СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по биологии для учащихся коррекционных школ.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа»

Урок биологии в 9 классе

Тема: «Болезни органов дыхания и их предупреждение».

Цель: раскрыть содержание понятий о болезнях органов дыхания и их

предупреждение, о вредном влиянии курения на органы дыхания.

Задачи:

Образовательные: актуализировать и развивать знания обучающихся о

дыхательной системе, познакомить их с заболеваниями органов дыхания,

рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать

негативное отношение к курению; повторить полученные знания о гигиене

дыхания, расширить кругозор учащихся при изучении новой темы.

Коррекционные: коррекция аналитико-синтетической деятельности на

основе упражнений в составлении целого, как способ развития логического

мышления, коррекция речи, пополнение активного словаря.

Воспитательные: формирование привычки к здоровому образу жизни.

Развивающие: развить умение выбирать верное утверждение,

анализировать, обобщать, делать выводы; продолжить формирование основ

гигиены (правила гигиены дыхания);

Оборудование:

презентация «Болезни органов дыхания и их

предупреждение», видеофрагмент: «Состав современных сигарет», учебники,

тетради, карточки-задания.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Тип урока: комбинированный.

Словарная работа:

флюорография.


Ход урока.

I.

Организационный момент. Эмоциональный настрой

обучающихся.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Вступительные слова учителя.

Добрый день! Я рада видеть вас на уроке биологии. Надеюсь, что наша

совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг

другу, расправим плечи, глубоко вздохнём, настроимся на поиск и творчество

и начнём урок.

-Как вы думаете, в чем вы более всего нуждаетесь в данный момент? В

хорошем образовании? В престижной работе? Карьере? Деньгах? Наверное,

каждый человек определяет для себя первоочередные цели и нужды в

жизни...

Кто-то строит краткосрочные планы... Кто-то – планы на всю жизнь. Но

совершенно точно можно сказать, что ни одна из ваших целей не сравниться

по значимости с важной потребностью...

Дышать...

Представляете себе, если бы вы не могли дышать...

Сейчас вы были бы готовы отдать все на свете ради одного вдоха...

А через минуту вы и вовсе потеряли бы сознание...

Еще через 3-4 минуты начнется отмирание клеток мозга и вас уже будет не

вернуть к жизни...

«Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в

легких, чтобы извлечь из него животворящие части и затем медленно

выдыхает его, и жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох,

дыхание его обрывается и жизнь прекращается. От первого глубокого вздоха

ребенка до последнего вздоха умирающего старика проходить долгая жизнь

постоянного дыхания. Жизнь есть только серия дыханий». Этими словами

начинается литературное произведение о дыхании.

- Скажите, ребята, а зачем человек дышит?

1.Обеспечение организма кислородом.

2.Удаление углекислого газа.

3.Окисление органических соединений с выделением энергии, необходимой

человеку для жизнедеятельности).


- Почему человеку необходим чистый воздух?

(Человеку необходим чистый воздух, потому что в нём больше кислорода,

который необходим нашему организму, органам и тканям).


- Что происходит с человеком, если он дышит загрязнённым воздухом?

(Если человек дышит загрязнённым воздухом, он становится вялым,

быстро устаёт, страдает от головной боли).


- Почему в школе на переменах классы обязательно проветривают?

( Классы проветривают для того, чтобы в них было меньше пыли и

больше кислорода).


- Почему воздух чище в деревне, чем в городе?

(В деревне воздух чище чем в городе, потому что там меньше

транспорта и предприятий, больше зелёных насаждений)


- Что приводит к загрязнению воздуха в больших городах?

(В городах воздух сильно загрязняют транспорт и промышленные

предприятия).

-Какие меры принимаются для охраны воздуха?


(Для охраны воздуха

на промышленных предприятиях устанавливают

специальные фильтры, которые улавливают вредные газы, вентиляторы

и пылеуловители. Люди работают в защитных масках. В нашей стране

все строящиеся промышленные предприятия должны пройти

экологическую экспертизу. Если предприятие будет наносить вред

природе, то строительство запрещается).

1.

Работа с карточками-заданиями

У вас на столе лежит карточка с

заданием, выберите правильные ответы и пометьте их «+»)

Выполняют индивидуально задание № 2

Проверка:

На экране правильные ответы, сверим и карандашом исправим

ошибки.

Физкультминутка

(надувание воздушных шариков для развития лёгких).

После таких занятий многие детки начинают постоянно дышать через нос,

а это значительно сокращает риск возникновения насморков, бронхитов,

кашлей, ОРВИ. Также такое дыхание позволяет быстрее восстановиться

после недавно перенесенных заболеваний.


Объяснение новой темы.

Итак, приступим к рассмотрению новой темы.

Открыли тетради, записали число,

тему урока: Болезни органов дыхания и их предупреждение.

Цель нашего сегодняшнего урока: повторить полученные вами знания о

гигиене дыхания; поговорить о болезнях, передающихся через воздух, а

также отметить вредное влияние курения на органы дыхания.

Все эти знания необходимы вам для того, чтобы уметь правильно

заботиться о своём здоровье, постоянно формировать привычку к

здоровому образу своей жизни и тех, кто вас окружает.


Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов,

содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом

Вопросы к учащимся:

Что происходит с воздухом, когда он попадает в носовую полость?

(Воздух увлажняется, очищается, согревается)

Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным

путём. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими

капельками слюны, которую больной человек выделяет при разговоре, кашле и

чихании.

Главная задача профилактики воздушно-капельных инфекций является

предупреждение переохлаждения и контакта с больными людьми. Помещение, где

находятся больные должны тщательно проветриваться, а больной должен ходить с

повязкой на лице.

Наиболее распространённое заболевание в человеческой популяции – это

грипп.

Откройте учебник на стр.130. Давайте прочтем и ответим на вопрос:

Чем опасен грипп?

Один из учеников читает рассказ в учебнике про грипп стр 107.

(Эта болезнь опасна своими осложнениями)

Симптомы осложнений: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в

грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз

ставится после прохождения флюорографии.

Словарное слово:

Флюорография

– фотографирование грудной клетки в

специальном аппарате.(запишите в тетради).

Сейчас появился новый вид гриппа называется «Свиной грипп»

Для того чтобы не заболеть свиным гриппом специалистами и докторами Мировым

объединением здравоохранения были предложены следующие рекомендации

1) Часто и регулярно мыть руки, обязательно с мылом.

2) Следует избегать контактов с лицами, которые имеют признаки любых простудных

заболеваний.

3) Необходимо соблюдать режим дня, строить свой день согласно рекомендациям

здорового образа жизни.

4) В питании должно быть достаточное количество белка и витаминов.

Еще об одном страшном заболевании дыхательной системы расскажет нам тот, кто подготовил сообщение.


Туберкулёз

– хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является

микобактерия туберкулёза или палочка Коха. (записать в тетрадь). Болезнь начинается

постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он

болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте

появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С.

Микобактерия туберкулёза может поражать и другие органы, вызывая туберкулёз

почек, кожи, глаз и др. Основной источник распространения туберкулёза – больной

человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и

слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза, с этими капельками они

рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5-1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60

минут. С воздухом они проникают в лёгкие находящихся рядом людей. Болезнь,

несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима.

Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце,

отдельную посуду.

Давайте запишем в тетради изученные нами сегодня на урока инфекционные

заболевания и пути заражения ими.

Инфекционные заболевания:

Пути заражения:

Грипп передается через воздух.

Туберкулёз - через предметы больного человека

- А сейчас, я прочту вам небольшой отрывок из книги. Вы постарайтесь

ответить на вопрос, о каком событии в нем идет речь:

"Высадившись на берег, мы отправились вглубь острова. Нас встретило

множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из

своих деревень с горящими головешками в руках и травой, иные несли одну большую сигарету и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее три - четыре затяжки, выпуская дым через ноздри" (встреча Колумба и его команды с туземцами).

Просмотр видеофильма:

«Состав современной сигареты».

Современные технологии позволяют буквально творить чудеса! Благодаря им производство сигарет достигло практически безотходного уровня

производства, а всевозможные химические добавки придают не только

необходимый вкус и аромат, но и обеспечивают привыкаемость и

увеличивают зависимость.

Закуривая сигарету, вы думаете, что закуриваете табак. Однако это не что

иное как фитиль, пропитанный химическими веществами для создания

иллюзии вкуса табака. Получается, что именно химикаты сегодня отвечают за

вкус сигареты. Именно они заменили табак и позволили снизить стоимость

пачки сигарет практически до нуля.

Это далеко не все. Но и этого немало. Неужели мы, люди – самые

совершенные существа на планете, ради сомнительно сиюминутного

удовольствия соглашаемся превращать собственный организм в свалку

химических отходов? Верится с трудом!

С годами к вредной привычке приобщались мужчины, женщины, подростки,

даже дети. Возникла даже мода на курение.

Но врачи выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает

количество опасных болезней. Начиная с начала 1960-х годов, стали

публиковать в газетах и журналах результаты научных исследований. И люди

ужаснулись!

Писатель Л. Толстой, бросив курить, сказал: "Я стал другим человеком.

Просиживаю по пяти часов к ряду за работой, встаю совершенно свежим, а

прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман

в голов".

Вещества, которые находятся в сигарете, оказывают негативное действие не

только легким, но и многим системам.

Послушайте стихотворение.

Если органы могли бы говорить человеческим голосом, чтобы сказали они?

Давайте представим такое:

Сердце:

Мне так плохо, я так устало

И нет уже больше сил стучать.

Наверное, жить осталось мне мало,

Могли бы только вы пронять –

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин,

А этот яд непобедим,

Мои сосуды кровяные

В дыму сгорают день за днем,

И если вы нас не спасете,

Мы от курения пропадем.

Легкие:

Мы хотим спросить вас люди.

А вы курите зачем?

Нас полоний отравляет

Никотин нам страшный яд,

Наши бронхи он сжигает,

Кто же в этом виноват?

По утрам ужасный кашель

Раздирает горло в кровь.

Кто же нам теперь поможет

Что бы стать здоровым вновь?

Чтоб вдыхать нам полной грудью

Свежий чистый кислород,

Чтобы газам ядовитым

Не давать нам больше вдох!

Головной мозг:

Иссушил меня проклятый злодей,

Нету больше светлых идей,

Он мои нейроны украл

И на пачку сигарет променял.

А теперь и за долгий срок

Не могу выучить данный урок.

И внимания, памяти не –

Все от этих проклятых сигарет

Не искупить бедой вину,

Строг приговор:

За страсть к курению

Пустеет комната ума,

Где был мир идей, теперь там тьма.

Учитель:

Курение приводит к заболеваниям – это рак легких, бронхит и

другие. Курение опасно не только для того, кто курит, но особенно для

некурящих людей. Поэтому стоять рядом с теми, кто курит не нужно,

необходимо вести посильную борьбу с курильщиками.

Вывод: Каждый вправе делать свой выбор, но прежде, чем его делать,

подумайте хорошо, для чего это нужно вашему организму.

Так выглядят легкие курильщика. Как будут выглядеть твои органы решать

тебе. Я призываю – любите себя!

Закрепление.

Давайте прочитаем на стр 110 рекомендации по гигиене дыхания.

И какие - же рекомендации по гигиене дыхания мы должен выполнять и

советовать другим.

Рекомендации по гигиене дыхания

1.

Отказ от вредных привычек – курения

2.

Проветривать помещение, делать влажную уборку

3.

Чаще прогуливаться на свежем воздухе в скверах и парках

4.

Витаминизированное питание

5.

Занятие физической культурой

6.

Проходить регулярно флюорографическое обследование

6. Домашнее задание.

с.106-111 прочитать, ответить на вопросы 1-7. Нарисовать рисунок о вреде курения и

алкоголя на органы дыхания.


Выставление оценок.

Подведение итогов урока.

Итак, ребята, мы поговорили сегодня о болезнях органов дыхания и их

предупреждение. И я думаю, что в очередной раз, поговорив о вреде

курения, вы задумаетесь о том, стоит ли брать в руки сигарету. Знайте, что

трёх капель чистого никотина хватит, чтобы убить лошадь, а одной капли

достаточно, чтобы умертвить человека. И заметьте, мы говорили о

вредном влиянии никотина только на органы дыхания, а ведь есть ещё и

другие системы органов. Задумайтесь об этом...

Берегите себя, своё здоровье и здоровье своих близких. Помните, что «здоровье – это

ещё не всё, но всё без здоровья – это ничего!».

Урок закончен. До свидания