СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект " Социализация детей с ограниченными особенностями здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательный проект "Социализация детей с ограниченными особенностями здоровья"

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект " Социализация детей с ограниченными особенностями здоровья"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№8» (МБОУ СОШ№8)      Образовательный проект  «Социализация детей  с ограниченными  особенностями здоровья Выполнила:  Лободенко Анастасия Алексеевна,  учитель начальных классов   2021г. Батайск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№8» (МБОУ СОШ№8)  

Образовательный проект «Социализация детей с ограниченными особенностями здоровья

Выполнила: Лободенко Анастасия Алексеевна, учитель начальных классов

2021г.

Батайск

Цель проекта : Социальная адаптация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды и включение детей – инвалидов и детей с ОВЗ в социально-культурную среду. Задачи проекта: •  всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, •  формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества, успешная интеграция в социум. •  Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Цель проекта : Социальная адаптация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды и включение детей – инвалидов и детей с ОВЗ в социально-культурную среду.

Задачи проекта:

всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению,

формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества, успешная интеграция в социум.

Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

  В нашей школе ведется социальный патронаж семей через обследование жилищных условий (посещение на дому совместно со службами сопровождения – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, опеки и попечительства, социальной защиты). Проводятся консультации по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении.

В нашей школе ведется социальный патронаж семей через обследование жилищных условий (посещение на дому совместно со службами сопровождения – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, опеки и попечительства, социальной защиты). Проводятся консультации по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении.

 Занятия цикла «Профориентация» направлены на консультативную помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, обучающихся на дому с целью дополнительной профориентации и детей, и родителей детей – инвалидов.  Используется профориентационное тестирование и другие электронные услуги банка интерактивных профессиограмм для получения рекомендаций по наиболее подходящему для ребенка типу профессий. Чтобы помочь детям и подросткам осознать свои личные возможности, связанные с профессиональным самоопределением, используются комплексные развивающие занятия. В структуру таких занятий входят игры и упражнения, например, «В детстве я хотел быть…», «Сочинение о профессии», «Лучший мотив», «Человек – профессия», «Угадай профессию», которые выявляют степень самосознания и самооценки, психолого-педагогические проблемы профессионального выбора, идеальные и реальные представления о профессии, о своих личностных качествах, необходимых для неё.

Занятия цикла «Профориентация» направлены на консультативную помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, обучающихся на дому с целью дополнительной профориентации и детей, и родителей детей – инвалидов.

Используется профориентационное тестирование и другие электронные услуги банка интерактивных профессиограмм для получения рекомендаций по наиболее подходящему для ребенка типу профессий. Чтобы помочь детям и подросткам осознать свои личные возможности, связанные с профессиональным самоопределением, используются комплексные развивающие занятия. В структуру таких занятий входят игры и упражнения, например, «В детстве я хотел быть…», «Сочинение о профессии», «Лучший мотив», «Человек – профессия», «Угадай профессию», которые выявляют степень самосознания и самооценки, психолого-педагогические проблемы профессионального выбора, идеальные и реальные представления о профессии, о своих личностных качествах, необходимых для неё.

Школа ведет работу по следующим направлениям Векторы проекта Вектор «Ученье - свет» Вектор «Билет в жизнь» Вектор «Помощь» Вектор «Радость»

Школа ведет работу по следующим направлениям

Векторы проекта

Вектор «Ученье - свет»

Вектор «Билет в жизнь»

Вектор

«Помощь»

Вектор «Радость»

Вектор «Ученье - свет» Вектор «Ученье-свет» - организация учебной деятельности. создание единой образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих разные стартовые возможности; развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками; организация систем эффективного процесса психолого-педагогического сопровождения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;  способствование успешному освоению общеобразовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Вектор «Ученье - свет»

Вектор «Ученье-свет» - организация учебной деятельности.

  • создание единой образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих разные стартовые возможности;
  • развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
  • организация систем эффективного процесса психолого-педагогического сопровождения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
  • способствование успешному освоению общеобразовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Вектор «Радость» Вектор «Радость» - организация досуга и творческого развития детей с ОВЗ: •  плановые театрализованные представления для детей с ОВЗ (в том числе, Новогодние праздники, День защиты детей, Декада инвалидов); •  приглашения на просмотры кино- и мультфильмов в школьном актовом зале; •  включение детей-инвалидов в работу хорового кружка при школе; •  привлечение детей-инвалидов к участию в творческих конкурсах и выставках рисунков, поделок, на базе ДК и школы; •  включение детей с ОВЗ  в работу театральной студии, шахматный кружок «Белая ладья» на базе школы; •  посещение спортивных секций и участие в спортивных соревнованиях (при отсутствии медпоказаний); •  участие детей с ОВЗ в работе школьного научного общества «Старт в науку».

Вектор «Радость»

Вектор «Радость» - организация досуга и творческого развития детей с ОВЗ:

плановые театрализованные представления для детей с ОВЗ (в том числе, Новогодние праздники, День защиты детей, Декада инвалидов);

приглашения на просмотры кино- и мультфильмов в школьном актовом зале;

включение детей-инвалидов в работу хорового кружка при школе;

привлечение детей-инвалидов к участию в творческих конкурсах и выставках рисунков, поделок, на базе ДК и школы;

включение детей с ОВЗ

в работу театральной студии, шахматный кружок «Белая ладья» на базе школы;

посещение спортивных секций и участие в спортивных соревнованиях (при отсутствии медпоказаний);

участие детей с ОВЗ в работе школьного научного общества «Старт в науку».

Вектор «Помощь» Вектор «Помощь» - помощь семьям, имеющим детей-инвалидов:  •  приглашение на заседания родительского клуба «Мы вместе» для налаживания контактов родителей, имеющих детей с ОВЗ, для совместного решения вопросов; •  психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, тренинги); •  информирование в области законодательства, рекомендация методической литературы, представление информация буклетах и на сайте школы и т.п. •  участие в акциях Недели инвалидов «Поделись частичкой своего тепла» и Недели инклюзивного образования «Заботливое сердце».

Вектор «Помощь»

Вектор «Помощь» - помощь семьям, имеющим детей-инвалидов:

приглашение на заседания родительского клуба «Мы вместе» для налаживания контактов родителей, имеющих детей с ОВЗ, для совместного решения вопросов;

психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, тренинги);

информирование в области законодательства, рекомендация методической литературы, представление информация буклетах и на сайте школы и т.п.

участие в акциях Недели инвалидов «Поделись частичкой своего тепла» и Недели инклюзивного образования «Заботливое сердце».

Вектор «Билет в жизнь» Вектор «Билет в жизнь» - включение ребенка в активное взаимодействие с социальной средой.  •  приоритетное приглашение для отдыха и оздоровления на пришкольную летнюю оздоровительную площадку; •  приоритетное трудоустройство в летний период; •  профессионально ориентационные работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии:

Вектор «Билет в жизнь»

Вектор «Билет в жизнь» - включение ребенка в активное взаимодействие с социальной средой.

приоритетное приглашение для отдыха и оздоровления на пришкольную летнюю оздоровительную площадку;

приоритетное трудоустройство в летний период;

профессионально ориентационные работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии:

Каждый год проводятся мероприятия, привлекающие внимание общественности к проблемам детей с ОВЗ: Декада инвалидов (декабрь) и Неделя инклюзии (март), а также вовлекаем детей с ОВЗ во все внутришкольные мероприятия.

Каждый год проводятся мероприятия, привлекающие внимание общественности к проблемам детей с ОВЗ: Декада инвалидов (декабрь) и Неделя инклюзии (март), а также вовлекаем детей с ОВЗ во все внутришкольные мероприятия.

  В этом учебном году я провожу занятия с девочкой, обучающейся на дому с посещением отдельных предметов (ИЗО, технология, музыка, физическая культура) в школе.

В этом учебном году я провожу занятия с девочкой, обучающейся на дому с посещением отдельных предметов (ИЗО, технология, музыка, физическая культура) в школе.

  Работа началась с обследования девочки психологом ( Приложение1 ), и мною, для изучения педагогических проблем обучающейся создана индивидуальная коррекционная программа ( Приложение2 ).  В работе соблюдаю следующие принципы организации работы: •  максимальное использование анализаторов слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного; •  широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;  •  опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия; •  стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями)

Работа началась с обследования девочки психологом ( Приложение1 ), и мною, для изучения педагогических проблем обучающейся создана индивидуальная коррекционная программа ( Приложение2 ).

В работе соблюдаю следующие принципы организации работы:

максимальное использование анализаторов слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;

широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;

опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;

стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями)

 Также в работе с обучающейся я применяю следующие подходы: - индивидуальный подход ; - предотвращение наступления утомляемости (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности); - активизацию познавательной деятельности (использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки); - проведение дополнительных занятий (игр); - коррекцию всех видов высших психических функций : памяти, внимания, мышления; - поощрение за малейшие успехи , своевременная и тактическая помощь ребёнку, развивающая в нём веру в собственные силы и возможности.

Также в работе с обучающейся я применяю следующие подходы:

- индивидуальный подход ;

- предотвращение наступления утомляемости (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);

- активизацию познавательной деятельности (использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки);

- проведение дополнительных занятий (игр);

- коррекцию всех видов высших психических функций : памяти, внимания, мышления;

- поощрение за малейшие успехи , своевременная и тактическая помощь ребёнку, развивающая в нём веру в собственные силы и возможности.

 Мною разработаны дополнительные коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития ребенка, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности ( Приложение3 ).

Мною разработаны дополнительные коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития ребенка, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности ( Приложение3 ).

 За рамками образовательного процесса, моя подопечная принимала участие в следующих школьных и классных мероприятиях, акциях, конкурсах и театрализованных выступлениях:  - Конкурс рисунков «Добрая Дорога Детства».  - Участие в театрализованном представлении приуроченном ко Дню Матери.  - Участие в конкурсе рисунков: «Волшебные узоры».  - Акция по ПДД: «Водитель, ты же тоже родитель!».   Также у девочки есть способности к рисованию, и она участвует как в школьных конкурсах, так и в конкурсах проводимых ИЗО-студией.

За рамками образовательного процесса, моя подопечная принимала участие в следующих школьных и классных мероприятиях, акциях, конкурсах и театрализованных выступлениях: - Конкурс рисунков «Добрая Дорога Детства». - Участие в театрализованном представлении приуроченном ко Дню Матери. - Участие в конкурсе рисунков: «Волшебные узоры». - Акция по ПДД: «Водитель, ты же тоже родитель!». Также у девочки есть способности к рисованию, и она участвует как в школьных конкурсах, так и в конкурсах проводимых ИЗО-студией.

План реализации проекта

Этапы реализации проекта

Мероприятия на каждом этапе

Подготовительный

Сроки на каждое мероприятие

1. Формирование группы участников проекта, направленного на социализацию ребёнка с ОВЗ.

2. Сбор информации (рекомендации ЦМППК, опрос родителей).

Ответственные лица

сентябрь

3. Организация адаптационного периода с учетом и использованием в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.

сентябрь

Председатель ППК

Основной

психолог

Учитель

1 Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ.

сентябрь

 

2 Развитие коммуникативных навыков

 

Учитель

Учитель

 

Председатель ППК

В течение года

Классный руководитель

 

3 Формирование игровой деятельности

сентябрь

психолог

Учитель

4. Работа с родителями

В течение года

Заключительный

Учитель

 

 

1 Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ

Учитель

В течение года

Классный руководитель

2 Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ

В течение года

психолог

 

 

3 Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ. Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития.

Классный руководитель

 

В течение года

психолог

 

Учитель

психолог

В течение года

Классный руководитель

Учитель

психолог

Классный руководитель

Учитель

Классный руководитель

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты

Перспективы дальнейшего развития   увеличение численности родителей ориентированных на сотрудничество в вопросах комплексной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня; уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов; наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;  возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия; развитие толерантного сознания по отношению к детям-инвалидам.

Перспективы дальнейшего развития

  • увеличение численности родителей ориентированных на сотрудничество в вопросах комплексной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.
  • участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
  • уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;
  • наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
  • возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
  • развитие толерантного сознания по отношению к детям-инвалидам.

Список литературы:

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2018.

2. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В. Брушлинский. – М.: Изд-во ИП РАН, 2019.

3.Битова А.Л. "Особый ребенок исследования и опыт помощи" проблемы интеграции и социализации, Москва 2020 год

4. Журавлев, А.Л. Социально-психологическая зрелость: попытка обосновать понятие / А.Л. Журавлев // Феномен категории зрелости в психологии / Отв. Ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. – С. 198-222.

5. Косарева У.В. Образование детей с особыми потребностями в Самарской области: на пути к интеграции./Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра/ Брошюра по материалам конференции. Самара, 2017.

6. Левитская А. А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России. /Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018.

7. Международная защита прав и свобод человека: сборник документов - М.: 2020.

8. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. РООИ «Перспектива», 2019.

9. Назарова Н.М. Специальная педагогика. // Учебное пособие.- М., 2020.

10. Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2019.

11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2020.

12. Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2019.

13. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 20019.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!