СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа дополнительного образования "Занимательный мир открытий"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа дополнительного образования для учащихся 1-4кл естественнонаучной направленности.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования "Занимательный мир открытий"»

21


«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МИР ОТКРЫТИЙ»

Содержание


  1. Информационно-концептуальный модуль образовательной программы………………..3

    1. Информационная карта………………………………………………………………….3

    2. Концепция автора образовательной программы………………………………………3

    3. Пояснительная записка к образовательной программе……………………………….4

  2. Образовательный стандарт программы……………………………………………………6
    1. Образовательный стандарт программы 1 года бучения………………………………6
    2. Образовательный стандарт программы 2 года бучения………………………………7
  3. Содержательный модуль образовательной программы…………………………………..8

3.1. Учебно-тематический план образовательной программы 1 года обучения………...8

3.2. Учебно-тематический план образовательной программы 2 года обучения………...8

3.4. Описание содержания разделов программы 1 года обучения………………………..9

3.5. Описание содержания разделов программы 2 года обучения………………………..9

4. Организация образовательного процесса…………………………………………………..10

4.1. Организация образовательного процесса 1 года обучения………………………….10

4.2. Организация образовательного процесса 2 года обучения………………………….13

5. Оценочно-результативный модуль образовательной программы………………………..16

5.1. Система текущего и итогового контроля 1 года обучения………………………….16

5.2. Система текущего и итогового контроля 2 года обучения………………………….17

Литература для педагога……………………………………………………………………….18

Литература для обучающихся…………………………………………………………………20





























1.Информационно-концептуальный модуль образовательной программы


    1. Информационная карта

Тип программы - тематическая

Вид программы – авторская

Целевая установка – исследовательская направленность

Специфика содержания – расширенная

Уровень усвоения – общекультурный

Форма реализации – стационарная

Функциональное назначение - образовательное

Способ реализации – групповой

Возрастной диапазон – 7-10 лет.


    1. Концепция автора образовательной программы

Краски, формы, звуки, ароматы природы удивительно разнообразны. Жуки, бабочки, стрекозы, цветы многообразны по форме и оттенкам, листья, узорные снежинки, сверкающие капли росы – всё это так красиво, и всё это вызывает интерес и восторг у ребёнка. Даже на островках природы в городе – во дворах, в парках, на газонах всегда, в любое время года и при любом состоянии погоды, можно встретиться с природной красотой.

Наблюдая за явлениями и объектами природы, человек овладевал мудростью жизни, научился строить дома, шить одежду, создавать самые разнообразные механизмы и машины. И всё это он заимствовал у природы – и стал могущественным и сильным. Однако, окрылённый успехами, он едва не погубил свой большой дом – природу. И сейчас, как никогда, надо изучать законы природы, подчиняться им, ибо человеку принадлежит особое место в биосфере.

Процесс формирования новых отношений, процесс становления и развития экологической культуры не прост и длителен, поэтому экологическое образование человека надо начинать с самых ранних лет. В этом процессе особенно велика роль начального этапа обучения.

Младший школьник – это ребёнок – «почемучка». Любознательность младшего школьника по сравнению с дошкольником усиливается по целому ряду причин. Ребёнок младшего школьного возраста – это ученик. Он учится и осознаёт себя не столько объектом, сколько самостоятельным субъектом познания. Значимость этого возрастного этапа возрастает в связи с появлением стремления самим докопаться до сути явлений. Именно поэтому младший школьный возраст и называют возрастом «почемучек». Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность ребёнка в ознакомлении с природой – это бесценный дар, которым нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения природоведческого кругозора, экологической культуры.

Ребёнок – «почемучка» - это исследователь. Его интересуют не столько названия предметов и явлений, кто это и что это. Как дошкольника его интересует множество «почему?» Почему происходит смена времён года? Почему заяц зимой белый, а летом серый? Почему медведь зимой спит? Почему у медуницы цветки разного цвета? Почему кузнечик зелёный? И т.п. Множество «почему?», на которые младший школьник стремится и должен получить ответ. Но не в готовом виде. Иначе ребёнок теряет интерес ко всему окружающему. Об этом надо помнить, вовлекая ребёнка в ту или иную активную деятельность с целенаправленным поиском ответов.

В последние десятилетия ухудшение состояния окружающей среды не только вызывает опасение учёных, но и переносится в категорию проблем, решаемых на государственном уровне. Осознавая всю серьёзность проблемы, Россия включается в мировой процесс движения к устойчивому развитию. Важная роль в этом процессе отводится образовательным учреждениям.

В контексте концепции устойчивого развития главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры как направленного качества личности.

Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Ориентированность на экологическое воспитание детей в природной обстановке позволяет активно приобщаться к исследовательской работе по изучению природных сред и экосистем своего родного края.

Ежегодно проводятся конференции среди учащихся среднего и начального звена. Данные конференции показали, желание ребят участвовать в исследовательской деятельности. Основной причиной, по которой педагоги начального звена отказываются от участия в конференциях и конкурсах является незнание основных подходов к проектированию и конечно сложности в подготовке детей младшего звена. Для устранения этих проблем была разработана данная программа.

В процессе освоения программы дети получают основные понятия об окружающем мире, представление о взаимосвязях в системе «человек-природа». Узнают дополнительные, увлекательные знания в области экологии и биологии, знакомятся в занимательной форме с основными методиками изучения окружающей среды. Занятия по данной программе включают разные методы обучения: практические и самостоятельные работы, беседа, рассказ, игры, экскурсии, просмотр видеофильмов и т.д. Основной упор программы сделан на начальную научно - исследовательскую деятельность учащихся.

Данная программа позволяет воспитанникам продолжить образование, посещая занятия в среднем звене, по программе «Первые шаги в мир науки» (авторы: Сизова Л.Н., Фоменко С.А.): Рецензия от Кандидата педагогических наук, главного специалиста Управления делами Администрации городского округа Стрежевой О.И. Аладко, 2013г.; приз «За лучшую образовательную программу» на городском конкурсе профессионального мастерства педагогов г. Стрежевого в номинации: «Педагог дополнительного образования детей» 2011г.

В дальнейшем могут себя реализовать в деятельности «Научного общества учащихся» старшего звена, занимаясь индивидуально по программе «Методика и практика научного исследования» (авторы: Фоменко С.А., Корсакова А.П.): Диплом II степени на «Областном этапе Х Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей», 2012г.)


    1. Пояснительная записка к образовательной программе

Разработкой данной программы занимались: педагоги дополнительного образования высшей категории Сизова Л.Н., Фоменко С.А. Программа создана в соответствии с требованиями, разработанными группой учёных ТОИПКРО г.Томска, и в соответствии с требованиями ФГОС. Программа утверждена решением методического совета учреждения.

Программа может меняться, в зависимости от набора детей: уровня знаний, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Темы занятий могут меняться местами, в случае не благоприятной погоды для данной темы. Диагностика может проводиться различными способами: тестирование, конкурсы, игра.

Цели программы:

  • формирование основ экологической культуры;

  • расширение знаний в области биологии и экологии;

  • формирование начальных навыков самостоятельной исследовательской деятельности;

  • выявление одарённых детей.

Задачи программы:

Образовательные:

  • расширять познания в экологии и биологии;

  • расширить знания в области охраны и природопользования.

Развивающие:

  • развивать имеющиеся у детей представления об окружающем мире, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать воображение, творческие способности, логическое мышление;

  • развивать навыки, смекалку, чувство ответственности, повышать уровень познавательной деятельности.

Воспитательные:

  • умение вести себя в мире природы, стараясь не причинять ей ущерба;

  • воспитание начальных навыков экологической культуры, элементарных навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения;

  • воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе.


Доступность программы заключается в создании условий для творческого и интеллектуального развития личности ребёнка.

Преемственность и согласованность её с образовательными программами общеобразовательной школы: связь со школьными предметами окружающий мир, природоведение, сибиривединие.

Технологичность: используются разные формы и методы работы с детьми (игры, экологические сказки, викторины, практические занятия, эксперименты, исследования, опыты, наблюдения, мастер-классы, экскурсии и т.п.) Применение личностно – ориентированного обучения с мультимедийными технологиями.

Новизна программы «Занимательный мир открытий» состоит в:

1) развитие начального научного мышления детей через практическую опытническую деятельность;

2) освоение школьниками начального звена начальных навыков исследования (большинство, известных программ, ориентировано только на школьников старшего возраста).

Практическая значимость: данная программа предназначена для широкого использования в учреждениях дополнительного образования и общего образования, а также может быть использована в массовой педагогической практике, входить в учебные планы летних оздоровительных лагерей эколого-биологической направленности.

Материально-техническое оснащение программы: для реализации данной программы используется специальное оборудование, такое как: компасы, увеличительные стёкла, микроскопы, ноутбук, мультимедийный проектор и т.д.


Программа предназначена для детей начального школьного возраста, рассчитана на 2 года обучения. Численность в группах 10 – 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 1 час.

1г.о.(1кл) – первый уровень получения знаний (1. практические занятия: опыт, эксперимент, наблюдение, исследование, изготовление поделки или макета; 2. игровые занятия: проверка и анализ полученных знаний в игровой форме). На данном уровне ребята учатся выполнять простейшие эксперименты (определить крахмал в картофеле, покрасить лепестки цветка пищевыми красителями и т.д.), учатся узнавать птиц по тени, зверей по следам, растения по гербарию. Занятия проходят на базе СОШ.

2г.о.(2кл) - второй уровень получения знаний. Занятия проводятся на базе МБОУ ДОД ЦЭВД. Программа второго года обучения предполагает, большую часть времени на работу с микроскопами и приборами, а также много времени уделяется выходу в природу, сбору материала, а затем его анализу.

Программа обучения составляет: 1г.о. - 29 ч. (занятия начинаются с 1 октября), 2г.о. – 34ч., 3г.о. – 34г.

Данная программа будет доработана на 4г.о.






  1. Образовательный стандарт программы


    1. Образовательный стандарт программы 1 года бучения


Раздел программы

Основные термины и понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1.

Вводное занятие.

Экология, растения, животные.

  • Правила по ТБ и ПБ.

  • Правила поведения в природе.

  • Изготовлять знаки: «Правила поведения в природе»

2.

Мир растений.

Корневая система, ствол, лист, гербарий, лиственные и хвойные деревья, тайга, ботаника.

  • Особенности лиственных и хвойных деревьев нашего края.

  • Как определить возраст дерева.

  • Правила посадки комнатного растения.

  • Правила работы с увеличительным стеклом.

  • Работать с увеличительным стеклом.

  • Узнавать хвойное и лиственное дерево нашего края по описанию и внешнему облику.

  • Ставить опыт с комнатными растениями.


3.

Мир животных.

Звери, птицы, насекомые, зоология, микропрепарат, микроскоп, цепи питания.

  • Количество конечностей у насекомых.

  • Как узнать хищных птиц.

  • Особенности строения крыла бабочки.

  • Особенности строения пера птицы.

  • Птиц нашего края.

  • Узнавать не менее 5-ти животных нашего края по следу.

  • Узнавать не менее 5-ти птиц нашего края по изображению.

  • Составлять цепи питания из пяти звеньев.

4.

Краеведение.

Компас, стороны света, север, юг, восток, запад.

  • Правила работы с компасом.

  • Знать стороны света.

  • Ориентироваться на местности при помощи компаса.















    1. Образовательный стандарт программы 2 года обучения

Раздел программы

Основные термины и понятия

Необходимо знать

Необходимо уметь

1.

Введение.


Экология, растения, животные.

  • Правила по ТБ и ПБ.

  • Правила поведения в природе.


2.

Повторение.

Экология, растения, животные, тайга, лиственные и хвойные деревья, ботаника, звери, птицы, насекомые, зоология, цепи питания.

  • Особенности лиственных и хвойных деревьев нашего края.

  • Как определить возраст дерева.

  • Птиц нашего края.

  • Узнавать хвойное и лиственное дерево нашего края по описанию и внешнему облику.

  • Узнавать не менее 5-ти животных нашего края по следу.

  • Узнавать не менее 5-ти птиц нашего края по изображению.

  • Составлять цепи питания из пяти звеньев.

3.

Микромир.






Микробиология, лупа, микроскоп, предметный столик, предметное стекло, микропрепарат, растительная клетка.

  • Правила работы с ученическим микроскопом.

  • Лиственные и хвойные деревья нашего края.

  • Ягоды нашего края.

  • Работать с ученическим микроскопом.

  • Узнавать хвойные и лиственные деревья нашего края в природе.

  • Готовить микропрепарат для просмотра под микроскоп.

4.

Теория движения.






Перетекание жидкости, смешивание цвета, траектория движения, лабиринт, гексагональный лабиринт, зоопсихология, головоногие, моллюски.

  • Двух простейших животных.

  • Внешнее строение улитки.

  • Рыб нашего края.

  • Не менее 5-ти певчих птиц нашего края.

  • Не менее 5-ти хищных птиц нашего края.

  • Уметь настроить микроскоп для работы с каплей воды.

  • Узнавать не менее 5-ти рыб нашего края по изображению.

  • Узнавать не менее 5-ти певчих птиц нашего края по изображению.

  • Узнавать не менее 5-ти хищных птиц нашего края по изображению.

  • Изготовлять отпечатки следов животных.

3. Содержательный модуль образовательной программы


3.1. Учебно-тематический план образовательной программы 1 года обучения


п/п

Тема

Всего

часов

Теория (час)

Практика (час)

1.

Вводные занятия.

1

0,5

0,5

2.

Мир растений.

14

5

9

3.

Мир животных.

12

3

9

4.

Краеведение.

1

0,5

0,5

5.

Итоговое занятие.

1

-

1

ИТОГО:

29

9

20

3.2. Учебно-тематический план образовательной программы 2 года обучения


п/п

Тема

Всего

часов

Теория (час)

Практика (час)

1.

Введение.

1

0,5

0,5

2.

Повторение.

2

0,5

1,5

3.

Микромир.

11

2

9

4.

Теория движения.

19

4

15

5.

Итоговое занятие.

1

-

1

ИТОГО:

34

7

27






























3.4. Описание содержания разделов программы 1 года обучения


Раздел 1 – Вводное занятие. В данном разделе проводится знакомство с правилами по ТБ и ПБ, с учебной программой, проводится вводное тестирование. Проведение экскурсий, знакомство с выставочными залами. Ознакомительное занятие в игровой форме для проверки имеющихся знаний. Содержит 1 час.


Раздел 2 - Мир растений. Ребята узнают строение цветка: цветок, стебель, лист, корневая система. Узнают много интересного об овощах. Даются понятия об особенностях лиственных и хвойных деревьях нашего края. Ребята учатся определять возраст дерева. Знакомятся с правилами посадки комнатных растений. Учатся работать с увеличительным стеклом. Содержит 14 часов.


Раздел 3 - Мир животных. В данном разделе очень даются особенности внешнего строения птиц: перья, клювы, лапы, хвосты и крылья. И возможности использования птицами данных особенностей, применять их в природных условиях. Зависимость особенностей строения от места обитания и способа питания. Даются особенности отпечатков следов некоторых животных нашего края. Ребята учатся узнавать этих животных по следам. Работают с увеличительным стеклом, чтобы рассмотреть строение крыла бабочки. Знакомятся с ученическим микроскопом. Содержит 12 часов.


Раздел 4 - Краеведение. В данном разделе, обучающиеся знакомятся с ученическим компасом. Его особенностями и правилами работы с ним на местности. Содержит 1 час.


Раздел 5 - Итоговое занятие. Проводится итоговое занятие в игровой форме по всем темам, пройденным в течение года. Содержит 1 час.


3.5. Описание содержания разделов программы 2 года обучения


Раздел 1 – Вводное занятие. В данном занятии проводится знакомство с правилами по ТБ и ПБ, с учебной программой 2 года обучения, проводится вводное тестирование для проверки имеющихся знаний. Проведение экскурсии, посещение выставочных залов. Содержит 1 час.


Раздел 2 - Повторение. В данных занятиях проводится повторение основных тем программы первого года обучения в игровой форме. Выход на экологическую тропу ЦЭВД, для повторения темы «Хвойные деревья» в природе. Содержит 2 часа.


Раздел 3 - Микромир. В данном разделе ребята изучают микромир, при помощи увеличительного стекла или ученического микроскопа, изучая строение, листьев, овощей, ягод, пера птицы, шерсти животных и многое другое. Научатся в совершенстве владеть ученическим микроскопом. Содержит 11 часов.


Раздел 4 - Теория движения. В данном разделе, ребятам даётся понятие того, что в природе всё движется, но по своей особенной системе. В течение 19 занятий они познакомятся с движением, червей, моллюсков, насекомых, рыб, птиц, грызунов и даже человека. Содержит 19 часов.


Раздел 5 - Итоговое занятие. Проводится итоговое занятие в игровой форме по всем темам, пройденным в течение года. Содержит 1 час.





4. Организация образовательного процесса


4.1. Организация образовательного процесса 1 года обучения


Период обучения

Содержание тем

Материальное обеспечение

Дидактический и методический материал

Виды деятельности

Октябрь


Вводное занятие.

Игра №1: «Биоалфавит»

Инструкция по ТБ и ПБ, огнетушитель.

Инструкции, план эвакуации, программа.

Беседа, экскурсия.

МИР РАСТЕНИЙ

Октябрь


Цветок.

Практическая работа №1 «Окрашивание цветка».

Ноутбук, проектор

Йод, цветы, схемы, иллюстрации.

Беседа, игра, практическая работа.

Октябрь


Корневая система.

Практическая работа №2 «Втягивание воды корневой системой».

Ноутбук, проектор

Схемы, иллюстрации, растения.

Беседа, игра, практическая работа.

Октябрь


Семена.

Практическая работа №3 «Набухание семенных коробочек».


Ноутбук, проектор, стакан, чашка, пластиковая миска, большой бумажный стакан, палочка для смешивания краски, стакан.

Таблицы, схемы, иллюстрации, по 10 зёрен чечевицы, злака (пшеницы или др.), гороха, фасоли, 50 сушёных горошин, бумажное полотенце.

Беседа, игра, практическая работа.

Ноябрь


Прорастание семян.

Практическая работа №4 «Наблюдение за прорастанием семян».

Ноутбук, проектор, телевизор, видеомагнитофон, высокая банка

Таблицы, схемы, иллюстрации, 3 зерна фасоли или чечевицы, вата, вода.

Беседа, игра, практическая работа.

Ноябрь


Превращение стебля в корень.

Практическая работа №5 «Появление корня»


Ноутбук, проектор, неглубокая миска

Вода, листы: каланхое, филодендрона, герани, схемы, иллюстрации.

Беседа, игра, практическая работа.

Ноябрь


Правила посадки растений.

Практическая работа №6 «Посадка растений».


Телевизор, видеомагнитофон, ноутбук, проектор

5 маленьких цветочных горшков

Таблицы, схемы, иллюстрации, видеофильм, земля, вода, проращенные растения из практической работы №5.

Беседа, игра, практическая работа.


Игра №2: «Эти загадочные растения»

Ноутбук, проектор.

Иллюстрации, таблицы, карточки, видеофильм.

Игра.

Декабрь


Вегетативное размножение.

Практическая работа №7 «Наблюдение бессемянного прорастания».

Ноутбук, проектор.

3 маленьких стаканы, зубочистки.

Таблицы, схемы, иллюстрации. Картофелина, луковица, морковь

Беседа, игра, практическая работа.

Декабрь


Картофель.

Практическая работа №8 «Реакция картофеля на йод, на свет».

Ноутбук, проектор

Картофель, таблицы, схемы, иллюстрации, йод.

Беседа, игра, практическая работа.

Декабрь

Игра №3: «Огород»

Ноутбук, проектор.

Иллюстрации, таблицы, карточки, видеофильм.

Игра.

Декабрь

Лист растения.

Практическая работа №9 «Лист через увеличительное стекло».

Ноутбук, проектор, увеличительное стекло.

Таблицы, схемы, иллюстрации, листья растений

Практическая работа, беседа, игра.

Январь


Лиственные деревья.

Практическая работа №10 «Работа с гербарием лиственных растений»

Ноутбук, проектор, увеличительное стекло.

Таблицы, схемы, иллюстрации, гербарий лиственных деревьев.

Практическая работа, беседа, игра.

Январь


Хвойные деревья.

Практическая работа №11 «Работа с гербарием хвойных растений»

Ноутбук, проектор, увеличительное стекло.

Таблицы, схемы, иллюстрации, гербарий хвойных растений.

Практическая работа, беседа, игра.

Январь


Игра №4: «Среди деревьев»

Ноутбук, проектор.

Иллюстрации, таблицы, карточки, видеофильм.

Игра.

МИР ЖИВОТНЫХ

Февраль


Перья.

Практическая работа №12 «Зачем птице перья?»

Телевизор, ноутбук, видеомагнитофон, проектор, увеличительное стекло.

Таблицы, схемы, иллюстрации, видеофильм, перья птиц.

Практическая работа, беседа, игра.


Февраль


Особенности клювов птиц?

Практическая работа №13 «Узнай, чей клюв?»

Ноутбук, проектор цифровой фотоаппарат

Таблицы, схемы, иллюстрации, видеофильм.

Практическая работа, беседа, игра.


Февраль


Игра №5: «Зачем птице особенный клюв?»

Ноутбук, проектор.

Иллюстрации, таблицы, карточки, видеофильм.

Игра.

Март


Особенности лап птиц.

Практическая работа №14 «Где птичка живёт?»

Телевизор, видеомагнитофон, ноутбук, проектор

Таблицы, схемы, иллюстрации, видеофильм.

Практическая работа, беседа, игра.


Март


Особенности хвостов и крыльев.

Практическая работа №15 «Узнай птицу в полёте»

Ноутбук, проектор, видеомагнитофон

Иллюстрации, плакаты, карточки, хвосты и крылья птиц, видеофильм.

Практическая работа, беседа, игра.


Март


Игра №6: «Что за птичка?»

Ноутбук, проектор.

Иллюстрации, таблицы, карточки, видеофильм.

Игра.

Апрель


Следы животных.

Практическая работа №16 «Чей след?»

Телевизор, видеомагнитофон, проектор, ноутбук

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, видеофильм.

Практическая работа, беседа, игра.


Апрель


Игра №7: «Следы не виданных зверей»

Ноутбук, проектор.

Иллюстрации, таблицы, карточки, видеофильм.

Игра.

Апрель


Насекомые.

Практическая работа №17 «Рисуем насекомых»

Ноутбук, проектор.

Иллюстрации, таблицы, карточки, видеофильм.

Практическая работа.

Апрель


Бабочки.

Практическая работа №18 «Особенности строения крыла бабочки»


Телевизор, видеомагнитофон, проектор, ноутбук, увеличительное стекло, микроскоп, коллекция бабочек., предметное стекло.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, видеофильм, фиксированные микропрепараты, коллекция бабочек.

Практическая работа, беседа, игра.


Май


Игра №8: «Что за гости шестиногие?»

Ноутбук, проектор.

Иллюстрации, таблицы, карточки, видеофильм.

Игра.

Май


Цепи питания.

Практическая работа №19

«Кто в домике живёт?»

Ноутбук, проектор.

Иллюстрации, таблицы, карточки.

Практическая работа.

КРАЕВЕДЕНИЕ

Май


Компас.

Практическая работа №20 «Ориентирование на местности с помощью компаса».


Телевизор, видеомагнитофон, ноутбук, проектор, компасы, ножницы

Плакат,

иллюстрации, видеофильм.

Беседа, практическая работа, игра.


Май


Итоговое занятие.

Игра №9: «Этот загадочный мир природы»

Ноутбук, проектор

Иллюстрации, карточки.

Игра, тест, беседа.












































4.2. Организация образовательного процесса 2 года обучения


Период обучения

Содержание тем

Материальное обеспечение

Дидактический и методический материал

Виды деятельности

ВВЕДЕНИЕ

Сентябрь


Вводное занятие.

Экскурсия №1. Выставочные залы ЦЭВД.

Инструкция по ТБ и ПБ, огнетушитель.

Инструкции, план эвакуации, программа.

Беседа, экскурсия, вводный тест.

ПОВТОРЕНИЕ

Сентябрь

1. Экскурсия №2. Экологическая тропа ЦЭВД.

2. Практическая работа №1 «Сбор материала для гербария хвойных растений»

Хвойные деревья и кустарник.

Инструкции.

Беседа, экскурсия, практическая работа.

Сентябрь

Игра: «Загадки природы»

Ноутбук, проектор.

Иллюстрации, таблицы, карточки.

Игра.

МИКРОМИР

Сентябрь

Микроскоп.

Практическая работа №2 «Правила работы с ученическим микроскопом»

Ученический микроскоп, лупа.

Иллюстрации, памятка работы с микроскопом, плакат, карточки, фиксированные микропрепараты.

Практическая работа, беседа.

Октябрь




Листья деревьев.

Экскурсия №3. Дендрарий ЦЭВД.

Практическая работа №3 «Сбор материала для гербария листьев»

Листья, деревьев и кустарников.

Деревья и кустарники дендрария.

Практическая работа, беседа, экскурсия.

Октябрь



Листья деревьев.

Практическая работа №4 «Цветные листья»

Ноутбук, проектор, лупа, ученический микроскоп, лабораторные лотки, листья берёзы, клёна, дуба, сирени, барбариса и т.д..

Иллюстрации, таблицы, карточки.

Практическая работа, беседа.

Октябрь



Листья деревьев

Практическая работа №5 Гербарий «Виды листьев».

Ноутбук, проектор, ножницы, клей, лабораторный лоток, файлы, плотная бумага, листья берёзы, клёна, дуба, сирени, барбариса и т.д..

Таблицы, схемы.

Практическая работа, беседа, игра.

Октябрь




Овощи.

Практическая работа №6 «Овощи через микроскоп»

Проектор, ноутбук, ученический микроскоп, лупа, морковь, огурец, лук (синий, фиолетовый).

Иллюстрации, таблицы, карточки.

Практическая работа, беседа.

Октябрь


Ягода.

Практическая работа №7 «Ягода через микроскоп»

Проектор, ноутбук, ученический микроскоп, лупа, ягода шиповника, рябины или калины.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки.

Практическая работа, беседа, игра.

Ноябрь

Отпечатки.

Практическая работа №8 «Загадочные линии»


Проектор, ноутбук, ученический микроскоп, лупа, порошок для картриджей, маленький валик, кисточка, скотч.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки.

Практическая работа, беседа.

Ноябрь

Перо птицы.

Практическая работа №9 «Строение пера птицы»

Проектор, ноутбук, ученический микроскоп, лупа, перья птиц.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки.

Практическая работа, беседа.

Ноябрь


Окраска волоса.

Практическая работа №10 «Окраска волоса животных»

Проектор, ноутбук, ученический микроскоп, лупа, шерсть животных.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки.

Практическая работа, беседа.

Декабрь




Пыль.

Практическая работа №11 «Изготовление пылевых ловушек»

Проектор, ноутбук, картон, ножницы, скотч, нитки Ирис.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки.

Практическая работа, беседа.

Декабрь



Пыль.

Практическая работа №12 «Анализ пылевых ловушек»

Ученический микроскоп, лупа.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки.

Практическая работа, беседа, игра.

ТЕОРИЯ ДВИЖЕНИЯ

Декабрь


Теория движения цвета.

Практическая работа №13 «Смешаем цвета»

Молоко, колеры, пищевые красители, пробирки, чашки Петри

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки.

Практическая работа, беседа.

Декабрь


Вода.

Практическая работа №14 «Живая капля»

Проектор, ноутбук, ученический микроскоп, лупа, вода из природного водоёма и из аквариума, пипетка стеклянная, колбочки с водой, предметный стёкла, вата, лабораторные лотки.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки.

Практическая работа, беседа.

Январь

Простейшие животные.

Практическая работа №15 «Эвглена зелёная, инфузория»

Проектор, ноутбук, ученический микроскоп, лупа, вода из аквариума, пипетка стеклянная, колбочки с водой, предметный стёкла, вата, лабораторные лотки.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, плакат.

Практическая работа, беседа, игра.

Январь

Черви.

Практическая работа №16 «Уксусная нематода»

Проектор, ноутбук, лупа, ученический микроскоп, уксусная нематода, чеснок, пипетка, чашки Петри, лабораторные лотки.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, плакат.

Практическая работа, беседа.

Январь

Дождевой червяк.

Практическая работа №17 «Движение дождевого червяка»

Проектор, ноутбук, песок, лупа, дождевые черви.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, плакат.

Практическая работа, беседа.

Февраль

Виды моллюсков.

Практическая работа №18 «Моллюски – кто они?»

Проектор, ноутбук, лупа, раковины моллюсков, влажные препараты головоногих, лабораторные лотки.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, плакат.

Практическая работа, беседа.

Февраль

Моллюски.

Практическая работа №19 «Строение и особенности движения брюхоногого моллюска».

Лабораторный лоток, предметное стекло (большое), брюхоногие моллюски

Улитки Ахатина

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, плакат.

Практическая работа, игра, беседа.

Февраль

Насекомые.

Практическая работа №20 «Траектория движение насекомых»

Проектор, ноутбук, песок, лупа, таракан, мучник.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, плакат.

Практическая работа, беседа.

Февраль

Насекомые.

  1. Видеофильм «Полёт насекомых»

  2. Практическая работа №21 Изготовление макета - бабочка в полёте.

Телевизор, видеомагнитофон, картон, трубка, верёвочки, цветная бумага, трафарет.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, плакат, видеофильм.

Практическая работа, игра, беседа.

Март

Рыбы.

1. Видеофильм «Подводный мир»

2. Практическая работа №22 «Рисуем подводный мир»

Телевизор, видеомагнитофон, цветные карандаши, альбомные листы для рисования.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, видеофильм.

Практическая работа, беседа.

Март

Рыбы.

  1. Экскурсия №4 в аквариумный зал.

2. Практическая работа №23 «Сравнение движения разных видов рыб»

Экзотические рыбы аквариумного зала ЦЭВД.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки.

Практическая работа, игра, беседа, экскурсия.

Март

Земноводные.

1. Видеофильм «Земноводные»

2. Практическая работа №24 «Земноводные – кто они?»

Телевизор, видеомагнитофон,

живые объекты (жабы, лягушки), аквариум.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, видеофильм.

Практическая работа, беседа.

Апрель

Прыжки лягушки.

Практическая работа №25 «Изготовление прыгающей лягушки»

Ноутбук проектор, ножницы, бумага.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки.

Практическая работа, игра, беседа.

Апрель

Птицы.

1. Видеофильм «Птицы»

2. Практическая работа №26 «Певчие птицы в полёте»

Телевизор, видеомагнитофон, ноутбук, проектор.


Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, видеофильм.

Практическая работа, беседа.

Апрель

Птицы.

1. Видеофильм «Хищные птицы»

2. Практическая работа №27 «Хищные птицы в полёте»

Телевизор, видеомагнитофон, ноутбук, проектор.


Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, видеофильм.

Практическая работа, игра, беседа.

Апрель

Грызуны.

Практическая работа №28 «Движение грызунов»

Ноутбук, проектор, лабиринты, песок, лабораторный лоток, грызуны (хомяк, крыса, шахматные мыши), перчатки.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки

Практическая работа, беседа.

Май

Следы животных.

Практическая работа №29 «Изготовление отпечатков следов животных»

Ноутбук, проектор, асбест, песок, лабораторный лоток, перчатки, совок.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки

Практическая работа, игра, беседа.

Май

Лошади.

Практическая работа №30 Аллюры лошади.

Ноутбук, проектор.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки

Практическая работа, беседа.

Май

Человек.

Практическая работа №31 «Плоскостопие»

Ноутбук, проектор, гуашь, бумага.

Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки

Практическая работа, игра, беседа.

Май

Итоговое занятие.

Ноутбук, проектор

Иллюстрации, карточки.

Игра, тест, беседа.

5. Оценочно-результативный модуль образовательной программы


5.1. Система текущего и итогового контроля 1 года обучения


п/п

Тема

Форма текущего контроля

Форма итогового контроля

1

Вводные занятия.

Беседа

Тест

Игра

2

Мир растений.

Беседа

Карточки

Самостоятельная работа

Практическая работа

Тест

Игра

3

Мир животных.

Беседа

Карточки

Практическая работа

Самостоятельная работа

Тест

Игра

4

Человек.

Беседа

Карточки

Самостоятельная работа

Практическая работа

Тест

Игра

5

Краеведение.

Беседа

Карточки

Самостоятельная работа

Практическая работа

Тест

Игра

6.

Итоговое занятие.

-

Тест

Игра


Должны знать: Правила поведения в природе. Особенности лиственных и хвойных деревьев нашего края. Определять возраст дерева. Правила посадки комнатного растения. Правила работы с увеличительным стеклом. Количество конечностей у насекомых и пауков. Как узнать хищных птиц. Особенности строения крыла бабочки. Особенности строения пера птицы. Как определить возраст рыбы. Птиц нашего края. Особенности отпечатков пальцев. Зарядку для глаз. Правила работы с компасом. Знать стороны света.


Должны уметь: Изготовлять знаки: «Правила поведения в природе». Работать с увеличительным стеклом. Узнавать хвойное и лиственное дерево нашего края по описанию и внешнему облику. Ставить опыт с комнатными растениями. Узнавать не менее 5-ти животных нашего края по следу и птиц по изображению. Отличать пауков от насекомых. Делать зарядку для глаз. Ориентироваться на местности при помощи компаса. Изготовлять вертушку и компас. Наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, поделок, описаний, выводов; ставить простейшие опыты с объектами живой и не живой природы. Оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости (конкретные примеры); выражать своё отношение к природе и людям творчески в виде рисунков, поделок, сочинений, сказок и т.п.










5.2. Система текущего и итогового контроля 2 года обучения


п/п

Тема

Форма текущего контроля

Форма итогового контроля

1

Введение.

Беседа

Тест

Игра

2

Повторение.

Беседа

Карточки

Самостоятельная работа

Практическая работа

Тест

Игра

3

Микромир.

Беседа

Карточки

Практическая работа

Самостоятельная работа

Тест

Игра

4

Теория движения.

Беседа

Карточки

Самостоятельная работа

Практическая работа

Тест

Игра

5.

Итоговое занятие.

-

Тест

Игра


Должны знать: Правила поведения в природе. Лиственные и хвойные деревья нашего края. Правила работы с ученическим микроскопом. Ягоды нашего края. Двух простейших животных. Внешнее строение улитки. Рыб нашего края. Знать не менее пяти певчих и хищных птиц нашего края. Земноводных и насекомых нашего края.


Должны уметь: Работать с ученическим микроскопом. Узнавать хвойные и лиственные деревья нашего края в природе. Готовить микропрепарат для просмотра под микроскоп. Уметь настроить микроскоп для работы с каплей воды. Узнавать не менее 5-ти рыб нашего края по изображению. Узнавать не менее 5-ти певчих птиц нашего края по изображению. Узнавать не менее 5-ти хищных птиц нашего края по изображению. Изготовлять отпечатки следов животных.























Литература для педагога


  1. Агафонова Г.И, Амельченко В.П., Беляева Т.Н. и др. "Красная книга Томской области": Томск: Изд-во Том. ун-та: 2002-402с

  2. Агеева И.Д. "Весёлая биология на уроках и праздниках": Методическое пособие. - М: ТЦ: Сфера: 2004 - 352с

  3. Акимушкин И. "Мир животных" т. 3; М., «Мысль»:1995- 385с

  4. Алексеев В.А. "300 вопросов и ответов о животных океана". - Ярославль: Академия развития: 1997 - 240с

  5. Алешунин В.И., Бочарова Н.Г., Вишняков Г.А., Вишнакова С.М. " Экология и охрана окружающей среды "//толковый терминологический словарь. – Москва: Всемирный следопыт:1998 - 480 с

  6. Ананьева Н.Б., Боркин Л.Я., Даревский И.С., Орлов Н.Л. Земноводные и пресмыкающиеся. Энциклопедия природы России. – М.: ABF, 1998 – 576с

  7. Анашкин Е. Н. "300 вопросов и ответов о домашних животных". - Ярославль: Академия развития, 1997 - 208с

  8. Анашкин Е. Н. "300 вопросов и ответов о птицах". - Ярославль: Академия развития: 1998- 240с

  9. Анашкин Е. Н. "Кроссворды для школьников". Биология. - Ярославль: "Академия развития": 1997- 128с

  10. Ашихмина Т.Я., Кантор Г.Я., Васильева А.Н., Тимонюк В.М., Кондакова Л.В., Ситяков А.С. «Экологический мониторинг»: Учебно методическое пособие/ под ред. Т.Я. Ашихминой. – Изд. 4-е. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 416с

  11. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. "Биология": Материалы к урокам-экскурсиям. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС: 2002 - 288с

  12. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. "Предметные недели в школе": Биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград: Учитель:2003 - 154с

  13. Банников А.Г., Денисова М.Н. «Очерки по биологии земноводных», Пособие для учителей и студентов факультетов естествознания. - М: Государственное учебно-методическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1956 – 165с

  14. Брикетти П. Птицы. Справочник. Пер. с итал. Т.А. Васильевой, Е.В. Шишловой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004 – 318с

  15. Букатов В.М., Ершова А.П."Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения": Книга для учителя. - М.: Изд. "Первое сентября": 2002 - 224с

  16. Веккионе Глен. Занимательные опыты. 100 интересных экспериментов, которые помогут понять законы окружающего мира: физика, химия, биология, астрономия: пер. с англ./ - М.: АСТ: Астрель, 2008 – 287с

  17. Винокуров А. А. Редкие и исчезающие животные. Птицы: Справ. пособие. – М.: Высш. шк., 1992 – 446с

  18. Демьяненков Е.Н. "Биология в вопросах и ответах": Книга для учителя. - М.: Просвещение: АО "Учебная литература":1996 - 80с

  19. Деревский И.С., Орлов Н.Л. Редкие и исчезающие животные. Земноводные и пресмыкающиеся: Справ. пособие. – М.: Высш. шк., 1988 – 463с.

  20. Динец В.Л., Ротшильд Е.В. Звери. Энциклопедия природы России. – М.: 1996 – 344с

  21. Душенков В.М., Макаров К.В."Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных" - М: Издательский центр " Академия", 2000-256с.

  22. Еленевский А.Г., Соловьёва М.П., Ключникова Н.М. и др. Практикум по систематике растений и грибов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Под ред. А.Г. Еленевского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160с.

  23. Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. "1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов" - Ярославль: Академия развития: Академия К, Академия Холдинг: 2000 - 224с

  24. Зауэр Ф. «Птицы – обитатели лугов, полей и лесов»; Пер. с нем. С.Мещеряковой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002 – 286с

  25. Зауэр Ф. «Птицы – обитатели озёр, болот и рек»; Пер. с нем. С.Мещеряковой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002 – 287с

  26. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 320с.

  27. Карташев Н.Н., Соколов в.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для студентов вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004 – 383с

  28. Касаткина Н.А. "Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы", - Волгоград: "Учитель": 2004 - 160с

  29. Касаткина Н.А. "Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия" (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) - Волгоград: Учитель: 2005 - 154с

  30. Коган М.С. "С игрой круглый год в школе и на каникулах". - 2-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во: 2004 - 151с

  31. Колбовский Е. Ю. «Изучаем природу в городе». – Ярославль: Академия развития, 2006. – 256с.

  32. Константинов В.М., Шаталова С.П., Бабенко В.Г., и др. «Лабораторный практикум по зоологии позвоночных»: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В.М. Константинова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 272с

  33. Кугач А.Н., Турыгина С.В. "Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы". - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2004 - 192с

  34. Кузнецова Э.Г. "Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии". К.: ГИППВ: 1998 - 240с

  35. «Лесная энциклопедия» //под ред. Воробьёва Г.И. - II том. – М: изд. «Советская энциклопедия»:1985 –563с

  36. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. "Нравственно - экологическое воспитание школьников": Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11классы. - М.: 5 за знания: 2005 - 208с

  37. Ляхов П.Р. "Я познаю мир". Дет. Энцикл.: Животные. - М.: ТКО "АСТ": 1996 - 544с

  38. Ляхов П.Р. "Я познаю мир". Дет. Энцикл.: Животные. - М.: ООО Изд. "АСТ": 2002 - 542с

  39. Мазнин И.А. "500 загадок для детей". - М.: ТЦ Сфера: 2002 - 128с

  40. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006 – 64с

  41. Минина И.С., Майоров А.И. Всё о кроликах: Альбом. - М.: Агропромиздат, 1988. - 184с.

  42. Михайлова М.А. "Детские праздники. Игры, фокусы, забавы". Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: " Академия развития"1997 - 240с

  43. Модестов С.Ю. "Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ" СПБ: Акцент: 1998- 175с

  44. Мягков Н.А. Атлас-определитель рыб: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1994 – 282с

  45. Наумов С.П. " Зоология позвоночных". - М.: Просвещение: 1982-312с

  46. Осипенко И.Л. "Классные" праздники, или как научить школьников жить весело. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003 - 160с

  47. Попова Т.А. "Экология в школе: Мониторинг природной среды": Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера: 2005- 64с

  48. Потапов И.В. "Зоология с основами экологии животных". - М.: Издательский центр "Академия" 2001- 296с

  49. Пресноводные рыбы: Справочник. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001 – 288с

  50. Райххолф – Рим Х. «Млекопитающие» – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002 – 286с

  51. Руковский Н.Н. По следам лесных зверей. – 2-е изд., перераб. – М.: Агропромиздат, 1988 – 175с

  52. Сорокина Л.В. "Тематические игры и праздники по биологии". Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера: 2003 - 96с

  53. Текутов П.Ф. Практикум по физиологии человека и животных. - М.: Просвещение, 1962. - 231с.

  54. Тинберген Н. «Поведение животных». – М.: Изд. «МИР», 1969 – 191с

  55. Тихонов А.В. "Красная книга России"- М: "Росмен», 2002-415с

  56. "Теория и практика экологического мониторинга в образовательных учреждениях". Санкт-Петербург:1999-107с

  57. Теремов А., Рохлов В. "Занимательная зоология"- М.: АСТ - ПРЕСС: 2002 - 528с

  58. Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002 – 256с

  59. Фадеева Г.А. "Международные экологические акции в школе. 7 - 9 классы. Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления". - Волгоград: Учитель: 2005 - 124с

  60. Филоненко-Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьянов В.И. «Полевая практика по природоведению»: Экскурсия в природу: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 384с

  61. Храбрый В. Атлас – определитель птиц. – СПб.: Амфора. Тид Амфора, 2006 – 231с

  62. Шорина С.В. "Интеллектуально - познавательные игры и игровые методики". Методическое пособие. М.: ЦГЛ: 2005- 190с

  63. "Экологический мониторинг": Учебно-методическое пособие /Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. – 416с. 1996-90с

  64. Юсуфов А.Г. История и методология биологии: Учеб. пособие для вузов/ А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. – М.: Высш. шк., 2003 – 238с

  65. "Я иду на урок биологии". Зоология: Беспозвоночные. - М.: Изд. "Первое сентября": 2000 - 366с

  66. "Я иду на урок биологии". Зоология: Пресмыкающиеся. - М.: Изд. "Первое сентября": 2000 - 208с

  67. "Я иду на урок биологии". Зоология: Птицы. - М.: Изд. "Первое сентября": 2001 - 272с

  68. "Я иду на урок биологии". Хрестоматия игровых приёмов обучения. - М.: Изд. "Первое сентября": 2002- 224с

  69. "Я иду на урок биологии". Экология. - М.: Изд. " Первое сентября": 2002 - 240с

  70. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Хордовые. - М.: Просвещение, 1985-448с


Литература для обучающихся

  1. Анучив Н. П., Атрохин В. Г."Лесная энциклопедия "// в двух томах. - т.2. – М.: Советская энциклопедия:1986 - 631 с

  2. Баксис Д., Самервиль Б. "Дрессировка и воспитание хомячка." / Пер. с англ. Т.В. Лисициной. - М.: ООО "Аквариум - Принт", К.: ОАО "Дом печати - ВЯТКА": 2005 - 64с

  3. Барбара Корк, Элен Джилкс. "Энциклопедия живой природы." – М.: АСТ—Пресс: 1999 - 324 с

  4. Беме Р. Птицы "Энциклопедия природы России"; М.:1996- 430с

  5. Бианки В.В. "Лесная газета". Клуб колумбов. - М.: Правда:1986- 480с

  6. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. "Биология". Млекопитающие. - М.: Дрофа: 2004 - 48с

  7. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. "Атлас родной природы". Животные леса. - М: "Эгмонт Россия": 2000 - 64с

  8. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И "Атлас родной природы". Животные поселения человека: - М: "Эгмонт Россия": 2001 - 64с

  9. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И., Замятина Н.Г., Сергеева М.Н. "Атлас родной природы". Опасные животные и ядовитые растения. - М: "Эгмонт Россия": 2002 - 64с

  10. Дмитриев Ю.Д., Пожарицкая Н.М. "Твоя красная книга", - М: "Молодая гвардия": 1986-110с

  11. Иваницкий В.В. "Детская энциклопедия". Птицы. - М: Изд. "Астрель": 2000 - 400с

  12. Колобовский Е.Ю. "Экология для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке". - Ярославль: "Академия развития", "Академия К": 1998 - 256с

  13. Мягков Н.А. Атлас-определитель рыб: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1994 – 282с

  14. Орлов Б.Н., Гелашвили Д.Б., Ибрагимов А.К. "Ядовитые животные и растения СССР" - М.: Высшая школа: 1990 - 254с

  15. Рахманов А.И. Домашний зооуголок. - Смоленск: Русич, 1996. - 544с.

  16. Тихонов А.В. "Красная книга России": М: "Росмен" 2002-415с

  17. Чижевский А.Е. "Я познаю мир". Дет. Энцикл.: Экология. - М.: ООО Изд. "АСТ-ЛТД", Олимп: 1998 - 432с

  18. Шитиков Д.А."Загадки животных." - М.: ООО Изд. АСТ: 2002 - 320с

  19. "Я познаю мир". Детская энциклопедия. Животные. - М.: ТКО "АСТ": 1996-544с

  20. "Я познаю мир". Детская энциклопедия. Птицы. - М.: Изд. "Астрель": 2000-400с

  21. "Я познаю мир". Детская энциклопедия. Экология. - М.: Изд. АСТ - ЛТД, Олимп: 1998-432 с

СИЗОВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА, ФОМЕНКО СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!