Современные образовательные технологии: виды и тренды
О чем речь? Современные образовательные технологии — это не только цифровизация и внедрение гаджетов, но и методы обучения, которые более полно отвечают запросам обучающихся. Некоторые подходы используют наработки прошлого века, однако уже переосмысленные и дополненные.
Какие бывают? К современным технологиям можно отнести личностно-ориентированные методы образования, некоторые авторские идеи и ряд других систем, которые появились относительно недавно. В дополнение к ним те цифровые технологии, которые непосредственно влияют на процесс обучения.
В статье рассказывается:
Понятие образовательной технологии
Характеристики и виды образовательных технологий
Тренды образовательных технологий
Современные личностно-ориентированные образовательные технологии
Инновационные образовательные технологии
Современные авторские образовательные технологии
Современные цифровые технологии в образовании
1. Понятие образовательной технологии
Термин «технология» имеет греческое происхождение. Здесь соединены два слова techne (искусство, наука) и logos (понятие, учение). Если заглянуть в словарь слов, имеющих иностранное происхождение, то можно встретить трактовку этого термина как общности знаний в отношении средств и способов организации процессов на производстве.
Современные технологии позволяют получать практические решения на основании интеллектуальных сведений. Технологии включают способы осуществления деятельности и особенности участия в ней человека. Каждый вид деятельности является или технологией, или искусством.
При этом если технологии базируются на научных достижениях, то основой искусства выступает интуиция. Началом всего является искусство, а завершением – технология, но на этом процесс не останавливается, а повторяется снова и снова.
Современные образовательные технологии выступают инструментом для реализации новых теорий в сфере обучения. Направленность их развития имеет тесную связь с идеями гуманизации, обеспечивающими условия для личностной самореализации. Следует отметить, что понятие «образовательные технологии» выглядит гораздо обширнее в сравнении с термином «технологии обучения», так как включает и фактор воспитания, которое направлено на развитие качеств личности учащихся.
В соответствии с документами организации UNESCO образовательные технологии рассматриваются в качестве методов формирования, внедрения и определения совокупного обучающего процесса и получения новых знаний, базирующихся на взаимодействии технических ресурсов и человеческих возможностей.
Такое определения рассматриваемого понятия, как и ряд других, нельзя назвать максимально полным и точным с учетом того, что происходит постоянный процесс появления новых технологий (в сфере экологии, космоса, информационных систем и т.д.).
Обобщенно технологию можно представить в виде точной системы, обеспечивающей пути воплощения поставленных целей в определенные продукты или их элементы.
2. Характеристики и виды образовательных технологий
К наиболее важным свойствам современных образовательных технологий относят:
концептуальность: основой для разработки выступает определенная научная идея;
целостность: все элементы, обеспечивающие качество образовательной технологии, связаны между собой;
управляемость: существуют возможности для исследования, анализа и совершенствования учебно-воспитательного процесса;
воспроизводимость: современные образовательные технологии могут быть воспроизведены большим количеством преподавателей;
эффективность: обеспечивается решение задач согласно стандартам образования при снижении финансовых, материальных и временных затрат.
Рассмотрим классификацию современных образовательных технологий с учетом их целей, содержания, методик и средств.
В зависимости от того, на каком уровне происходит их использование, образовательные технологии могут быть: общепедагогическими, предметными (частно-методическими) и локальными (модульными).
По базовой концепции: теоцентрические, натурцентрические, социоцентрические, антропоцентрические и т.д.
В зависимости от основного метода и используемых средств: репродуктивные, тренинговые, диалогические, развивающие, творческие, игровые, компьютерные, а также программного, проблемного, коммуникативного и удаленного обучения.
По формам организации: лекции с практическими занятиями, персональные, групповые, дифференцированные.
В зависимости от модели взаимодействия педагога: авторитарные, ориентированные на личность ученика, личностно-деятельностные, направленные на сотрудничество.
3. Тренды образовательных технологий
Lifelong Learning – непрерывный процесс обучения
Тренд Lifelong Learning неслучайно находится на верхней позиции рейтинга тенденций современных образовательных технологий. В нынешних условиях это уже стало необходимостью. Мы живем во время стремительных изменений. Меняются технологии, роботизация внедряется во многие сферы человеческой деятельности, постоянно появляется новая информация, растет спрос на необычные специальности. Чтобы обеспечить необходимый уровень компетенций, современный человек должен постоянно учиться.
Массовые открытые онлайн-курсы (МООК)
Этот тренд неразрывно связан с предыдущим. Массовые открытые интернет-курсы успешно решают две задачи:
Обеспечивают доступ к актуальным знаниям для широкого круга людей.
Создают условия для открытого и интерактивного образования.
Обучающие площадки, которые обеспечивают доступ к курсам наиболее известных мировых университетов, представлены не только за рубежом, но и в РФ.
Адаптивное образование
Сегодня это направление развития образовательных технологий набирает популярность во всех странах мира. Еще в древности учителя говорили о том, что процесс обучения должен подстраиваться под ученика. Эффективная реализация этой идеи стала возможной с развитием технологий искусственного интеллекта.
Используя адаптивные системы, можно создавать персональные обучающие программы, учитывая когнитивные возможности учащегося, его особенности восприятия и имеющийся уровень подготовки. Современные адаптивные образовательные технологии пока еще имеют некоторые ограничения. К примеру, они не работают в сфере гуманитарных знаний и в тех областях науки, где происходят регулярные изменения.
Интегральный подход
Интегральный подход в образовательном процессе связан с обучением на стыке различных дисциплин. Для наглядности рассмотрим пример с классической медициной, которая рассматривает заболевание как физические отклонения, для лечения которых используют лекарственные методики и оперативное вмешательство.
При интегральном подходе болезни рассматривают не только в контексте физических недугов, но и с позиции психологического состояния больного, взаимоотношений в семье и обществе, а также альтернативных методик лечения. Чтобы в процессе обучения формировался востребованный специалист, необходимо развивать у учеников междисциплинарные знания, позволяющие изучать объекты со всех сторон.
Коррекция роли учителя и чат-боты
Это очень важная тенденция применения современных образовательных технологий. Уже в ближайшее время роль преподавателя может сильно измениться. Учитель из единственного источника знаний будет превращаться в куратора образовательного процесса и режиссера, который его создает. Круг задач преподавателя будет расширен за счет следующих направлений:
Вовлечение учащихся в обучающий процесс.
Поддержка мотивации учеников.
Создание интерактивных образовательных проектов.
Формирование умения мыслить и критического восприятия информации.
Может возникнуть вопрос, кто же в современных условиях будет проверять знания учеников? На данный момент это еще осуществляет учитель. Тем не менее, уже есть примеры сервисов, разрабатывающих чат-боты, направленные на автоматизацию этого процесса, чтобы упростить работу преподавателя.
4. Современные личностно-ориентированные образовательные технологии
Уже из самого названия становится понятно, что в центре личностно-ориентированных образовательных технологий стоит человек. Их цель состоит не в формировании изначально заложенных познавательных способностей ученика, а в их наибольшем развитии на базе имеющегося у ребенка жизненного опыта. Уже доказана высокая эффективность современных образовательных технологий такого типа. Подтверждением этому является их широкое применение.
Различают несколько методик современных образовательных технологий.
Проблемное обучение, при котором подача учителем нового материала осуществляется не в полном, подготовленном формате, а лишь его наиболее существенной части. Для дальнейшего изучения педагог дает задачи научно-исследовательского учебного характера, позволяющие ученикам самостоятельно усвоить необходимый объем знаний. Таким образом, учащиеся получают еще и практический опыт решения задач. У учеников в процессе получения знаний и навыков формируется еще и творческое мышление.
Разноуровневое обучение предполагает такой вариант организации процесса учебы, чтобы педагог, уделяя больше внимания «слабым» ученикам, не тормозил движение вперед более сильных учащихся. В итоге, те, кому знания даются непросто, получают необходимую поддержку педагога, а успешные ученики утверждаются в своих силах.
Проектные методы дают возможность ученикам осознанно подходить к выбору будущей специальности, развивают их творческие способности и удовлетворяют потребность в получении новых знаний.
Исследовательские методы ориентированы на создание условий, при которых ученики могут самостоятельно увеличивать объем своих знаний, находить познавательную информацию в удобном для себя формате и искать возможности решения творческих заданий. Другими словами, исследовательские методы современных образовательных технологий расширяют кругозор учеников и позволяют им самостоятельно выбирать скорость и направленность своего развития.
Технология обучения в сотрудничестве предполагает образовательный процесс, в котором совместно принимают участие дети и люди старшего возраста. Данная методика основана на том, что учитель подходит к обучению по схеме «от учащегося к предмету», а не наоборот. Таким образом, процесс преподавания выстраивается исходя их возможностей ребенка и его потребностей.
Информационно-коммуникационные методики отличаются объемным содержанием образования, которое обеспечивается за счет применения интегрированных программ и доступа к сети интернет.
Методики сбережения здоровья предполагают равномерное распределение нагрузки на учеников. Здесь применяется разумное чередование заданий, умственная активность сочетается с минутками физкультуры. Учитель определяет оптимальное время для освоения сложного материала, самостоятельной работы учеников, а также применяет технические средства, повышающие результативность обучения.
Чтобы повысить эффективность учебных занятий в современных условиях, необходимо переосмыслить позицию учителя, изменить его подход не только к необходимости внедрения новых технологий, но и к повышению личной квалификации.
5. Инновационные образовательные технологии
STEAM
Название этой технологии является аббревиатурой от «science, technology, engineering, art, mathematics». Ее методологической основой выступают знания в научной, технической, инженерной, творческой и математической сферах. Основной ее особенностью является то, что учащиеся набираются знаний по всем указанным дисциплинам, выполняя практикумы и проектные работы по робототехнике, программированию, конструированию, дизайну и так далее. Возникает вопрос, почему выбраны именно эти предметы?
Всемирно известная компания LEGO решила реализовать проект под названием LEGO education. Его основной задумкой является то, что детям предлагают не только собирать конструкторы, но и создавать целые полноценные проектные работы, именуемые SPIKE Prime (компактный робот).
В ходе такой деятельности они получают практические навыки в области конструирования и программирования. Компания «Лего» проводила ряд исследований, которые показали, что более 65 % современных учащихся предпочитают работать в таких сферах, в связи с чем в современных образовательных технологиях активно применяются методики STEAM.
В чем преимущество STEAM? В этой технологии упор сделан на практические занятия, что дает ученикам понимание о том, что их навыки могут и должны применяться в профессиональной деятельности. Дети, обучаясь по такой методике, имеют возможность раскрывать себя как личность, высказывать свои идеи, работать в группе для создания новых креативных продуктов.
Фишбоун
Fishbone можно перевести, как «кости, или скелет, рыбы». Таким образом схема технологии представлена в виде рыбы с головой из хвостом, между которыми расположен позвонок с отходящими от него ребрами.
Интересно, что данная методика была придумана в Японии, где все очень любят рыбу. Со временем технология стала популярной во всем мире. Она была разработана еще в 1952 известным японским теоретиком в области управления Каору Исикава, который работал в компании Toyota. Технология создавалась для схематизации процедур выявления причинно-следственных связей и быстрого оценивания событий, которые с ними связаны.
Голова рыбы олицетворяет собой основную проблему или объект, которые подлежат исследованию. Затем от позвонка вверх отходят причины, обусловленные факторами, которые расположены в нижних ребрах скелета. Это дает понять, что определенные выявленные факторы вызвали реакцию объекта, в результате чего и сформировались причины. Таким образом, общность факторов и причин способствует формированию полученного результата.
Очевидно, что при таком конкретном анализе и изучении всех деталей по отдельности ученики более отчетливо будут видеть и понимать, как работают причинно-следственные связи. Учащиеся будут их анализировать и подробно рассматривать изучаемый вопрос. Это и делает данную технологию уникальной.
Сингапурская методика
Образовательный процесс включает определенные структуры, формирующие данную методику. Сингапурская образовательная технология строится на принципах коммуникативности, построения команды, партнерских взаимоотношений и изменения ролей (в том числе и учителя, который превращается в модератора обучающего процесса и проводника, обеспечивающего реализацию алгоритма).
В этой методике представлено примерно 250 структур. Приведем наиболее известные из них:
Teambuilding.
Rally Robin.
Round Robin.
Clock Buddies.
Hi-Five.
Mix Pair Share.
Corners и др.
Стоит подчеркнуть, что все названия структурных элементов приведены с использованием английского языка. Эту особенность легко объяснить тем, что именно на нем обучаются дети в Сингапуре. Эксперты в области образования и разработчики данной технологии отмечали, что в своих работах нередко опирались на методики советской школы, прошедшие испытания в Америке.
Затем они были адаптированы под азиатский формат. Собственно, так и появилась эта образовательная технология, к разработке которой причастны педагоги и ученые советского времени, включая Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова.
AGILE
Появилась эта методика еще в пятидесятых годах прошлого столетия. Ее популярность во многом обусловлена работами американского программиста и военного летчика Джеффа Сазерленда, который стал одним из разработчиков методологии Scrum и Agile-манифеста. Вначале технология получила широкое распространение в IT-компаниях, но со временем Сазерденд адаптировал ее для других сфер, включая и образование. Рассмотрим основные принципы современной образовательной технологии Agile:
В данном контексте взаимодействие людей противопоставлено процессам и методикам, которым чаще всего уделяется максимальное внимание в образовательном процессе. К примеру, нередко школьным и университетским преподавателям более важно своевременно заполнить журналы, написать учебный план, обеспечить дисциплину, но при этом уделяется минимальное внимание конкретному ученику.
На практике же успех обучающего процесса обеспечивается не за счет отладки материальных и формальных процедур, а благодаря продуктивному сотрудничеству учителя и учащегося.
В образовательном процессе нередко основной упор делается на тестирование, а показателем эффективности выступают хорошие оценки. Подобный формально ориентированный подход к обучению не приемлем в случае применения технологии Agile. К примеру, вместо тестов здесь практикуется проведение бесед в различных формах. Такой вид контроля знаний предоставляет преподавателю больше важной информации о знаниях учеников, что влияет на продуктивность выстраивания самого процесса обучения.
Школьные учителя крайне редко разрабатывают для учащихся совместные проекты. Да и сами преподавателя не общаются между собой в контексте обсуждения образовательных программ, а такое взаимодействие позволило бы улучшить существующие процессы за счет их опыта и ресурсов. К примеру, можно провести объединенный урок по алгебре и географии.
Ученикам на таком занятии можно предложить рассчитать расстояние между различными странами, составить геометрическую карту или функцию удаленности столицы РФ от других городов. Именно на пересечении различных областей знаний могут формироваться увлекательные идеи. Чтобы развивать такой подход, нужно придумать более современные площадки для взаимодействия и общения учителей в сравнении с традиционными педсоветами.
Одним из основных принципов современной образовательной технологии Agile является готовность к быстрым реакциям на различные изменения. Никто не оспаривает важность стратегических целей, но и продуманные отклонения при краткосрочном планировании также являются нормой. При строгом следовании учебному плану происходит игнорирование реальных потребностей учащихся.
К примеру, если ученикам необходимо дополнительное занятие, чтобы лучше усвоить Present Perfect, преподаватель вправе отойти от запланированных уроков, чтобы лучше разобрать сложную тему. Это даст больше пользы ученикам, чем жесткое выполнение образовательного плана.
6. Современные авторские образовательные технологии
Витагенное обучение строится на актуализации жизненного опыта участников образовательного процесса, их психологических и интеллектуальных возможностях. Концепция этой методики базируется на создании условий для сотрудничества педагога и ученика.
Витагенное образование задействует ресурсы, которые скрыты в подсознании ученика: фантазии, творческие способности, интуиции и другие аспекты, которые определяют восприятие мира и обеспечивают возможности для неосознанного принятия решений на уровне сиюминутного постижения реальности.
В этой методологии, так же как и в традиционных технологиях обучения, учебный материал формируется в контекстном виде знаковых систем. Именно это обусловило название методики: знаково-контекстное обучение. Здесь тоже присутствует информация, которую должен изучить учащийся. Но особенность технологии заключается в том, что сведения, представленные в основном в форме задач и проблемных условий, подбираются с учетом будущей профессиональной сферы ученика.
Методика, разработанная Р. Штайнером, представляет собой один из вариантов реализации концепции свободного воспитания или гуманистической педагогики. Современные образовательные технологии в школе, по мнению автора, выступают в качестве систем самопознания и развития личности в сотрудничестве с преподавателем. Здесь наблюдается объединение чувственного и сверхчувственного опыта духа, соединение духовного и телесного.
В Вальдорфской педагогике отсутствуют традиционные роли директора школы, завуча и другие привычные атрибуты. Управляет всеми процессами избираемая коллегия, включающая учеников, их родителей и педагогов. Здесь нет разделения на классную и внеклассную деятельность. Эти формы тесно переплетаются между собой. Вслед за основным уроком проводятся занятия по музыке, рукоделию, изучению двух иностранных языков (начиная с первого класса).
Кроме того, валфдофская методика имеет свои уникальные дисциплины: эвритмия и прорисовка форм, создание сложных узоров, графика, аграрный цикл, сооружение большой модели домика из дерева.
Рассматривая использование современных образовательных технологий, следует отдельно поговорить об авторских методиках, которые разработаны некоторыми практикующими педагогами.
Чтобы упростить для учеников усвоение отдельных элементов учебной программы, необходимо обеспечить их опережающее внедрение в процесс изучения. Сложные темы по этой методике вводят не в установленные программой часы, а значительно раньше. Таким образом, происходит «перспективная подготовка» к тяжелому материалу. При этом сложная тема должна быть приближенной к тому материалу, который изучается в этот момент.
Перспективный материал, который в определенный момент станет основным, подается в течение нескольких уроков небольшими порциями: от 5 до 7 минут. В его обсуждение на начальной стадии вовлекаются сильные ученики, затем средние и т.д. Затем проводится обобщение по такому материалу на базе полученных знаний.
Следующая особенность методики С.Н. Лысенковой состоит в комментируемом управлении в форме ответов с места на вопрос: что делает ученик. Этот прием позволяет обеспечивать активное участие в работе всего класса и постоянно поддерживать связь со всеми учащимися.
Автор методики постаралась объединить комментирование трех видов активности: думаю, говорю, записываю. Когда ученики вслух говорят о том, что они делают в данное время, происходит параллельное решение задачи по управлению коллективом учащихся.
Еще один уникальный момент методики С.Н. Лысенковой заключается в наличии «опорных схем» (выводы, формирующиеся в присутствии учеников в ходе объяснения материала). Для оформления таких схем используются таблицы, карточки, картинки и т.д.
При использовании опорных схем важно, чтобы они подключались в ходе работы на уроке, а не постоянно висели в виде плакатов. Только при таком условии они будут способствовать лучшему усвоению материала.
7. Современные цифровые технологии в образовании
Цифровизация
Школьная инфраструктура постоянно находится в процессе обновления. Сегодня активно внедряются современные цифровые образовательные технологии. Еще не так давно обычная доска, предназначенная для написания мелом, была обязательным атрибутом каждого класса. Сегодня в школах все чаще появляются интерактивные доски. Учитель может вывести на монитор любые картинки, видеоматериалы или слайды для презентации.
Существуют и такие модели досок, на которых можно сделать запись, нажимая пальцем (теперь никто не будут пачкаться мелом, а для учеников младших классов это еще и выглядит очень увлекательно).
В контексте применения новых технологий многие школы внедрили системы электронных пропусков, благодаря которым родители могут удаленно получать информацию, когда ребенок пришел на занятия и во сколько ушел домой. Пока еще ученики прикладывают к турникету свою карточку, но еще через какое-то время будут использоваться биометрические технологии (пропуск, к примеру, будет работать по отпечатку пальцев, аналогично с Touch ID на гаджетах).
Практически везде вместо обычных бумажных дневников используются электронные. В перспективе, традиционные принтеры будут заменены устройствами 3D-печати, с помощью которых учащиеся будут распечатывать объемные модели для различных задач.
Обучение онлайн как современная образовательная технология
Не так давно у молодых людей из регионов была обязательная цель уехать на учебу в большие города. Уже сейчас хорошее образование все меньше привязывается к определенному месту. Появляются возможности для получения знаний у любых педагогов, независимо от того, в какой стране они проживают и на каком языке преподают.
Развитие современных образовательных технологий идет высочайшими темпами. В ближайшее время дистанционное обучение будет проводить наряду с живыми людьми и искусственный интеллект. К примеру, разработчики Microsoft уже представили программу для изучения китайского языка.
Этот приложение построено в форме чата, где учащийся должен давать ответы на коротенькие аудиосообщения и напечатанные вопросы учителя-бота в чате. Искусственный интеллект на основании анализа ответов увеличивает сложность заданий и меняет нагрузку на ученика.
Геймификация
Важно подстраивать современные образовательные технологии под новые поколения. Необходимо создавать методики обучения с учетом особенностей и увлечений детей.
Геймификация обеспечивает интерактивность образовательного процесса и делает его более интересным. Эта технология предполагает внедрение игр (включая компьютерные и видеоигры) в обучающие программы.
Геймификация позволяет изменить отношение детей к своим ошибкам. Они не будут бояться условно «плохой» оценки, так как обучение строится по примеру игр, принцип которых строится на задаче перехода на новый уровень. Дети могут заниматься поиском решений и новых вариантов.
Виртуальная и дополненная реальность
В современных образовательных технологиях все активнее применяют визуальные средства. Это в полной мере соответствует особенностям детей нашего времени.
Следуя рекомендациям обучающих роликов на платформе YouTube, школьники учатся делать все самостоятельно: мастерить, делать стрижки, распаковывать посылки и осваивать иностранные языки. Статистические данные показывают, что сейчас этим сервисом пользуются почти 85 % детей школьного возраста.
При этом 80 % из них говорят, с помощью видеороликов могут больше узнавать о своих увлечениях. Именно поэтому многие учителя уже практикуют внедрение в процесс обучения просмотр видеоматериалов, включая записи лекций.
Внедрение современных образовательных технологий позволит школьникам осваивать учебные дисциплины с помощью устройств виртуальной или дополненной реальности. К примеру, в VR-шлеме дети могут не только наблюдать за историческими событиями, но и принимать в них виртуальное участие. Такой метод получил название «иммерсивное обучение». Поскольку он обеспечивает «эффект присутствия», ученики могут получать опыт, который не доступен в реальном мире.
Современные образовательные технологии очень быстро развиваются, поэтому процесс обучения детей будущих поколений будет кардинально отличаться от тех методик, по которым учились их родители. Прежде всего, следует ожидать максимальной цифровизации, геймификации, применения искусственного интеллекта, использования OLED-дисплеев и внедрения иммерсивного обучения.
Скучное сидение за школьной партой, зубрежка и учеба безо всякого интереса остаются в прошлом. Ситуацию кардинально изменят инновационные технологии. Выстраиваемые на их базе методики обучении преодолеют стены школ и университетов, а, значит, образование будет более доступным для всех людей.