Спортивно – оздоровительное направление внеурочной деятельности
Образовательная программа « Игры народов мира»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Игры народов мира» составлена на основе программы Г.А. Ворониной «Основы развития двигательной активности младших школьников». Киров, КИПК и ПРО, 2007 г. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского, Москва: Просвещение, 2013.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Наша задача – научить детей с самого раннего возраста беречь, ценить и укреплять свое здоровье.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 20 – 30 % детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Известно, что недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшения дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии; недостаточная двигательная активность снижает функциональные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной систем ребенка. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстры и ловки, менее закалены и продолжительнее болеют.
В условиях школы гиподинамию можно ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются массовыми и обязательными для всех здоровых детей. Огромную роль здесь играют подвижные игры. На занятиях ребята знакомятся с играми разных народов, получают представления о культуре народов разной национальности, знакомятся с правилами игр, укрепляют свое здоровье, проявляют не только ловкость, смекалку, быстроту, но и разыгрывают роли, передают движение героев, демонстрируют повадки животных.
Игра заставляет думать, проверять и развивать свои способности, включает ребенка в соревнования с другими. Участие детей в игре способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества.
Эта программа способствует укреплению здоровья, формированию двигательного опыта воспитания здорового образа жизни через занятия физическими упражнениями и активности, самостоятельности в двигательной активности, в частности, игры.
На современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при современных усилиях школы и семьи.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Характерная особенность народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Цель: воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:
- приобретение знаний о народных играх, о традициях, истории и культуре народов;
- обучение разнообразным правилам народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
- привитие необходимых теоретических знаний в области физической культуры, спорта, гигиены;
- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- гармоническое развитие функциональных систем организма ребёнка, повышение жизненного тонуса;
- повышение физической и умственной работоспособности школьника.
- формирование потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
- привитие учащимся интереса и любви к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
- воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Сроки реализации программы
Программа для 4 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Предполагаемые результаты
К концу обучения дети
должны иметь представление:
- об историческом наследии разных народов и народных игр;
- о традициях народных праздников;
- о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
должны знать:
- историю возникновения народных игр;
- правила проведения игр, эстафет и праздников;
- основные факторы, влияющие на здоровье человека;
- основы правильного питания;
- правила поведения во время игры.
должны уметь:
- выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
- проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
- владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
- применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
Личностными результатами в процессе прохождения данного курса является формирование следующих умений:
видеть важность в здоровом образе жизни;
бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
искать свою позицию в многообразии культурных, спортивных, оздоровительных предпочтений;
осуществлять добрые дела полезные другим людям.
определять самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Высказывать свою версию.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге учителем.
Познавательные УУД:
-Понимать, что нужна дополнительная информация.
-Искать и находить информацию в различных источниках.
-Наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
- Слушать и понимать речь других.
- Участвовать в беседе на занятии и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Содержание программы
1. Русские народные подвижные игры 11ч
Игры со скакалками.
«Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».
Игры с бегом.
«Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок- бегунок».
Игры с прыжками.
«Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот», «Болото».
Игры с метанием, передачей и ловлей мяча.
«Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч», «Колодка», «Зевака».
Игры лазанием и перелезанием.
«Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи кованы».
Игры для развития внимания.
«Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки».
Общеразвивающие игры.
«Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек».
Игры с разными предметами.
«Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки».
Игры с камешками, шариками и палками.
«Двенадцать палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка».
Хороводные игры.
«Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли», «Жених ищет невесту», «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк».
Игры в помещении.
«Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза», «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козёл».
2. Игры народов мира 21 ч
Игра «Пожарная команда» (Германия ) «Африканские салки по кругу» (Танзания )
«Больная кошка» (Бразилия ) «Потяг» (Белоруссия )
«Поезд» ( Аргентина ) «Буйволы в загоне» (Судан ) «Один в круге» (Венгрия )
«Игра в молотилку» (Йемен )
«Шарик в ладони» (Бирма) Игры с воздушным шариком
«Найди платок» (Австрия )«Лев и коза «(Афганистан )
«Тяни за голову» (Канада )«А ну-ка, повтори!» ( Конго )
«Балтени» (Латвия ) «Доброе утро,охотник!» ( Швейцария )
«Вытащи платок» (Азербайджан)«Хромая уточка» (Украина )
«Статуя» (Армения ) «Лови мешок» (игра индейцев )
«Укус змеи» (Египет ) «Оксак – карга» ( Узбекистан )
«Ягульга – Таусма ( Туркмения)«Аист и лягушка» (Япония)
«Гнездо черепахи» ( Малайзия ) «Укради знамя» ( Италия )
«Бал – Чал» ( Непал ) «Прятки по – американски»«Балтени» ( Латвия )
«Беляк» ( Белоруссия ) «Белая палочка» ( Таджикистан)
«Пинипуни» ( Новая Зеландия)
«Биляша» ( Республика Марий Эл )«Рыбки в неводе» ( Новая Гвинея )
«Бирки» ( Польша ) «Больная кошка» ( Бразилия )
«Булава» (Азербайджан )«Стрелок» (Башкирия )
«Слепой медведь» (Дагестан)«Рыбки в неводе» ( Новая Гвинея ) «Колдун» (Украина)
«Сторож» ( Эстония )
3. День любимых игр 2ч
Формы и методы работы
Подвижные игры со скакалкой
Подвижные игры с мячом
Подвижные игры с воздушным шариком
Подвижные игры командные
Беседы
Инструктажи
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Название темы, раздела | Кол-во часов | Теория | Практика |
Русские народные подвижные игры ( 11 ч) |
1 | | Инструктаж по технике безопасности Игры со скакалками. «Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка». | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | | Игры с бегом. «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок- бегунок». | 1 | | 1 |
3 | | Игры с прыжками. «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот», «Болото». | 1 | | 1 |
4 | | Игры с метанием, передачей и ловлей мяча. «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч», «Колодка», «Зевака». | 1 | | 1 |
5 | | Игры лазанием и перелезанием. «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи кованы». | 1 | | 1 |
6 | | Игры для развития внимания. «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки». | 1 | | 1 |
7 | | Общеразвивающие игры. «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек». | 1 | | 1 |
8 | | 1 Игры с разными предметами. «Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки». | 1 | | 1 |
9 | | Игры с камешками, шариками и палками. «Двенадцать палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка». | 1 | | 1 |
10 | | Хороводные игры. «Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли», «Жених ищет невесту», «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк». 5 7 | 1 | | 1 |
11 | | Игры в помещении. «Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза», «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козёл». | 1 | | 1 |
Игры народов мира (21 ч) |
12 | | Повторный инструктаж по технике безопасности .Игра «Пожарная команда» (Германия ). «Африканские салки по кругу» (Танзания ). | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | | «Больная кошка» (Бразилия ) «Потяг» (Белоруссия ) | 1 | | 1 |
14 | | «Поезд» ( Аргентина ). «Буйволы в загоне» (Судан ). | 1 | | 1 |
15 | | «Один в круге» (Венгрия ). «Игра в молотилку» (Йемен ) | 1 | | 1 |
16 | | «Шарик в ладони» (Бирма). Игры с воздушным шариком | 1 | | 1 |
17 | | «Найди платок» (Австрия ) «Лев и коза «(Афганистан ) | 1 | | 1 |
18 | | «Тяни за голову» (Канада ). «А ну-ка, повтори!» ( Конго ). | 1 | | 1 |
19 | | «Балтени» (Латвия ). «Доброе утро,охотник! ( Швейцария ) | 1 | | 1 |
20 | | «Вытащи платок» (Азербайджан). «Хромая уточка» (Украина ) | 1 | | 1 |
21 | | «Статуя» (Армения ). «Лови мешок» (игра индейцев ). | 1 | | 1 |
22 | | «Укус змеи» (Египет ) «Оксак – карга» ( Узбекистан ) | 1 | | 1 |
23 | | «Ягульга – Таусмак» ( Туркмения). «Аист и лягушка» (Япония) | 1 | | 1 |
24 | | «Гнездо черепахи» ( Малайзия ). «Укради знамя» ( Италия ) | 1 | | 1 |
25 | | «Бал – Чал» ( Непал ). «Прятки по – американски». | 1 | | 1 |
26 | | «Балтени» ( Латвия ) «Беляк» ( Белоруссия ) | 1 | | 1 |
27 | | «Белая палочка» ( Таджикистан) «Пинипуни» ( Новая Зеландия). | 1 | | 1 |
28 | | «Биляша» ( Республика Марий Эл ). «Рыбки в неводе» ( Новая Гвинея ) | 1 | | 1 |
29 | | «Бирки» ( Польша ) «Больная кошка» ( Бразилия ). | 1 | | 1 |
30 | | «Булава» (Азербайджан ) «Стрелок» (Башкирия ) | 1 | | 1 |
31 | | «Слепой медведь» (Дагестан». «Рыбки в неводе» ( Новая Гвинея ). | 1 | | 1 |
32 | | «Колдун» (Украина) «Сторож» ( Эстония ) | 1 | | 1 |
33-34 | | День любимых игр. | 2 | | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
1.Воронина Г.А. Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО , 2007 г.
2.Горский, В.А. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное основное образование» под редакцией В.А. Горского, -2-е изд. – М., Просвещение 2011
3.Кенеман, А.В. Детские подвижные игры народов СССР / А.В. Кинеман - М.: Просвещение, 1988г.
4. Кузнецов, В.С., Колодницкий, Г.А. «Физическая культура. Упражнения и игры с мячами». Методическое пособие. М., НЦ ЭНАС. 2002.
5.Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры». Под редакцией Руссковой, Л.В. М., Просвещение. 1986г.
6.Патрикеев, А.Ю. «Подвижные игры» 1-4 классы. Учебно-методическое пособие. М., ВАКО. 2007г.
7.Сайт о русских народных играх. – http\\www.glee.ru.
Учебно-практическое и лабораторное оборудование
Наборы для гимнастических упражнений
Коврики
Кегли
Теннисные мячи, мячи, воздушные шарики
Гимнастические обручи
Гимнастические палки
Платочки
Скакалки
Камешки одного размера (галька)
Флажки
Набор «Городки»
13