21
«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МИР ОТКРЫТИЙ»
Содержание
Информационно-концептуальный модуль образовательной программы………………..3
Информационная карта………………………………………………………………….3
Концепция автора образовательной программы………………………………………3
Пояснительная записка к образовательной программе……………………………….4
- Образовательный стандарт программы……………………………………………………6
- Образовательный стандарт программы 1 года бучения………………………………6
- Образовательный стандарт программы 2 года бучения………………………………7
Содержательный модуль образовательной программы…………………………………..8
3.1. Учебно-тематический план образовательной программы 1 года обучения………...8
3.2. Учебно-тематический план образовательной программы 2 года обучения………...8
3.4. Описание содержания разделов программы 1 года обучения………………………..9
3.5. Описание содержания разделов программы 2 года обучения………………………..9
4. Организация образовательного процесса…………………………………………………..10
4.1. Организация образовательного процесса 1 года обучения………………………….10
4.2. Организация образовательного процесса 2 года обучения………………………….13
5. Оценочно-результативный модуль образовательной программы………………………..16
5.1. Система текущего и итогового контроля 1 года обучения………………………….16
5.2. Система текущего и итогового контроля 2 года обучения………………………….17
Литература для педагога……………………………………………………………………….18
Литература для обучающихся…………………………………………………………………20
1.Информационно-концептуальный модуль образовательной программы
Информационная карта
Тип программы - тематическая
Вид программы – авторская
Целевая установка – исследовательская направленность
Специфика содержания – расширенная
Уровень усвоения – общекультурный
Форма реализации – стационарная
Функциональное назначение - образовательное
Способ реализации – групповой
Возрастной диапазон – 7-10 лет.
Концепция автора образовательной программы
Краски, формы, звуки, ароматы природы удивительно разнообразны. Жуки, бабочки, стрекозы, цветы многообразны по форме и оттенкам, листья, узорные снежинки, сверкающие капли росы – всё это так красиво, и всё это вызывает интерес и восторг у ребёнка. Даже на островках природы в городе – во дворах, в парках, на газонах всегда, в любое время года и при любом состоянии погоды, можно встретиться с природной красотой.
Наблюдая за явлениями и объектами природы, человек овладевал мудростью жизни, научился строить дома, шить одежду, создавать самые разнообразные механизмы и машины. И всё это он заимствовал у природы – и стал могущественным и сильным. Однако, окрылённый успехами, он едва не погубил свой большой дом – природу. И сейчас, как никогда, надо изучать законы природы, подчиняться им, ибо человеку принадлежит особое место в биосфере.
Процесс формирования новых отношений, процесс становления и развития экологической культуры не прост и длителен, поэтому экологическое образование человека надо начинать с самых ранних лет. В этом процессе особенно велика роль начального этапа обучения.
Младший школьник – это ребёнок – «почемучка». Любознательность младшего школьника по сравнению с дошкольником усиливается по целому ряду причин. Ребёнок младшего школьного возраста – это ученик. Он учится и осознаёт себя не столько объектом, сколько самостоятельным субъектом познания. Значимость этого возрастного этапа возрастает в связи с появлением стремления самим докопаться до сути явлений. Именно поэтому младший школьный возраст и называют возрастом «почемучек». Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность ребёнка в ознакомлении с природой – это бесценный дар, которым нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения природоведческого кругозора, экологической культуры.
Ребёнок – «почемучка» - это исследователь. Его интересуют не столько названия предметов и явлений, кто это и что это. Как дошкольника его интересует множество «почему?» Почему происходит смена времён года? Почему заяц зимой белый, а летом серый? Почему медведь зимой спит? Почему у медуницы цветки разного цвета? Почему кузнечик зелёный? И т.п. Множество «почему?», на которые младший школьник стремится и должен получить ответ. Но не в готовом виде. Иначе ребёнок теряет интерес ко всему окружающему. Об этом надо помнить, вовлекая ребёнка в ту или иную активную деятельность с целенаправленным поиском ответов.
В последние десятилетия ухудшение состояния окружающей среды не только вызывает опасение учёных, но и переносится в категорию проблем, решаемых на государственном уровне. Осознавая всю серьёзность проблемы, Россия включается в мировой процесс движения к устойчивому развитию. Важная роль в этом процессе отводится образовательным учреждениям.
В контексте концепции устойчивого развития главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры как направленного качества личности.
Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Ориентированность на экологическое воспитание детей в природной обстановке позволяет активно приобщаться к исследовательской работе по изучению природных сред и экосистем своего родного края.
Ежегодно проводятся конференции среди учащихся среднего и начального звена. Данные конференции показали, желание ребят участвовать в исследовательской деятельности. Основной причиной, по которой педагоги начального звена отказываются от участия в конференциях и конкурсах является незнание основных подходов к проектированию и конечно сложности в подготовке детей младшего звена. Для устранения этих проблем была разработана данная программа.
В процессе освоения программы дети получают основные понятия об окружающем мире, представление о взаимосвязях в системе «человек-природа». Узнают дополнительные, увлекательные знания в области экологии и биологии, знакомятся в занимательной форме с основными методиками изучения окружающей среды. Занятия по данной программе включают разные методы обучения: практические и самостоятельные работы, беседа, рассказ, игры, экскурсии, просмотр видеофильмов и т.д. Основной упор программы сделан на начальную научно - исследовательскую деятельность учащихся.
Данная программа позволяет воспитанникам продолжить образование, посещая занятия в среднем звене, по программе «Первые шаги в мир науки» (авторы: Сизова Л.Н., Фоменко С.А.): Рецензия от Кандидата педагогических наук, главного специалиста Управления делами Администрации городского округа Стрежевой О.И. Аладко, 2013г.; приз «За лучшую образовательную программу» на городском конкурсе профессионального мастерства педагогов г. Стрежевого в номинации: «Педагог дополнительного образования детей» 2011г.
В дальнейшем могут себя реализовать в деятельности «Научного общества учащихся» старшего звена, занимаясь индивидуально по программе «Методика и практика научного исследования» (авторы: Фоменко С.А., Корсакова А.П.): Диплом II степени на «Областном этапе Х Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей», 2012г.)
Пояснительная записка к образовательной программе
Разработкой данной программы занимались: педагоги дополнительного образования высшей категории Сизова Л.Н., Фоменко С.А. Программа создана в соответствии с требованиями, разработанными группой учёных ТОИПКРО г.Томска, и в соответствии с требованиями ФГОС. Программа утверждена решением методического совета учреждения.
Программа может меняться, в зависимости от набора детей: уровня знаний, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Темы занятий могут меняться местами, в случае не благоприятной погоды для данной темы. Диагностика может проводиться различными способами: тестирование, конкурсы, игра.
Цели программы:
формирование основ экологической культуры;
расширение знаний в области биологии и экологии;
формирование начальных навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
выявление одарённых детей.
Задачи программы:
Образовательные:
Развивающие:
развивать имеющиеся у детей представления об окружающем мире, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать воображение, творческие способности, логическое мышление;
развивать навыки, смекалку, чувство ответственности, повышать уровень познавательной деятельности.
Воспитательные:
умение вести себя в мире природы, стараясь не причинять ей ущерба;
воспитание начальных навыков экологической культуры, элементарных навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения;
воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе.
Доступность программы заключается в создании условий для творческого и интеллектуального развития личности ребёнка.
Преемственность и согласованность её с образовательными программами общеобразовательной школы: связь со школьными предметами окружающий мир, природоведение, сибиривединие.
Технологичность: используются разные формы и методы работы с детьми (игры, экологические сказки, викторины, практические занятия, эксперименты, исследования, опыты, наблюдения, мастер-классы, экскурсии и т.п.) Применение личностно – ориентированного обучения с мультимедийными технологиями.
Новизна программы «Занимательный мир открытий» состоит в:
1) развитие начального научного мышления детей через практическую опытническую деятельность;
2) освоение школьниками начального звена начальных навыков исследования (большинство, известных программ, ориентировано только на школьников старшего возраста).
Практическая значимость: данная программа предназначена для широкого использования в учреждениях дополнительного образования и общего образования, а также может быть использована в массовой педагогической практике, входить в учебные планы летних оздоровительных лагерей эколого-биологической направленности.
Материально-техническое оснащение программы: для реализации данной программы используется специальное оборудование, такое как: компасы, увеличительные стёкла, микроскопы, ноутбук, мультимедийный проектор и т.д.
Программа предназначена для детей начального школьного возраста, рассчитана на 2 года обучения. Численность в группах 10 – 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 1 час.
1г.о.(1кл) – первый уровень получения знаний (1. практические занятия: опыт, эксперимент, наблюдение, исследование, изготовление поделки или макета; 2. игровые занятия: проверка и анализ полученных знаний в игровой форме). На данном уровне ребята учатся выполнять простейшие эксперименты (определить крахмал в картофеле, покрасить лепестки цветка пищевыми красителями и т.д.), учатся узнавать птиц по тени, зверей по следам, растения по гербарию. Занятия проходят на базе СОШ.
2г.о.(2кл) - второй уровень получения знаний. Занятия проводятся на базе МБОУ ДОД ЦЭВД. Программа второго года обучения предполагает, большую часть времени на работу с микроскопами и приборами, а также много времени уделяется выходу в природу, сбору материала, а затем его анализу.
Программа обучения составляет: 1г.о. - 29 ч. (занятия начинаются с 1 октября), 2г.о. – 34ч., 3г.о. – 34г.
Данная программа будет доработана на 4г.о.
- Образовательный стандарт программы
- Образовательный стандарт программы 1 года бучения
№ | Раздел программы | Основные термины и понятия | Необходимо знать | Необходимо уметь |
1. | Вводное занятие. | Экология, растения, животные. | | |
2. | Мир растений. | Корневая система, ствол, лист, гербарий, лиственные и хвойные деревья, тайга, ботаника. | Особенности лиственных и хвойных деревьев нашего края. Как определить возраст дерева. Правила посадки комнатного растения. Правила работы с увеличительным стеклом. | Работать с увеличительным стеклом. Узнавать хвойное и лиственное дерево нашего края по описанию и внешнему облику. Ставить опыт с комнатными растениями. |
3. | Мир животных. | Звери, птицы, насекомые, зоология, микропрепарат, микроскоп, цепи питания. | Количество конечностей у насекомых. Как узнать хищных птиц. Особенности строения крыла бабочки. Особенности строения пера птицы. Птиц нашего края. | Узнавать не менее 5-ти животных нашего края по следу. Узнавать не менее 5-ти птиц нашего края по изображению. Составлять цепи питания из пяти звеньев. |
4. | Краеведение. | Компас, стороны света, север, юг, восток, запад. | | |
- Образовательный стандарт программы 2 года обучения
№ | Раздел программы | Основные термины и понятия | Необходимо знать | Необходимо уметь |
1. | Введение. | Экология, растения, животные. | | |
2. | Повторение. | Экология, растения, животные, тайга, лиственные и хвойные деревья, ботаника, звери, птицы, насекомые, зоология, цепи питания. | | Узнавать хвойное и лиственное дерево нашего края по описанию и внешнему облику. Узнавать не менее 5-ти животных нашего края по следу. Узнавать не менее 5-ти птиц нашего края по изображению. Составлять цепи питания из пяти звеньев. |
3. | Микромир. | Микробиология, лупа, микроскоп, предметный столик, предметное стекло, микропрепарат, растительная клетка. | | Работать с ученическим микроскопом. Узнавать хвойные и лиственные деревья нашего края в природе. Готовить микропрепарат для просмотра под микроскоп. |
4. | Теория движения. | Перетекание жидкости, смешивание цвета, траектория движения, лабиринт, гексагональный лабиринт, зоопсихология, головоногие, моллюски. | Двух простейших животных. Внешнее строение улитки. Рыб нашего края. Не менее 5-ти певчих птиц нашего края. Не менее 5-ти хищных птиц нашего края. | Уметь настроить микроскоп для работы с каплей воды. Узнавать не менее 5-ти рыб нашего края по изображению. Узнавать не менее 5-ти певчих птиц нашего края по изображению. Узнавать не менее 5-ти хищных птиц нашего края по изображению. Изготовлять отпечатки следов животных. |
3. Содержательный модуль образовательной программы
3.1. Учебно-тематический план образовательной программы 1 года обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория (час) | Практика (час) |
1. | Вводные занятия. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Мир растений. | 14 | 5 | 9 |
3. | Мир животных. | 12 | 3 | 9 |
4. | Краеведение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 |
ИТОГО: | 29 | 9 | 20 |
3.2. Учебно-тематический план образовательной программы 2 года обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория (час) | Практика (час) |
1. | Введение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Повторение. | 2 | 0,5 | 1,5 |
3. | Микромир. | 11 | 2 | 9 |
4. | Теория движения. | 19 | 4 | 15 |
5. | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 |
ИТОГО: | 34 | 7 | 27 |
3.4. Описание содержания разделов программы 1 года обучения
Раздел 1 – Вводное занятие. В данном разделе проводится знакомство с правилами по ТБ и ПБ, с учебной программой, проводится вводное тестирование. Проведение экскурсий, знакомство с выставочными залами. Ознакомительное занятие в игровой форме для проверки имеющихся знаний. Содержит 1 час.
Раздел 2 - Мир растений. Ребята узнают строение цветка: цветок, стебель, лист, корневая система. Узнают много интересного об овощах. Даются понятия об особенностях лиственных и хвойных деревьях нашего края. Ребята учатся определять возраст дерева. Знакомятся с правилами посадки комнатных растений. Учатся работать с увеличительным стеклом. Содержит 14 часов.
Раздел 3 - Мир животных. В данном разделе очень даются особенности внешнего строения птиц: перья, клювы, лапы, хвосты и крылья. И возможности использования птицами данных особенностей, применять их в природных условиях. Зависимость особенностей строения от места обитания и способа питания. Даются особенности отпечатков следов некоторых животных нашего края. Ребята учатся узнавать этих животных по следам. Работают с увеличительным стеклом, чтобы рассмотреть строение крыла бабочки. Знакомятся с ученическим микроскопом. Содержит 12 часов.
Раздел 4 - Краеведение. В данном разделе, обучающиеся знакомятся с ученическим компасом. Его особенностями и правилами работы с ним на местности. Содержит 1 час.
Раздел 5 - Итоговое занятие. Проводится итоговое занятие в игровой форме по всем темам, пройденным в течение года. Содержит 1 час.
3.5. Описание содержания разделов программы 2 года обучения
Раздел 1 – Вводное занятие. В данном занятии проводится знакомство с правилами по ТБ и ПБ, с учебной программой 2 года обучения, проводится вводное тестирование для проверки имеющихся знаний. Проведение экскурсии, посещение выставочных залов. Содержит 1 час.
Раздел 2 - Повторение. В данных занятиях проводится повторение основных тем программы первого года обучения в игровой форме. Выход на экологическую тропу ЦЭВД, для повторения темы «Хвойные деревья» в природе. Содержит 2 часа.
Раздел 3 - Микромир. В данном разделе ребята изучают микромир, при помощи увеличительного стекла или ученического микроскопа, изучая строение, листьев, овощей, ягод, пера птицы, шерсти животных и многое другое. Научатся в совершенстве владеть ученическим микроскопом. Содержит 11 часов.
Раздел 4 - Теория движения. В данном разделе, ребятам даётся понятие того, что в природе всё движется, но по своей особенной системе. В течение 19 занятий они познакомятся с движением, червей, моллюсков, насекомых, рыб, птиц, грызунов и даже человека. Содержит 19 часов.
Раздел 5 - Итоговое занятие. Проводится итоговое занятие в игровой форме по всем темам, пройденным в течение года. Содержит 1 час.
4. Организация образовательного процесса
4.1. Организация образовательного процесса 1 года обучения
Период обучения | Содержание тем | Материальное обеспечение | Дидактический и методический материал | Виды деятельности |
Октябрь | Вводное занятие. Игра №1: «Биоалфавит» | Инструкция по ТБ и ПБ, огнетушитель. | Инструкции, план эвакуации, программа. | Беседа, экскурсия. |
МИР РАСТЕНИЙ |
Октябрь | Цветок. Практическая работа №1 «Окрашивание цветка». | Ноутбук, проектор | Йод, цветы, схемы, иллюстрации. | Беседа, игра, практическая работа. |
Октябрь | Корневая система. Практическая работа №2 «Втягивание воды корневой системой». | Ноутбук, проектор | Схемы, иллюстрации, растения. | Беседа, игра, практическая работа. |
Октябрь | Семена. Практическая работа №3 «Набухание семенных коробочек». | Ноутбук, проектор, стакан, чашка, пластиковая миска, большой бумажный стакан, палочка для смешивания краски, стакан. | Таблицы, схемы, иллюстрации, по 10 зёрен чечевицы, злака (пшеницы или др.), гороха, фасоли, 50 сушёных горошин, бумажное полотенце. | Беседа, игра, практическая работа. |
Ноябрь | Прорастание семян. Практическая работа №4 «Наблюдение за прорастанием семян». | Ноутбук, проектор, телевизор, видеомагнитофон, высокая банка | Таблицы, схемы, иллюстрации, 3 зерна фасоли или чечевицы, вата, вода. | Беседа, игра, практическая работа. |
Ноябрь | Превращение стебля в корень. Практическая работа №5 «Появление корня» | Ноутбук, проектор, неглубокая миска | Вода, листы: каланхое, филодендрона, герани, схемы, иллюстрации. | Беседа, игра, практическая работа. |
Ноябрь | Правила посадки растений. Практическая работа №6 «Посадка растений». | Телевизор, видеомагнитофон, ноутбук, проектор 5 маленьких цветочных горшков | Таблицы, схемы, иллюстрации, видеофильм, земля, вода, проращенные растения из практической работы №5. | Беседа, игра, практическая работа. |
| Игра №2: «Эти загадочные растения» | Ноутбук, проектор. | Иллюстрации, таблицы, карточки, видеофильм. | Игра. |
Декабрь | Вегетативное размножение. Практическая работа №7 «Наблюдение бессемянного прорастания». | Ноутбук, проектор. 3 маленьких стаканы, зубочистки. | Таблицы, схемы, иллюстрации. Картофелина, луковица, морковь | Беседа, игра, практическая работа. |
Декабрь | Картофель. Практическая работа №8 «Реакция картофеля на йод, на свет». | Ноутбук, проектор | Картофель, таблицы, схемы, иллюстрации, йод. | Беседа, игра, практическая работа. |
Декабрь | Игра №3: «Огород» | Ноутбук, проектор. | Иллюстрации, таблицы, карточки, видеофильм. | Игра. |
Декабрь | Лист растения. Практическая работа №9 «Лист через увеличительное стекло». | Ноутбук, проектор, увеличительное стекло. | Таблицы, схемы, иллюстрации, листья растений | Практическая работа, беседа, игра. |
Январь | Лиственные деревья. Практическая работа №10 «Работа с гербарием лиственных растений» | Ноутбук, проектор, увеличительное стекло. | Таблицы, схемы, иллюстрации, гербарий лиственных деревьев. | Практическая работа, беседа, игра. |
Январь | Хвойные деревья. Практическая работа №11 «Работа с гербарием хвойных растений» | Ноутбук, проектор, увеличительное стекло. | Таблицы, схемы, иллюстрации, гербарий хвойных растений. | Практическая работа, беседа, игра. |
Январь | Игра №4: «Среди деревьев» | Ноутбук, проектор. | Иллюстрации, таблицы, карточки, видеофильм. | Игра. |
МИР ЖИВОТНЫХ |
Февраль | Перья. Практическая работа №12 «Зачем птице перья?» | Телевизор, ноутбук, видеомагнитофон, проектор, увеличительное стекло. | Таблицы, схемы, иллюстрации, видеофильм, перья птиц. | Практическая работа, беседа, игра. |
Февраль | Особенности клювов птиц? Практическая работа №13 «Узнай, чей клюв?» | Ноутбук, проектор цифровой фотоаппарат | Таблицы, схемы, иллюстрации, видеофильм. | Практическая работа, беседа, игра. |
Февраль | Игра №5: «Зачем птице особенный клюв?» | Ноутбук, проектор. | Иллюстрации, таблицы, карточки, видеофильм. | Игра. |
Март | Особенности лап птиц. Практическая работа №14 «Где птичка живёт?» | Телевизор, видеомагнитофон, ноутбук, проектор | Таблицы, схемы, иллюстрации, видеофильм. | Практическая работа, беседа, игра. |
Март | Особенности хвостов и крыльев. Практическая работа №15 «Узнай птицу в полёте» | Ноутбук, проектор, видеомагнитофон | Иллюстрации, плакаты, карточки, хвосты и крылья птиц, видеофильм. | Практическая работа, беседа, игра. |
Март | Игра №6: «Что за птичка?» | Ноутбук, проектор. | Иллюстрации, таблицы, карточки, видеофильм. | Игра. |
Апрель | Следы животных. Практическая работа №16 «Чей след?» | Телевизор, видеомагнитофон, проектор, ноутбук | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, видеофильм. | Практическая работа, беседа, игра. |
Апрель | Игра №7: «Следы не виданных зверей» | Ноутбук, проектор. | Иллюстрации, таблицы, карточки, видеофильм. | Игра. |
Апрель | Насекомые. Практическая работа №17 «Рисуем насекомых» | Ноутбук, проектор. | Иллюстрации, таблицы, карточки, видеофильм. | Практическая работа. |
Апрель | Бабочки. Практическая работа №18 «Особенности строения крыла бабочки» | Телевизор, видеомагнитофон, проектор, ноутбук, увеличительное стекло, микроскоп, коллекция бабочек., предметное стекло. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, видеофильм, фиксированные микропрепараты, коллекция бабочек. | Практическая работа, беседа, игра. |
Май | Игра №8: «Что за гости шестиногие?» | Ноутбук, проектор. | Иллюстрации, таблицы, карточки, видеофильм. | Игра. |
Май | Цепи питания. Практическая работа №19 «Кто в домике живёт?» | Ноутбук, проектор. | Иллюстрации, таблицы, карточки. | Практическая работа. |
КРАЕВЕДЕНИЕ |
Май | Компас. Практическая работа №20 «Ориентирование на местности с помощью компаса». | Телевизор, видеомагнитофон, ноутбук, проектор, компасы, ножницы | Плакат, иллюстрации, видеофильм. | Беседа, практическая работа, игра. |
Май | Итоговое занятие. Игра №9: «Этот загадочный мир природы» | Ноутбук, проектор | Иллюстрации, карточки. | Игра, тест, беседа. |
4.2. Организация образовательного процесса 2 года обучения
Период обучения | Содержание тем | Материальное обеспечение | Дидактический и методический материал | Виды деятельности |
ВВЕДЕНИЕ |
Сентябрь | Вводное занятие. Экскурсия №1. Выставочные залы ЦЭВД. | Инструкция по ТБ и ПБ, огнетушитель. | Инструкции, план эвакуации, программа. | Беседа, экскурсия, вводный тест. |
ПОВТОРЕНИЕ |
Сентябрь | 1. Экскурсия №2. Экологическая тропа ЦЭВД. 2. Практическая работа №1 «Сбор материала для гербария хвойных растений» | Хвойные деревья и кустарник. | Инструкции. | Беседа, экскурсия, практическая работа. |
Сентябрь | Игра: «Загадки природы» | Ноутбук, проектор. | Иллюстрации, таблицы, карточки. | Игра. |
МИКРОМИР |
Сентябрь | Микроскоп. Практическая работа №2 «Правила работы с ученическим микроскопом» | Ученический микроскоп, лупа. | Иллюстрации, памятка работы с микроскопом, плакат, карточки, фиксированные микропрепараты. | Практическая работа, беседа. |
Октябрь | Листья деревьев. Экскурсия №3. Дендрарий ЦЭВД. Практическая работа №3 «Сбор материала для гербария листьев» | Листья, деревьев и кустарников. | Деревья и кустарники дендрария. | Практическая работа, беседа, экскурсия. |
Октябрь | Листья деревьев. Практическая работа №4 «Цветные листья» | Ноутбук, проектор, лупа, ученический микроскоп, лабораторные лотки, листья берёзы, клёна, дуба, сирени, барбариса и т.д.. | Иллюстрации, таблицы, карточки. | Практическая работа, беседа. |
Октябрь | Листья деревьев Практическая работа №5 Гербарий «Виды листьев». | Ноутбук, проектор, ножницы, клей, лабораторный лоток, файлы, плотная бумага, листья берёзы, клёна, дуба, сирени, барбариса и т.д.. | Таблицы, схемы. | Практическая работа, беседа, игра. |
Октябрь | Овощи. Практическая работа №6 «Овощи через микроскоп» | Проектор, ноутбук, ученический микроскоп, лупа, морковь, огурец, лук (синий, фиолетовый). | Иллюстрации, таблицы, карточки. | Практическая работа, беседа. |
Октябрь | Ягода. Практическая работа №7 «Ягода через микроскоп» | Проектор, ноутбук, ученический микроскоп, лупа, ягода шиповника, рябины или калины. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки. | Практическая работа, беседа, игра. |
Ноябрь | Отпечатки. Практическая работа №8 «Загадочные линии» | Проектор, ноутбук, ученический микроскоп, лупа, порошок для картриджей, маленький валик, кисточка, скотч. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки. | Практическая работа, беседа. |
Ноябрь | Перо птицы. Практическая работа №9 «Строение пера птицы» | Проектор, ноутбук, ученический микроскоп, лупа, перья птиц. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки. | Практическая работа, беседа. |
Ноябрь | Окраска волоса. Практическая работа №10 «Окраска волоса животных» | Проектор, ноутбук, ученический микроскоп, лупа, шерсть животных. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки. | Практическая работа, беседа. |
Декабрь | Пыль. Практическая работа №11 «Изготовление пылевых ловушек» | Проектор, ноутбук, картон, ножницы, скотч, нитки Ирис. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки. | Практическая работа, беседа. |
Декабрь | Пыль. Практическая работа №12 «Анализ пылевых ловушек» | Ученический микроскоп, лупа. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки. | Практическая работа, беседа, игра. |
ТЕОРИЯ ДВИЖЕНИЯ |
Декабрь | Теория движения цвета. Практическая работа №13 «Смешаем цвета» | Молоко, колеры, пищевые красители, пробирки, чашки Петри | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки. | Практическая работа, беседа. |
Декабрь | Вода. Практическая работа №14 «Живая капля» | Проектор, ноутбук, ученический микроскоп, лупа, вода из природного водоёма и из аквариума, пипетка стеклянная, колбочки с водой, предметный стёкла, вата, лабораторные лотки. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки. | Практическая работа, беседа. |
Январь | Простейшие животные. Практическая работа №15 «Эвглена зелёная, инфузория» | Проектор, ноутбук, ученический микроскоп, лупа, вода из аквариума, пипетка стеклянная, колбочки с водой, предметный стёкла, вата, лабораторные лотки. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, плакат. | Практическая работа, беседа, игра. |
Январь | Черви. Практическая работа №16 «Уксусная нематода» | Проектор, ноутбук, лупа, ученический микроскоп, уксусная нематода, чеснок, пипетка, чашки Петри, лабораторные лотки. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, плакат. | Практическая работа, беседа. |
Январь | Дождевой червяк. Практическая работа №17 «Движение дождевого червяка» | Проектор, ноутбук, песок, лупа, дождевые черви. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, плакат. | Практическая работа, беседа. |
Февраль | Виды моллюсков. Практическая работа №18 «Моллюски – кто они?» | Проектор, ноутбук, лупа, раковины моллюсков, влажные препараты головоногих, лабораторные лотки. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, плакат. | Практическая работа, беседа. |
Февраль | Моллюски. Практическая работа №19 «Строение и особенности движения брюхоногого моллюска». | Лабораторный лоток, предметное стекло (большое), брюхоногие моллюски Улитки Ахатина | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, плакат. | Практическая работа, игра, беседа. |
Февраль | Насекомые. Практическая работа №20 «Траектория движение насекомых» | Проектор, ноутбук, песок, лупа, таракан, мучник. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, плакат. | Практическая работа, беседа. |
Февраль | Насекомые. Видеофильм «Полёт насекомых» Практическая работа №21 Изготовление макета - бабочка в полёте. | Телевизор, видеомагнитофон, картон, трубка, верёвочки, цветная бумага, трафарет. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, плакат, видеофильм. | Практическая работа, игра, беседа. |
Март | Рыбы. 1. Видеофильм «Подводный мир» 2. Практическая работа №22 «Рисуем подводный мир» | Телевизор, видеомагнитофон, цветные карандаши, альбомные листы для рисования. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, видеофильм. | Практическая работа, беседа. |
Март | Рыбы. Экскурсия №4 в аквариумный зал. 2. Практическая работа №23 «Сравнение движения разных видов рыб» | Экзотические рыбы аквариумного зала ЦЭВД. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки. | Практическая работа, игра, беседа, экскурсия. |
Март | Земноводные. 1. Видеофильм «Земноводные» 2. Практическая работа №24 «Земноводные – кто они?» | Телевизор, видеомагнитофон, живые объекты (жабы, лягушки), аквариум. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, видеофильм. | Практическая работа, беседа. |
Апрель | Прыжки лягушки. Практическая работа №25 «Изготовление прыгающей лягушки» | Ноутбук проектор, ножницы, бумага. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки. | Практическая работа, игра, беседа. |
Апрель | Птицы. 1. Видеофильм «Птицы» 2. Практическая работа №26 «Певчие птицы в полёте» | Телевизор, видеомагнитофон, ноутбук, проектор. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, видеофильм. | Практическая работа, беседа. |
Апрель | Птицы. 1. Видеофильм «Хищные птицы» 2. Практическая работа №27 «Хищные птицы в полёте» | Телевизор, видеомагнитофон, ноутбук, проектор. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки, видеофильм. | Практическая работа, игра, беседа. |
Апрель | Грызуны. Практическая работа №28 «Движение грызунов» | Ноутбук, проектор, лабиринты, песок, лабораторный лоток, грызуны (хомяк, крыса, шахматные мыши), перчатки. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки | Практическая работа, беседа. |
Май | Следы животных. Практическая работа №29 «Изготовление отпечатков следов животных» | Ноутбук, проектор, асбест, песок, лабораторный лоток, перчатки, совок. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки | Практическая работа, игра, беседа. |
Май | Лошади. Практическая работа №30 Аллюры лошади. | Ноутбук, проектор. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки | Практическая работа, беседа. |
Май | Человек. Практическая работа №31 «Плоскостопие» | Ноутбук, проектор, гуашь, бумага. | Иллюстрации, таблицы, схемы, карточки | Практическая работа, игра, беседа. |
Май | Итоговое занятие. | Ноутбук, проектор | Иллюстрации, карточки. | Игра, тест, беседа. |
5. Оценочно-результативный модуль образовательной программы
5.1. Система текущего и итогового контроля 1 года обучения
№ п/п | Тема | Форма текущего контроля | Форма итогового контроля |
1 | Вводные занятия. | Беседа | Тест Игра |
2 | Мир растений. | Беседа Карточки Самостоятельная работа Практическая работа | Тест Игра |
3 | Мир животных. | Беседа Карточки Практическая работа Самостоятельная работа | Тест Игра |
4 | Человек. | Беседа Карточки Самостоятельная работа Практическая работа | Тест Игра |
5 | Краеведение. | Беседа Карточки Самостоятельная работа Практическая работа | Тест Игра |
6. | Итоговое занятие. | - | Тест Игра |
Должны знать: Правила поведения в природе. Особенности лиственных и хвойных деревьев нашего края. Определять возраст дерева. Правила посадки комнатного растения. Правила работы с увеличительным стеклом. Количество конечностей у насекомых и пауков. Как узнать хищных птиц. Особенности строения крыла бабочки. Особенности строения пера птицы. Как определить возраст рыбы. Птиц нашего края. Особенности отпечатков пальцев. Зарядку для глаз. Правила работы с компасом. Знать стороны света.
Должны уметь: Изготовлять знаки: «Правила поведения в природе». Работать с увеличительным стеклом. Узнавать хвойное и лиственное дерево нашего края по описанию и внешнему облику. Ставить опыт с комнатными растениями. Узнавать не менее 5-ти животных нашего края по следу и птиц по изображению. Отличать пауков от насекомых. Делать зарядку для глаз. Ориентироваться на местности при помощи компаса. Изготовлять вертушку и компас. Наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, поделок, описаний, выводов; ставить простейшие опыты с объектами живой и не живой природы. Оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости (конкретные примеры); выражать своё отношение к природе и людям творчески в виде рисунков, поделок, сочинений, сказок и т.п.
5.2. Система текущего и итогового контроля 2 года обучения
№ п/п | Тема | Форма текущего контроля | Форма итогового контроля |
1 | Введение. | Беседа | Тест Игра |
2 | Повторение. | Беседа Карточки Самостоятельная работа Практическая работа | Тест Игра |
3 | Микромир. | Беседа Карточки Практическая работа Самостоятельная работа | Тест Игра |
4 | Теория движения. | Беседа Карточки Самостоятельная работа Практическая работа | Тест Игра |
5. | Итоговое занятие. | - | Тест Игра |
Должны знать: Правила поведения в природе. Лиственные и хвойные деревья нашего края. Правила работы с ученическим микроскопом. Ягоды нашего края. Двух простейших животных. Внешнее строение улитки. Рыб нашего края. Знать не менее пяти певчих и хищных птиц нашего края. Земноводных и насекомых нашего края.
Должны уметь: Работать с ученическим микроскопом. Узнавать хвойные и лиственные деревья нашего края в природе. Готовить микропрепарат для просмотра под микроскоп. Уметь настроить микроскоп для работы с каплей воды. Узнавать не менее 5-ти рыб нашего края по изображению. Узнавать не менее 5-ти певчих птиц нашего края по изображению. Узнавать не менее 5-ти хищных птиц нашего края по изображению. Изготовлять отпечатки следов животных.
Литература для педагога
Агафонова Г.И, Амельченко В.П., Беляева Т.Н. и др. "Красная книга Томской области": Томск: Изд-во Том. ун-та: 2002-402с
Агеева И.Д. "Весёлая биология на уроках и праздниках": Методическое пособие. - М: ТЦ: Сфера: 2004 - 352с
Акимушкин И. "Мир животных" т. 3; М., «Мысль»:1995- 385с
Алексеев В.А. "300 вопросов и ответов о животных океана". - Ярославль: Академия развития: 1997 - 240с
Алешунин В.И., Бочарова Н.Г., Вишняков Г.А., Вишнакова С.М. " Экология и охрана окружающей среды "//толковый терминологический словарь. – Москва: Всемирный следопыт:1998 - 480 с
Ананьева Н.Б., Боркин Л.Я., Даревский И.С., Орлов Н.Л. Земноводные и пресмыкающиеся. Энциклопедия природы России. – М.: ABF, 1998 – 576с
Анашкин Е. Н. "300 вопросов и ответов о домашних животных". - Ярославль: Академия развития, 1997 - 208с
Анашкин Е. Н. "300 вопросов и ответов о птицах". - Ярославль: Академия развития: 1998- 240с
Анашкин Е. Н. "Кроссворды для школьников". Биология. - Ярославль: "Академия развития": 1997- 128с
Ашихмина Т.Я., Кантор Г.Я., Васильева А.Н., Тимонюк В.М., Кондакова Л.В., Ситяков А.С. «Экологический мониторинг»: Учебно методическое пособие/ под ред. Т.Я. Ашихминой. – Изд. 4-е. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 416с
Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. "Биология": Материалы к урокам-экскурсиям. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС: 2002 - 288с
Балабанова В.В., Максимцева Т.А. "Предметные недели в школе": Биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград: Учитель:2003 - 154с
Банников А.Г., Денисова М.Н. «Очерки по биологии земноводных», Пособие для учителей и студентов факультетов естествознания. - М: Государственное учебно-методическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1956 – 165с
Брикетти П. Птицы. Справочник. Пер. с итал. Т.А. Васильевой, Е.В. Шишловой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004 – 318с
Букатов В.М., Ершова А.П."Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения": Книга для учителя. - М.: Изд. "Первое сентября": 2002 - 224с
Веккионе Глен. Занимательные опыты. 100 интересных экспериментов, которые помогут понять законы окружающего мира: физика, химия, биология, астрономия: пер. с англ./ - М.: АСТ: Астрель, 2008 – 287с
Винокуров А. А. Редкие и исчезающие животные. Птицы: Справ. пособие. – М.: Высш. шк., 1992 – 446с
Демьяненков Е.Н. "Биология в вопросах и ответах": Книга для учителя. - М.: Просвещение: АО "Учебная литература":1996 - 80с
Деревский И.С., Орлов Н.Л. Редкие и исчезающие животные. Земноводные и пресмыкающиеся: Справ. пособие. – М.: Высш. шк., 1988 – 463с.
Динец В.Л., Ротшильд Е.В. Звери. Энциклопедия природы России. – М.: 1996 – 344с
Душенков В.М., Макаров К.В."Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных" - М: Издательский центр " Академия", 2000-256с.
Еленевский А.Г., Соловьёва М.П., Ключникова Н.М. и др. Практикум по систематике растений и грибов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Под ред. А.Г. Еленевского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160с.
Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. "1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов" - Ярославль: Академия развития: Академия К, Академия Холдинг: 2000 - 224с
Зауэр Ф. «Птицы – обитатели лугов, полей и лесов»; Пер. с нем. С.Мещеряковой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002 – 286с
Зауэр Ф. «Птицы – обитатели озёр, болот и рек»; Пер. с нем. С.Мещеряковой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002 – 287с
Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 320с.
Карташев Н.Н., Соколов в.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для студентов вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004 – 383с
Касаткина Н.А. "Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы", - Волгоград: "Учитель": 2004 - 160с
Касаткина Н.А. "Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия" (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) - Волгоград: Учитель: 2005 - 154с
Коган М.С. "С игрой круглый год в школе и на каникулах". - 2-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во: 2004 - 151с
Колбовский Е. Ю. «Изучаем природу в городе». – Ярославль: Академия развития, 2006. – 256с.
Константинов В.М., Шаталова С.П., Бабенко В.Г., и др. «Лабораторный практикум по зоологии позвоночных»: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В.М. Константинова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 272с
Кугач А.Н., Турыгина С.В. "Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы". - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2004 - 192с
Кузнецова Э.Г. "Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии". К.: ГИППВ: 1998 - 240с
«Лесная энциклопедия» //под ред. Воробьёва Г.И. - II том. – М: изд. «Советская энциклопедия»:1985 –563с
Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. "Нравственно - экологическое воспитание школьников": Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11классы. - М.: 5 за знания: 2005 - 208с
Ляхов П.Р. "Я познаю мир". Дет. Энцикл.: Животные. - М.: ТКО "АСТ": 1996 - 544с
Ляхов П.Р. "Я познаю мир". Дет. Энцикл.: Животные. - М.: ООО Изд. "АСТ": 2002 - 542с
Мазнин И.А. "500 загадок для детей". - М.: ТЦ Сфера: 2002 - 128с
Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006 – 64с
Минина И.С., Майоров А.И. Всё о кроликах: Альбом. - М.: Агропромиздат, 1988. - 184с.
Михайлова М.А. "Детские праздники. Игры, фокусы, забавы". Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: " Академия развития"1997 - 240с
Модестов С.Ю. "Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ" СПБ: Акцент: 1998- 175с
Мягков Н.А. Атлас-определитель рыб: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1994 – 282с
Наумов С.П. " Зоология позвоночных". - М.: Просвещение: 1982-312с
Осипенко И.Л. "Классные" праздники, или как научить школьников жить весело. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003 - 160с
Попова Т.А. "Экология в школе: Мониторинг природной среды": Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера: 2005- 64с
Потапов И.В. "Зоология с основами экологии животных". - М.: Издательский центр "Академия" 2001- 296с
Пресноводные рыбы: Справочник. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001 – 288с
Райххолф – Рим Х. «Млекопитающие» – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002 – 286с
Руковский Н.Н. По следам лесных зверей. – 2-е изд., перераб. – М.: Агропромиздат, 1988 – 175с
Сорокина Л.В. "Тематические игры и праздники по биологии". Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера: 2003 - 96с
Текутов П.Ф. Практикум по физиологии человека и животных. - М.: Просвещение, 1962. - 231с.
Тинберген Н. «Поведение животных». – М.: Изд. «МИР», 1969 – 191с
Тихонов А.В. "Красная книга России"- М: "Росмен», 2002-415с
"Теория и практика экологического мониторинга в образовательных учреждениях". Санкт-Петербург:1999-107с
Теремов А., Рохлов В. "Занимательная зоология"- М.: АСТ - ПРЕСС: 2002 - 528с
Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002 – 256с
Фадеева Г.А. "Международные экологические акции в школе. 7 - 9 классы. Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления". - Волгоград: Учитель: 2005 - 124с
Филоненко-Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьянов В.И. «Полевая практика по природоведению»: Экскурсия в природу: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 384с
Храбрый В. Атлас – определитель птиц. – СПб.: Амфора. Тид Амфора, 2006 – 231с
Шорина С.В. "Интеллектуально - познавательные игры и игровые методики". Методическое пособие. М.: ЦГЛ: 2005- 190с
"Экологический мониторинг": Учебно-методическое пособие /Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. – 416с. 1996-90с
Юсуфов А.Г. История и методология биологии: Учеб. пособие для вузов/ А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. – М.: Высш. шк., 2003 – 238с
"Я иду на урок биологии". Зоология: Беспозвоночные. - М.: Изд. "Первое сентября": 2000 - 366с
"Я иду на урок биологии". Зоология: Пресмыкающиеся. - М.: Изд. "Первое сентября": 2000 - 208с
"Я иду на урок биологии". Зоология: Птицы. - М.: Изд. "Первое сентября": 2001 - 272с
"Я иду на урок биологии". Хрестоматия игровых приёмов обучения. - М.: Изд. "Первое сентября": 2002- 224с
"Я иду на урок биологии". Экология. - М.: Изд. " Первое сентября": 2002 - 240с
Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Хордовые. - М.: Просвещение, 1985-448с
Литература для обучающихся
Анучив Н. П., Атрохин В. Г."Лесная энциклопедия "// в двух томах. - т.2. – М.: Советская энциклопедия:1986 - 631 с
Баксис Д., Самервиль Б. "Дрессировка и воспитание хомячка." / Пер. с англ. Т.В. Лисициной. - М.: ООО "Аквариум - Принт", К.: ОАО "Дом печати - ВЯТКА": 2005 - 64с
Барбара Корк, Элен Джилкс. "Энциклопедия живой природы." – М.: АСТ—Пресс: 1999 - 324 с
Беме Р. Птицы "Энциклопедия природы России"; М.:1996- 430с
Бианки В.В. "Лесная газета". Клуб колумбов. - М.: Правда:1986- 480с
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. "Биология". Млекопитающие. - М.: Дрофа: 2004 - 48с
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. "Атлас родной природы". Животные леса. - М: "Эгмонт Россия": 2000 - 64с
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И "Атлас родной природы". Животные поселения человека: - М: "Эгмонт Россия": 2001 - 64с
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И., Замятина Н.Г., Сергеева М.Н. "Атлас родной природы". Опасные животные и ядовитые растения. - М: "Эгмонт Россия": 2002 - 64с
Дмитриев Ю.Д., Пожарицкая Н.М. "Твоя красная книга", - М: "Молодая гвардия": 1986-110с
Иваницкий В.В. "Детская энциклопедия". Птицы. - М: Изд. "Астрель": 2000 - 400с
Колобовский Е.Ю. "Экология для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке". - Ярославль: "Академия развития", "Академия К": 1998 - 256с
Мягков Н.А. Атлас-определитель рыб: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1994 – 282с
Орлов Б.Н., Гелашвили Д.Б., Ибрагимов А.К. "Ядовитые животные и растения СССР" - М.: Высшая школа: 1990 - 254с
Рахманов А.И. Домашний зооуголок. - Смоленск: Русич, 1996. - 544с.
Тихонов А.В. "Красная книга России": М: "Росмен" 2002-415с
Чижевский А.Е. "Я познаю мир". Дет. Энцикл.: Экология. - М.: ООО Изд. "АСТ-ЛТД", Олимп: 1998 - 432с
Шитиков Д.А."Загадки животных." - М.: ООО Изд. АСТ: 2002 - 320с
"Я познаю мир". Детская энциклопедия. Животные. - М.: ТКО "АСТ": 1996-544с
"Я познаю мир". Детская энциклопедия. Птицы. - М.: Изд. "Астрель": 2000-400с
"Я познаю мир". Детская энциклопедия. Экология. - М.: Изд. АСТ - ЛТД, Олимп: 1998-432 с
СИЗОВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА, ФОМЕНКО СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА