образовательные технологии и педагогическая рефлексия
Горелова Н.В., учитель английского языка, заместитель директора по УВР
МБОУ «ЯСШ №12 с углубленным изучением иностранных языков»
„ Если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой“
В. А.Сухомлинский
В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе :
- уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии
- использовать технологии оценки
- современные технологии проектирования образовательной среды
Различают три уровня педагогических технологий :
Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном учебном заведении, регионе. В этом случае педагогическая технология отражает комплексную педагогическую систему: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов управления, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
На частнометодическом ( предметном) уровне педагогическая технология охватывает отдельные направления, аспекты педагогической системы, соответствующие, например, частным методикам, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя.
Локально-модульный уровень технологии относится к отдельным частям учебно-воспитательного процесса: технологии отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.
Современные педагогические технологии
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Педагогические технологии на основе эффективной организации и управления процессом обучения
Современные педагогические
технологии
Педагогическая рефлексия (самоанализ) – это процесс познания, изучения учителем состояния, результатов, особенностей своей учебно-воспитательной работы , установления причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определения путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся.
Reflexio (лат.) – «обращение назад»
это не только способность дать себе и своим поступкам отстраненную оценку, но и понять, как тебя воспринимают другие люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе педагогического общения.
Педагогическая рефлексия -
Размышления о себе в профессии
Качество
Высокий уровень
Понимание индивидуальных различий
Выше среднего
Понимает и поощряет индивидуальные различия -58,3%
Учет индивидуальных различий в работе с классом
Группировка учеников с учетом индивидуальных различий
Средний уровень
Осознает индивидуальные различия учеников - 25%
Строит свою работу с учетом индивидуальных различий учеников -33,3%
Низкий уровень
Осознает явно выделяющиеся и наиболее часто встречающиеся различия между учениками – 16,7%
Планирует большинство видов работы с учетом индивидуальных различий – 33,3%
В ходе работы группирует учеников и дает им задание, соответствующее их стилю обучения, интересам, уровню знаний и т.п. – 45,8%
Создает некоторые условии для учеников, чтобы они развивались в соответствии со своим стилем обучения – 29,2%
Не осознает индивидуальных различий - 0%
Иногда варьирует задания – 29,2%
Работает с «целым классом» - 4,2%
Иногда группирует учеников – 20,8%
Крайне редко делает различие между учениками – 4,2%
Размышления о себе в профессии
Качество
Высокий уровень
Поощрение успешности учеников на основе знания их индивидуальных различий
Выше среднего
Обсуждение индивидуальных различий учеников с коллегами
Ежедневно развивает и поощряет успешность всех учеников – 25%
Создает необходимые условия для развития всех учеников – 75%
Средний уровень
Научная обоснованность работы педагога
Знает сильные и слабые стороны учеников и эффективно работает с другими учителями – 33,3%
Иногда создает необходимые условия для успешной работы всех в классе – 0%
Низкий уровень
Периодически обсуждает с другими учителями индивидуальные особенности учеников, чтобы оказать им помощь в обучении – 66,7%
Основывает свою работу на теории обучения и новейших научных исследованиях. Постоянно развивает свои знания об индивидуальных особенностях людей – 41,7%
При планировании работы не использует потребности учеников и их различные стили обучения – 0%
Почти не обсуждает с другими учителями индивидуальные особенности учеников, чтобы оказать им помощь в обучении – 0%
Изучает индивидуальные особенности людей, но не всегда использует их в своей повседневной работе – 37,5%
Никогда не обсуждает с учителями индивидуальные особенности учеников – 0%
Когда возникают проблемы в обучении и воспитании, использует знания об индивидуальных различиях – 20,8%
Демонстрирует отсутствие интереса к знаниям индивидуальных различий между людьми – 0%
Виды самооценки:
- А ктуальная – как себя видит и оценивает учитель в настоящее время;
- Р етроспективная – каким себя видит и оценивает учитель по отношению к начальным этапам работы;
- И деальная – каким бы хотел видеть себя учитель, его эталонное представление;
- Р ефлексивная – как с его точки зрения, его оценивает профессиональное окружение
Развитие рефлексивных способностей ученика с опорой на вопросы
- Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился?
- Какие задания вызвали у меня наибольший интерес и почему?
- Как я выполнял задания, каким способом? Что я чувствовал при этом?
- Каковы были мои основные трудности и как я их преодолевал? и т.д.
Основные этапы
Проблемы,
противоречия
Направление, цель
Текущая
рефлексия
Способы деятельности
Результаты
Итоговая рефлексия
- Каков мой самый большой успех за этот год (четверть)?
- Благодаря чему и как я смог его добиться?
- В чем я изменился?
- Каковы мои продвижения в знаниях?
- Что я понял о своем незнании?
- В чем состоят мои трудности? Как я их преодолеваю?
- Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?
- Что я научился делать хорошо?
- Какие новые виды деятельности и способы я освоил?
Педагогическая рефлексия как свойство профессионального мышления учителя
Конструктивная направленность анализа учителем своей деятельности
Аналитический подход учителя к своему практическому опыту
Стремление учителя осмыслить внутренние механизмы процесса обучения
Рефлексия – способность взрослого анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребенка.
Рефлексирующий педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог, „вечный ученик своей профессии“.
ВЫВОД
Целенаправленная и систематическая работа по формированию и развитию профессиональной рефлексии способствует улучшению качества знаний, умений и навыков педагогов, повышению их потребности в самообразовании, самосовершенствовании и развивает творческую активность.