Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Никольская средняя общеобразовательная школа
Образовательный маршрут развития одаренных детей
на период 2014-2018 годы
Автор: МольковаВалентина Македоновна
Образовательный маршрут развития одаренных детей
«Одаренность человека – это маленький
росточек, едва проклюнувшийсяиз земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод»
В. А. Сухомлинский
Введение
Проблема одарённости в настоящее время становится все более актуальной. Это
связано с потребностью современного общества в людях творческих, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи.
Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития
конкретного ребёнка. Нельзя выявить одаренность посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования, поэтому классные руководители используем ряд методик выявления одарённости детей с учётом их возраста.
I этап Диагностический. Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа).
Опросник Г.А. Карповой « Учебная мотивация».
Методика Климова И.И. «Карта интересов»
Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор - Филлипс.
II этап Разработка образовательного маршрута и организация работы
Образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.
Задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Разработка маршрута одаренных детей
Корректировка календарно – тематическое планирование с учётом
Составление учебного плана во внеурочной деятельности по физике, математике, русскому языку, окружающему миру, физической культуре
Выбор темы исследовательских работ по интересующим предметам.
Подбор материала
Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей
Работа с одаренными детьми в урочной деятельности
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:
совершенствование предметных умений и навыков;
повышение учебной мотивации одаренных детей;
развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.
Методы:
частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
проблемный;
проективный.
Формы:
нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
ролевые игры;
консультации.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Я убеждена, что необходимо для того, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной деятельности, к умению высказывать своё мнение, участвовать в дискуссии, самим искать истину, сомневаться, спорить, доказывать свою дочку зрения. Отсюда следует вывод: необходимо включать учащихся в творческую деятельность
Формы работы с одаренными учащимися во внеурочной деятельности
* индивидуальные занятия с одаренными учащимися;
* кружки по интересам;
* конкурсы;
* участие в олимпиадах;
* исследовательская работа;
* творческие мастерские.
Вывод
Одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития.
Работа требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методико-психологических служб, налаженной связи с родителями – особой организации всей работы школы в целом.
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо, т.к. каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории, разработать подход, гарантирующий 100% успех.
Результаты моей работы с одаренными детьми
• ХIII районная конференция участников туристско-краеведческого движения школьников РФ «Отечество».Первое место в номинации «Литературное краеведение».
• Участие в ХIII областном конкурсе исследовательских работ туристско-краеведческого движения «Отечество». Диплом III степени в номинации «Литературное краеведение».
• Участие в III областных юношеских «Филологических чтениях». Диплом I степени в номинации «Разыскание».
• Российская открытая конференция учащихся «Первые шаги в науку».
Диплом первой степени и медаль за лучшую работу в номинации «Литературоведение».
• Участие в областной научно-технической конференции «Проектируем будущее». Диплом III степени.
• Областной этап Всероссийского конкурса учебно-исследовательских проектов. «Человек на земле» (Балакирева Марина).Диплом I степени в номинации «Этнографические исследования».
• Областной этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина» Диплом I степени в номинации «Экология, традиционное природопользование и охрана природы». Диплом III степени в номинации «Родословие моей земли» (Кукушкина Настя).
• Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов школьников «Человек на земле». г. Москва. Первое место. Диплом VII ступени (высшей) • Российский заочный конкурс «Юность, Наука, Культура» Диплом I степени в номинации «Этнография».Диплом II степени в номинации «Общая история»(Кукушкина Настя).
• Всероссийская открытая конференция учащихся «Первые шаги в науку».Диплом I степени в номинации «География». Диплом II степени в номинации «Общая история» (Кукушкина Настя).
• Участие во Всероссийском конкурсе «Человек в истории». Поощрительная грамота (Соболев Коля-9 кл).Свидетельство участника (Кукушкина Настя–8 кл.).
• Участие в районной конференции участников туристско-краеведческого движения школьников РФ «Отечество». Первое место в номинации «Летопись родного края». Первое место в номинации «Земляки».
• районная конференция участников туристско-краеведческого движения школьников РФ «Отечество» Диплом 1 степени (Молькова Ксения МОУ ДО ЦДТ «Созвездие») в номинации «Летопись родного края».Диплом 1 степени Панфиловой Татьяне в номинации «Природное наследие»
• Всероссийская открытая конференция учащихся «Первые шаги в науку» Диплом I степени в номинации «География». Диплом II степени в номинации «Общая история»
• Участие во Всероссийском конкурсе «Человек в истории».Поощрительная грамота (Соболев Коля-9 кл).Свидетельство участника (Кукушкина Настя–8 кл.).
• Участие в районной конференции участников туристско-краеведческого движения школьников РФ «Отечество». Первое место в номинации «Летопись родного края». Первое место в номинации «Земляки».
• районная конференция участников туристско-краеведческого движения школьников РФ «Отечество» Диплом 1 степени (Молькова Ксения МОУ ДО ЦДТ «Созвездие») в номинации «Летопись родного края».Диплом 1 степени Панфиловой Татьяне в номинации «Природное наследие»
Литература
Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.
Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.
Афанасьева В.Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.
Марченко Е.В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / Е. В. Марченко// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с. 121.
Беляева Н.К. Савенков А.И.Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999. № 9