СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный маршрут развития одаренных детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательный маршрут развития одаренных детей и результаты работы

Просмотр содержимого документа
«Образовательный маршрут развития одаренных детей»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Никольская средняя общеобразовательная школа







Образовательный маршрут развития одаренных детей

на период 2014-2018 годы



Автор: МольковаВалентина Македоновна





























Образовательный маршрут развития одаренных детей

«Одаренность человека – это маленький

росточек, едва проклюнувшийсяиз земли

и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод»

В. А. Сухомлинский

Введение

Проблема одарённости в настоящее время становится все более актуальной. Это

связано с потребностью современного общества в людях творческих, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи.

Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития

конкретного ребёнка. Нельзя выявить одаренность посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования, поэтому классные руководители используем ряд методик выявления одарённости детей с учётом их возраста.

I этап Диагностический. Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

  • Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа).

  • Опросник Г.А. Карповой « Учебная мотивация».

  • Методика Климова И.И. «Карта интересов»

  • Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор - Филлипс.

II этап Разработка образовательного маршрута и организация работы

Образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.

Задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

  • содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.


Разработка маршрута одаренных детей

Корректировка календарно – тематическое планирование с учётом

Составление учебного плана во внеурочной деятельности по физике, математике, русскому языку, окружающему миру, физической культуре

Выбор темы исследовательских работ по интересующим предметам.

Подбор материала

Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей


Работа с одаренными детьми в урочной деятельности

Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:

  • совершенствование предметных умений и навыков;

  • повышение учебной мотивации одаренных детей;

  • развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;

  • развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;

  • овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

Методы:

  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);

  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);

  • проблемный;

  • проективный.

Формы:

  • нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;

  • ролевые игры;

  • консультации.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Я убеждена, что необходимо для того, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной деятельности, к умению высказывать своё мнение, участвовать в дискуссии, самим искать истину, сомневаться, спорить, доказывать свою дочку зрения. Отсюда следует вывод: необходимо включать учащихся в творческую деятельность

Формы работы с одаренными учащимися во внеурочной деятельности

*    индивидуальные занятия с одаренными  учащимися;

*    кружки по интересам;

*    конкурсы;

*    участие в олимпиадах;

*    исследовательская работа;

*    творческие мастерские.

Вывод

Одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития.

Работа требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методико-психологических служб, налаженной связи с родителями – особой организации всей работы школы в целом.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо, т.к. каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории, разработать подход, гарантирующий 100% успех.

Результаты моей работы с одаренными детьми

• ХIII районная конференция участников туристско-краеведческого движения школьников РФ «Отечество».Первое место в номинации «Литературное краеведение».

• Участие в ХIII областном конкурсе исследовательских работ туристско-краеведческого движения «Отечество». Диплом III степени в номинации «Литературное краеведение».

• Участие в III областных юношеских «Филологических чтениях». Диплом I степени в номинации «Разыскание».

• Российская открытая конференция учащихся «Первые шаги в науку».

Диплом первой степени и медаль за лучшую работу в номинации «Литературоведение».

• Участие в областной научно-технической конференции «Проектируем будущее». Диплом III степени.

• Областной этап Всероссийского конкурса учебно-исследовательских проектов. «Человек на земле» (Балакирева Марина).Диплом I степени в номинации «Этнографические исследования».

• Областной этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина» Диплом I степени в номинации «Экология, традиционное природопользование и охрана природы». Диплом III степени в номинации «Родословие моей земли» (Кукушкина Настя).

• Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов школьников «Человек на земле». г. Москва. Первое место. Диплом VII ступени (высшей) • Российский заочный конкурс «Юность, Наука, Культура» Диплом I степени в номинации «Этнография».Диплом II степени в номинации «Общая история»(Кукушкина Настя).

• Всероссийская открытая конференция учащихся «Первые шаги в науку».Диплом I степени в номинации «География». Диплом II степени в номинации «Общая история» (Кукушкина Настя).

• Участие во Всероссийском конкурсе «Человек в истории». Поощрительная грамота (Соболев Коля-9 кл).Свидетельство участника (Кукушкина Настя–8 кл.).

• Участие в районной конференции участников туристско-краеведческого движения школьников РФ «Отечество». Первое место в номинации «Летопись родного края». Первое место в номинации «Земляки».

• районная конференция участников туристско-краеведческого движения школьников РФ «Отечество» Диплом 1 степени (Молькова Ксения МОУ ДО ЦДТ «Созвездие») в номинации «Летопись родного края».Диплом 1 степени Панфиловой Татьяне в номинации «Природное наследие»

• Всероссийская открытая конференция учащихся «Первые шаги в науку» Диплом I степени в номинации «География». Диплом II степени в номинации «Общая история»

• Участие во Всероссийском конкурсе «Человек в истории».Поощрительная грамота (Соболев Коля-9 кл).Свидетельство участника (Кукушкина Настя–8 кл.).

• Участие в районной конференции участников туристско-краеведческого движения школьников РФ «Отечество». Первое место в номинации «Летопись родного края». Первое место в номинации «Земляки».

• районная конференция участников туристско-краеведческого движения школьников РФ «Отечество» Диплом 1 степени (Молькова Ксения МОУ ДО ЦДТ «Созвездие») в номинации «Летопись родного края».Диплом 1 степени Панфиловой Татьяне в номинации «Природное наследие»


Литература

    1. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.

    2. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.

    3. Афанасьева В.Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.

    4. Марченко Е.В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / Е. В. Марченко// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с. 121.

    5. Беляева Н.К. Савенков А.И.Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999. № 9