Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Волновахская школа №6» администрации Волновахского района
Образовательный проект
«Народное искусство и культурное наследие»
Номинация «Педагогический дебют»
Разработчик проекта:
Классный руководитель
8 «Б» класса
Омельченко Мария Андреевна
г. Волноваха, 2023
Пояснительная записка
Актуальность:
В своем выступлении В. В. Путин объявил 2022 год – годом народного искусства и культурного наследия. Конечно, невозможно изучить традиции и обычаи такой многонациональной и огромной страны как Россия всего лишь за один год, поэтому изучение традиций и обычаев должно продолжаться из года в год.
Президент Российской федерации В.В.Путин подчеркивает, что "взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций".
Перед школой и педагогами всегда ставилась и ставится задача привить ребенку любовь к своей Родине, городу (селу, поселку), региону, семье; бережное отношение к окружающей среде; уважительное отношение к труду; развитие интереса к традициям своего народа; чувства гордости за свою страну и регион; толерантность; чувство уважения к другим народам и их традициям.
Эти вопросы навсегда останутся актуальными в педагогике, ведь у людей, которые не знают своего прошлого, не осознают культурные ценности своей страны, просто нет будущего.
Конечно, для решения этих педагогических задач существует огромное количество приемов, методов, видов деятельности.
В свою очередь для решения данной педагогической задачи я разработала данный образовательный проект.
Целевая группа:
Целевая группа этого образовательного проекта – обучающиеся 8 «Б» класса МБОУ «Волновахская школа №6» администрации Волновахского района.
Цель проекта:
Формирование духовно-нравственных качеств у детей, привитие любви и уважения к культурному наследию своей Родины, воспитание патриотизма, формирование активной гражданской позиции через изучение традиций и культурного наследия своего народа, повышение интереса учащихся к народному искусству своего региона и страны.
Задачи:
- Образовательные:
расширение представления детей о многообразии изделий прикладного искусства из разных регионов России;
изучение происхождение и значения праздников нашего региона.
- Развивающие:
формирование патриотизма и активной гражданской позиции;
формирование представление о социокультурных ценностях населения нашего региона и России в целом;
формирование у обучающихся чувства гордости за свой народ и Родину;
формирование представления о важности культурного наследия для будущих поколений;
расширение словарного запаса детей;
расширение кругозора.
- Воспитывающие:
воспитание чувства гордости за свой народ и Родину;
воспитание уважительного отношения к труду;
воспитание осознанного отношения к культурному наследию, понимания, что без прошлого не может быть будущего;
воспитание чувства причастности к культуре своего народа, желание дорожить прошлым и строить светлое будущее.
Продолжительность: долгосрочная.
Время проведения: 1 раз в месяц.
Ожидаемые результаты:
расширение знаний в области прикладного искусства, традициях своего народа;
формирование уважения к историческому наследию;
формирование понятия о чувстве патриотизма и любви к Родине.
Конечный результат: видеоклип - презентация проекта, презентация «Что мы знаем о культурном наследии нашего региона?»
Ресурсное обеспечение: обучающие видео, презентации, электронные альбомы с иллюстрациями.
Срок реализации: 2023-2024 учебный год.
Проект «Народное искусство и культурное наследие»
Этапы проекта
Подготовительный этап
Определили тему, цели и задачи проекта, составили план работы.
Основной этап.
Содержание проекта:
№ п/п | Название мероприятия | Дата проведения | Ответственный |
| Анкетирование учащихся и родителей на предмет знания культурного наследия своего региона | Сентябрь | Кл. руководитель |
| Презентация «Национальная одежда народов России» | Сентябрь | Кл. руководитель |
| Презентация «Национальная одежда моего народа на Донбассе» | Октябрь | Кл. руководитель |
| Просмотр видеофильмов «Природные памятники Донбасса» | Октябрь | Кл. руководитель |
| Конкурс рисунков «Что значит народное единство лично для меня?» | Ноябрь | Кл. руководитель |
| Классный час «Известные люди Донбасса» | Ноябрь | Кл. руководитель |
| Изучение основных направлений в узорах народно-прикладного искусства. | Ноябрь | Кл. руководитель |
| Классный час: «Традиции празднования Нового года в разных уголках России» | Декабрь | Кл. руководитель |
| Изготовление медиаоткрыток к Новому году с использованием узоров народно-прикладного искусства | Декабрь | Кл. руководитель |
| Классный час: «Светлый праздник Рождества. История происхождения и традиции» | Январь | Кл. руководитель |
| Запись видеоролика «Колядки и щедривки» | Январь | Кл. руководитель |
| Конкурс рисунков «За что я люблю Донбасс?» | Февраль | Кл. руководитель |
| Классный час: «23 февраля – день Мужества. История происхождения праздника, его традиции» | Февраль | Кл. руководитель |
| Классный час «8 марта – праздник весны и красоты. История происхождения и традиции праздника» | Март | Кл. руководитель |
| Изготовление медиаоткрыток ко Дню 8 Марта с использованием узоров народно-прикладного искусства | Март | Кл. руководитель |
| Просмотр видеофильма «Народные танцы Народов России и Донбасса» | Апрель | Кл. руководитель |
| Конкурс рисунков «Светлый праздник Пасхи», выставка писанок | Апрель | Кл. руководитель |
| Классный час «1 Мая – День солидарности трудящихся. История происхождении и традиции праздника» | Май | Кл. руководитель |
| Классный час «9 Мая. Символы Великой Победы» | Май | Кл. руководитель |
Заключительный этап
Создание и представление презентации «Что мы знаем о культурном наследии нашего региона?»
2. Систематизация материалов.