МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 с.СРЕДНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ
Принято Утверждаю
педагогическим советом Директор
МБОУ СОШ № 1 МБОУ СОШ № 1 с. Средняя Елюзань с. Средняя Елюзань
(Протокол № от ) -----------Гурдина З.Д.
(Приказ № от )
Образовательная программа дополнительного образования детей
творческого объединения
«Юный эколог»
Программа ориентирована на детей
от 11 до 16 лет.
Срок реализации – 3 года
Автор – Куковицкая В.И.
Педагог дополнительного образования
Янгуразова Лариса Флюсовна высшей квалификационной категории
2017-2020гг.
Образовательная программа творческого объединения «Юный эколог»
эколого-биологического направления
МБОУ СОШ №1 с. Средняя Елюзань
Пояснительная записка
Образовательная программа творческого объединения «Юный эколог» МБОУ СОШ №1 с. Средняя Елюзань составлена на основе авторской программы учителя биологии Смородинской МБОУ СОШ Куковицкой В.И.
Образовательная программа творческого объединения «Юный эколог» МБОУ СОШ №1 с. Средняя Елюзань конкретизирует содержание тем, дает распределение часов по разделам и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Предназначена для учащихся 5-9 классов, посещающих кружок «Юный эколог» МБОУ СОШ № 1 с.Ср.Елюзань.
Биология – наука о живой природе. А изучать живое очень трудно , но и интересно.
Содержание предмета экология позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира. Проблемы природы – это проблемы и человека. Поэтому обучение на занятиях проходит под девизом: «Живя в мире, будь его полноценной частью»
Система биолого-эколгической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.
Целью обучения в экологическом кружке является:
Овладение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями
Формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры
Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека
Формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия
Установление гармоничных отношений с природой, обществом ,самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле
Воспитание ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.
Все это можно решить путем создания условий для формирования устойчивого интереса к предмету, так и к процессу обучения. При возникновении этих условий ребенок осознает личностную, практическую и социальную значимость учения.
Программа рассчитана на 3 года изучения общего материала и индивидуальные и групповые творческие работы одаренных и увлеченных детей. Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные группы детей до 15 человек.
Цель программы-
дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражению и творчеству в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.
Задачи программы:
Углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в школе на уроках природоведения, биологии, экологии;
Формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т.е.с самими учащимися, как частью природы.
Воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет их от разрушительных для экосистем действий.
Всего на учебный год отводится 136 учебных часа, где предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий. На практических занятиях ребята занимаются изучением флоры и фауны своей местности, проводят экологические рейды по наведению порядка на территории села, занимаются очисткой и охраной родников.
На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и т.д.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра, а также экологические рассказы и экологические сказки, что заставляет размышлять ребят и делать свои собственные выводы. Очень часто такие сказки сочиняют сами ребята. Как наглядный материал применяются плакаты, экологические рисунки и картинки.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время экскурсий, прогулок, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания, бережного отношения к окружающей среде, любви к своему родному краю.
На первом году обучения ребята изучают общие экологические понятия, то на втором году обучения программа нацелена на более углубленное изучение экологических проблем на Земле. Мы вспоминаем пройденное ребятами в первый год обучения, обобщаем и дополняем изученное ранее новым, более серьезным материалом и уделяем больше времени практическим занятиям.
Курс программы третьего года обучения содержит краеведческий материал. Внимание ребят направляется на изучение и охрану природы своего края, поэтому цель программы третьего года обучения – воспитание у ребят бережного отношения к природе родного края, формирование экологического понятия о целостности природных комплексов, их динамике и путях рационального использования. А также рассматриваем влияние наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения на здоровье человека.
Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в кружке «Юный эколог» являются:
1 год обучения:
Умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
Умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.
2 год обучения:
Умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
Знание основных экологических проблем села, района, области, форм и методов охраны окружающей среды.
3 год обучения:
Умение готовить выступления о результатах наблюдений на заседаниях кружка, классных часах, экологических вечерах, конференциях, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
Умение проводить занятия в кружке, игровые программы, готовить вечера, праздники
Тематический план кружка «Юный эколог»
1 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Охрана природы. Предмет экологии. Задачи экологии | 4 | 3 | 1 |
3. | Основные формы организации жизни | 8 | 6 | 2 |
4. | Среды жизни на Земле. Экологические факторы. | 6 | 4 | 2 |
5. | Лес как биотический фактор | 6 | 4 | 2 |
6. | Вода как абиотический фактор | 8 | 4 | 4 |
7. | Температура как абиотический фактор | 8 | 6 | 2 |
8. | Эндогенные факторы. | 8 | 6 | 2 |
9. | Биотические взаимоотношения в биоценозе | 5 | 4 | 1 |
10. | Антропогенные факторы | 10 | 5 | 5 |
11. | Организм и среда | 6 | 3 | 3 |
12. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 72 | 47 | 25 |
Содержание программы.
Вводное занятие.(1ч)
Правила ТБ при занятиях в кружке, выполнению практических заданий.
Охрана природы. Предмет экологии. Задачи экологии.(4ч)
Охрана природы. Предмет экологии. Задачи экологии. Практическое занятие «Экология и мы»
Основные формы организации жизни.(8ч)
Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. Структура сообщества. Продуктивность сообщества. Круговорот веществ в экосистеме. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Практическое занятие «Видовая структура сообщества». Практическое занятие «Составление
пищевых цепей».
Среды жизни на Земле. Экологические факторы.(6ч)
Среды жизни: вода, воздух, почва. Живая и неживая природа. Экологические факторы. Человек – часть природы. Практическое занятие «Знакомство с
организмами воздушно-наземной среды».
Лес как биотический фактор.(6ч)
Лес как биотический фактор. Биогеоценоз широколиственного леса. Цепи питания в дубраве. Современное состояние лесов. Практическое занятие «Почему погибла
дубрава?»
Вода как абиотический фактор.(8ч)
Вода – самое важное вещество на Земле. Круговорот воды в природе. Биоценоз пресного водоема. Загрязнение природных вод. Практическое занятие «Путешествие капельки воды». Практическое занятие « Изучение
степени загрязнения воды в реке».
Температура как абиотический фактор.(8ч)
Атмосфера – внешняя оболочка Земли. Влияние солнечного излучения на жизнь на Земле. Биологическое воздействие видимых, инфракрасных, ультрафиолетовых лучей на организм. Пойкилотермные организмы. Гомойотермные организмы. Причины биологических ритмов. Фотопериодизм. Практическое занятие «Влияние температуры на прорастание семян».
Эндогенные факторы.(8ч)
Кислород - важный компонент жизни живых организмов. Загрязнение атмосферы. Почва–источник питательных веществ для растений. Почва – место жизни животных. Загрязнение почвы. Мероприятия направленные на охрану почв. Практическое занятие « Изучение состава почвы».
Биотические взаимоотношения в биоценозе.(5ч)
Типы экологических взаимодействий. Конкурентные отношения. Хищничество. Паразитизм. Практическое занятие «Растения –хищники. Растения – жертвы».
Антропогенные факторы.(10ч)
Современное состояние природной среды. Экологические проблемы биосферы.
Основы рационального управления природными ресурсами. Практическое занятие « Защита живого мира. Красная книга». Практическое занятие «Знакомство с обитателями Красной книги Пензенской области». Практическое занятие « Редкие и исчезающие виды».
Организм и среда.(6ч)
Химические загрязнения среды и здоровье человека.
Биологические загрязнения среды. Физические факторы среды и самочувствие человека. Практическое занятие « Влияние звуков на организм человека». Практическое занятие « Спецотходы у нас дома».
Практическое занятие « Можно ли жечь осенние листья».
Итоговое занятие.(2ч)
Практическое занятие «Человек должен стать другом природы». Итоговое занятие.
Календарно-тематический план(1 год обучения)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата |
1. | Правила ТБ при занятиях в кружке, выполнению практических заданий. | 1 | |
2. | Охрана природы. | 1 | |
3. | Предмет экологии. | 1 | |
4. | Задачи экологии. | 1 | |
5. | Практическое занятие «Экология и мы» | 1 | |
6. | Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. | 1 | |
7. | Структура сообщества. | 1 | |
8. | Продуктивность сообщества. | 1 | |
9. | Круговорот веществ в экосистеме. | 1 | |
10 | Экологическая сукцессия. | 1 | |
11. | Сукцессионные изменения. | 1 | |
12. | Практическое занятие «Видовая структура сообщества». | 1 | |
13. | Практическое занятие «Составление пищевых цепей». | 1 | |
14. | Среды жизни: вода, воздух, почва. | 1 | |
15. | Живая и неживая природа. | 1 | |
16. | Экологические факторы. | 1 | |
17. | Человек – часть природы. | 1 | |
18. 19. | Практическое занятие «Знакомство с организмами воздушно-наземной среды». | 2 | |
20. | Лес как биотический фактор. | 1 | |
21. | Биогеоценоз широколиственного леса. | 1 | |
22. | Цепи питания в дубраве. | 1 | |
23. | Современное состояние лесов. | 1 | |
24. 25. | Практическое занятие «Почему погибла дубрава?» | 2 | |
26. | Вода – самое важное вещество на Земле. | 1 | |
27. | Круговорот воды в природе. | 1 | |
28. | Биоценоз пресного водоема. | 1 | |
29. | Загрязнение природных вод. | 1 | |
30. 31. | Практическое занятие «Путешествие капельки воды». | 2 | |
32. 33. | Практическое занятие « Изучение степени загрязнения воды в реке». | 2 | |
34. | Атмосфера – внешняя оболочка Земли. | 1 | |
35. | Влияние солнечного излучения на жизнь на Земле. | 1 | |
36. | Биологическое воздействие видимых, инфракрасных, ультрафиолетовых лучей на организм. | 1 | |
37. | Пойкилотермные организмы. | 1 | |
38. | Гомойотермные организмы. | 1 | |
39. | Причины биологических ритмов. Фотопериодизм. | 1 | |
40. 41. | Практическое занятие «Влияние температуры на прорастание семян». | 2 | |
42. | Кислород - важный компонент жизни живых организмов. | 1 | |
43. | Загрязнение атмосферы. | 1 | |
44. | Почва – источник питательных веществ для растений. | 1 | |
45. | Почва – место жизни животных. | 1 | |
46. | Загрязнение почвы. | 1 | |
47. | Мероприятия направленные на охрану почв. | 1 | |
48. 49. | Практическое занятие « Изучение состава почвы». | 2 | |
50. | Типы экологических взаимодействий. | 1 | |
51. | Конкурентные отношения. | 1 | |
52. | Хищничество. | 1 | |
53. | Паразитизм. | 1 | |
54.. | Практическое занятие «Растения – хищники. Растения – жертвы». | 1 | |
55. | Современное состояние природной среды. | 1 | |
56. 57. | Экологические проблемы биосферы. | 2 | |
58. 59. | Основы рационального управления природными ресурсами. | 2 | |
60. 61. | Практическое занятие « Защита живого мира. Красная книга». | 2 | |
62. | Практическое занятие «Знакомство с обитателями Красной книги Пензенской области». | 1 | |
63. 64. | Практическое занятие « Редкие и исчезающие виды». | 2 | |
65. | Химические загрязнения среды и здоровье человека. | 1 | |
66. | Биологические загрязнения среды. | 1 | |
67. | Физические факторы среды и самочувствие человека. | 1 | |
68. | Практическое занятие « Влияние звуков на организм человека». | 1 | |
69. | Практическое занятие « Спецотходы у нас дома» | 1 | |
70. | Практическое занятие « Можно ли жечь осенние листья». | 1 | |
71. | Практическое занятие «Человек должен стать другом природы». | 1 | |
72. | Итоговое занятие | 1 | |
Воспитательный блок первого года обучения
№ п/п | Мероприятия | Время проведения |
1. | Экологический аукцион. | Осенние каникулы |
2. | Берегите Землю, берегите. | Зимние каникулы |
3. | Лесная гостиная. | Весенние каникулы |
4. | Экскурсия в лес. | Летние каникулы |
Тематический план кружка «Юный эколог»
2 год обучения.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Основные направления охраны природы. | 4 | 3 | 1 |
3. | Основные формы организации жизни | 6 | 5 | 1 |
4. | Среды жизни на Земле. Экологические факторы. | 7 | 4 | 3 |
5. | Лес как биотический фактор | 8 | 5 | 3 |
6. | Вода как абиотический фактор | 11 | 5 | 6 |
7. | Температура как абиотический фактор | 7 | 5 | 2 |
8. | Эндогенные факторы. | 7 | 5 | 2 |
9. | Биотические взаимоотношения в биоценозе | 8 | 4 | 4 |
10. | Антропогенные факторы | 6 | 4 | 2 |
11. | Организм и среда | 5 | 3 | 2 |
12. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
| Всего | 72 | 45 | 27 |
Содержание программы
Вводное занятие.(2ч.)
Техника безопасности на занятиях в кружке; отчет о собственных экологических достижениях. Что было сделано за летний период
Основные направления охраны природы.(4ч.)
Примеры отрицательного и положительного воздействия деятельности человека на природную среду в районе, области, использование человеком знаний о взаимоотношениях организмов в своей практической деятельности.
Основные формы организации жизни.(6ч.)
Разнообразие лесов. Жизнь сообщества широколиственного леса. Экологическая катастрофа – листопад. Меры охраны сообществ на территории района.
Среды жизни на Земле. Экологические факторы.(7ч.)
Действие факторов на организм. Биологический оптимум. Составление списка абиотических, биотических и антропогенных факторов , влияющих на динамику популяции лося. Составить описание местообитания данного вида животных.
Лес как биотический фактор.(8ч.)
Саморегуляция в лесном биогеоценозе. Наблюдение в природе проявления внутривидовой конкуренции ( на примере соснового леса)Практические занятия: озеленение территории села, очистка парка, лесополос от старых, высохших деревьев.
Растения-путешественники, зимняя спячка растений, растения – биологические часы, совершенство приспособления у растений
Вода как абиотический фактор.(11ч.)
Без воды нет жизни. Первые законы человечества – законы о воде. Воде необходима жизнь. Вода – самый важный товар одноразового пользования. Загрязнение природных вод. Благоустройство родников, колодцев, берегов пруда на территории села.
Температура как абиотический фактор.(7ч.)
Влияние изменения температур на окружающий мир. Температурные условия – граница существования жизни на Земле. Шубы, полушубки у животных. Линька животных. Кратковременная и длительная консервация организмов. Светолюбивые и теневыносливые растения, виды организмов, страдающие от глобального потепления. Основные источники загрязнения атмосферы.
Эндогенные факторы.(7ч.)
Главные эндогенные факторы. Наблюдение за круговоротом веществ в почве на примере разложения растительных остатков. Химикаты вокруг нас. Опасность для человека и природы. Миллионы тонн пестицидов. Выявление применения ядохимикатов на территории ООО «Родина» и соблюдение правил их внесения в почву. Защита почв от эрозии.
Биотические взаимоотношения в природе.(8ч.)
Хищничество. Хищники и человек. Растения – жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами. Животные – жертвы и их защита. Паразитизм. Внешние и внутренние паразиты. Симбиоз. Примеры «дружбы» и ее результаты.
Антропогенные факторы.(6ч.)
Экологические проблемы биосферы. Подходы к управлению сельскохозяйственными экосистемами. Защита живого мира. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Первые заповедники, заказники, национальные парки России. Знакомство с заповедниками, заказниками, памятниками природы Пензенской области. Охраняемые объекты Городищенского района. Охраняемые виды растений и животных области, района.
Организм и среда.(5ч.)
Выяснение и обсуждение экологической ситуации в районе, селе. Наблюдение за своим самочувствием и выяснение времени наибольшей работоспособности. Влияние кислотных дождей на живые организмы и человека. Улучшение экологической обстановки и участие в озеленении, привлечении птиц, наведении санитарного порядка на улицах.
Итоговое занятие.(1ч.)
Летние задания.
Календарно-тематический план(2 год обучения)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата |
1. | Техника безопасности на занятиях в кружке. | 1 | |
2. | Практическое занятие. Отчет о собственных экологических достижениях. Что было сделано за летний период. | 1 | |
3. | Отрицательное воздействие деятельности человека на природу. | 1 | |
4. | Положительное воздействие человека на природу. | 1 | |
5. | Практическое занятие. Изучение отрицательного воздействия деятельности человека на природную среду села. | 1 | |
6. | Использование человеком знаний о взаимоотношениях организмов в своей практической деятельности. | 1 | |
7. | Разнообразие лесов. | 1 | |
8. | Жизнь сообщества широколиственного леса. | 1 | |
9. | Жизнь сообщества хвойного леса. | 1 | |
10. | Практическое занятие. Составление цепей питания. | 1 | |
11. | Экологическая катастрофа – листопад. | 1 | |
12. | Меры охраны сообществ на территории района. | 1 | |
13. | Действие факторов на организм. | 1 | |
14. | Биологический оптимум. | 1 | |
15. | Местообитание лося. | 1 | |
16. | Практическое занятие. Составление списка абиотических и биотических факторов, влияющих на динамику лося. | 1 | |
17. | Практическое занятие. Составление списка антропогенных факторов, влияющих на динамику лося. | 1 | |
18. | Практическое занятие. Составление описания местообитания животных местных лесов. | 1 | |
19. | Основные факторы водной среды. | 1 | |
20. | Саморегуляция в лесном биогеоценозе. | 1 | |
21. | Наблюдение в природе проявления внутривидовой конкуренции (на примере соснового леса). | 1 | |
22. | Практические занятия. Составление плана озеленение территории села. | 1 | |
23. 24. | Практические занятия. Как правильно очистить лесополосы от старых, высохших деревьев. | 2 | |
25. | Растения-путешественники. | 1 | |
26. | Зимняя спячка растений. | 1 | |
27. | Растения – биологические часы. | 1 | |
28. | Без воды нет жизни. | 1 | |
29. | Первые законы человечества – законы о воде. | 1 | |
30. | Вода – самый важный товар одноразового пользования. | 1 | |
31. | Загрязнение природных вод. | 1 | |
32. | Значение родников и колодец. | 1 | |
33. 34. | Практическое занятие. Изучение состояния родников и колодец на территории села. | 2 | |
35. 36. | Практическое занятие. Благоустройство родников на территории села. | 2 | |
37. 38. | Практическое занятие. Благоустройство берегов реки на территории села. | 2 | |
39. | Влияние изменения температур на окружающий мир. | 1 | |
40. | Температурные условия – граница существования жизни на Земле. | 1 | |
41. | Шубы, полушубки у животных. | 1 | |
42. | Линька животных. | 1 | |
43. | Кратковременная и длительная консервация организмов. | 1 | |
44. | Практическое занятие. Светолюбивые и теневыносливые растения, страдающие от глобального потепления. | 1 | |
45. | Практическое занятие. Виды организмов, страдающие от глобального потепления. | 1 | |
46. | Главные эндогенные факторы. | 1 | |
47. | Наблюдение за круговоротом веществ в почве на примере разложения растительных остатков. | 1 | |
48. | Химикаты вокруг нас. Опасность для человека и природы. | 1 | |
49. 50. | Практическое занятие. Выявление применения ядохимикатов и соблюдение правил их внесения в почву. | 2 | |
51. | Миллионы тонн пестицидов. | 1 | |
52. | Защита почв от эрозии. | 1 | |
53. | Хищничество. Хищники и человек. | 1 | |
54. | Растения – жертвы. | 1 | |
55. 56. | Практическое занятие. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами. | 2 | |
57. 58. | Практическое занятие. Животные – жертвы и их защита. | 2 | |
59. | Паразитизм. Внешние и внутренние паразиты. | 1 | |
60. | Симбиоз. Примеры «дружбы» и ее результаты. | 1 | |
61. | Экологические проблемы биосферы. | 1 | |
62. | Подходы к управлению сельскохозяйственными экосистемами. Защита живого мира. | 1 | |
63. | Учение В.И. Вернадского о ноосфере. | 1 | |
64. | Первые заповедники, заказники, национальные парки России. | 1 | |
65. | Практическое занятие. Знакомство с заповедниками, заказниками, памятниками природы Пензенской области. | 1 | |
66. | Практическое занятие. Охраняемые виды растений и животных области, района. | 1 | |
67. | Выяснение и обсуждение экологической ситуации в районе, селе. | 1 | |
68. | Практическое занятие. Наблюдение за своим самочувствием и выяснение времени наибольшей работоспособности. | 1 | |
69. | Влияние кислотных дождей на живые организмы и человека | 1 | |
70. 71. | Практическое занятие. Улучшение экологической обстановки и участие в озеленении, привлечении птиц, наведении санитарного порядка на улицах. | 2 | |
72. | Итоговое занятие. | 1 | |
Воспитательный блок второго года обучения
№ п/п | Мероприятия | Время проведения |
1. | Исчезнувшие животные. | Осенние каникулы |
2. | Наш дом – планета Земля. | Зимние каникулы |
3. | Викторина «В здоровом теле – здоровый дух». | Весенние каникулы |
4. | Экскурсия в лес. | Летние каникулы |
Тематический план кружка « Юный эколог»
3год обучения.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2. | Экологическая работа учащихся по летним заданиям | 2 | - | 2 |
3. | Умей передать свои знания другим | 5 | 1 | 4 |
4. | Хочу быть здоровым! | 7 | 2 | 5 |
5. | Влияние вредных привычек на организм человека | 8 | 8 | |
6. | Способы охраны природы | 4 | 4 | |
7. | Глобальные проблемы человечества | 3 | 3 | |
8. | Окружающая среда и здоровье человека | 5 | 5 | |
9. | Экологические взаимоотношения организмов | 6 | 6 | |
10. | Словарь юного эколога | 2 | | 2 |
11. | Охраняемые объекты нашей местности | 2 | 2 | |
12. | Практические занятия | 14 | | 14 |
13. | Экскурсии | 3 | | 3 |
14. | Экологические проекты. | 7 | 1 | 6 |
15. | Итоговое занятие. | 2 | | 2 |
| Всего | 72 | 34 | 38 |
Содержание программы.
Вводное занятие.(2ч.)
Знакомство с задачами кружка, программой на учебный год, правилами техники безопасности .
Экологическая работа учащихся по летним заданиям.(2ч.)
Отчет по экологическим заданиям за летний период.
Умей передать свои знания другим.(5ч.)
Правила поведения в природе и составление экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.
Хочу быть здоровым.(7ч.)
Влияние окружающей среды на здоровье человека Экология питания и жилища человека. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. Правила первой медицинской помощи при отравлениях, ушибах, вывихах, переломах, ожогах.
Влияние вредных привычек на организм человека.(8ч.)
Самые вредные привычки. Влияние алкоголя на организм. Истоки наркомании. Красота и коварство цветков мака. Конопля – гашиш. Вред курения табака. Токсикомания – вредная привычка.. Как становятся токсикоманами. Переедание – вредная привычка. Интернет – зависимость, игровая зависимость, сквернословие. Борьба с вредными привычками.
Способы охраны природы.(4ч.)
Необходимость создания охраняемых объектов. Охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Красная книга. Охраняемые объекты Пензенской области. Роль учащихся в деле охраны природы родного края.
Глобальные проблемы человечества.(3ч.)
Знакомство с глобальными проблемами человечества. Загрязнение среды нефтью, выхлопными газами, представление о радиоактивном загрязнении. Экологические знания как основа деятельности человека по охране природы.
Окружающая среда и здоровье человека.(5ч.)
Биологическое, химическое загрязнение среды и здоровье человека. Влияние шума на человека. Метеочувствительные люди. Питание и здоровье человека. Приспособленность человека к окружающей среде.
Экологические взаимоотношения организмов.(6ч.)
Типы экологических взаимоотношений. Паразитизм и болезни. Ядовитые растения и животные нашей местности (вороний глаз, дурман, белена, болиголов, волчье лыко, гадюки)
Словарь юного эколога.(2ч.)
Ребята записывают экологические термины в тетради и делают к ним пояснения.
Охраняемые объекты нашей местности.(2ч.)
Изучение охраняемых объектов нашей местности, необходимость их охраны.
Практические занятия.(14ч.)
Участие в акции: «Покорми птиц» Подготовка почвы для рассады.
Высевание семян цветов. Подкормка рассады. Благоустройство родников. Санитарная очистка территории школы. Уход за школьным садом.
Экскурсия.(3ч.)
Экскурсия в лес. Сообщества смешанного леса.
Экологические проекты.(7ч.)
Выполнение экологических проектов. Защита проектов.
Итоговое занятие.(2ч.)
Викторина «Лучший знаток экологии».
Календарно-тематический план(3 год обучения)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата |
1. | Вводное занятие. | 1 | |
2. | Техника безопасности на занятиях в кружке. | 1 | |
3. 4. | Практическое занятие. Отчет по экологическим заданиям за летний период. | 2 | |
5. | Умей передать свои знания. | 1 | |
6. | Практическое занятие. Изготовление условных знаков, экологических памяток | 1 | |
7. 8. 9. | Практическое занятие. Подготовка и проведение бесед экологического содержания для учащихся школы. | 3 | |
10. | Влияние окружающей среды на здоровье человека. | 1 | |
11. 12. | Практическое занятие. Экология питания человека. | 2 | |
13. | Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. | 1 | |
14. | Практическое занятие. Экология жилища человека. | 1 | |
15. 16. | Практическое занятие. Правила первой медицинской помощи при отравлениях, ушибах, вывихах, переломах, ожогах | 2 | |
17. | Самые опасные вредные привычки. | 1 | |
18. | Влияние алкоголя на организм. | 1 | |
19. | Вред курения табака. | 1 | |
20. | Истоки наркомании. Красота и коварство цветков мака. Конопля – гашиш. | 1 | |
21. | Токсикомания – вредная привычка. | 1 | |
22. | Переедание – вредная привычка. | 1 | |
23. | Интернет – зависимость, игровая зависимость, сквернословие. | 1 | |
24. | Борьба с вредными привычками. | 1 | |
25 | Необходимость создания охраняемых объектов. | 1 | |
26. | Охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. | 1 | |
27. | Красная книга. | 1 | |
28. | Охраняемые объекты Пензенской области. Роль учащихся в деле охраны природы родного края. | 1 | |
29. | Знакомство с глобальными проблемами человечества. | 1 | |
30. | Загрязнение среды нефтью, выхлопными газами, представление о радиоактивном загрязнении. | 1 | |
31. | Экологические знания как основа деятельности человека по охране природы. | 1 | |
32. | Биологическое, химическое загрязнение среды и здоровье человека. | 1 | |
33. | Влияние шума на человека. | 1 | |
34. | Метеочувствительные люди. | 1 | |
35. | Питание и здоровье человека. | 1 | |
36. | Приспособленность человека к окружающей среде. | 1 | |
37. | Типы экологических взаимоотношений. | 1 | |
38. | Паразитизм - как форма взаимоотношения. | 1 | |
39. | Паразитарные заболевания. | 1 | |
40. | Хищничество – как форма взаимоотношения. | 1 | |
41. | Ядовитые растения нашей местности (вороний глаз, дурман, белена, болиголов, волчье лыко) | 1 | |
42. | Ядовитые животные нашей местности. | 1 | |
43. 44. | Практическое занятие. Экологические термины. Работа над словарем. | 2 | |
45. 46. | Изучение охраняемых объектов нашей местности, необходимость их охраны. | 2 | |
47. 48. | Практическое занятие. Участие в акции: «Покорми птиц». | 2 | |
49. 50. 51. 52. 53. 54. | Практические занятия. Подготовка почвы для рассады. Высевание семян цветов. Подкормка рассады. | 2 2 2 | |
55. 56. | Практическое занятие. Благоустройство родников. | 2 | |
57. 58. | Практическое занятие. Санитарная очистка территории школы. | 2 | |
59. 60. | Практическое занятие. Уход за школьным садом. | 2 | |
61. 62. 63. | Экскурсия в лес. Практическое занятие. Сообщества смешанного леса. | 3 | |
64. | Экологическая ситуация вокруг нас. | 1 | |
65. 66. 67. 68. | Практическое занятие. Экологический проект «Экология вокруг нас» | 4 | |
69. 70. | Защита проектов. | 2 | |
71. 72 | Итоговое занятие. Викторина «Лучший знаток экологии». | 2 | |
Воспитательный блок третьего года обучения
№ п/п | Мероприятия | Время проведения |
1. | Сохраняя родную природу, сохраним наше будущее. | Осенние каникулы |
2. | Жить или курить. | Зимние каникулы |
3. | Природа и мы. | Весенние каникулы |
4. | Экскурсия в лес. | Летние каникулы |
Список рекомендуемой литературы
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. Ярославль. «Академия развития» 1997г
.Былова А.М. Экология растений. Москва «Вентана Графа» 2002 г.
Альфред Брем Жизнь животных Москва «Эксмо» 2002 г.
Альфред Брем Жизнь растений Москва «Эксмо» 2004 г.
Большая энциклопедия природы в 16 томах Москва « Мир книги» 2005 г.
Балабанова В.В. Предметные недели в школе по биологии, экологии, здоровый образ жизни. Волгоград « Учитель» 2001 г.
Дольник В. Непослушное дитя биосферы Москва «Педагогика – пресс» 1994
Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии, ОБЖ С.-Петербург «Акцидент» 1998
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей Минск «Асар» 2001
Цветкова И.В. Экология для начальной школы . Игры и проекты. Ярославль. «Академия развития» 1997
Шатилов Ф.В. Биогеоценозы, среда и человек Саратовский университет 1986
Внеклассная работа по экологии в школе Белгород 1996
Список рекомендуемой литературы для учащихся
И. Акимушкин
Занимательный мир природы. Смоленск « Русич» 1999 г.
И. Акимушкин
Занимательная биология. Смоленск «Русич» 1999г.
3. Багрова Л.А.
Я познаю мир. Москва «АСТ» 1997 г.
4. Сытник К.М.
Словарь – справочник по экологии. Киев. Наукова думка. 1994 г.
Рянжин С.В
. Экологический букварь С.-Петербург « Пит-Тал» 1996
Журнал « Юный натуралист»
Журнал « Муравейник»