МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№8» (МБОУ СОШ№8)
Образовательный проект «Социализация детей с ограниченными особенностями здоровья
Выполнила: Лободенко Анастасия Алексеевна, учитель начальных классов
2021г.
Батайск
Цель проекта : Социальная адаптация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды и включение детей – инвалидов и детей с ОВЗ в социально-культурную среду.
Задачи проекта:
• всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению,
• формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества, успешная интеграция в социум.
• Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
В нашей школе ведется социальный патронаж семей через обследование жилищных условий (посещение на дому совместно со службами сопровождения – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, опеки и попечительства, социальной защиты). Проводятся консультации по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении.
Занятия цикла «Профориентация» направлены на консультативную помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, обучающихся на дому с целью дополнительной профориентации и детей, и родителей детей – инвалидов.
Используется профориентационное тестирование и другие электронные услуги банка интерактивных профессиограмм для получения рекомендаций по наиболее подходящему для ребенка типу профессий. Чтобы помочь детям и подросткам осознать свои личные возможности, связанные с профессиональным самоопределением, используются комплексные развивающие занятия. В структуру таких занятий входят игры и упражнения, например, «В детстве я хотел быть…», «Сочинение о профессии», «Лучший мотив», «Человек – профессия», «Угадай профессию», которые выявляют степень самосознания и самооценки, психолого-педагогические проблемы профессионального выбора, идеальные и реальные представления о профессии, о своих личностных качествах, необходимых для неё.
Школа ведет работу по следующим направлениям
Векторы проекта
Вектор «Ученье - свет»
Вектор «Билет в жизнь»
Вектор
«Помощь»
Вектор «Радость»
Вектор «Ученье - свет»
Вектор «Ученье-свет» - организация учебной деятельности.
- создание единой образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих разные стартовые возможности;
- развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
- организация систем эффективного процесса психолого-педагогического сопровождения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
- способствование успешному освоению общеобразовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Вектор «Радость»
Вектор «Радость» - организация досуга и творческого развития детей с ОВЗ:
• плановые театрализованные представления для детей с ОВЗ (в том числе, Новогодние праздники, День защиты детей, Декада инвалидов);
• приглашения на просмотры кино- и мультфильмов в школьном актовом зале;
• включение детей-инвалидов в работу хорового кружка при школе;
• привлечение детей-инвалидов к участию в творческих конкурсах и выставках рисунков, поделок, на базе ДК и школы;
• включение детей с ОВЗ
в работу театральной студии, шахматный кружок «Белая ладья» на базе школы;
• посещение спортивных секций и участие в спортивных соревнованиях (при отсутствии медпоказаний);
• участие детей с ОВЗ в работе школьного научного общества «Старт в науку».
Вектор «Помощь»
Вектор «Помощь» - помощь семьям, имеющим детей-инвалидов:
• приглашение на заседания родительского клуба «Мы вместе» для налаживания контактов родителей, имеющих детей с ОВЗ, для совместного решения вопросов;
• психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, тренинги);
• информирование в области законодательства, рекомендация методической литературы, представление информация буклетах и на сайте школы и т.п.
• участие в акциях Недели инвалидов «Поделись частичкой своего тепла» и Недели инклюзивного образования «Заботливое сердце».
Вектор «Билет в жизнь»
Вектор «Билет в жизнь» - включение ребенка в активное взаимодействие с социальной средой.
• приоритетное приглашение для отдыха и оздоровления на пришкольную летнюю оздоровительную площадку;
• приоритетное трудоустройство в летний период;
• профессионально ориентационные работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии:
Каждый год проводятся мероприятия, привлекающие внимание общественности к проблемам детей с ОВЗ: Декада инвалидов (декабрь) и Неделя инклюзии (март), а также вовлекаем детей с ОВЗ во все внутришкольные мероприятия.
В этом учебном году я провожу занятия с девочкой, обучающейся на дому с посещением отдельных предметов (ИЗО, технология, музыка, физическая культура) в школе.
Работа началась с обследования девочки психологом ( Приложение1 ), и мною, для изучения педагогических проблем обучающейся создана индивидуальная коррекционная программа ( Приложение2 ).
В работе соблюдаю следующие принципы организации работы:
• максимальное использование анализаторов слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;
• широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
• опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
• стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями)
Также в работе с обучающейся я применяю следующие подходы:
- индивидуальный подход ;
- предотвращение наступления утомляемости (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);
- активизацию познавательной деятельности (использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки);
- проведение дополнительных занятий (игр);
- коррекцию всех видов высших психических функций : памяти, внимания, мышления;
- поощрение за малейшие успехи , своевременная и тактическая помощь ребёнку, развивающая в нём веру в собственные силы и возможности.
Мною разработаны дополнительные коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития ребенка, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности ( Приложение3 ).
За рамками образовательного процесса, моя подопечная принимала участие в следующих школьных и классных мероприятиях, акциях, конкурсах и театрализованных выступлениях: - Конкурс рисунков «Добрая Дорога Детства». - Участие в театрализованном представлении приуроченном ко Дню Матери. - Участие в конкурсе рисунков: «Волшебные узоры». - Акция по ПДД: «Водитель, ты же тоже родитель!». Также у девочки есть способности к рисованию, и она участвует как в школьных конкурсах, так и в конкурсах проводимых ИЗО-студией.
План реализации проекта
Этапы реализации проекта
Мероприятия на каждом этапе
Подготовительный
Сроки на каждое мероприятие
1. Формирование группы участников проекта, направленного на социализацию ребёнка с ОВЗ.
2. Сбор информации (рекомендации ЦМППК, опрос родителей).
Ответственные лица
сентябрь
3. Организация адаптационного периода с учетом и использованием в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.
сентябрь
Председатель ППК
Основной
психолог
Учитель
1 Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ.
сентябрь
2 Развитие коммуникативных навыков
Учитель
Учитель
Председатель ППК
В течение года
Классный руководитель
3 Формирование игровой деятельности
сентябрь
психолог
Учитель
4. Работа с родителями
В течение года
Заключительный
Учитель
1 Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ
Учитель
В течение года
Классный руководитель
2 Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ
В течение года
психолог
3 Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ. Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития.
Классный руководитель
В течение года
психолог
Учитель
психолог
В течение года
Классный руководитель
Учитель
психолог
Классный руководитель
Учитель
Классный руководитель
Ожидаемые результаты
Перспективы дальнейшего развития
- увеличение численности родителей ориентированных на сотрудничество в вопросах комплексной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.
- участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
- уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;
- наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
- возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
- развитие толерантного сознания по отношению к детям-инвалидам.
Список литературы:
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2018.
2. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В. Брушлинский. – М.: Изд-во ИП РАН, 2019.
3.Битова А.Л. "Особый ребенок исследования и опыт помощи" проблемы интеграции и социализации, Москва 2020 год
4. Журавлев, А.Л. Социально-психологическая зрелость: попытка обосновать понятие / А.Л. Журавлев // Феномен категории зрелости в психологии / Отв. Ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. – С. 198-222.
5. Косарева У.В. Образование детей с особыми потребностями в Самарской области: на пути к интеграции./Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра/ Брошюра по материалам конференции. Самара, 2017.
6. Левитская А. А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России. /Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018.
7. Международная защита прав и свобод человека: сборник документов - М.: 2020.
8. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. РООИ «Перспектива», 2019.
9. Назарова Н.М. Специальная педагогика. // Учебное пособие.- М., 2020.
10. Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2019.
11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2020.
12. Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2019.
13. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 20019.