СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа "Русская словесность. От слова к тексту"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа спецкурса направлена на гармоничное развитие личности, обладающей текстовой компетентностью, так как речь является основным средством обеспечения процесса обучения и воспитания. Текстовая компетентность (восприятие, понимание, интерпретация, создание, воспроизведение) обеспечивает развитие познавательных и созидательных способностей ребенка, способствует успешной реализации личности в современном мире.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа "Русская словесность. От слова к тексту"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ Г.КОЗЬМОДЕМЬЯНСКА «ДАРОВАНИЕ»



УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО

Директор школы-интерната Зам. директора по УР на заседании МО Протокол № 1

________ Н.А.Толстова ________ О.В.Толстова _________ Мучкина С.А.

«___» ______ 2018 год «___» _______ 2018год «28» августа 2018 год









ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

Для обучающихся 5-7 классов

«РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ.

ОТ СЛОВА К ТЕКСТУ»








Автор-составитель:

учитель русского языка и литературы

ГБОУ РМЭ «Школа-интернат «Дарование»

Мучкина Светлана Александровна









2018-2019 уч. год


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение детей эстетической функции языка средствами коммуникативно – творческих игр – упражнений создает правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта и формирует бережное отношение к языку. Игра (понимаемая это слово максимально широко) со словом вводит ученика в мир слова через юмор и творчество.

Программа спецкурса направлена на гармоничное развитие личности, обладающей текстовой компетентностью, так как речь является основным средством обеспечения процесса обучения и воспитания. Текстовая компетентность (восприятие, понимание, интерпретация, создание, воспроизведение) обеспечивает развитие познавательных и созидательных способностей ребенка, способствует успешной реализации личности в современном мире.

II. Форма организации занятий

Групповые с наполняемостью до 20 человек. В состав группы входят учащиеся 5-го класса. Группа постоянна, дети обучаются в течение 1 года по 1 часу в неделю.

Общее количество часов – 34 часа в год.


III. Цель программы

Первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях (эпических, лирических, драматических) и особенностях словесного выражения в этих разновидностях словесности.


Задачи:

  • формировать умение, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение;

  • употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

  • выразительно читать произведения разных жанров;

  • составлять собственные устные и письменные тексты.














IV. Разделы программы.

  1. Слово как единица языка и как словесное высказывание. Сведения о происхождении слов. Назначение языка (средство общения, сообщения информации, побуждения к чему – либо). Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. (4 часов)


  1. Что такое словесность? Разговорный и литературный язык. Диалог. Монолог. Просторечие. Язык художественной словесности. (5 часов)


  1. Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Слова – термины. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Неологизмы. Устаревшие слова. Фразеологизмы. (10 часов)


  1. Прямое и переносное значение слова. Эпитет. Сравнение. Аллегория. (4 часа)

  2. Текст. Тема и основная мысль текста. Способы связи слов в предложении. Формы словесного выражения. (4 часа)


  1. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. (2 час)


  1. Устная народная словесность. (1 час)


  1. Литературное эпическое произведение. (1 час)


  1. Литературное лирическое произведение. (1 час)


  1. Литературное драматическое произведение. (1 час)























V. Примерный тематический план


Тема

всего

теория

практика

«Вначале было слово…», или Что мы знаем о языке

4

1

3

Как аукнется, так и откликнется, или Мир русской речи.

5

2

3

Красна птица пером, а речь – словом,

или Сколько слов в русском языке

10

3

7

Словесная живопись

4

1

3

Малахитовая шкатулка, или

Что мы знаем о тексте

4

1

3

Формы словесного выражения

2

-

2

Устное народное творчество

1

-

1

Сказка – ложь, да в ней намёк…

2

1

1

Лирическое произведение

2

1

1

Драматическое произведение

1

-

1

Творческая мастерская

Итоговое занятие

1

-

1




















IV. Содержание

Тема №1. «Вначале было слово…», или Что мы знаем о языке

Зачем человеку нужен язык.

Говорить выразительно. Жесты и мимика.

Откуда берутся слова?

Язык мой – друг мой?

Тема №2. Как аукнется, так и откликнется, или Мир русской речи.

Что в слове, что за словом

Долой однообразие!

Оружие смеха

Проще некуда!

Язык художественной словесности

Тема №3. Красна птица пером, а речь – словом,

или Сколько слов в русском языке

Две стороны одного слова

В чём секрет поэтических тропов

Золотые слова…

Стареют ли слова

Эти многоликие слова

Омоформы, Омофоны и Омографа

Иноземные гости

Фразеологизмы

«Какого роду племени?»

Тема №4. Словесная живопись

Эпитет

Сравнение

Метафора

Аллегория

Тема №5. Малахитовая шкатулка, или Что мы знаем о тексте

Для чего нужно знать язык?

Речевая компетентность, или говорить и писать правильно

Письмо как разновидность текста

Этикетные диалоги. Будь вежлив

Тема №6.

Бисер стихотворной речи

Как передать всё то, что хочу сказать

Тема №7. Мал золотник, да дорог, или малые фольклорные формы

Тема №8.Сказка – ложь, да в ней намёк…

Устная народная проза

Сказочные формулы

Тема №9. Лирические произведения

Всё о жанровых формах

Тема №10. Драматическое произведение

Сквозь смех и слёзы…

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема занятия

Кол. часов

Дата

Тема №1. «Вначале было слово…», или Что мы знаем о языке

4ч.

1

Зачем человеку нужен язык.

1


2

Говорить выразительно. Жесты и мимика.

1


3

Откуда берутся слова?

1


4

Язык мой – друг мой?

1


Тема №2. Как аукнется, так и откликнется, или Мир русской речи

6ч.

5

Что в слове, что за словом

1


6

Долой однообразие!

1


7

Оружие смеха

1


8

Проще некуда!

1


9-10

Язык художественной словесности

2


Тема №3. Красна птица пером, а речь – словом,

или Сколько слов в русском языке

9ч.

11

Две стороны одного слова

1


12

В чём секрет поэтических тропов

1


13

Золотые слова…

1


14

Стареют ли слова

1


15

Эти многоликие слова

1


16

Омоформы, Омофоны и Омографы

1


17

Иноземные гости

1


18

Фразеологизмы

1


19

«Какого роду племени?»

1


Тема №4. Словесная живопись

4ч.

20

Эпитет

1


21

Сравнение

1


22

Метафора

1


23

Аллегория

1


Тема №5. Малахитовая шкатулка, или Что мы знаем о тексте

4

24

Для чего нужно знать язык?

1


25

Речевая компетентность, или говорить и писать правильно

1


26

Письмо как разновидность текста

1


27

Этикетные диалоги. Будь вежлив

1


Тема №6.

2ч.

28

Бисер стихотворной речи

1


29

Как передать всё то, что хочу сказать

1


Тема №7. Мал золотник, да дорог, или малые фольклорные формы

1ч.

30

Малые фольклорные жанры

1


Тема №8.Сказка – ложь, да в ней намёк…

2ч.

31

Устная народная проза

1


32

Сказочные формулы

1


Тема №9. Лирические произведения

1ч.

33

Всё о жанровых формах

1


Тема №10. Драматическое произведение

1ч.

34

Сквозь смех и слёзы…

1


Всего:

34



Гуманизация современного образования потребовала не только сближения школьного преподавания русского языка и литературы и усиления их практической направленности, но и появления нового предмета «русская словесность». Указанный курс позволяет ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Словесность, в широком смысле слова, - это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно. В узком смысле слова, собственно словесностью, называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью мы называем также все науки о языке и литературе.

Словесность – важнейшее проявление духовной жизни человека. Главным образом в словесности выражаются самосознание нации, народа, нравственные, политические, социальные основы жизни общества. Благодаря ей личность осознает свою включенность в общество, нацию, историю, познает мир и самое себя, осваивает культуру и развивает способность мыслить, чувствовать, творить, общаться с людьми. Художественная словесность создает новую реальность, осваивая которую люди обретают способность самосовершенствования.

Словесность, составляя единое целое с традиционными предметами - русским языком и литературой,- вместе с тем имеет свои задачи:

  1. Изучение законов употребления языка, своеобразия словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов.

  2. Овладение умением самостоятельно постигать идейно – художественный смысл прочитанного через языковую ткань и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.

  3. Творческое употребление родного языка для выражения собственных мыслей и чувств.

Изучение словесности начинается в 5 классе, так как предмет дает большие возможности для развития творческих способностей учащихся, воспитания у них осмысленного бережного отношения к родному языку.

В 5 классе учащиеся знакомятся с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание. В частности, с понятиями литературный и разговорный язык, учатся различать разговорную и книжную окраску слов, а также употреблять слова в соответствии с их окраской. Получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях – эпических, лирических, драматических.

Программа не является механическим соединением сведений, изучаемых на уроках русского языка и литературы. Так, понятие диалог в русском языке изучается в соответствии со знаками препинания при прямой речи. В программе по словесности диалог рассматривается как одна из форм словесного выражения содержания, говорится об употреблении диалога в разговорном и книжном языке, в эпическом и драматическом произведениях. Подзаголовок «От слова к тексту» свидетельствует о том пути, которым идут ученики в освоении учебного предмета: сначала рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют служить материалом словесности, а затем – произведения как результат употребления языка.

В программе предполагается создание учащимися собственного текста – сказки, рассказа, сценки и др. Такой путь известный словесник – методист М.А.Рыбникова назвала следующим образом: «от маленького писателя к большому читателю».

Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.

Забавные задания помогают ученику освоить важнейшие законы искусства слова, позволяя видеть своеобразие авторского стиля и сочинять собственные произведения.

Активизация познавательных способностей в процессе обучения осуществляется через ассоциации как эффективный прием развития одаренности ребенка. Каждое занятие ориентировано на создание обогащенной речевой среды, актуализацию зоны ближайшего развития подростков, создание собственного текста.

Особое место в процессе обучения занимает моделирование текстов разных жанров по алгоритму. Дети учатся создавать свои тексты в определенной последовательности и, как показывает практика, достаточно успешно. Урок завершается рефлексией собственной деятельности, что позволяет присвоить полученный опыт, сделать его личным.

Ожидаемые результаты:

  • понимание смысла художественного произведения;

  • широкое применение лексических ресурсов языка в собственных текстах;

  • сочинение собственных текстов различных жанров.

Программа может быть использована как на уроках русского языка и литературы, так и во внеклассной деятельности.
















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова С.В. Организация учебно – исследовательской работы по русскому языку. Лекции 1-4. М.,Педагогический университет, «Первое сентября», 2006.

  2. Абдрахманова И.Э. Творческая работа по переводу на уроках русского языка. Журнал «Русский язык в школе», № 1, 1996.

  3. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Дрофа», 2004.

  4. Альбеткова Р.И. Литературные игры. Шаг за шагом. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. М., «Открытый мир», 1995.

  5. Автушко Л.И. Материал для работы с абстрактными существительными. Журнал «Русский язык в школе», № 3, 1990.

  6. Болотнова Н.С. Основы текстоведения в школе. Книга для учителя. Томс, 2000.

  7. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка. Журнал «Русский язык в школе», № 1, 1996.

  8. Бурмако В.Н. русский язык в рисунках. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1991.

  9. Варникова Е.Н. Семантическая структура прилагательных с исходной семой «металлический». Журнал «Русский язык в школе», № 6, 1996.

  10. Волкова О.А. Учимся секретам юмористического сочинительства. Журнал «Русский язык в школе», № 1, 1996.

  11. Енин А.В. Конструирование игровых сценариев. Журнал «Школьные технологии», № 3, 2006.

  12. Зельманова Л.М. Герои мультфильмов у нас в гостях. Журнал «Русский язык в школе», № 3, 1997.

  13. Ипполитова Н.А. Развитие речи школьников в процессе обучения чтению. Журнал «Русский язык в школе», № 1. 1997.

  14. Канакина Г.И. Уроки развития речи. Дидактические материалы для учащихся по программе «Речь». 6 класс. М., «Владос», 1999.

  15. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. М., «Политиздат», 1985.

  16. Касимова Т.Н. Формирование речевой компетентности учащихся в условиях средней школы. Из опыта работы. Биробиджан, 2007.

  17. Коротаева Е.В. Ситуация успеха на уроках русского языка. Журнал «Русский язык в школе», №5-6, 1996.

  18. Коротаева Е.В. Педагогика встречных усилий на уроках русского языка. Журнал «Русский язык в школе», № 5, 1998.

  19. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. Журнал «Русский язык в школе», № 1, 1997.

  20. Михайлова С.Ю. Устный ученический журнал «Язык мой, давай с тобой дружить!». Журнал «Русский язык в школе», № 1, 1996.

  21. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. М., Издательство Института Психотерапии, 2000.

  22. Лобастова М.П. Учусь работать с книгой и текстом. Рабочая тетрадь для занятий спецкурса по литературе. 5 класс. Томск, 2008.

  23. Львова С.И. Уроки словесности. 5 – 9 классы. М., «Дрофа», 1996.

  24. Петрусинский В.В. Игры. Обучение. Досуг. М., «Новая школа», 1994.

  25. Рачило С.А. Из опыта. Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте. Журнал «Русский язык в школе», № 3-4, 1996.

  26. Репкин В.В. Русский язык. Учебник. Экспериментальная программ развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова). 5 класс. Часть 1. Речь. Введение в синтаксис. Изд. 3. Томск, «Пеленг», 2001.

  27. Розенталь Д.Э, Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов. М., «Просвещение», 1976.

  28. Сидоренков В.А. Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроке русского языка. Журнал «Русский язык в школе», № 2, 1997.

  29. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов. http://www.trizminsk.org/e/260025.htm.

  30. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. М., «Питер», 2008.

  31. Успенский М.Е. Приемы мнемотехники на уроках русского языка. Журнал «Русский язык в школе», №6, 1996.

  32. Чижова Т.И. Самостоятельная работа учащихся при выполнении стилистических упражнений. Журнал «Русский язык в школе», №5, 1996.

  33. Шанский Н.М. В мире слов. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1987.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!