ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ Г.КОЗЬМОДЕМЬЯНСКА «ДАРОВАНИЕ»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
Директор школы-интерната Зам. директора по УР на заседании МО Протокол № 1
________ Н.А.Толстова ________ О.В.Толстова _________ Мучкина С.А.
«___» ______ 2018 год «___» _______ 2018год «28» августа 2018 год
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
Для обучающихся 5-7 классов
«РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ.
ОТ СЛОВА К ТЕКСТУ»
Автор-составитель:
учитель русского языка и литературы
ГБОУ РМЭ «Школа-интернат «Дарование»
Мучкина Светлана Александровна
2018-2019 уч. год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение детей эстетической функции языка средствами коммуникативно – творческих игр – упражнений создает правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта и формирует бережное отношение к языку. Игра (понимаемая это слово максимально широко) со словом вводит ученика в мир слова через юмор и творчество.
Программа спецкурса направлена на гармоничное развитие личности, обладающей текстовой компетентностью, так как речь является основным средством обеспечения процесса обучения и воспитания. Текстовая компетентность (восприятие, понимание, интерпретация, создание, воспроизведение) обеспечивает развитие познавательных и созидательных способностей ребенка, способствует успешной реализации личности в современном мире.
II. Форма организации занятий
Групповые с наполняемостью до 20 человек. В состав группы входят учащиеся 5-го класса. Группа постоянна, дети обучаются в течение 1 года по 1 часу в неделю.
Общее количество часов – 34 часа в год.
III. Цель программы
Первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях (эпических, лирических, драматических) и особенностях словесного выражения в этих разновидностях словесности.
Задачи:
формировать умение, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение;
употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
выразительно читать произведения разных жанров;
составлять собственные устные и письменные тексты.
IV. Разделы программы.
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Сведения о происхождении слов. Назначение языка (средство общения, сообщения информации, побуждения к чему – либо). Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. (4 часов)
Что такое словесность? Разговорный и литературный язык. Диалог. Монолог. Просторечие. Язык художественной словесности. (5 часов)
Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Слова – термины. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Неологизмы. Устаревшие слова. Фразеологизмы. (10 часов)
Прямое и переносное значение слова. Эпитет. Сравнение. Аллегория. (4 часа)
Текст. Тема и основная мысль текста. Способы связи слов в предложении. Формы словесного выражения. (4 часа)
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. (2 час)
Устная народная словесность. (1 час)
Литературное эпическое произведение. (1 час)
Литературное лирическое произведение. (1 час)
Литературное драматическое произведение. (1 час)
V. Примерный тематический план
№ | Тема | всего | теория | практика |
| «Вначале было слово…», или Что мы знаем о языке | 4 | 1 | 3 |
| Как аукнется, так и откликнется, или Мир русской речи. | 5 | 2 | 3 |
| Красна птица пером, а речь – словом, или Сколько слов в русском языке | 10 | 3 | 7 |
| Словесная живопись | 4 | 1 | 3 |
| Малахитовая шкатулка, или Что мы знаем о тексте | 4 | 1 | 3 |
| Формы словесного выражения | 2 | - | 2 |
| Устное народное творчество | 1 | - | 1 |
| Сказка – ложь, да в ней намёк… | 2 | 1 | 1 |
| Лирическое произведение | 2 | 1 | 1 |
| Драматическое произведение | 1 | - | 1 |
| Творческая мастерская Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
IV. Содержание
Тема №1. «Вначале было слово…», или Что мы знаем о языке
Зачем человеку нужен язык.
Говорить выразительно. Жесты и мимика.
Откуда берутся слова?
Язык мой – друг мой?
Тема №2. Как аукнется, так и откликнется, или Мир русской речи.
Что в слове, что за словом
Долой однообразие!
Оружие смеха
Проще некуда!
Язык художественной словесности
Тема №3. Красна птица пером, а речь – словом,
или Сколько слов в русском языке
Две стороны одного слова
В чём секрет поэтических тропов
Золотые слова…
Стареют ли слова
Эти многоликие слова
Омоформы, Омофоны и Омографа
Иноземные гости
Фразеологизмы
«Какого роду племени?»
Тема №4. Словесная живопись
Эпитет
Сравнение
Метафора
Аллегория
Тема №5. Малахитовая шкатулка, или Что мы знаем о тексте
Для чего нужно знать язык?
Речевая компетентность, или говорить и писать правильно
Письмо как разновидность текста
Этикетные диалоги. Будь вежлив
Тема №6.
Бисер стихотворной речи
Как передать всё то, что хочу сказать
Тема №7. Мал золотник, да дорог, или малые фольклорные формы
Тема №8.Сказка – ложь, да в ней намёк…
Устная народная проза
Сказочные формулы
Тема №9. Лирические произведения
Всё о жанровых формах
Тема №10. Драматическое произведение
Сквозь смех и слёзы…
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата |
Тема №1. «Вначале было слово…», или Что мы знаем о языке | 4ч. |
1 | Зачем человеку нужен язык. | 1 | |
2 | Говорить выразительно. Жесты и мимика. | 1 | |
3 | Откуда берутся слова? | 1 | |
4 | Язык мой – друг мой? | 1 | |
Тема №2. Как аукнется, так и откликнется, или Мир русской речи | 6ч. |
5 | Что в слове, что за словом | 1 | |
6 | Долой однообразие! | 1 | |
7 | Оружие смеха | 1 | |
8 | Проще некуда! | 1 | |
9-10 | Язык художественной словесности | 2 | |
Тема №3. Красна птица пером, а речь – словом, или Сколько слов в русском языке | 9ч. |
11 | Две стороны одного слова | 1 | |
12 | В чём секрет поэтических тропов | 1 | |
13 | Золотые слова… | 1 | |
14 | Стареют ли слова | 1 | |
15 | Эти многоликие слова | 1 | |
16 | Омоформы, Омофоны и Омографы | 1 | |
17 | Иноземные гости | 1 | |
18 | Фразеологизмы | 1 | |
19 | «Какого роду племени?» | 1 | |
Тема №4. Словесная живопись | 4ч. |
20 | Эпитет | 1 | |
21 | Сравнение | 1 | |
22 | Метафора | 1 | |
23 | Аллегория | 1 | |
Тема №5. Малахитовая шкатулка, или Что мы знаем о тексте | 4 |
24 | Для чего нужно знать язык? | 1 | |
25 | Речевая компетентность, или говорить и писать правильно | 1 | |
26 | Письмо как разновидность текста | 1 | |
27 | Этикетные диалоги. Будь вежлив | 1 | |
Тема №6. | 2ч. |
28 | Бисер стихотворной речи | 1 | |
29 | Как передать всё то, что хочу сказать | 1 | |
Тема №7. Мал золотник, да дорог, или малые фольклорные формы | 1ч. |
30 | Малые фольклорные жанры | 1 | |
Тема №8.Сказка – ложь, да в ней намёк… | 2ч. |
31 | Устная народная проза | 1 | |
32 | Сказочные формулы | 1 | |
Тема №9. Лирические произведения | 1ч. |
33 | Всё о жанровых формах | 1 | |
Тема №10. Драматическое произведение | 1ч. |
34 | Сквозь смех и слёзы… | 1 | |
Всего: | 34 | |
Гуманизация современного образования потребовала не только сближения школьного преподавания русского языка и литературы и усиления их практической направленности, но и появления нового предмета «русская словесность». Указанный курс позволяет ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Словесность, в широком смысле слова, - это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно. В узком смысле слова, собственно словесностью, называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью мы называем также все науки о языке и литературе.
Словесность – важнейшее проявление духовной жизни человека. Главным образом в словесности выражаются самосознание нации, народа, нравственные, политические, социальные основы жизни общества. Благодаря ей личность осознает свою включенность в общество, нацию, историю, познает мир и самое себя, осваивает культуру и развивает способность мыслить, чувствовать, творить, общаться с людьми. Художественная словесность создает новую реальность, осваивая которую люди обретают способность самосовершенствования.
Словесность, составляя единое целое с традиционными предметами - русским языком и литературой,- вместе с тем имеет свои задачи:
Изучение законов употребления языка, своеобразия словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов.
Овладение умением самостоятельно постигать идейно – художественный смысл прочитанного через языковую ткань и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
Творческое употребление родного языка для выражения собственных мыслей и чувств.
Изучение словесности начинается в 5 классе, так как предмет дает большие возможности для развития творческих способностей учащихся, воспитания у них осмысленного бережного отношения к родному языку.
В 5 классе учащиеся знакомятся с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание. В частности, с понятиями литературный и разговорный язык, учатся различать разговорную и книжную окраску слов, а также употреблять слова в соответствии с их окраской. Получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях – эпических, лирических, драматических.
Программа не является механическим соединением сведений, изучаемых на уроках русского языка и литературы. Так, понятие диалог в русском языке изучается в соответствии со знаками препинания при прямой речи. В программе по словесности диалог рассматривается как одна из форм словесного выражения содержания, говорится об употреблении диалога в разговорном и книжном языке, в эпическом и драматическом произведениях. Подзаголовок «От слова к тексту» свидетельствует о том пути, которым идут ученики в освоении учебного предмета: сначала рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют служить материалом словесности, а затем – произведения как результат употребления языка.
В программе предполагается создание учащимися собственного текста – сказки, рассказа, сценки и др. Такой путь известный словесник – методист М.А.Рыбникова назвала следующим образом: «от маленького писателя к большому читателю».
Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.
Забавные задания помогают ученику освоить важнейшие законы искусства слова, позволяя видеть своеобразие авторского стиля и сочинять собственные произведения.
Активизация познавательных способностей в процессе обучения осуществляется через ассоциации как эффективный прием развития одаренности ребенка. Каждое занятие ориентировано на создание обогащенной речевой среды, актуализацию зоны ближайшего развития подростков, создание собственного текста.
Особое место в процессе обучения занимает моделирование текстов разных жанров по алгоритму. Дети учатся создавать свои тексты в определенной последовательности и, как показывает практика, достаточно успешно. Урок завершается рефлексией собственной деятельности, что позволяет присвоить полученный опыт, сделать его личным.
Ожидаемые результаты:
понимание смысла художественного произведения;
широкое применение лексических ресурсов языка в собственных текстах;
сочинение собственных текстов различных жанров.
Программа может быть использована как на уроках русского языка и литературы, так и во внеклассной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова С.В. Организация учебно – исследовательской работы по русскому языку. Лекции 1-4. М.,Педагогический университет, «Первое сентября», 2006.
Абдрахманова И.Э. Творческая работа по переводу на уроках русского языка. Журнал «Русский язык в школе», № 1, 1996.
Альбеткова Р.И. Русская словесность. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Дрофа», 2004.
Альбеткова Р.И. Литературные игры. Шаг за шагом. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. М., «Открытый мир», 1995.
Автушко Л.И. Материал для работы с абстрактными существительными. Журнал «Русский язык в школе», № 3, 1990.
Болотнова Н.С. Основы текстоведения в школе. Книга для учителя. Томс, 2000.
Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка. Журнал «Русский язык в школе», № 1, 1996.
Бурмако В.Н. русский язык в рисунках. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1991.
Варникова Е.Н. Семантическая структура прилагательных с исходной семой «металлический». Журнал «Русский язык в школе», № 6, 1996.
Волкова О.А. Учимся секретам юмористического сочинительства. Журнал «Русский язык в школе», № 1, 1996.
Енин А.В. Конструирование игровых сценариев. Журнал «Школьные технологии», № 3, 2006.
Зельманова Л.М. Герои мультфильмов у нас в гостях. Журнал «Русский язык в школе», № 3, 1997.
Ипполитова Н.А. Развитие речи школьников в процессе обучения чтению. Журнал «Русский язык в школе», № 1. 1997.
Канакина Г.И. Уроки развития речи. Дидактические материалы для учащихся по программе «Речь». 6 класс. М., «Владос», 1999.
Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. М., «Политиздат», 1985.
Касимова Т.Н. Формирование речевой компетентности учащихся в условиях средней школы. Из опыта работы. Биробиджан, 2007.
Коротаева Е.В. Ситуация успеха на уроках русского языка. Журнал «Русский язык в школе», №5-6, 1996.
Коротаева Е.В. Педагогика встречных усилий на уроках русского языка. Журнал «Русский язык в школе», № 5, 1998.
Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. Журнал «Русский язык в школе», № 1, 1997.
Михайлова С.Ю. Устный ученический журнал «Язык мой, давай с тобой дружить!». Журнал «Русский язык в школе», № 1, 1996.
Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. М., Издательство Института Психотерапии, 2000.
Лобастова М.П. Учусь работать с книгой и текстом. Рабочая тетрадь для занятий спецкурса по литературе. 5 класс. Томск, 2008.
Львова С.И. Уроки словесности. 5 – 9 классы. М., «Дрофа», 1996.
Петрусинский В.В. Игры. Обучение. Досуг. М., «Новая школа», 1994.
Рачило С.А. Из опыта. Слово «один» и слова, от него образованные, в художественном тексте. Журнал «Русский язык в школе», № 3-4, 1996.
Репкин В.В. Русский язык. Учебник. Экспериментальная программ развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова). 5 класс. Часть 1. Речь. Введение в синтаксис. Изд. 3. Томск, «Пеленг», 2001.
Розенталь Д.Э, Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов. М., «Просвещение», 1976.
Сидоренков В.А. Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроке русского языка. Журнал «Русский язык в школе», № 2, 1997.
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов. http://www.trizminsk.org/e/260025.htm.
Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. М., «Питер», 2008.
Успенский М.Е. Приемы мнемотехники на уроках русского языка. Журнал «Русский язык в школе», №6, 1996.
Чижова Т.И. Самостоятельная работа учащихся при выполнении стилистических упражнений. Журнал «Русский язык в школе», №5, 1996.
Шанский Н.М. В мире слов. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1987.