МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ «РАДУГА»
Принята на заседании Утверждаю:
методического (педагогического) совета Директор МБО ДО ДТДиМ «Радуга»
от «___ »__________ 2018 г. ________ /Солдатенко Н.А./
Протокол № ______ Приказ № ___ от «____» ______ 2018 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Удивительный Мир Гитары»
Возраст воспитанников: 13-17 лет
Срок реализации программы: 3 год
Составитель:
Александр Сергеевич Попов
Педагог дополнительного образования
Таксимо
2018
Пояснительная записка
“Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека”.
В.А. Сухомлинский
Направленность дополнительной образовательной программы:
художественно-эстетическая.
Актуальность образовательной программы:
заключается в том, что в творческом объединении созданы условия для самореализации, самовыражения детей и подростков. Они получают уникальную возможность овладеть инструментом в короткие сроки. Как следствие, становится естественным стремление детей играть на гитаре, сочинять музыку, писать стихи.
Дети, уже научившиеся играть, привыкшие петь песни с духовно-патриотическим содержанием, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение подобных песен в молодежную среду.
В основу программы «Удивительный мир гитары» заложено воспитание думающего и чувствующего человека, так как, размышляя о духовном развитии детей и подростков, о нашем духовном возрождении, мы должны понимать, что душу ребенка можно обогатить только с помощью прекрасного, с помощью искусства.
Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Творческий человек склонен к нестандартным, оригинальным действиям, он самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано ее отстаивать. Но самое главное, у юного таланта развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа.
В каждом человеке природой заложено творческое начало, рано или поздно появляется желание его реализовать. По статистике музыка является самым массовым и доступным видом искусства, поэтому многие пробуют свои силы в данном виде творчества. Бесспорным лидером по популярности среди музыкальных инструментов считается гитара. Без её участия трудно представить себе классическую и рок-музыку, джаз и романсы. Она нашла себя в авторской песне.
Программа «Удивительный мир гитары» предусматривает формирование основ и развитие общей музыкальной культуры; знакомство с особенностями жанра авторской песни, культурным наследием прошлого и творчеством современных авторов-исполнителей (бардов); освоение средств, форм и методов творческого выражения; освоение основ гитарного аккомпанемента; овладение основами туризма в условиях сопровождения мероприятий туристско-краеведческой направленности. Разнообразие форм обучения, приоритетность задач формирования сознания молодого человека как гражданина и патриота, возможность проявления индивидуальности и проживание ситуации успеха, творческая самореализация и социально-значимые направления деятельности- всё это отвечает растущим запросам подростков, увлечённых вхождением в мир искусства, и делает данную программу для них привлекательной.
Отличительные особенности:
На начальном этапе (1 год обучения) дается максимум базовых знаний необходимых для формирования дальнейшего учебного процесса. На 2 и 3 этапе (2 и 3 год обучения) основное время уделяется практической работе.
Программа оказывает не только содействие в обучении игре на гитаре, она помогает полюбить этот инструмент, воспитывает художественный вкус и этику поведения детей не сцене и в жизни.
Адресат программы:
Данная программа адресована любителям, которые решили научиться аккомпанировать себе по слуху и буквенным обозначениям аккордов. Возраст учащихся - не менее 13 лет, т.к. только к этому возрасту достаточно подрастает кисть руки, укрепляется позвоночник, и ребёнок может без осложнений справиться с заданиями на инструменте. У детей в возрасте 13-17 лет наблюдается стремление к самоопределению, к совместной деятельности со сверстниками, к повышению самооценки и формированию личности, к возможной профессиональной ориентации.
Объём и срок освоения программы
Программа рассчитана на 3 учебных года с общим количеством часов 252
1 год обучения 36 часа; 2 год обучения 108 часа 3 год обучения 108.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса: разновозрастные группы; состав групп: постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
занятия для 1-го года обучения проводятся индивидуальные занятия 1 раз в неделю по 1 академическому часу (продолжительность часа – 40 минут), для 2-го года обучения индивидуальные занятия 1 раз в неделю по 1 академическому часу и групповые занятия по 2 академических часа с перерывом в 10 минут, для 3 года обучения индивидуальные занятия 1 раз в неделю по 1 академическому часу и групповые занятия совместно со 2-м годом обучения по 2 академических часа с перерывом в 10 минут.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Создание условий для развития у детей и подростков сознательного отношения к музыкально-творческой деятельности, воспитание их активными пропагандистами музыкального искусства.
Задачи:
Личностные:
Воспитать активного участника общественно полезной деятельности.
Выработать у детей социально ценные навыки поведения, общения, группового согласованного действия.
Создать условия для освоения азов этики и эстетики.
Воспитание трудолюбия, коллективизма и ответственности.
Метапредметные:
Развитие мотивации к занятиям музыкой, творчеством;
Развитие слуха, голоса, чувства гармонии, ритма музыкальной памяти; вовлечение детей в мир песен и романсов.
Развитие аналитического мышления, способности к оценочной деятельности в процессе работы над репертуаром.
Развития творческих способности детей, стремления к самосовершенствованию и духовному обогащению.
Образовательные:
Изучение инструмента, его устройства, истории, свойств.
Обучение основным приёмам игры на шестиструнной гитаре.
Сообщение элементарных сведений по теории музыки.
Знакомство с авторской (бардовской), туристической и другими направлениями песенного творчества.
Содержание программы
Учебный план
I Год обучения
(Индивидуальные Занятия)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
-
| Вводное занятие | 1 | 1 | - | Экспресс-опрос |
-
| Знакомство с музыкальным инструментом | 2,5 | 2,5 | - | Текущий контроль со стороны педагога |
-
| Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре | 15,5 | 5 | 10,5 | Текущий контроль со стороны педагога |
-
| Изучение простых и легких песен | 14 | 5 | 9 | Текущий контроль со стороны педагога |
-
| Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры | 2 | 2 | - | Текущий контроль со стороны педагога |
-
| Открытое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Текущий контроль со стороны педагога |
| Итого часов: | 36 | 15,5 | 20,5 | |
Содержание учебного плана
№ п/п | Раздел | Теория | Практика |
-
| Вводное занятие | Беседа по ТБ и ПДД | |
-
| Знакомство с музыкальным инструментом | История появления гитары, и её устройство. Строй и настройка инструмента. Аппликатурные обозначения. Посадка и постановка рук. | |
-
| Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре | Приёмы игры для правой руки: Арпеджато, Перебор, Щипок, Бой, Щелчок. Основные аккорды тональности Ля-минор, Гармонические последовательности, Понятие темп и ритм. | Приёмы игры для правой руки: Арпеджато, Перебор, Щипок, Бой, Щелчок. Основные аккорды тональности Ля-минор, Гармонические последовательности, Понятие темп и ритм. |
-
| Изучение простых и легких песен | Работа над репертуаром, разбор песен Работа над техникой исполнения на инструменте | Работа над репертуаром, разбор песен Работа над техникой исполнения на инструменте |
-
| Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры | Разнообразие музыкальных жанров Изучаемые музыкальные жанры и их особенности | |
-
| Открытое занятие | Подведение итогов освоения программы за 1 учебный год | Подведение итогов освоения программы за 1 учебный год |
Прогнозируемые результаты
После освоения программы первого года обучения воспитанник будет знать:
устройство инструмента;
строение его ладов;
основы правильной посадки и постановки рук;
правила записи аккордов, их соотнесение с реальным звучанием инструмента;
общие аппликатурные закономерности, основные способы звукоизвлечения и др.
После освоения программы первого года обучения воспитанник будет уметь:
ориентироваться в записи аккомпанемента песен;
различать характер музыки в пределах начальной подготовки;
играть осмысленно и выразительно простые песни;
владеть техническими и исполнительскими навыками, которые определены программой 1 года обучения.
После изучения программы первого года обучения воспитанник сможет развить:
интерес к занятиям музыкой;
эмоциональную восприимчивость;
усидчивость;
внимание;
Учебный план
II Год обучения
(Индивидуальные Занятия)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
-
| Вводное занятие | 1 | 1 | - | Экспресс-опрос |
-
| Повторение изученного материала | 5 | 1,5 | 3,5 | Текущий контроль со стороны педагога |
-
| Обучение игре на гитаре | 17 | 6,5 | 10,5 | Текущий контроль со стороны педагога |
-
| Особенности вокального и инструментального исполнения | 9 | 3,5 | 5,5 | Текущий контроль со стороны педагога |
-
| Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры | 3 | 2 | 1 | Текущий контроль со стороны педагога |
-
| Репетиции и концертные выступления | 1 | 0,5 | 0,5 | Текущий контроль со стороны педагога |
| Итого часов: | 36 | 15 | 21 | |
Содержание учебного плана
№ п/п | Раздел | Теория | Практика |
-
| Вводное занятие | Беседа по ТБ и ПДД | |
-
| Повторение изученного материала | Устройство гитары, и её настройка Посадка постановка рук, аппликатурные обозначения Приемы игры правой и левой рукой | Посадка постановка рук, аппликатурные обозначения Приемы игры правой и левой рукой |
-
| Обучение игре на гитаре | Основные аккорды тональности Ми-минор, Освоение аккордов на приеме «Баррэ», Основные аккорды тональности Си минор, Основные аккорды тональности Соль мажор, Транспонирование, Главные ступени лада и их трезвучия. | Основные аккорды тональности Ми-минор, Освоение аккордов на приеме «Баррэ», Основные аккорды тональности Си минор, Основные аккорды тональности Соль мажор, Транспонирование, Главные ступени лада и их трезвучия. |
-
| Особенности вокального и инструментального исполнения | Работа над техникой исполнения на инструменте, Работа над вокальным мастерством | Работа над техникой исполнения на инструменте, Работа над вокальным мастерством |
-
| Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры | Происхождение музыки Какая музыка вам нравиться и почему? | |
-
| Репетиции и концертные выступления | Подведение итогов освоения программы за 2-ой учебный год | Подведение итогов освоения программы за 2-ой учебный год |
Прогнозируемые результаты
После освоения второго года обучения воспитанник будет знать:
собственный репертуар любимых песен;
обязательные произведения бардов-классиков;
приемы и способы достижения выразительной игры на музыкальном инструменте;
основы коллективного музицирования.
К концу второго этапа обучения воспитанник будет уметь:
свободно разбираться в буквенном обозначении аккордов;
характеризовать исполняемые музыкальные произведения, давать общую оценку музыке;
оценивать качество своего исполнения в пределах своего общего и музыкального развития;
играть эмоционально, осмысленно и выразительно;
На втором этапе воспитанник сможет овладеть:
техническими и исполнительскими навыками игры на музыкальном инструменте, необходимыми на втором этапе обучения;
Учебный план
III Год обучения
(Индивидуальные Занятия)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
-
| Вводное занятие. | 1 | 1 | - | Экспресс-опрос |
-
| Упражнения для развития техники рук | 6 | 2 | 4 | Текущий контроль со стороны педагога |
-
| Развитие творческих навыков | 11 | 1 | 10 | Текущий контроль со стороны педагога |
-
| Особенности ансамблевого исполнения | 12 | 2 | 10 | Текущий контроль со стороны педагога |
-
| Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль со стороны педагога |
-
| Репетиции и концертные выступления | 4 | 1 | 3 | Текущий контроль со стороны педагога |
| Итого часов: | 36 | 8 | 28 | |
Содержание учебного плана
№ п/п | Раздел | Теория | Практика |
-
| Вводное занятие. | Беседа по ТБ и ПДД | |
-
| Упражнения для развития техники рук | технические приемы: вибрато, флажолет, новые технические приемы: Слайд, hammer on и pull off, Игра табулатурами. | технические приемы: вибрато, флажолет, новые технические приемы: Слайд, hammer on и pull off, Игра табулатурами. |
-
| Развитие творческих навыков | Работа над техникой исполнения на инструменте, Работа над вокальным мастерством, Самостоятельный подбор аккордов для аккомпанемента. | Работа над техникой исполнения на инструменте, Работа над вокальным мастерством, Самостоятельный подбор аккордов для аккомпанемента. |
-
| Особенности ансамблевого исполнения | Распределение ролей при игре ансамблем, Ансамблевое исполнение | Распределение ролей при игре ансамблем, Ансамблевое исполнение |
-
| Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | Авторская песня как жанр! Её актуальность в современном мире | Импровизация в музыке |
-
| Репетиции и концертные выступления | | Подготовка к районному смотру военной песни «У вечного огня» |
Прогнозируемые результаты
После освоения третьего года обучения воспитанники будут знать:
ряд возможных динамических оттенков;
условные обозначения тональностей и аккордов;
К концу третьего этапа обучения воспитанники будут уметь:
различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значение в создании конкретного художественного образа;
самостоятельно подбирать аккомпанемент для песен;
играть в ансамбле;
работать над преодолением технических трудностей;
Опираясь на знания, умения и навыки, приобретенные на третьем этапе обучения, углубляя их и совершенствуя, воспитанники смогут овладеть:
техническими и исполнительскими навыками игры в пределах программных требований третьего этапа.
Учебный план
Для второго и третье года обучения
(Групповые занятия)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
-
| Вводное занятие. | 2 | 2 | - | Экспресс-опрос |
-
| Повторение и закрепление ранее полученных знаний и умений | 22 | 6 | 16 | Текущий контроль со стороны педагога |
-
| Особенности ансамблевого исполнения | 23 | 8 | 15 | Текущий контроль со стороны педагога |
-
| Репетиции и концертные выступления | 25 | 5 | 20 | Текущий контроль со стороны педагога |
| Итого часов: | 72 | 21 | 51 | |
Содержание учебного плана
№ п/п | Раздел | Теория | Практика |
-
| Вводное занятие. | Беседа по ТБ и ПДД | |
-
| Повторение и закрепление ранее полученных знаний и умений | Приемы игры правой и левой рукой, технические приемы: вибрато, флажолет, слайд, hammer on и pull off, Игра табулатурами. | Приемы игры правой и левой рукой, технические приемы: вибрато, флажолет, слайд, hammer on и pull off, Игра табулатурами. |
-
| Особенности ансамблевого исполнения | Распределение ролей при игре ансамблем, Отработка игры в ансамбле. | Отработка игры в ансамбле. |
-
| Репетиции и концертные выступления | Правила поведения на сцене и за кулисами, Создание сценического образа для произведения, Репетиции к мероприятиям местного и поселкового уровня | Правила поведения на сцене и за кулисами, Создание сценического образа для произведения, Репетиции к мероприятиям местного и поселкового уровня |
Прогнозируемые результаты
После освоения групповых занятий третьего года обучения воспитанники будут знать:
Правила поведения на сцене;
Технические приёмы для разнообразия игры на гитаре;
Основы игры в ансамбле;
К концу третьего этапа обучения воспитанники будут уметь:
различать выразительные средства музыкального языка, понимать их значение в создании конкретного художественного образа;
самостоятельно подбирать аккомпанемент для песен;
играть в ансамбле;
работать над преодолением технических трудностей;
Опираясь на знания, умения и навыки, приобретенные на третьем этапе обучения, углубляя их и совершенствуя, воспитанники смогут овладеть:
техническими и исполнительскими навыками игры в пределах программных требований третьего этапа.
«Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
1-й год обучения
(Индивидуальные занятия)
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. Вводное занятие |
1.1 | | | | Очная | 1 | Беседа по ТБ и ПДД | Занятия проводятся на базе ДТДиМ «Радуга» | Тренинг, Экспресс-опрос |
Итого | 1 | |
2. Знакомство с музыкальным инструментом |
2.1 | | | | Очная | 1 | История появления гитары, и её устройство | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
2.2 | | | | Очная | 0,5 | Строй и настройка инструмента | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
2.3 | | | | Очная | 0,5 | Аппликатурные обозначения | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
2.4 | | | | Очная | 0,5 | Посадка и постановка рук. | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
Итого | 2,5 | |
3. Обучение основам техники игры на шестиструнной гитаре |
3.1 | | | | Очная | 0,5 | Приёмы игры для правой руки: Арпеджато | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
3.1.1 | | | | Очная | 0,5 | Приёмы игры для правой руки: Перебор | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
3.1.2 | | | | Очная | 0,5 | Приёмы игры для правой руки: Щипок | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
3.1.3 | | | | Очная | 3 | Приёмы игры для правой руки: Бой | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
3.1.4 | | | | Очная | 1,5 | Приёмы игры для правой руки: Щелчок | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
3.2 | | | | Очная | 4,5 | Приёмы игры для левой рукой: Основные аккорды тональности Ля-минор | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
3.3 | | | | Очная | 0,5 | Гармонические последовательности | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
3.4 | | | | Очная | 0,5 | Понятие темп и ритм | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
Итого | 15,5 | |
4.Изучение простых и легких песен |
4.1 | | | | Очная | 4 | Работа над репертуаром, разбор песен | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
4.2 | | | | Очная | 10 | Работа над техникой исполнения на инструменте | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
Итого | 14 | |
5. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры |
5.1 | | | | Очная | 1 | Разнообразие музыкальных жанров | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
5.2 | | | | Очная | 1 | Изучаемые музыкальные жанры и их особенности | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
Итого | 2 | |
6. Открытое занятие |
6.1 | | | | Очная | 1 | Подведение итогов освоения программы за 1 учебный год | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
Итого | 1 | |
Всего | 36 | |
«Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
2-й год обучения
(Индивидуальные занятия)
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. Вводное занятие |
1.1 | | | | Очная | 1 | Беседа по ТБ и ПДД | Занятия проводятся на базе ДТДиМ «Радуга» | Тренинг, Экспресс-опрос |
Итого | 1 | |
2. Повторение изученного материала |
2.1 | | | | Очная | 1 | Устройство гитары, и её настройка | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
2.2 | | | | Очная | 1 | Посадка постановка рук, аппликатурные обозначения | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
2.3 | | | | Очная | 3 | Приемы игры правой и левой рукой | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
Итого | 5 | |
3. Обучение игре на гитаре |
3.1 | | | | Очная | 2 | Основные аккорды тональности Ми-минор | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
3.1.1 | | | | Очная | 3,5 | Освоение аккордов на приеме «Баррэ» | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
3.1.2 | | | | Очная | 2,5 | Основные аккорды тональности Си минор | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
3.1.3 | | | | Очная | 2,5 | Основные аккорды тональности Соль мажор | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
3.1.4 | | | | Очная | 3 | Транспонирование | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
3.2 | | | | Очная | 3,5 | Главные ступени лада и их трезвучия | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
Итого | 17 | |
4. Особенности вокального и инструментального исполнения |
4.1 | | | | Очная | 3,5 | Работа над техникой исполнения на инструменте | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
4.2 | | | | Очная | 5,5 | Работа над вокальным мастерством | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
Итого | 9 | |
5. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры |
5.1 | | | | Очная | 2 | Происхождение музыки | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
5.2 | | | | Очная | 1 | Какая музыка вам нравиться и почему? | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
Итого | 3 | |
6. Репетиции и концертные выступления |
6.1 | | | | Очная | 1 | Подведение итогов освоения программы за 2-ой учебный год | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
Итого | 1 | |
Всего | 36 | |
«Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
3-й год обучения
(Индивидуальные занятия)
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. Вводное занятие |
1.1 | | | | Очная | 1 | Беседа по ТБ и ПДД | Занятия проводятся на базе ДТДиМ «Радуга» | Тренинг, Экспресс-опрос |
Итого | 1 | |
2. Упражнения для развития техники рук |
2.1 | | | | Очная | 1,5 | технические приемы: вибрато, флажолет | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
2.2 | | | | Очная | 1,5 | новые технические приемы: Слайд, hammer on и pull off | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
2.3 | | | | Очная | 3 | Игра табулатурами | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
Итого | 6 | |
3. Развитие творческих навыков |
3.1 | | | | Очная | 3,5 | Работа над техникой исполнения на инструменте | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
3.1.1 | | | | Очная | 3,5 | Работа над вокальным мастерством | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
3.1.2 | | | | Очная | 4 | Самостоятельный подбор аккордов для аккомпанемента | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
Итого | 11 | |
4. Особенности ансамблевого исполнения |
4.1 | | | | Очная | 2 | Распределение ролей при игре ансамблем | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
4.2 | | | | Очная | 10 | Ансамблевое исполнение | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
Итого | 12 | |
5. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры |
5.1 | | | | Очная | 1 | Авторская песня как жанр! Её актуальность в современном мире | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
5.2 | | | | Очная | 1 | Импровизация в музыке | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
Итого | 2 | |
6. Репетиции и концертные выступления |
6.1 | | | | Очная | 4 | Подготовка к районному смотру военной песни «У вечного огня» | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
Итого | 4 | |
Всего | 36 | |
«Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
3-й год обучения
(Групповые занятия)
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. Вводное занятие |
1.1 | | | | Очная | 2 | Беседа по ТБ и ПДД | Занятия проводятся на базе ДТДиМ «Радуга» | Тренинг, Экспресс-опрос |
Итого | 2 | |
2. Повторение и закрепление ранее полученных знаний и умений |
2.1 | | | | Очная | 1 | Приемы игры правой и левой рукой | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
2.2 | | | | Очная | 1 | технические приемы: вибрато, флажолет, слайд, hammer on и pull off | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
2.3 | | | | Очная | 6 | Игра табулатурами | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
2.4 | | | | Очная | 7 | Основные аккорды минорных и мажорных тональностей | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
2.5 | | | | Очная | 7 | Транспонирование | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
Итого | 22 | |
3. Особенности ансамблевого исполнения |
3.1 | | | | Очная | 9 | Распределение ролей при игре ансамблем | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
3.1.1 | | | | Очная | 14 | Отработка игры в ансамбле | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
Итого | 23 | |
4. Репетиции и концертные выступления |
4.1 | | | | Очная | 4 | Правила поведения на сцене и за кулисами | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
4.2 | | | | Очная | 5 | Создание сценического образа для произведения | Занятия проводятся на базе ДТДиМ | Текущий контроль со стороны педагога |
| | | | | 16 | Репетиции к мероприятиям местного и поселкового уровня | | |
Итого | 25 | |
Всего | 72 | |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Удобный, хорошо проветриваемый класс.
Музыкальные инструменты.
Пюпитры.
Сценическая площадка.
Аудио- и видеоаппаратура: компьютер, видеокамера.
Информационно-методическое обеспечение:
Обучающие схемы, таблицы аккордов;
Сборники авторских и эстрадных песен
Подборка песенного репертуара из периодических изданий;
Электронные носители (диски);
Интернет-ресурсы:
www.ateusclub.ru
www.akkords.net
www.pesnibardov.ru
www.bard.ru
Кадровое обеспечение: реализация программы не требует дополнительного кадрового обеспечения.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Основная форма контроля результатов обучения в объединении «Удивительный Мир Гитары» - текущий контроль со стороны педагога, позволяющий вовремя вносить коррективы в процессе обучения. Форма позволяет в спокойной и привычной для обучающегося обстановке определить уровень его творческого развития на данном этапе.
На определенных этапах развития используются промежуточные формы контроля: открытое тематическое занятие, с приглашением других педагогов и представителей администрации.
Формы проведения итоговой аттестации: перечень выученных композиций, грамоты за участие в мероприятиях, результаты промежуточного и итогового контроля, открытое занятие.
Условия набора:
набор детей на первый год обучения проводится по желанию, без предварительного прослушивания. В дальнейшем используется дифференцированный подход при организации занятий.
Оценочные материалы
Результат аттестации фиксируется на 3-х уровнях:
- базовый,
- повышенный,
- творческий.
Определение уровня развития учащегося - средство объективного контроля, определения слабых мест в планировании и корректировании дальнейшей работы. Отнесение учащегося к той или иной уровневой группе имеет ориентировочный характер и несёт стимулирующую задачу, побуждающую ребёнка к более активному творческому прогрессу.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса: очная.
Методы обучения: наглядный практический, репродуктивный, словесный.
Методы воспитания: мотивация, стимулирование, упражнение.
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая.
Формы организации учебного занятия: лекция, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие.
Педагогические технологии: – технология индивидуализации, обучения, технологи группового обучения, технология коллективного взаимообучения.
Алгоритм учебного занятия
Этап занятия | Примерная продолжительность этапа | Примерное содержание | Рекомендуемые методы |
Вводная часть | 5-7 минут | Знакомство с детьми, установление смысловой, логической связи темы сегодняшнего занятия с «багажом» знаний и умений, которыми уже владеют дети, либо с пройденным на прошлом занятии материалом, проверка домашнего задания. Формирование мотивации к изучению нового материала (пробуждение интереса к теме занятия и к предстоящим видам работы) Постановка целей и задач на занятие | НА 1-ом ЗАНЯТИИ: Приветствие, игра-знакомство «Снежный ком», беседа о дополнительном образовании, показ презентации о содержании программы, о правилах ППБ, ПДД, технике безопасности. На 2-ом и последующих занятиях: Приветствие, опрос-беседа по проверке домашнего задания, постановка целей и задач занятия на доступном для детей языке (на занятии с детьми среднего и старшего возраста задачи могут быть сформулированы самими детьми) |
Основная часть | 25-30 минут | В зависимости от типа занятия: 1. Изучение нового материала 2. Закрепление пройденной темы 3. Контроль знаний, умений и навыков по теме | Рассказ, показ презентации, фильма, мультфильма, прослушивание произведений, показ наглядных пособий с предварительной беседой и с последующим обсуждением, практическая работа |
Заключение | 3-10 минут | Подведение итогов занятия, краткий обзор пройденного на занятии, установление связи с последующим занятием, формирование мотивации на выполнение учащимися домашнего задания и подготовку к следующим занятиям | Опрос педагога (письменный или устный), взаимоопрос учащихся, тестирование, выставка работ, рефлексия (опрос-беседа), решение кроссворда, ребуса, объяснение домашнего задания, оценка продуктивности занятия, самооценка работы детей на занятии, взаимооценка, оценка педагога – похвала, поощрение, рекомендации, сюрпризный момент, прощание, пожелания |
Дидактические материалы: раздаточные материалы, задания, упражнения.
Список литературы
Литература для педагога
Документы и материалы:
1. Закон Российской Федерации “Об образовании”
2. Типовое положение об учреждениях дополнительного образования детей.
3. Устав МОУ ДОД «Дом детского творчества».
4. Ошукова Т.Б. Интервалы и Аккорды – Просто, весело, легко : учебно-методическое пособие по сольфеджио для учащихся ДМШ и ДШИ Ростов н/Д : Феникс 2015г. – 72 [2]с. – (Учебные Пособия для ДМШ)
Сборники:
5. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: Народное образование, 2002.
6. Павленко Б.М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2004.
7. Учимся играть Рок на гитаре г. Москва 2000г. 47стр.
8. Захаров В.В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2007. - 62 с.
9. Лихачев Ю.Г. Экспресс-курс игры на гитаре. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 222 с.
10. Лихачев Ю.Г. Шпаргалка гитариста. Иллюстрированное пособие по технике игры на гитаре для начинающих. – М.: Книжкин дом: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 64 с.
11. Журнал «Музыка в школе». М., № 1-6, 2007.
Литература для детей
Сборники:
Виницкий А. Джазовый альбом, вып.1,2, - М.: «Престо», 2004
Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка», 2005
Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов, - М.: «Музыка», 2003
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка»,1964 – 2000
Литература для родителей
Аршавский И.Н. Ваш ребенок. У истоков здоровья.- М., 1993.
Захаров В.В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2007. - 62 с.
Лопатина А.А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. – М.: Амрита-Русь, 2005. – 352с.
Павленко Б.М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2004
Целуйко В.М. Психология современной семьи: кн. Для педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 287с.
Ципоркина И. В., Кабанова Е.А. Взрослые дети, или инструкция для родителей. – М.:АСТ.- ПРЕСС КНИГА, 2006. – 304 с.
Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: « Академия», 2007. – 384 с.
Экерт Я. 500 музыкальных загадок. М., 1971.
9