правительства. К 1921 г. политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом: Зона советской власти – формально независимые советские социалистические республики: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика, Среднеазиатская народная республика – Хорезмская и Бухарская. Суверенитет у Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии, Польши. Все республики были связаны военно-политическим, дипломатическим союзами, единой Красной армией, партийным руководством, общей экономикой по плану ГОЭЛРО. Власть осуществляла единая КП, руководимая ЦК из Москвы. Предпосылки образования СССР. Каковы же предпосылки объединения республик? Какие факторы способствовали сближению республик в первые годы после Октября? Для ответа на данные вопросы давайте ознакомимся с Текстом выступления И.В. Сталина на X Всероссийском съезде Советов 26 декабря 1922 г. (Приложение 3) Ведется беседа по анализу документа Проекты объединения республик Самый глобальный вопрос национальных отношений в тот период времени – непосредственный план создания СССР и его конкретной реализации. Вторая половина 1922- решающая стадия формирования СССР. Создается комиссия по подготовке проекта по соответствующему национально – государственному строительству. Председателем комиссии назначали В.В. Куйбышева, члены Сталин, Оржоникидзе, Сокольников, Раковский, Мдивани и др. Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным. Существовало две точки зрения по вопросу создания союзного государства: план федерализации и автономизации. Для их изучения класс делится на 2 группы и работают с документами (Приложение 4,5) Затем обсуждается каждый проект объединения Выводом будет служить ответ на вопрос: На Ваш взгляд, какой план предпочтительней для создания нового государства? При обсуждении учитель на доске изображает схему В октябре 1922 г. Пленум ЦК одобрил ленинский план. Этот проект приняли за основу и на Всесоюзном съезде Советов было принято решение о заключении союзного договора и создании СССР. Этапы образования СССР 30 декабря 1922 года в Москве утверждена «Декларация об образовании СССР» Первоначально в состав СССР вошли 4 республики. Затем состав СССР постепенно расширялся: 1924 г. в СССР вошли Туркмения и Узбекистан (Таджикистан был тогда его частью); 1929 г. Таджикистан вошел в состав СССР как союзная республика; 1936 г. ЗСФСР разделилась на союзные республики – Грузию, Армению, Азербайджан; 1936г. Казахстан и Киргизия (11 союзных республик закрепила Конституция «победившего социализма» 1936 г.); 1940 г. Литва, Латвия, Эстония, Молдавия. Первая Конституция СССР. 31 января 1924 года на II Всероссийском съезде Советов была принята Конституция СССР. В Конституции определялось государственное устройство СССР. Я предлагаю вам сравнить Конституцию 1924 и 1993 года. Давайте выделим сходства и различия Через работу с конституциями учащиеся форму государственного устройства СССР. Отвечают на вопрос: Какое же государство в итоге было создано 30 декабря 1922года? | На II съезде РСДРП в 1903 г. была сформулирована программа большевиков по национальному вопросу, а именно право наций на самоопределение и их равноправие. Перечисляют национальные притеснения, например: 1908 г. Введены жесткие ограничения приема евреев в учебные заведения. Численность студентов евреев в столичных ВУЗах не должна превышать 3%, в других городах вне черты оседлости – 5% и 10% - в черте. 1909 г. В Государственной думе создана фракция «русских националистов» с целью дать отпор «инородческому засилью», противопоставить националистическое мировоззрение социалистическому. 2 ноября 1917 г. была опубликована «Декларация прав народов России»: -
равенство народов России; -
их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; -
отмена национальных и религиозных привилегий; -
свободное развитие национальных меньшинств, населяющих территорию России. Анализируют документ. Запись в тетрадь ответ на вопрос: в основе документа лежит принцип федеративного устройства государства – это форма государственного устройства, при которой государство образуют федеральные единицы, имеющие свои органы власти; действуют единые конституция, законы, органы власти. Федеративное устройство страны закреплялось в Конституции 1918 г. и ее названии – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР) Записывают в тетрадь. Предпосылки образования СССР: (записывают в тетрадь) -
Хозяйственное единство, исторически сложившееся взаимозависимость и разделение труда между республиками. -
Стремление к единой внешней безопасности республик. -
Однотипность государственного устройства и единая политическая партия у власти. -
Актуальные идеи и стремления жить в едином сильном государстве. Класс записывает информацию, озвученную учителем Делятся на две группы: -
изучают план федерализации -
изучают план автономизации Обсуждают каждый проект объединения по следующей схеме: -Кто был автором? (Ленин/Сталин) -В чем сущность плана? (Создание государства на основе равенства, федерации/ на основе автономизации государств) -Каковы плюсы и минусы? - Что такое федерация/унитарное государство? Федерация – форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы (республики, штаты, земли) юридически обладают определенной самостоятельностью, имеют собственные конституции, органы власти. Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой территория единого государства подразделяется только на административные единицы (районы, области, края и т.д.); политической самостоятельностью эти части государства не обладают. Записывают схему в тетрадь Анализируют отрывки текстов Конституций, выделяют сходства и различия: Сходства конституций: С принятием Конституции 1924 и 1993 года было связано: образование нового государства, существенные изменения в жизни общества. Конституция 1924 г. первая конституция СССР, Конституция 1993г. первая конституция РФ. Различия конституций: Конституция СССР 1924 году провозглашала принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в ней принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства СССР, возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. - конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза СССР и союзных республик. В соответствии с конституцией Российской Федерации - права и свободы человека являются высшей ценностью. Любой гражданин страны имеет: право голоса, свободу слова и печати, право выезда за границу Российской Федерации и т.д. Главные различия конституций 1924 и 1993 года в их политических режимах, государственном устройстве и экономической системе. В конституции 1924 года устанавливался тоталитарный режим с однопартийной системой, а в конституции 1993 года демократический режим с многопартийной системой. Согласно принятой конституции 1924 года в СССР была классификация отраслей народного хозяйства, все отрасли народного хозяйства делились на две сферы: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Так же согласно ей не допускалась частная собственность. В конституции 1993 года всё наоборот: экономическая жизнь строится на многообразии и равноправии форм собственности, в системе хозяйствования сочетаются государственное плановое управление и рыночное саморегулирование экономических процессов. |
-
Обобщение и рефлексия (10 минут) | Обобщение (7 мин) И так, Давайте подведем итоги, для этого предлагаю разделиться на группы и далее в процессе обсуждения составить общую схему «Влияние образование СССР на национальные республики и центр» Сегодня уже нет СССР – как государства. Но, современная Россия – наследница и всё, что сохранилось от Союза (экономические и стратегические объекты, культурные ценности, традиции, память народа…) - необходимо беречь, это наша история! Рефлексия (2-3 минуты) Что нового узнал каждый из вас на уроке? Смогли ли мы ответить на поставленный нами в начале урока вопрос? В чем же значение образования СССР? Был ли в полной мере реализован принцип федерализма? | Обобщают свои ответы. Один представитель от группы выступает с информацией по их вопросу. Возможные ответы: -
в рамках СССР многие народы получили возможность развивать экономику и культуру; -
сплочение народов, содействие дружественному сотрудничеству. -
Принцип «одна нация – одно государство» нередко приводил к ущемлению прав народов несмотря на то, что за каждой из республик закреплялось право выхода из СССР, на практике эти нормы не были прописаны в Конституции СССР. Отвечают на поставленные вопросы. Значение образования СССР: -
в рамках СССР многие народы получили возможность развивать экономику и культуру; -
образование СССР способствовало укреплению коммунистического режима; -
усиление военной мощи страны; -
позволило успешнее решать задачи строительства социализма, противостоять капиталистическому миру; -
сплочение народов, содействие дружественному сотрудничеству. -
большевики собрали большую часть бывшей Российской империи в единое государство. К сожалению, федеративный принцип устройства союзного государства не был реализован в полной мере на практике. Несмотря на то, что за каждой из республик закреплялось право выйти из СССР на практике эти нормы, не соблюдались. Не могли республики выйти из СССР - не было юридической процедуры выхода. Невзирая на Конституцию, Сталин в полном объеме реализует свой план автономизации. Ущемление прав национальностей и даже переселения, депортации целых народов в эпоху сталинизма будут обычным делом. |