СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная система дошкольного учреждения как объект мониторинга

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мониторинга – выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная система дошкольного учреждения как объект мониторинга»

Образовательная система

дошкольного учреждения как объект мониторинга


Качество нашего дошкольного образования – это такая организованная деятельность педагогического процесса в дошкольном учреждении, при которой уровень воспитанности и развития каждого отдельного ребенка повышается соответственно с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. О.А. Сафонова утверждает, что качество образования – есть объект мониторинга в дошкольном учреждении, который представляется в виде четырех основных блоков:

  1. качество образовательного процесса (элементами которого представлены: организация, содержание, дети, педагоги, а также и взаимодействие педагогов и детей);

  2. качественное обеспечение ресурсами (условия и ресурсы, необходимые для образовательного процесса); качество управления;

  3. качество необходимых результатов деятельности образовательной системы в каждом дошкольном учреждении.

Формирование мониторинга идет как формирование системы многоуровневой, системы повторяющихся процедур диагностических, которые проводятся с использованием методик количественных, максимально объективирующих показатели качественные выбранных объектов. В практической деятельности это система диагностических процедур, которые повторяются, например срезы уровня знаний дошкольников. Эти срезы знаний проводят на протяжении всего учебного года. Мониторинговая система способна не только зарегистрировать состояние ее на текущий момент, но и может давать необходимые материалы и основания для качественного анализа, для постоянного сравнения, для коррекции управленческих решений.

Организацию мониторинга можно связать с выбором и определением оптимального сочетания различных форм, способов и видов мониторинга с учетом особенностей определенной педагогической ситуации. Связь органическая мониторинга с разными функциями управления способна себя проявить в том, что каждая функция этого управления выдвигает себя как главной точкой мониторинга, значит, мониторинг затрагивает информацию, цели, решения, прогнозы, организацию и исполнение деятельности педагогической, коммуникационной и коррекционной.

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования – один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должно работать учреждение дошкольного образования. В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.

На уровне каждой дошкольной образовательной организации задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач разностороннего развития, обучения, воспитания и социализации.

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс дошкольной образовательной организации. Предметом деятельности – ситуация всестороннего развития воспитанника, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой. Целью психолого-педагогического сопровождения разностороннего развития воспитанника в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии с нормой развития в определенном возрасте.

В процессе работы проводимого мониторинга осуществляется целостное представление о состоянии дошкольного образования с точки зрения его соответствия установленным требованиям. Это поможет выявить самые сильные и наиболее слабые стороны в работе дошкольного учреждения, следовательно, провести анализ имеющихся причин несоответствия с нормами. Потом можно запланировать работу до их полного устранения, а позже провести корригирующие мероприятия.

Основная задача мониторинга заключается, прежде всего, в скорейшем предупреждении всевозможных нежелательных воздействий используемых педагогических технологий, стиля общения педагогов на здоровье и психоэмоциональное состояние дошкольников. Необходимая информация которую получили в ходе мониторинга, дает нам возможность корректировать образовательный процесс и развивающую среду дошкольного учреждения. Мониторинг выступает одним из главнейших средств, благодаря которому меняется само пространство информационное, следовательно, увеличивается степень повышения объективности, оперативности и доступности самой информации.

Ключевой тренд мировой образовательной политики – регулярный мониторинг качества образования. Мониторинг определяется как многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития.

Мониторинг включает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме. В современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания к руководителям дошкольных образовательных учреждений предъявляются большие требования. В целом, современная ситуация зависит от умения руководителя быстро реагировать на изменения в системе образования и умение внедрять в практику ДОУ научно-педагогические достижения в области управления.

До настоящего времени в системе дошкольных образовательных учреждениях доминировала эпизодичность получения информации о достигнутых результатах в воспитании и развитии детей, а также причин, оказывающих влияние на эти результаты. Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить диагностика и мониторинг.

Международные Шкалы ECERS-R разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования для детей от 2,5 года до 5 лет. Шкалы могут использоваться руководителями организаций для оценивания эффективности и повышения качества работы, педагогами для самооценки, сотрудниками контролирующих – для мониторинга качества дошкольного образования.

Всемирно признанные надежность и валидность шкал ECERS-R делают их особенно полезными для исследования и оценивания деятельности дошкольных организаций Области оценки, показатели и индикаторы оценки, базовые характеристики качества дошкольного образования, предлагаемые в ней, очень близки, практически идентичны ценностям, принципам и основным положениям ГОС ДО.

В ECERS-R используются семь подшкал:

1) предметно-пространственная среда;

2) присмотр и уход за детьми;

3) речь и мышление;

4) виды активности;

5) взаимодействие;

6) структурирование программы;

7) родители и персонал.

Каждая из них предусматривает 7-балльное оценивание: 1 (неудовлетворительно), 3 (минимально), 5 (хорошо) и 7 (отлично).

Чем выше уровень руководителя, тем сложнее задача системного обеспечения его управленческой информацией: расширяется круг направлений, которые должны быть охвачены информационным обеспечением, усложняется задача ее интеграции, возникает необходимость в учете личностных особенностей ее потребителя. Поэтому возрастает роль мониторинга в управлении, как комплекса мероприятий, направленных на получение полной информации о функционировании сложной системы в целях управления.

Оптимальную совокупность функций, реально выполняемых мониторингом, составляют: информационная, аналитико-оценочная, стимулирующе-мотивационная, прогностическая и коррекционная.

Мониторинг основывается на системе принципов – основных исходных идеях и положениях, определяющих все его звенья. Принципы обеспечивают функционирование мониторинга как системы и как процесса, являясь теоретической и практической базой его организации и осуществления, определяя содержание и взаимосвязь всех его компонентов и процедур. Наиболее признаваемы принципы: целостности, целенаправленности, непрерывности, согласованности действий субъектов мониторинга, адресности и гласности.

Мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления. Актуальность использования мониторинга в ДОУ заключается в:

  1. Определении успешности и результативности протекания образовательного процесса.

  2. Обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе.

  3. Осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса.

  4. Прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.

Цель мониторинга – выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования.

Задачами системы оценки качества образования являются:

  • формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в дошкольном учреждении;

  • получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в дошкольном учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

  • предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;

  • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;

  • прогнозирование развития образовательной системы дошкольного учреждения.

Задачи мониторинга:

  • непрерывно наблюдать за динамикой развития ДОУ, своевременно выявлять изменения и те факторы, которые вызывают эти изменения;

  • осуществлять тактическое и стратегическое прогнозирование развития важнейших процессов в дошкольном образовательном учреждении;

  • повышать мотивацию сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых воспитательно-образовательных услуг;

  • вовлекать родительскую общественность в процесс улучшения качества образования конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Задачами построения системы оценки качества образования являются:

  • формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;

  • формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;

  • формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования дошкольной образовательной статистики и мониторинга качества образования;

  • изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности дошкольного учреждения;

  • определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;

  • определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;

  • обеспечение доступности качественного образования;

  • оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников;

  • определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам;

  • выявление факторов, влияющих на качество образования;

  • содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям воспитанников;

  • определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;

  • расширение общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении; содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!