СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа по русскому языку 2 класс «Школа России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методическая разработка по русскому языку 2 класс «Школа России»

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа по русскому языку 2 класс «Школа России»»

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Бурятия

 

БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ






Учебно-методическая разработка

по русскому языку 2 класс «Школа России»












Выполнил: Шпис Наталия Владимировна

МАОУ «Гимназия №14»

Учитель начальных классов

Руководитель: Бурдуковская Людмила Николаевна

Учитель русского языка и литературы











г. Улан-Удэ

2022 г.

Содержание


1.Образовательная программа по русскому языку 2 класс «Школа России»…………………………………………………………………………….3

Пояснительная записка...........................................................................................3

Планируемые образовательные результаты.........................................................4

Учебный план..........................................................................................................6

Тематический план на 1 четверть..........................................................................8

Список литературы............................................................................................... 42

2. Конспект урока по русскому языку. Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» ....................................................................43

Приложение............................................................................................................50

1.Образовательная программа по русскому языку 2 класс

«Школа России»


Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык. 1-4 классы», являющейся составной частью системы учебников «Школа России».

Курс направлен на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности; становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; познание ребёнком окружающего мира и самого себя.

В системе общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели.

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.

Социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Содержание программы представлено тремя содержательными линиями:

1. Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология, синтаксис).

2. Орфография и пунктуация.

З. Развитие речи.

Формирование развёрнутой структуры учебной деятельности предполагает осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения (а затем и развитие умения ученика самостоятельно ставить перед собой определённую задачу); формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.); развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.

Собственно -лингвистическое (языковое) развитие представлено в курсе как

  • осознание ребёнком того, что есть окружающий мир и что есть слова, всё в нём называющие;

  • знание того, что слово образуется («рождается»), изменяется, используется в речи по определённым правилам;

  • сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка;

  • формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка;

  • формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию;

  • осознание ребёнком себя как носителя русского языка; развитие мотивов и средств речевой деятельности.

Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий, направленных на формирование правильности основных видов речевой деятельности – говорения, чтения и письма; речевого слуха детей, умения слышать и слушать себя и других; словарного состава и синтаксического строя речи младших школьников, её диалогической и монологической форм; способности и готовности самостоятельно строить небольшие по объёму сообщения.


Планируемые образовательные результаты


Данная программа обеспечивает продолжение достижения второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, «чувства гордости» за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и, прежде всего, в его словарном составе), и социокультурных изменений окружающею мира;

3) формирование уважительного отношения к «иному мнению», истории и культуре других народов;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение осознанными навыками построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всём его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;

13) овладение базовыми, предметными и межпредметными понятиями,

существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием курса «Русский язык».

Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);

5) умение ориентироваться в целях, задачах, «средствах и условиях общения», выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;

6) умение находить, сравнивать; классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение (в объёме изученного);

7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

8) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

9) способность проверять написанное.




Учебный план


Согласно учебному плану на изучение русского языка во 2 классе предусмотрено 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

Название разделов и тем

Количество часов

Количество контрольных работ

1

Наша речь


2

Текст

3

Предложение

10ч

4

Слова, слова, слова

19ч

5

Звуки и буквы

28ч

6

Правописание орфограмм

24ч

7

Части речи

36ч

8

Повторение изученного за год

12ч


Итого:

136ч


































Тематический план на 1 четверть





































Тематический план на 1 четверть



Дата

Тема урока

Тип урока

Решаемые

проблемы


Планируемые результаты

Понятия

Предметные

Личностные

Метапредметные

Страницы учебника

Словарь

д/з

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Часть I

НАША РЕЧЬ (4 ч)

1.


Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

К

Для чего нужна речь?

Какие бывают виды речевой деятельности человека?

Какие требования предъявляются к речи?

Язык, речь, устная речь, письменная речь, родной язык, национальный язык, государственный язык.

Научатся различать устную, письменную речь и речь про себя; работать с памяткой

«Как правильно научиться списывать предложение».

Наблюдение и анализ за особенностями собственной речи, умение оценивать её.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.

Стр. 5-7,

упр. 1-3.

Д/з:

вспомнить слова-приветствия и записать их.

2.


Что можно узнать о человеке по его речи?

К

Какую информацию может передать речь о человеке?

Источник информации,

«вежливые» слова.

Научатся работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями.

Правильное употребление «вежливых» слов в своей речи.

Регулятивные:

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения учебной задачи.

Познавательные:

проявлять познавательную

Стр. 8-9,

упр. 4-5.

Словарь:

здравствуй (те).



Д/з:

вспомнить слова - прощания и записать их.






инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные: строить понятные для партнёров различные по цели высказывания предложения.

3.


Как отличить диалог от монолога?

К

Как отличить диалогическую речь от монологической?

Диалог, монолог, тире, дефис, реплика, речевой этикет.

Научатся использовать в речи диалог и монолог; как оформляются предложения в диалогической речи.

Запомнят правильность написания непроверяемых слов.

Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Регулятивные:

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале.

Познавательные:

развитие интереса к происхождению слов, работа со страничкой Для любознательных.

Коммуникативные:

составлять по рисунку диалог и монолог.

Стр. 10-13,

упр. 6-10.

Словарь:

прощай.

Д/з:

Правило стр.10;

записать 3 предложения о себе (как зовут, сколько лет, где живёшь).

4.


Тест № 1.

Проверь себя.

КЗУН

Проверить и систематизировать знания по теме «Наша речь».

Учащиеся научатся использовать знания по теме в новых условиях; аргументированно отвечать, доказывать своё мнение; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Стр. 14.

Д/з:

Стр.14, упр.11.

ТЕКСТ (5 ч)

5.

(1)


Что такое текст?

(Словарный диктант.)

УИНЗ

Как отличить текст от других записей, используя его основные признаки?

Текст, целостность, связность, законченность, тема и главная мысль текста, заглавие.

Научатся отличать текст от других записей по его основным признакам.

Грамотное построение своих высказываний; умение поддерживать беседу по заданной теме.

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

проводить сравнения и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

строить понятное для партнёра высказывание.

Стр. 15-18.

Д/з:

Стр. 18, упр.14.


Необходимый уровень.

Списать оставшиеся предложения.


Программный уровень.

Списать первое предложение. Написать ещё 2 предложения так, чтобы получился текст.

6.

(2)


Что такое тема и главная мысль текста?

К

Как определить тему и главную мысль текста?

Тема и главная мысль текста, заглавие.

Научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить текст и заголовок; подбирать заголовок к заданному тексту.

Формирование внутренней позиции школьника.

Регулятивные:

аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собственное поведение.

Стр. 18-19,

упр. 15-17.

Словарь:

сентябрь.

Д/з:

Нарисовать рисунок на тему «Сентябрь».

Программный уровень.

Написать текст из 3-4 предложений по теме «Сентябрь».

7.

(3)


Части текста.

К

Какие части можно выделить в тексте?

Начало (вступление), основная часть, концовка (заключение), как выделить части текста на письме, красная строка.

Научатся выделять части текста и обосновывать правильность их выделения; правильность написания непроверяемых слов.

Формирование мотивации достижения результата, стремление к совершенствованию своих знаний.

Регулятивные:

контроль по результату и по способу действия.

Познавательные:

произвольное и осознанное владение приёмами деления текста на части.

Коммуникативные:

ориентация на позицию других людей, отличную от собственной.

Стр. 20-21,

упр. 18-19.

Д/з:

Выучить правило на стр.20. выполнить задание на карточке.

8.

(4)


Обобщение знаний о тексте.

Диктант № 1 с дополнительным заданием.

ОУ

Проверить умение самостоятельно работать, оформлять предложение,

Самостоятельная работа.

Научатся записывать текст, под диктовку учителя.

Понимание границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», стремление к преодолению этого разрыва.

Регулятивные:

контроль по результату и по способу действия.

Познавательные:

произвольное и осознанное владение приёмами деления текста на части.

Коммуникативные:

создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной задачей.

9.

(5)


Работа над ошибками. Проверь себя.


Как самостоятельно анализировать слово, выбирать нужный вариант

Находить и анализировать допущенные ошибки.

Возможность научиться самостоятельно анализировать слово, выбирать нужный

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),

Регулятивные:

формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:

Стр.22.



Д/з:

вспомнить новые изученные словарные слова, записать их в тетрадь через запятую, выделить орфограммы.


его написания, находить и исправлять ошибки?


вариант его написания, находить и исправлять ошибки.

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,

навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

эстетические потребности, ценности и чувства.

преобразование модели с целью выявления общих признаков, определяющих данную предметную область; построение рассуждения; построение логической цепочки, анализ истинности утверждений;

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы; работа в паре.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (12 ч)

10.

(1)


Что такое предложение?

УИНЗ

Как отличить предложение от группы слов, не составляющих предложение?

Как выбрать знак для обозначения конца предложения?

Предложение – единица речи. Признаки предложения: законченность мысли, связь слов в предложении, знаки препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак.

Научатся употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения, писать слова в предложении раздельно.

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения учебной задачи.

Коммуникативные:

строить понятные для партнёров различные по цели высказывания.

Стр. 23-25,

упр. 20-22.

Д/з:

Стр. 25-26, упр.23.

Программный уровень.

Задание 3- подготовить ответ из 2-3 предложений

Словарь:

родина.

11.

(2)


Как из слов составить предложение?

К

Как при помощи смысловых вопросов связать между собой слова и словосочетания в предложение?

Что значит изменить форму слова?

Предложение – единица речи, признаки предложения: законченность мысли, связь слов в предложении;

знаки препинания.

Научатся при помощи смысловых вопросов устанавливать связь между словами в предложении.

В устной речи передавать главную мысль в предложении, используя интонацию.

Развитие доверия и способности понимать чувства других людей.

Регулятивные:

контроль по результату и способу действий.

Познавательные:

осуществлять синтез, как составление целого из частей.

Коммуникативные:

соблюдение в устной речи логического (смыслового) ударения и интонации конца предложения.

Стр. 25-28,

упр. 24-27.

Д/з:

Стр. 28, упр.28.

Программный уровень.

Ответить на вопросы письменно.

Словарь:

скоро,

быстро.

12.

(3)


Контрольное списывание № 1.

КЗУН

Проверить навык грамотного каллиграфического письма.

Проверочная работа.

Научатся анализировать слово и выбирать правильный вариант его написания.

Понимание границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», стремление к преодолению этого разрыва.

Регулятивные:

составление плана и последовательности действий.

Познавательные:

осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия.

13.

(4)


Что такое главные члены предложения?

К

Как определить главные члены (основу) предложения и обозначить графически эту грамматическую

Члены предложения, главные члены предложения, грамматическая основа предложения.

Научатся находить грамматическую основу предложения и показывать её графически.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

проводить сравнение и классификацию по

Стр. 29-30,

упр. 29-31.



Д/з:

Стр. 30, упр.32.

Программный уровень.

Продолжить текст, написав 2-3 предложения.


основу?




заданным критериям.

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия.

14.

(5)


Что такое второстепенные члены предложения

(без деления на виды)?

К

Что такое второстепенные члены предложения?

Второстепенные члены предложения.

Научатся выделять в предложении слова, которые поясняют или уточняют главные члены предложения; дополнять основу второстепенными членами.

Понимание границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», и стремление к преодолению этого разрыва.

Регулятивные:

самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Познавательные:

произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия.

Словарь:

рисунок,

рисовать.

Стр. 31,

упр. 33-34.

Д/з:

Стр. 30 – выучить правило, составить и записать предложения с новыми словарными предложениями. Подчеркнуть основу предложения.

15.

(6)


Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. (Словарный диктант.)

К

На какие вопросы отвечают подлежащее и сказуемое?

Подлежащее, сказуемое.

Научатся обосновывать правильность выделения подлежащего и

Формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении,

Регулятивные:

контроль по результату и способу действий.

Познавательные:

проводить сравнение и



Стр. 32-34,

упр. 35, 37-38.



Словарь:

подлежащее, сказуемое.

сказуемого.

способности адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, уважать себя и верить в успех.

классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.

Д/з:

Стр. 33, упр.36.

16.

(7)


Что такое распространённые и нераспространён-

ные предложения?

К

Как отличить распространённые и нераспространённые предложения?

Распространённые (с второстепенными членами) и нераспространённые (без второстепенных членов) предложения.

Научатся

различать и составлять предложения данного вида; распространять нераспространённые предложения.

Развитие способностей к учёту позиций, мотивов и интересов одноклассников, развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Регулятивные:

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале.

Познавательные:

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры для выполнения учебной задачи.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.

Стр. 35-36,

упр. 39-41.

Д/з:

Стр. 36, упр.42. Программный уровень.

Дополнить предложения второстепенными членами письменно.

17.

(8)


Как установить связь слов в предложении?

К

Как установить связь слов в предложении по вопросам?

Словосочетания, форма слова.

Научатся устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения;

Наблюдение и анализ за особенностями собственной речи, умение оценивать её.

Регулятивные:

самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Познавательные:

произвольно и осознанно

Стр. 37-38,

упр. 43-45.



Д/з:

Стр. 39, упр.46.




составлять предложения из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).


владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия.

18.

(9)


Обучающее сочинение № 1 по репродукции

И.С. Остроухова «Золотая осень».

РР

Как правильно составить и записать рассказ по картине?

Картина, репродукция, картинная галерея, художник, пейзаж, изобразил.

Научатся письменно излагать свои мысли.

Формирование чувства прекрасного в процессе анализа репродукции пейзажной картины.

Регулятивные:

способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.

Познавательные:

правильность построения предложений.

Коммуникативные:

определять общую цель и пути её достижения во взаимодействии с коллективом.

Д/з:

Переписать сочинение на лист и оформить его.

19.

(10)


Члены предложения. Закрепление. Проверь себя.

УПиС

На какие вопросы отвечают подлежащее,

сказуемое и второстепенные члены предложения?

Распространённые (с второстепенными членами) и нераспространённые (без второстепенных членов) предложения.

Научатся

различать и составлять предложения данного вида; распространять нераспространённые предложения.

Понимание границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», стремление к преодолению этого разрыва.

Регулятивные:

оценивать правильность выполненных действий и вносить необходимые коррективы.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.

Стр. 40

20.

(11)


Контрольный диктант № 2.

«Предложение».

КЗУН

Как применить полученные знания на практике?

Самостоятельная работа, грамматические задания.

Научатся выделять и правильно записывать слова с орфограммами.

Формирование мотивации достижения результата, стремление к совершенствованию своих знаний.

Регулятивные:

преобразовывать знания в практические умения.

Познавательные:

произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия.

21.

(12)


Работа над ошибками.

УПиС

Как проводить работу над ошибками?

Проверочная работа.

Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки.

Понимание границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», стремление к преодолению этого разрыва.

Регулятивные:

классификация ошибок по орфограммам.

Познавательные:

анализ допущенных ошибок и подбор правил на заданную орфограмму.

Коммуникативные:

определять общую цель и пути её достижения.

Д/з:

Работа по карточке.

Программный уровень.

Дописать в конце текста 2-3 предложения.

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА. (18 ч)

22.

(1)


Что такое лексическое значение слова?

УИНЗ

Как лексическое значение слов помогает нам понять друг друга?

Лексическое значение слова, лексика.

Научатся определять лексическое значение слова.

Наблюдение и анализ за особенностями собственной речи, умение оценивать её, расширение своего словарного

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

работа с толковым словарём.

Коммуникативные:

Стр. 41-44,

упр. 48-51.

Словарь:

берёза.



Д/з:

Стр. 44, упр.52.





запаса.

формулировать собственное мнение и позицию.

23.

(2)


Что такое лексическое значение слова?

УИНЗ

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

Объяснять лексическое значение слов лопата, ягода.

Определять значение слова по толковому словарю. Находить незнакомые слова. Работать со страничкой Для любознательных.

Ориентирование ученика на учёт чужой точки зрения; устойчивый интерес к новым общим способам решения задач; понимание причин успешности учебной деятельности, положительная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Регулятивные:

находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию.

Познавательные:

строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в

явном виде; находить

языковые примеры для

иллюстрации данных.

понятий, правил.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Осознавать, высказывать и обосновывать точку зрения; строить монологические высказывания.

Стр. 45-46,

упр. 53-56.

Словарь:

лопата,

ягода.

Д/з:

Стр. 46, упр.57.

24.

(3)


Что такое однозначные и многозначные слова?

К

Как различать однозначные и многозначные слова?

Однозначные и многозначные слова.

Научатся подбирать и определять, сколько значений имеет слово.

Обогащение своей речи многозначными словами и их правильное употребление.

Регулятивные:

преобразовывать знания в практические умения.

Познавательные:

составление загадок с использованием многозначных слов.

Коммуникативные:

пополнение словарного запаса учащихся.

Стр. 47-49,

упр. 58-60.

Словарь:

дорога.

Д/з:

Стр. 49, упр.61.

25.

(4)


Что такое прямое и переносное значение слов? (Словарный диктант.)

К

Что нам помогает определить, в каком значении употребили слово?

Прямое и переносное значение слов.

Научатся определять и использовать прямое и переносное значение слова.

Создание в воображении ярких словесных образов, рисуемых авторами, оценка эстетической стороны речевого высказывания.

Регулятивные:

преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

работа с толковым и орфографическим словарями.

Коммуникативные:

пополнение словарного запаса учащихся.

Стр. 49-51,

упр. 62-64.

Д/з:

Стр. 51, упр.65.

26.

(5)


Что такое синонимы?

УИНЗ

Как распознать и подобрать синонимы?

Распознавать среди пар слов синонимы. Подбирать синонимы.

Научатся подбирать к словам синонимы и различать оттенки значений синонимов.

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

создание устных и

Стр. 52-54,

упр. 66-69.

Словарь:

синонимы,

осина.

Д/з:

Стр. 54, упр.70.









письменных текстов в соответствии с поставленной задачей.

27.

(6)


Что такое антонимы?

УИНЗ

Как распознать и подобрать антонимы?

Распознавать среди пар слов антонимы. Подбирать антонимы.

Научатся подбирать к словам антонимы.

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной задачей.

Стр. 54-56,

упр. 71-73.

Словарь:

антонимы,

до свидания.

Д/з:

Стр. 56, упр.74.

28.

(7)


Изложение № 1

на основе зрительного восприятия текста

по вопросам.

РР

Как правильно определить тему текста, пересказать содержание текста

с опорой на вопросы плана.

Изложение, план.

Научатся определять тему и главную мысль в тексте, оценивать

уместность использования слов в тексте.

Формирование мотивации достижения результата,

стремление к совершенствованию своих знаний.

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного

результата.

Познавательные:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Стр. 57,

упр. 76.

Д/з:

Стр. 57, упр.75.



29.

(8)


Контрольный диктант № 3.

КЗУН

Проверить навыки грамотного письма, умение правильно оформлять работу.

Грамматическое задание.

Возможность научиться писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания; находить и подчёркивать основу предложения.

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,

навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные:

формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:

преобразование модели с целью выявления общих признаков, определяющих данную предметную область; построение рассуждения; построение логической цепочки, анализ истинности утверждений.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; работа в паре.

30.

(9)


Работа над ошибками.

Что такое родственные слова?

К

Научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.

Родственные слова.

По каким признакам слова можно назвать родственными?

Ориентация на содержательные моменты школьной действительности – познание нового, овладение новыми компетенциями.

Регулятивные:

анализировать, делать выводы, сравнивать.

Познавательные:

проводить группировку по заданным признакам.

Коммуникативные:

аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Стр. 58-59,

упр. 77-78.

Д/з:

Стр. 59, упр.79.

31.

(10)


Что такое родственные слова?

К

Как находить в тексте и образовывать родственные слова, научиться употреблять их в речи.

Родственные слова.

Возможность научиться находить в тексте и образовывать родственные слова; употреблять их в речи.

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,

навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные:

формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:

преобразование модели с целью выявления общих признаков, определяющих данную предметную область; построение рассуждения; построение логической цепочки, анализ истинности утверждений.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; работа в паре.

Стр. 59-60,

упр. 80-82.

Д/з:

Стр. 60, упр.83.

32.

(11)


Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

К

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.

Находить однокоренные слова.

Научатся определять в слове корень и распознавать однокоренные слова, отличать их от синонимов.

Формирование способности адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении.

Регулятивные:

производить анализ, сравнение, обобщение при выполнение заданий.

Познавательные:

применять правила и пользоваться инструкцией.

Коммуникативные:

работа с инструкциями и справочными материалами.

Стр. 61-62,

упр. 84-87.

Д/з:

Стр. 62, упр.88.

Выучить правило стр. 61.

33.

(12)


Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

К

Выделять корень в однокоренных

словах.

Выделение корня в словах.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,

навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию; осуществлять анализ слов, с выделением существенных признаков;

описывать объект: передавать его внешние характеристики.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме, строить монологические высказывания.

Познавательные:

строить несложные рассуждения,

устанавливать причинно-следственные связи, находить, языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил.

Стр. 63-64,

упр. 89-92.

Д/з:

Стр. 64, упр. 93

34.

(13)


Обобщение.

Тест № 2.

УПиС

Как называется общая часть родственных слов?

Корень, однокоренные слова.

Научатся находить в тексте однокоренные слова и правильно выделять в словах корень.

Формирование мотивации достижения результата, стремление к совершенствованию своих знаний.

Регулятивные:

преобразовывать знания в практические умения.

Познавательные:

произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия.

Стр. 64,

упр. 93-94.

Д/з:

Стр. 64, упр. 93

35.

(14)


Какие бывают слоги?

(Словарный диктант.)

УИНЗ

Как называется общая часть родственных слов?

Слог, гласные, ударный слог, безударный слог.

Научатся делить слова на слоги

Проявление личной заинтересованности в приобретении и расширении знаний, и способов действий

Регулятивные:

классификация по заданному признаку.

Познавательные:

поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.

Стр. 65-66,

упр. 95-97.

Д/з:

Стр. 67, упр.98.

36.

(15)


Как определить ударный слог?

К

Какую роль выполняет ударение в словообразовании?

Ударение,

словесное, логическое

(смысловое) ударение.

Научатся правильно ставить ударение в слове и определять

ударный слог.

Наблюдение и анализ за особенностями

собственной речи, умение оценивать её, работа над правильным орфоэпическим произношением.

Регулятивные:

производить анализ, сравнение, обобщение при выполнение заданий.

Познавательные:

построение логической цепи, делиться информацией.

Коммуникативные:

строить понятные

Стр. 67-68,

упр. 99-102.

Словарь:

извини (те).



Д/з:

Стр. 68, упр.101.






рассуждения и высказывания для партнёра.

37.

(16)


Как определить ударный слог?

К

Роль ударения в словообразовании.

Ударение,

словесное, логическое

(смысловое) ударение.

Формировать умение ставить ударение, учиться находить в слове ударный слог.

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,

навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные:

формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:

преобразование модели с целью выявления общих признаков, определяющих данную предметную область; построение рассуждения; построение логической цепочки, анализ истинности утверждений.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы; работа в паре.

Стр. 69-70,

упр. 103-106.

Словарь:

капуста.

Д/з:

Стр. 69, упр.103.

38.

(17)


Как переносить слова с одной строки на другую?

К

Как определить способ переноса слова?

Слог, перенос, знак переноса,

деление на слоги, деление слов для их переноса.

Научатся переносить слова с одной строки на другую, выделять слова, которые нельзя переносить, отличать деление на

Овладение умениями сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:

преобразовывать знания в практические умения.

Познавательные:

осуществлять рефлексию способов действий, применять полученную

Стр. 71-72,



упр. 107-111.



Словарь:

жёлтый.

слоги и деление слов для переноса.


информацию.

Коммуникативные:

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Д/з:

Стр. 73, упр.112.

39.

(18)


Обучающее сочинение №2 по серии сюжетных рисунков.

РР

Как правильно составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок?

Работа с изученными терминами.

Научатся писать сочинение по серии сюжетных картинок, опорным словам и вопросам

Этические чувства, доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, желание проявлять заботу об окружающих.

Регулятивные:

способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.

Познавательные:

правильность построения предложений.

Коммуникативные:

определять общую цель и пути её достижения во взаимодействии с коллективом.

Стр. 74,

упр. 114.

40.

(19)


Упражнение в переносе слов.

Проверь себя.

К

Как проводить работу над ошибками?

Работа с изученными терминами.

Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки.

Понимание границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», стремление к

преодолению этого разрыва.

Регулятивные:

классификация ошибок по орфограммам.

Познавательные:

анализ допущенных ошибок и подбор правил на

заданную орфограмму.

Коммуникативные:

определять общую цель и пути её достижения.

Стр. 75-76

Словарь:

посуда.

41.

(20)


Тест № 3.

Проверочная работа.

КЗУН

Как я усвоил изученный материал.

Проверочная

работа по теме «Слова».

Научатся оценивать свои достижения, работать самостоятельно, оформлять свои мысли письменно.

Формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.

Регулятивные:

составление плана и последовательности действий.

Познавательные:

осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия.

42.

(21)


Контрольный диктант № 4 по темам раздела «Слова, слова, слова…»

КЗУН

Проверить навыки грамотного письма, умение правильно оформлять работу.

Грамматическое задание.

Возможность научиться писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания; находить и подчёркивать основу предложения.

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,

навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные:

формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:

преобразование модели с целью выявления общих признаков, определяющих данную предметную область; построение рассуждения; построение логической цепочки, анализ истинности утверждений.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; работа в паре.

43.

(22)


Работа над ошибками.

УПиС

Как проводить работу над ошибками?

Проверочная работа.

Научатся видеть, классифицировать и исправлять ошибки.

Понимание границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю», стремление к преодолению этого разрыва.

Регулятивные:

классификация ошибок по орфограммам.

Познавательные:

анализ допущенных ошибок и подбор правил на заданную орфограмму.

Коммуникативные:

определять общую цель и пути её достижения.

Д/з:

Работа по карточке.

Программный уровень.

Придумать имена собственные для 5 и 6 предложений.

Списать, соблюдая все изученные правила русского языка.





























Список литературы


  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных действий в основной школе: от действия к мысли.

  2. Канакина В. П. Русский язык: 2 кл.: Электронное приложение к учеб. В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (1 CD). — М.: Просвещение, 2017. — (Школа России).

  3. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь.: Пособие для учащихся общеобразоват. организаций.В 2 ч. / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2018. – (Школа России)

  4. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. /  В. П. Канакина В. Г. Горецкий – М.: Просвещение, 2017. – (Школа России)

  5. Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М.: Просвещение, 2014.

  6. КИМы. Русский язык. 2 класс. Сост. В.А. Синякова-М.:ВАКО, 2013. -80с.

  7. Крылова О.Н. Русский язык: 2 класс: контрольно-измерительные материалы. ФГОС/ О.Н. Крылова. – 4-е изд. Перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 80 с.

  8. Крылова О.Н. Русский язык: итоговая аттестация: 2 класс: типовые тестовые задания. / О.Н. Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 52 с.

  9. Курганов С. Ю. Русский язык для начальной школы в таблицах и схемах : правила и орфограммы, определения и примеры, разбор слов и предложений / С. Ю. Курганов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 64 с. – («Здравствуй, школа!»).

  10. Осетинская О. В. Я – второклассник: портфолио учащегося / О. В. Осетинская. – Волгоград : Учитель, 2011.

  11. Портфолио в начальной школе : тетрадь младшего школьника / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. – Волгоград: Учитель, 2010.

  12. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010.

  13. Русский язык. 1–2 классы : итоговый контроль знаний по программе «Школа России» / авт.-сост. Т. В. Лисицина. – Волгоград : Учитель, 2011.

  14. Система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011.

  15. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н.  Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс – М.: ВАКО, 2018

  16. Ситникова Т.Н., Яценко И. Ф., Васильева Н.Ю.. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс.-М.: ВАКО, 2013. – 368с.

  17. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку 1-2 классы (1-4), 1 класс (1-3). – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2015. - 271.













2. Конспект урока по русскому языку. Тема: «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»


Проблема:

  1. Какие слова называются родственными?

  2. Что такое корень слова?

  3. Какие слова называются однокоренными?

Новые знания:

1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

2. Корень – общая часть родственных слов.

3. Родственные слова иначе называются однокоренными.

Цель: Способствовать формированию умения находить и выделять корень в однокоренных, родственных словах; подбирать группу родственных слов; расширить словарный запас учащихся.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с понятием «корень», «однокоренные слова», родственные слова».

Развивающие: развивать умение рассуждать , мыслить (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и   определять понятия, ставить и решать проблемы); развивать навыки устной и письменной речи; развивать память; развивать критическое мышление, групповую самоорганизацию, умение вести диалог; развивать эстетические представления и художественный вкус; развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей, сравнительного анализа), развивать у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; развивать у обучающихся коммуникативную культуру (умения общаться, монологическую и диалогическую речь); развивать у обучающихся рефлексивную деятельность, развивать способности четко формулировать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности и самостоятельности,  воспитывать сознательного и серьёзного отношения обучающихся к предмету РЯ, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;  воспитывать умения управлять собой, своим поведением, воспитывать умения слушать других, культуры речи, общения; воспитывать способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;  воспитывать сознательность обучающихся, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Оборудование: карточки для дифференцированной работы (разноцветные конверты с заданиями для групповой работы, карточки для тестовой работы, толковые словари, электронное приложение к учебнику.


Ход урока:


1. Организационный момент.

 Начинается урок,

 Он пойдет ребятам впрок.

 Постарайтесь все понять,

 Интересное узнать.


2.Минутка чистописания.

 Запись на доске.

Ребята, открываем свои тетрадки и записываем по центру сегодняшнее число, ____________ «Классная работа»

- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

      Ум да разум надоумят сразу.

 -Запишите эту пословицу в тетради.

 - Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.


3.Создание проблемной ситуации.

а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

- На какую тему все эти слова?

- И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

 - А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме - родственные слова)

- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)

 Пишем с большой, через запятую. (Дети делают запись).

 б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова). - А вот некоторые ребята выписали все слова (или можно было выписать все слова?).

 - Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.

в) Беседа о родственниках.

 - А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

 - Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа …)

 - Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.

г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

 - Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

 - Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

 Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

 Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

 - Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

 - Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

 - Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

 - Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

 - Назовите эту общую часть. (зим-).

 - Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).

 - А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

 - Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными. (ответы детей)

 Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

 - С родственными словами мы разобрались.

 - Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)

- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).

е) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

 - Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

 Корень:

 1) подземная часть растения;

 2) часть волоса, зуба, ногтя;

 3) начало, источник чего-либо;

 4) часть слова.

 - Наше слово «корень» имеет несколько значений. А кто знает, как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные).

 - Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).

 - Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова»?

 (Общая часть родственных слов)

  Какие слова называются родственными?

 (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем).

 

4. Понятие об однокоренных словах.

- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать, что наши родственные слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

 - Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем? (однокоренные слова)

 - Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.

  • -родственные слова,

  • -корень слова,

  • -однокоренные слова

-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.

- Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.


5. Физминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)


6. Упражнения в распознавании однокоренных слов.

 а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

 Игра называется «Засели домики».

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете) Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам.

        1 ряд - - лис-

        Лиса, лист, лисонька, лисий.

                                2 ряд - - мор-

                                 Морской, моряк, море, мороз.

                                                                3 ряд - - вод –

                                                                 Вода, водичка, водный, водитель.

- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики, и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень. (Работа учащихся)

- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

 -Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

(проверяем работу 2 и 3 рядов)

 -Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

б) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.

 - Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение № 85 из учебника на странице 61

 Проверяем выполненное задание.

 в) Групповая работа.

- А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями, а вы -листочки с этих деревьев (у детей на партах листики со словами). Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.

  • 1 группа - рыб -

 Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

  • 2 группа - ум –

Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.

  • 3 группа - ворон –

Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.

  • 4 группа - вод –

Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

- Посмотрите, какие у нас чудные деревья получились! А вот и мудрая Совушка появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовила для вас лесные загадки (конверты с заданиями).

Если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой-«родственные слова», надо будет устранить лишнее слово, которое не будет родственным и подобрать еще одно свое родственное.

1 группа

 Он всю зиму в шубе спал,

 Лапу бурую сосал,

 А проснувшись, стал реветь,

 Этот зверь лесной-…..(медведь).

                Медведь, медленно, медвежата, медвежий,...........онок.

2 группа

 На овчарку он похож,

 Что ни зуб- то острый нож.

 Он бежит, оскалив пасть,

 На овцу готов напасть. (волк)

                Волк, волчий, волокно, волчица, ...........онок.

3 группа

 Что за зверь со мной играет?

 Не мычит, не ржет, не лает,

 нападает на клубки,

 прячет в лапки коготки! (кошка)

                Кошка, котенок, катушка, кот, ……….ий.


Релаксация.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

 Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.

 Есть у нас игра такая- очень легкая, простая:

 Замедляется движенье, исчезает напряженье-

 И становится понятно- расслабление приятно.


7. Проверочное задание-тест.

 - У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.

 Послушайте внимательно задание. Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.

 Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе. (1,2,3)

 Так же, как и у кустов,

 Корень есть у разных слов.

 Будь внимателен к словам

 И проверь-ка ты все сам:

 Все ли слова родные – однокоренные?

 Белка, беленький, белить,

 Водяной, вода, водить,

 Лист, лиса, лисенок,

 Горный, горка, городок,

 Пес, песочный, песок,

 Моряки, морской, моржи,

 Корень, корневой, коржи.

 Все проверили слова? Отвечайте мне тогда!

-Давайте проверим, какие же слова оказались лишними.

- Слов на свете нам не счесть,

 В каждом слове корень есть.

 Чтобы грамотно писать,

 Надо корень выделять.


8. Итог урока.

 -Ребята, наш урок подходит к концу.

 Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

 - Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока? (Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

  А какую еще связь с нашим уроком вы заметили? (в пословице есть родственные слова).

  Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?


9. Рефлексия.

 - Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.

-Кто из вас доволен своей работой?

- Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой?



Домашнее задание.

-Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание (упр.№ 83) - определить, какие слова будут являться родственными и выделить у них корень. Я уверена, что с этим заданием дома вы справитесь легко.


-  Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!









Приложение



Информационная карта урока в соответствии с ФГОС



Шпис Наталия Владимировна

УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ

_________ (_______________) __________ ( )

«___»___________202 г «___»___________202 г.

1

Тип урока

Урок открытия нового знания

2

Класс

2

3

Тема

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

4

Образовательная программа, автор

Школа России; В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

8 урок в 4 разделе «Слова. Слова. Слова.»

6.

Цель урока

Способствовать формированию умения находить и выделять корень в однокоренных, родственных словах; подбирать группу родственных слов; расширить словарный запас учащихся.

7.

Задачи

Образовательные: познакомить детей с понятием «корень», «однокоренные слова», родственные слова».


Развивающие: развивать умение рассуждать , мыслить (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и   определять понятия, ставить и решать проблемы); развивать навыки устной и письменной речи; развивать память; развивать критическое мышление, групповую самоорганизацию, умение вести диалог; развивать эстетические представления и художественный вкус; развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей, сравнительного анализа), развивать у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; развивать у обучающихся коммуникативную культуру (умения общаться, монологическую и диалогическую речь); развивать у обучающихся рефлексивную деятельность, развивать способности четко формулировать свои мысли.


Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности и самостоятельности,  воспитывать сознательного и серьёзного отношения обучающихся к предмету РЯ, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;  воспитывать умения управлять собой, своим поведением, воспитывать умения слушать других, культуры речи, общения;

воспитывать способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;  воспитывать сознательность обучающихся, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

8

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения





ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование


Планируемые результаты

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

объяснительно-иллюстративный



Прием «Оратор»

– Проверим готовность к уроку.


Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.


- Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга

Принимать установку учителя

Ф

интер

Оценка учителя

воспитание уважительного отношения к русскому языку как

родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

К-


Слушать собеседника и понимать речь других;


Р- Принимать и сохранять цель и учебную задачу;




развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми,

сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Метод проблемного изложения материала

Прием «да-нет-ка»







Словесный : Беседа


Минута чистописания, словарно-орфогр работа:


Записать в тетрадях пословицу, соблюдая все правила написания букв и их соединение, а также орфографию:

Ум да разум надоумят сразу.

- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .


Актуализация знаний (повторение):




– Что такое корень?



– Какое ещё значение слова корень вам известно?







– Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова.




– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно на уроке русского языка?


В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова

Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными?


Пробное действие:


В строчке найти «лишние» слова и объяснить, почему.


Группа слов на доске:

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.


Выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.
















Отвечать на вопросы учителя


(Подземная часть растения.)



(Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)



Многозначными






Часть слова






близкие по смыслу













Зима, зимушка, зимовать, зимний

Г














Ф





















И







Ф












Г

Интер.

Доска














Оценка учителя

первоначальное представление о некоторых нормах русского

языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных)

и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

Р: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;


К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме

(на уровне предложения или небольшого текста);


заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

3. Этап выявления места и причины затруднения

Этап выявления места и причины затруднения

Частично-поисковый

Какие затруднения у вас появились? В чем вы испытывали затруднение?


Со всеми заданиями вы смогли справиться? Почему?


Если справились с заданием, то вопрос: правильно выполнили, сможете ли объяснить?


Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.




Не знаем, что объединяет эти слова.

Ф


самооценка

овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми

единицами;

Р:

планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;




К:


выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем

и одноклассниками;


представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Этап построения проекта выхода из затруднения

Метод проблемного изложения материала



Подводящий диалог

Какова цель нашего урока?










Какова тема нашего урока?





Построим план наших действий. (Как будем действовать)

Если мы будем знать, что такое корень и уметь его находить и подбирать слова, то…




Научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.


Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

Формулировать тему и цели урока






Ф






























Интер доска

Взаимоконтр





























формирование начальных умений находить, характеризовать,

сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как

звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член

предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

П:


работать с информацией, представленной в разных формах

(текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя

и самостоятельно;

•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;


Р: учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях

учебника, справочном материале учебника — в памятках) в

планировании и контроле способа решения;

•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);


К: принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);



развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми,

сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

5.Этап реализации построенного проекта

Этап реализации построенного проекта

Объяснительно-иллюстратив.



Частично –поисковый

Аналитико - синтезирующий

Чтобы выполнить задание, давайте ответим на вопрос:


- Что такое корень?











Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию?



- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка?



- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?


А почему нужно знать, что такое корень, уметь находить его в словах? Если мы будем знать, что такое корень слова и уметь находить его и где вам это пригодится?


Какие слова называются родственными?




- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственные слова образованы от одного и того же корня?

- Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ?


-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.


Физ.минутка


Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть

Упражнения в распознавании однокоренных слов .

Игра называется «Засели домики».

Отвечать на вопросы учителя

Корень:

1) подземная часть растения;

2) часть волоса, зуба, ногтя;

3) начало, источник чего-либо;

4) часть слова.



в словаре





часть слова





Общая часть родственных слов





Ответы учащихся.



Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем








однокоренные слова


Правило в учебнике





Выполнять физические упражнения







Работа учащихся

Ф
















Ф












И






Ф


















И






Г








Учебник



































































Интер доска


Оценка учителя

формирование начальных умений находить, характеризовать,

сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как

звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член

предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

П:


пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами,

приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе

в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

•осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);


К: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем

и одноклассниками;

•задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать

на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;


заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Репродуктивный


Частично -поисковый

1. Чтение стихотворения учителем.

Когда – то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был тот сад фруктовым –

Был он только словом.

Разрастаться стало вскоре

Это слово, слово – корень,

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.



- Сейчас мы познакомимся с необыкновенным деревом из этого сада.


(На доске плакат с изображением дерева. В корне дерева записано слово лес)


-Прикрепите те слова, которые являются однокоренными. (Слова на карточках: лес, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница)


- Что объединяет эти слова?


Что у них общего?


Можно ли сказать, что они близки по значению?


Какую общую часть они имеют?



Поднимите руку, если у вас возникли сомнения в правильности написания слов.

Дети читают слова, записанные на карточках, прикрепляют к кроне дерева те слова, которые являются однокоренными




Работают в парах, выписывают группы родственных слов из словаря учебника.

Корень лес-.

лес, лесник, лесовичок, , лесок, лесная, перелесок.






корень





Г















Г

Интер доска
















Плакат























Оценка учителя

первоначальное представление о некоторых нормах русского

языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных)

и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

Р:

проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней

речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;


К: принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);


положительного отношения к языковой деятельности;

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Репродуктивный



Частично -поисковый

Выполним упражнение № 85 из учебника на странице 61



Как обозначим общую часть?


Взаимопроверка. Оценивание работы.



Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов.


Почему корень – главная часть родственных слов?


- Расскажите правило друг другу


- А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями ,а вы -листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.

Работают в соответствии с составленным планом








(Ответы детей)









•1 группа - рыб -

Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

•2 группа - ум –

Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.

•3 группа - ворон –

Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.

•4 группа - вод –

Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

И


















Г



Учебник

Взаимоконтр

первоначальное представление о некоторых нормах русского

языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных)

и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

П: анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной

организации деятельности); обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);



представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.

8.Этап включения в систему знаний и повторения

Этап включения в систему знаний и повторения

Метод проблемного изложения материала

Отгадать загадку, устранить лишнее слово, которое не будет родственным и подобрать еще одно свое родственное.

1 группа

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Этот зверь лесной-…..(медведь).


Медведь, медленно, медвежата, медвежий ,...........онок.


На овчарку он похож,

Что ни зуб- то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.( волк)

Волк, волчий, волокно, волчица, ...........онок.



Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржет, не лает,

нападает на клубки,

прячет в лапки коготки! (кошка)

Кошка, котенок, катушка, кот, ……….ий.


- Проверка задания.


Вывод. Что нужно сделать, чтобы правильно определить корень в слове?


Учебно-познавательная игра «Найди родственника».


Игра на снятие напряжения с опорно-двигательного аппарата.


Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая- очень легкая, простая:

Замедляется движенье, исчезает напряженье-

И становится понятно- расслабление приятно.


В классе развешаны карточки: группы родственных слов, вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)



Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисенок,

Горный, горка, городок,

Пес, песочный, песок,

Моряки, морской, моржи,

Корень, корневой, коржи.







Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.





















Слова, похожие по написанию, но разные по смыслу не являются однокоренными или родственными.


Ф









Г
























Г

Интер доска





















































Карточки

Самооц.

овладение первоначальными научными представлениями о

системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов:

фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и

синтаксис (в объёме изучаемого курса);

П:

подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми,

сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;


9.Этап рефлексии УД на уроке

Этап рефлексии УД на уроке


-Ребята, наш урок подходит к концу.

Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?


А какую еще связь с нашим уроком вы заметили? Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?


- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?



- Как правильно определить корень в слове?


- Какие слова называются однокоренными?


- Каковы признаки однокоренных слов?


- Пользуясь таблицей, оцените свою работу на уроке.



Я понял ...

Я узнал ...

Я открыл для себя ...

Теперь я могу сам...

Я легко справился...

Мне было трудно...

Мне было интересно...

Мне понравилось...

Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты...


- Спасибо за работу. Урок окончен.


Домашнее задание.


- Выучить правило с. 61. Упр. 83


Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.






в пословице есть родственные слова


ответы учащихся


Ф

































И


самооц

применение орфографических правил и правил постановки

знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса)

П:

анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной

организации деятельности); ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;



Р: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

•адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;



первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в процессе выполнения совместной учебной

деятельности на уроке и в проектной деятельности