Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Недокурская средняя общеобразовательная школа»
663485 п. Недокура, ул. Супругов Самаль, д. 2, Кежемского р-на, Красноярского к-я
ИССЛЕДОВАТЕЛИ
Образовательная программа для одарённых детей
7 - 8 классы
Образовательная программа
учителя русского языка и литературы,
1 квалификационная категория,
Воловенко Валентины Александровны
2016 г.
Образовательная программа для одарённых детей
«Исследователи».
7 - 8 классы.
Пояснительная записка.
Образовательная программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004)
Долгосрочной целевой программы «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ КРАСНОЯРЬЯ» Программы развития «Наша новая школа»
Устава муниципального общеобразовательного учреждения Недокурская средняя общеобразовательная школа
Положения о работе с одарёнными детьми МОУ Недокурская СОШ
Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров
Актуальность разработки программы.
На современном этапе работы школы, когда одной из главных её задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.
Важно, чтобы пройдя все этапы школьного обучения, выпускник приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления - исследовательский и творческий.
Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одарённые дети: имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;
дети с высокими творческими (художественными) способностями;
дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует
развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Одна из задач моей работы – применение знаний, полученных на уроке, на практике. Для того чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне представляется весьма важным аспектом методической работы в школе: формирование исследовательской культуры каждого ученика.
В отличие от олимпиад исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:
исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.
Как правило, учитель может подготовить с учащимися одну работу, так что вполне можно организовать ежегодные ученические чтения, и это не станет перегрузкой для ученика. На таких мероприятиях дети могут (и даже чувствуют потребность) делать устные сообщения по выбранной теме, учатся отвечать на вопросы оппонентов и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, они учатся грамотно излагать прочитанное, четко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности и т.д. При этом ученику понадобится дома в течение нескольких месяцев работать над темой, готовить свой отчет и устный ответ, глубже осознавая материал, выбранный для рассмотрения.
Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Тематику может предлагать и учитель, который сам заинтересовался какой-либо темой. Между учеником и учителем возникает двойственный союз, основанный на принципах сотрудничества и сотворчества. Немаловажное значения для проведения исследовательской работы по предмету и пробуждение интереса достигается при использовании в образовательно-воспитательном процессе современных информационных технологий.
В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через научно – исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Важно отметить значимость научно – исследовательской деятельности в личном самоопределении обучающегося. Ценностные основания, определяемые личностью как значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников исследовательского проекта, сформировать навыки группового взаимодействия.
Программа «Исследователи» предназначена для обучающихся средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою
очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Исходя из этого, актуальной задачей развития нашей школы является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
Реализация образовательной программы по работе с одаренными детьми «Исследователи» рассчитана на 1 год.
Первый этап – диагностико-прогностический – предполагается реализовать в первом полугодии 2013 года.
Второй этап – деятельностный (второе полугодие 2014 года) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися во всех указанных выше направлениях.
Формы работы с одаренными детьми.
1.Индивидуальный подход на уроках, создание условий для развития исследовательских способностей обучающихся, проведение нестандартных форм уроков с использованием метода проектов.
2. Дополнительные индивидуальные и групповые занятия с одарёнными учащимися, занимающимися исследовательской деятельностью, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.
3. Работа по индивидуальным планам.
4. Участие в школьной и районной научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку».
5. Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
Создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
Развитие потенциала детей.
Проведение мероприятий по организации исследовательской работы с одаренными детьми.
Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.
Цель программы:
выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.
Задачи:
1. Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских
навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.
2. Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации.
3. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в научно-практических конференциях разного уровня, творческих конкурсах, выставках.
4. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.
5. Предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
6. Воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении.
Количество учебных занятий:
В год - 33.
В неделю – 1.
Календарно-тематический план
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание |
1-2 | Изучение пакета нормативных документов об исследовательской работе учащихся и педагогов. | 2 | 7.09. 14.09. | |
3 | Диагностика уровня интеллекта, познавательных возможностей самореализации, социализации учащихся с целью привлечения их к исследовательской работе в соответствии со способностями. | 1 | 28.09. | |
4-5 | Тренинги по результатам тестирования | 2 | 5.10.. 12.10. | |
6-8 | Выбор тем для исследовательской работы. Индивидуальные консультации. | 3 | 19.10 26.10. 9.11. | Подумать, над какой темой исследования хотел бы работать |
9-10 | Сбор материала по теме исследования, работа в библиотеке. | 2 | 16.11. 23.11. | Самостоятельно подобрать материал по выбранной теме |
11-13 | Овладение навыками работы на компьютере, работа в сети Интернет. | 3 | 30.11. 7.12. 14.12. | Найти в Интернете материал по теме исследования, сбросить его на флешку |
14 | Практическое занятия «Требования к исследовательской работе». | 1 | 21.12. | Подготовить сообщение о требованиях к исследовательской работе. |
15-16 | Начало оформления работ. Практическое занятие «Требования к оформлению исследовательских работ». | 2 | 28.12. 12.01. | Оформить работу в соответствии с требованиями. |
17-18 | Завершение исследовательских работ. Практическое занятие «Методика защиты исследовательских работ». | 2 | 19.01. 26.01. | Тренироваться защищать работу. Подготовиться к участию в школьной конференции. |
19 | Участие в школьной научно-практической конференции | 1 | 28.01. | |
20-21 | Участие в районном конкурсе исследовательских работ учащихся и других конкурсах. | 2 | февраль | |
22 | Рецензирование работ по итогам конкурса учащимися и учителем | 1 | 9.02. | Написать рецензию на любую работу. |
23-24 | Оформление «Сборника исследовательских работ учащихся». | 2 | 16.02. 2.03. | |
25 | Выпуск газеты «Ученическая научно-исследовательская работа». | 1 | 16.03. | |
26-27 | Практические занятия «Библиотечно-информационная культура». | 2 | 23.03. 6.04 | Подготовить сообщение по полученным на занятии сведениям. |
28-32 | Самостоятельная работа по выбору тем исследования на следующий учебный год. Сбор материала по избранной теме (работа в библиотеке, сети Интернет). Индивидуальные консультации. | 5 | 13.04. 20.04. 27.04. 4.05. 11.05. | |
33 | Итоги работы с одарёнными детьми за год. | 1 | 18.05. | |
| Привлечение родителей для оказания помощи детям в исследовательской работе, в подготовке детей к участию в конкурсах. | в тече-ние учеб-ного года | | |
Литература
1. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» /авт.-сост. Г. И. Осипова. - Волгоград: Учитель, 2007.
2. Русский язык. 6 - 11 классы: проектная деятельность учащихся/ сост.
Г. В. Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2009.
3. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика. - 2003. - №6. - с.27-32.
4. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995. - №4. - с.73.
5. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО
«АиФ Принт» , 2003г.
6. Журнал « Завуч школы», № 5, 2006г.
7. Журнал « Начальная школа» № 3,1997г.
8. Школьная проектная лаборатория / авт.-сост. Н. В. Кашлева и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
Диагностические тесты
1. Прогнозирование успеха в тех сферах деятельности, которые основываются на использовании языковых средств.
2. Шкала личностной тревожности.
3. Шкала ситуативной (реактивной) тревожности.
4. Многофакторный личностный опросник.
5. Выявление проблем, мешающих ученикам заниматься исследовательской деятельностью.