Министерство образования и науки РС(Я)
ГБПОУ РС(Я) «Якутский индустриально-педагогический колледж».
Утверждаю:
Зам. Директора по УПР
_________ М. М. Попова
«____» _____________ 2021 г.
Образовательная программа
дополнительного образования обучающихся
«Слесарное дело»
/__________ /Тарасов А. Е./
Мастер производственного обучения
Уровень программы – базовый
Срок реализации программы – 1 год
Возраст обучающихся – от 15 до 17 лет
Количество часов в год - 72
Якутск 2021
Пояснительная записка
Данная образовательная программа дополнительного образования обучающихся «Слесарное дело» относится к базовому уровню и имеет техническую направленность.
Образовательная программа дополнительного образования обучающихся разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844);
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12, 17, 21);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Департамента образования города Москвы «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году» от 17 декабря 2014г. № 922 (в редакции Приказов Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308, от 8 сентября 2015 г. № 2074).
Содержание образовательной программы дополнительного образования направлено на развитие трудовых навыков и умений технически мыслить.
Актуальность и педагогическая целесообразность обучения учащихся в объединении «Слесарное дело» определяется удовлетворением познавательного интереса детей к техническому творчеству, ручной обработки металлов и требований современного рынка труда.
Новизна программы заключается в том, что:
Обучение в объединении «Слесарное дело», имеет особенную специфику и подход:
добровольность избранного направления;
возможность удовлетворения интереса и реализации
способностей в области техники;
значительная доля самостоятельности и креативности в обучении;
гармоничное сочетание умственного и физического труда;
практическая направленность деятельности учащихся;
влияние занятий на выбор будущей профессии.
Цель программы: Дать обучающимся основные понятия по курсу «Слесарное дело» и сформировать на основе данных знаний трудовые умения и навыки.
Задачи программы:
в воспитании:
воспитать ценностно-личностные качества: трудолюбие, порядочность, ответственность, аккуратность, патриотизм, а также культуру поведения и бесконфликтного общения; желание трудиться над созданием технических объектов;
в развитии:
развивать творческие способности обучающихся;
развивать элементы технического мышления и конструкторских способностей, фантазии, изобретательности;
в образовании:
формировать навыки и умения работы с различными материалами и инструментами;
формировать ключевые компетенции для создания возможности успешного их применения в трудовой деятельности по профессии «слесарь».
Организационные условия реализации программы
Дети в возрасте от 15 до 17 лет, с уровнем образования неполного основного и неполного среднего общих образований.
Общее количество часов: 72
Периодичность и продолжительность занятий: один раз в неделю по 2 часа.
Норма наполняемости группы: от 10 до 12 детей.
Организационная форма: групповая в следствии нехватки некоторых оборудований.
Для реализации программы необходимо следующее материально – техническое обеспечение:
Слесарная мастерская с верстаками, тисками и др. оборудованием;
Станки (сверлильные);
Слесарные инструменты (зенкеры, сверла, кернеры, чертилки, зубила, молотки и т.д.);
Наглядные пособия (плакаты, чертежи, технологические карты);
Компьютер, проектор, камера.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Измерительный инструмент | 10 | 4 | 6 |
3 | Разметка и рубка металла | 10 | 4 | 6 |
4 | Правка и гибка металла | 10 | 4 | 6 |
5 | Резка металла | 10 | 4 | 6 |
6 | Опиливание металлов | 10 | 4 | 6 |
7 | Сверление, зенкерование, развёртывание. | 10 | 4 | 6 |
8 | Нарезание резьбы | 10 | 4 | 6 |
Итого: | 72 | 30 | 42 |
Содержание программы.
Требования к организации труда на рабочем месте и оборудованию. Организация рабочего места при проведении слесарных работ. Подготовка к работе инструмента и оборудования.
Слесарный инструмент. Правила работы слесарным инструментом при выполнении слесарных операций. Требования охраны труда при выполнении работ.
Виды слесарных операций. Совершенствование навыков работы слесарным инструментом. Подготовка к работе. Требования ОТ при выполнении слесарных работ.
Выполнение творческого проекта.
Прогноз результативности
Организация деятельности по программе создаст условия для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
формирование ценностно-личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности, патриотизма.
формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавая конфликтов.
Метапредметные результаты
формирование навыков соблюдения мер безопасности при выполнении каждого вида ремонтных работ;
формирование умения находить собственные нестандартные пути решения задач при ремонте и изготовлении автомоделей;
формирование технического мышления и конструкторских способностей.
Предметные результаты
формирование знаний о строении автомобиля и ДВС, о видах и методах ремонта деталей в зависимости от марки материала, от характера и величины износа или дефекта;
формирование умений выполнения слесарных работ;
формирование умений выявлять неисправности по характерным признакам, стукам и шумам;
формирование умений выполнять работы, связанные с разборкой или сборкой при ремонте.
Методические условия реализации программы
Раздел или тема программы | Форма занятий | Методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Формы подведения итогов | Техническое оснащение |
Вводное занятие | Групповое, теоретическое | Рассказ, беседа, объяснение | Презентация по теме «Правила внутреннего распорядка, режим работы мастерских. Организация рабочих мест», плакаты. | анкетирование | Компьютер, проектор |
Тема № 1 «Измерительный инструмент» | Групповое, теоретическое, практическое | Рассказ, беседа, объяснение, демонстрация приемов и операций | Презентация по теме «Классификация и виды измерительного инструмента.», «Правила пользования измерительным инструментом» инструкционная карта | Тестирование, практическая работа | Компьютер, проектор, штангенциркули, микрометры. |
Тема № 2 «Разметка и рубка металла» | Групповое, теоретическое, практическое | Рассказ, беседа, объяснение, демонстрация приемов и операций | Презентация по теме «Назначение и применение разметки», «Виды разметки, Инструмент, приспособления и материалы применяемые при разметке» инструкционная карта | Тестирование, практическая работа | Компьютер, проектор, листовой металл на 2мл, чертилка, угольник, кернер, линейка, молоток, верстак, тиски |
Тема № 3 «Правка и гибка металла» | Групповое, теоретическое, практическое | Рассказ, беседа, объяснение, демонстрация приемов и операций | Презентация по теме «Назначение и способы правки и гибки», «Инструмент, приспособления и оснастка. Механизация правки и гибки» инструкционная карта | Тестирование, практическая работа | Компьютер, проектор, молоток, листовой металл на 1 мл, тиски, верстак, зубила, кернер, чертилка, линейка |
Тема № 4 «Резка металла» | Групповое, теоретическое, практическое | Рассказ, беседа, объяснение, демонстрация приемов и операций | Презентация по теме «Назначение, инструмент, оборудование», «Особенности резки труб и тонких деталей ножовкой» инструкционная карта | Тестирование, практическая работа | Компьютер, проектор, линейка, чертилка, металлические листы и трубы, ножовка по металлу, верстак, тиски |
Тема № 5 «Опиливание металлов» | Групповое, теоретическое, практическое | Рассказ, беседа, объяснение, демонстрация приемов и операций | Презентация по теме «Правила техники безопасности при опиливании металлов», «Классификация напильников (по профилю, размеру, сечению)» инструкционная карта | Тестирование, практическая работа | Компьютер, проектор, линейка, чертилка, кернер, молоток, напильник, верстак, тиски |
Тема № 6 «Сверление, зенкерование, развёртывание» | Групповое, теоретическое, практическое | Рассказ, беседа, объяснение, демонстрация приемов и операций | Презентация по теме «Т/безопасности при сверлении, развёртывании, зенкеровании и заточке инструмента», «Назначение сверления, устройство, наладка станков» инструкционная карта | Тестирование, практическая работа | Компьютер, проектор, сверлильный станок, зенкер, молоток, кернер, чертилка, линейка, верстак |
Тема № 7 «Нарезание резьбы» | Групповое, теоретическое, практическое | Рассказ, беседа, объяснение, демонстрация приемов и операций | Презентация по теме «Параметры резьбы. Назначение резьбы», «Инструмент для нарезания резьбы. Правила нарезания резьбы» инструкционная карта | Тестирование, практическая работа | Компьютер, проектор, металлический арматура, машинное масло, плашка, метчик, плашкодержатель, верстак, тиски |
Литература
«Устройство сверлильных станков и работа на них» Винников И. З. - М.: Высшая школа, 2011 г.
«Слесарно-сборочные работы» Кропивницкий Н. И. - М. Машиностроение, 2012 г.
«Справочник молодого слесаря» Крупицкий Э. И. - М.: Высшая школа, 2011 г.
«Слесарное дело» Муравьев Е. Н. - М.: Просвещение, 2012 г.
«Практическое обучение в машиностроительных техникумах» Нефедов Н. А. - М.: Высшая школа, 2011 г.
«Механосборочные работы и их контроль» Покровский Б. С. - М.: Высшая школа, 2012 г.
«Основы стандартизации, допуски, посадки, технические измерения» Мельников В. Г., Казаков Л. С. - М.: Высшая школа, 2013 г.
Электронные ресурсы
https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=3
https://infourok.ru/rabochaya-programma-slesarnoe-delo-2151307.html
https://nsportal.ru/npo-spo/transportnye-sredstva/library/2017/02/22/obrazovatelnaya-programma-dopolnitelnogo
https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=6
https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=6