СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Русский язык в примерах литературных произведений 19 века»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Русский язык в примерах литературных произведений 19 века»»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ










«Русский язык в примерах

литературных произведений 19 века»

(социально-педагогическая направленность)



Возраст детей: 15 - 17 лет


Срок реализации программы: 2 года


Составитель: Федотова Т.В.














Пудож

2021


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В содержании курса «Русский язык в примерах литературных произведений 19 века» осуществлён принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.

Данный курс предполагает расширение содержания базового предмета, а также удовлетворение познавательных интересов школьников в области подготовки и успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Также курс даёт не только необходимые знания и навыки, но и обеспечивает психологическую поддержку будущих выпускников.

Основные принципы отбора и структурирования материала – это поэтапность, его практическая значимость и последующая максимальная востребованность.

Цель программы – создать условия для эффективного процесса обучения современным коммуникативным моделям и повышение уровня сформированности навыков грамотного письма.

Цели программы реализуются через решение следующих задач:

1. учебно-развивающие:

- формирование прочного познавательного интереса к филологическим знаниям, знание методик работы с филологическим материалом;

- расширение общего кругозора и интеллектуального потенциала учащихся;

- расширение словарного запаса и развитие навыка грамотного письма.

2. воспитательные:

- формирование патриотизма и любви к родине и её истории через познание русской литературы;

- воспитание любви к книге и красоте родного языка.

Литературный материал, рекомендуемый для изучения, содержит в себе практическое применение правил, грамматических конструкций, терминов.

Наметившееся в последнее время стремление сблизить преподавание русского языка и литературы, показать литературные произведения как творения словесного искусства, увидеть и раскрыть их богатейшее содержание и художественное совершенство «посредством тщательного анализа самой словесной ткани литературного произведения» (В.В. Виноградов) побуждает ввести подобный курс как дополнительный к основной школьной программе.

Этот курс призван объединить и обобщить сведения о языке как «материале словесности», «первоэлементе литературы» и о словесном произведении как целостном единстве идейно-смыслового и эстетического выражения. Часть этих сведений содержится в различных разделах действующих программ по русскому языку и литературе. Данный курс призван дополнить, обобщить и систематизировать эти сведения, а также закрепить навыки учащихся анализа литературного произведения.

Особую важность приобретают анализ и преобразование текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания и рассуждения с учётом нормативных требований.


Диагностика, основные знания и умения учащихся.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.


К первому году обучения учащийся должен уметь:

- устанавливать связи между эстетической и нравственной позициями писателя и литературным родом и жанром произведения;

- интерпретировать реминисценции и заимствования в литературном произведении в соответствии с авторским замыслом;

- выделять способы авторской оценки событий, литературных героев, исторической эпохи и культуры;

- писать сочинения-эссе на этико-философские темы по проблематике изучаемых произведений;

- стилизовать повествовательные жанры (письма, дневники, монологи и диалоги литературных героев);

- написать рецензию на спектакль, фильм, интерпретировать в слове явления современного искусства (музыки, живописи, архитектуры);

- понимать мотивацию речевой деятельности, владеть культурой речевого поведения;

- различать простое и сложное предложение;

- различать союзные и бессоюзные предложения;

- правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях;

- находить прямую речь в предложениях или тексте;

- заменять прямую речь косвенной;

- правильно оформлять прямую речь знаками препинания.

Ко второму году обучения учащийся должен знать:

- знать смысловые, морфологические и синтаксические особенности частей речи;

- знать и правильно употреблять в речи падежные формы склоняемых частей речи;

- знать и правильно употреблять в речи видовременные формы глагола;

- знать основные правила орфографии и пунктуации, уметь пользоваться при письме;

- знать нормы речевого поведения;

- уметь употреблять в речи фразеологические обороты;

- уметь членить предложение на синтагмы;

- владеть лексическим минимумом в объёме, предусмотренном программой.

На первом году обучения оценка выставляется один раз в середине курса на основе четвертного рейтинга. В конце курса обучающиеся должны провести одну исследовательскую работу «Проза и поэзия I половины 19 века», принять участие в сдаче двух зачётов, демонстрируя свои умения и навыки, коммуникативные способности, написать эссе по выбранной теме.


Формы и режим занятий


Ведущая форма – выразительное чтение и индивидуальная творческая работа. Повторение, закрепление трудных случаев правописания осуществляется на материале литературных произведений по темам программы. Представление знаний, приобретённых на занятиях - в форме эссе.

Заключительный этап обучения – «спектакль достижений» или научная конференция, где обучающиеся выступают и защищают свою авторскую позицию, демонстрируют грамотно построенную речь, читательский опыт, литературоведческие навыки и писательский талант.

Выступление обучающихся – заключительный этап работы, где индивидуальная авторская позиция подкреплена разноуровневыми аргументами, сочетается со свободой и непринуждённой формой изложения, ориентированной на разговорную речь.








УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Первый год обучения



Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

СТИЛИСТИКА

Введение. Слово и словесность

1

-

1

2

Исторические аспекты языковых изменений

1

1

2

3

Культура речи

1

1

2

4

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Словосочетание

1

2

3

5

Виды связи

1

1

2

6

Простое предложение

1

1

2

7

Порядок слов в предложении

1

1

2

8

Выражение подлежащего и сказуемого

1

1

2

9

Однородные члены предложения

1

1

2

10

Использование вводных и вставных конструкций

1

2

3

11

Обращение как свойства поэтического синтаксиса

1

1

2

12

Причастный и деепричастный обороты

1

1

2

13

Сложное предложение

1

2

3

14

Прямая и косвенная речь

1

1

2


Итого:

14

18

72



Второй год обучения



Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение. Стили речи.

1

-

1

2

Орфоэпия

1

1

2

3

Словообразование

1

1

2

4

Лексика

2

4

6

5

Омонимы

1

1

2

6

Синонимы, антонимы

1

1

2

7

Эпитет

1

1

2

8

Устаревшие слова и их роль

1

1

2

9

Фразеологизмы

1

1

2

10

Морфология

1

4

5

11

Орфография

2

4

6


Итого:

15

17

72



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Тема 1. Введение. Слово и словесность. А.С. Пушкин о славно-русском языке как материале словесности. Лекция.

Тема 2. Исторические аспекты языковых изменений. Взаимосвязь исторических и языковых явлений. Лексика и строй речи в XVIII – XIX вв. (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков) Сравнительный анализ текстов разных эпох. Стилизация в соответствии со временем.

Тема 3. Культура речи. Основные качества речи: содержательность, точность, чистота и выразительность, богатство и разнообразие речевых средств. (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль») Подбор примеров из комедии «Недоросль». Разыгрывание сценки.

Тема 4. Словосочетание. Главное и зависимое слово. Крылатые слова, их источники. (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»)Составление словаря крылатых слов и их значений.

Тема 5. Виды связи. Связь сочинительная и подчинительная. Изобразительность слова в его прямом и переносном значении. Эпитет. Сравнение. (стихотворения К.Н. Батюшкова, К.Ф. Рылеева, В.А. Жуковского) Анализ текстов. Работа с раздаточным материалом. Словарный диктант.

Тема 6. Простое предложение. Вопросительные и восклицательные предложения. Риторический вопрос и его функции (А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву») Подбор примеров из «Путешествие из Петербурга в Москву».

Тема 7. Порядок слов в предложении. Инверсия, многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, анафора, эпифора. Поэма А.С. Пушкина «Полтава». Наблюдение за стилем. Творческая работа.

Тема 8. Выражение подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым (комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума») Тестирование. Составление речевой характеристики героев.

Тема 9. Однородные члены предложения. Использование однородных членов (стихотворение К.Ф. Рылеева «Думы») Тестирование. Анализ и запись предложений.

Тема 10. Использование вводных и вставных конструкций. Стихотворение И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Конспектирование. Конспект.

Тема 11. Обращение как свойства поэтического синтаксиса. Стихи А.С. Пушкина. Перифраза. Ритм и интонация в прозе и в стихах. Анализ стихотворений.

Тема 12. Причастный и деепричастный обороты. А.С. Пушкин «Повести Белкина». Тестирование. Диктант.

Тема 13. Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. Различение союзных и бессоюзных предложений. Виды придаточных предложений. (Романтические поэмы А.С. Пушкина, стихотворения М.Ю. Лермонтова, поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души», статьи В.Г. Белинского №№8, 9) Подбор примеров, творческие работы.

Тема 14. Прямая и косвенная речь. Находить прямую и косвенную речь.


Второй год обучения

Тема 1. Введение. Стили речи. Стилистика как лингвистическая единица. Лекция. Тестирование.

Тема 2. Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы. Интонация. Логическое ударение.

Использование ассонанса и аллитерации в поэзии. Выразительное чтение, выразительное чтение наизусть. (Стихотворения А. Фета, А. Майкова, Ф. Тютчева)

Тема 3. Словообразование. Основные способы словообразований. Окказионализмы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. («Гроза», «Снегурочка» А.Н. Островского) Подбор примеров и выявление авторской позиции.

Тема 4. Лексика. Многозначность слова. Градация. Прямое и переносное значение. Метафора, олицетворение, метонимы, синекдоха. (Стихотворения А.А. Фета, Ф.И. Тютчева) Смысл названий прочитанных произведений. Анализ текстов. Устное выступление.

Тема 5. Омонимы. Скороговорки, пословицы и поговорки.

Тема 6. Синонимы, антонимы. Антитеза, паронимы. («Записки охотника» И.С. Тургенева) Диктант.

Тема 7. Эпитет. Постоянные эпитеты. Роль пейзажа в «Записках охотника». Анализ текстов. Творческая работа (стилизация).

Тема 8. Устаревшие слова и их роль. Говорящие фамилии (пьесы А.Н. Островского) Имена и фамилии. Составление словаря значений.

Тема 9. Фразеологизмы. Крылатые слова (пьесы А.Н. Островского) Тестирование.

Тема 10. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Местоимение. Имя прилагательное. Имя числительное. Глагол. Спряжение. Личные окончания и суффиксы. Причастие и деепричастие. Наречие. Степени сравнения. Служебные части речи. Правописание производных предлогов. Композиция, сюжет и фабула поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Практикум. Композиционные функции «деталей» в словесном произведении. Комментированное чтение. Словарные диктанты.

Тема 11. Орфография. Безударные гласные. Правописание приставок. Правописание –н- и –нн- Правописание сложных слов. Личные окончания глаголов. Правописание -не- с частями речи. Правописание наречий (на примерах произведение Н.С. Лескова «Очарованный странник»; М.Е. Салтыкова-Щедрина «Сказки») Тест. Словарный диктант. Распределительный диктант. Стилизация. Юмор и сатира в художественных произведениях. Сказ. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Образ – символ. Роль художественной детали.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Алиева Л.Ю., Толкунова Т.В. «Тесты по литературе»

2. Арефьева И.Н., Фрик М.В. «Литература XIX века на уроках русского языка» Пособие для старшеклассников и абитуриентов. СПб, «Паритет», 2002.

3. Власенков А.И. «Русская словесность»

4. Громов С.А. «Русский язык». Сборник упражнений и диктантов по пунктуации

5. Розенталь Д.Э. «Справочник по правописанию и литературной правке»

6. Светлышева В.Н. «Пособие по русскому языку»

7. Сухотинская А.В. «Русский язык. Орфография и пунктуация»

8. Хазанова А.С., Цвайг Л.В. «Русский язык» Практическое пособие. М., издательство «РОУ», 1996.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Ахременкова

2. Баллады Жуковского В.А. «Светлана», «Людмила», стихотворения

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Стили речи»

4. Гончаров И.А. «Мильон терзаний»

4. Сивакова Н.Н. «Русский язык»

5. Стихотворения Баратынского Е.А., Батюшкова К.Н., стихотворения и романтические поэмы Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю.

6. Чешко А., Греков Б. «Пособие для учащихся по русскому языку» 10-11 класс




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!