Тема. Образование страдательных причастий настоящего времени
Тип урока: Урок введения нового знания, урок закрепления.
Целевые установки на достижение результата:
- личностные: содействовать формированию представления о богатстве языковых средств русского языка, пробудить бережное отношение к слову, формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока.
- метапредметные: умение работать с различными источниками информации, соотносить цели и результаты своей деятельности, развивать умение применять знания в разнообразных ситуациях, способствовать развитию умений сравнивать и классифицировать изученные явления, развитию у школьников монологической речи.
- предметные: изучение образования и правописания страдательных причастий настоящего времени; развивать орфографические навыки учащихся в суффиксах страдательных причастий настоящего времени, закрепить понятие страдательного причастия настоящего времени, умения определять страдательные причастия настоящего времени.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
2. Мотивационный этап.
Игра «Оратор».
- За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
3. Актуализация знаний.
- Повторим, что мы знаем о причастии?
- Что такое причастие?
- Какие причастия называют страдательными, а какие действительными?
- Что такое причастный оборот?
- Каким членом предложения он является?
-Рассказать, как образуются действительные причастия настоящего. Привести примеры.
-Переходные и непереходные глаголы.
-Рассказать, как образуются действительные причастия прошедшего времени.
-Возвратные и невозвратные глаголы.
Привести примеры.
- Запишите глагольные словосочетания, поставив главное слово в 3-е лицо мн. ч., укажите спряжение глагола.
Терпеть лишения, лелеять надежду, зависеть от обстоятельств, заметить ошибку, видеть друзей, затеять игру, чтить память, смотреть телевизор, засеять поле, таять на солнце, чуять опасность, строить дом.
- Вставьте пропущенные буквы: объясните графически условия выбора букв у, ю, а, я всуффиксах действительных причастий.
Грохоч..щие вдали, стро..щиеся на окраине, трепещ…щая в неводе рыба, расстила… щаяся перед путешественниками, хлопоч..щая у плиты хозяйка, слыш..щийся издали ропот, смотр..щие спектакль дети.
4.Введение в тему урока, постановка учебной цели.
Составление схемы.
Страдательные причастия настоящего времени
↓
образуются от переходных глаголов настоящего времени
↓ ↓
от гл. I спр. от гл. II спр.
↓ ↓
суф. – ем -, -ом- суф. –им-
Решают – ем-ый – решаемый. Видят – им-ый – видимый.
Работа с учебником. Стр.____
5.Закрепление.
От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени:
Слышать, включать, вводить, подключать, подсоединять, внушать, вселять, вливать, завлекать, втягивать, вносить.
Образуйте действительные и страдательные причастия настоящего времени от следующих глаголов:
Строить, обличать, проектировать, видеть, рисовать, рассказывать, петь, лелеять, рекомендовать, шить, омрачать, разыскивать, выталкивать.
Задание: 1) Выберите только те глаголы, которые могут образовать страдательные причастия настоящего времени:
1)Гореть; 2)посылать; 3)ругать;4) бежать; 5)слышать; 6) торопиться;
7)сопровождать;8)ожидать; 9)зависеть; 10) ехать.
- Работа с учебником. Упр.____
6.Рефлексия.
- Что мы изучали сегодня на уроке?
-Как образуются страдательные причастия настоящего времени?
-От чего зависит правильное написание суффиксов данных причастий?
7. Домашнее задание.
1)Упр. ______, стр.
2) Составить 5 предложений, используя страдательные причастия настоящего времени