Пояснительная записка.
Развитие детей требует особого внимания в вопросе определения нравственного отношения к миру. Ранние школьные годы – именно тот период, когда складывается направленность личности, её интересы, склонности. Практическим осуществлением нравственного воспитания в школе занимаются и учителя, и воспитатели, и социальные педагоги, и психологи. На своих уроках, внеклассных мероприятиях, индивидуальных беседах решаются различные задачи нравственного воспитания. Но при этом, отдавая должное возрастным изменениям, педагоги не уделяют необходимого внимания становлению «Я» ребёнка, особенно на ранних этапах его развития, что приводит к различным рецидивам в подростковом возрасте. И потому положительное воспитательное воздействие, которое время от времени испытывает ребёнок, носит достаточно ситуативный характер.
Данную ситуацию можно скорректировать, введя курс «Этики». Если этику рассматривать как предмет воспитания, то его основная задача - включение ребёнка в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. И этот процесс важно сделать желаемым для детей, не навязчивым и не догматичным, а тонким, радостным, живым, творческим и деятельным. Как? Как процесс открытия ребёнком самого себя и других, как углубление в "своё небывалое", как неожиданное откровение, как поиск, творчество, игра, путешествие, постоянный и не замечаемый ребёнком диалог с миром, соприкосновение с вечной истиной мудрой мысли. А это возможно, если рассматривать этическое занятие как процесс человековедения и строить его как непрерывную нить содержательно выверенной канвы диалога детей и педагога, при котором голос каждого значим и слышим.
Программа курса «Этика» направлена на развитие личностных качеств детей 7- 9 лет таких как: внимательность, аккуратность, толерантность, дружелюбие, тактичность общения. Обеспечивает эмоциональное благополучие детей. Является профилактической составляющей асоциального поведения, знакомит детей с культурой поведения, общения в различных ситуациях. Поэтому данная программа относится к культурологической направленности. Составлена на основе учебного пособия авторов Горелова А.А., Гореловой Т.А. «Этика: учебное пособие», рабочей программы «Школа и нравственное воспитание личности» Лаврентьевой Л.И., Сатаровой А.Е., Ериной Э.Г., опыта работы других учреждений, является модифицированной.
Цель программы – воспитание нравственной культуры личности младших школьников через освоение детьми основных норм этикета.
Задачи 1 года обучения:
Обучающие:
- пополнить и систематизировать знания детей об этических нормах общения и поведения;
Развивающие:
- развить навыки анализа и самоанализа;
- развить умения выбрать нужный стиль в общении и употреблять соответствующие выражения речевого этикета;
Воспитательные:
- воспитать уважительное отношение к себе и окружающим.
Задачи 2 года обучения:
Обучающие:
- дополнять знания детей об этических нормах общения и поведения в ; учить быть воспитанными всегда и везде;
Развивающие:
- развивать этические навыки, коммуникативные способности и социальную адаптацию, выделяя значимость этики в жизни;
Воспитывающие:
- воспитывать умение адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также в сложных жизненных ситуациях;
- воспитывать силу воли, силу духа, способность оценить себя и других; развивать интерес к проблеме: быть человеком – значит… .
Данная программа рассчитана на 2 года обучения для детей 7-9 лет. Поэтому при составлении программы учитывались возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Формы и режим занятий:
Достаточное количество времени рекомендуется отводить заданиям творческого характера: разыграть ситуацию, придумать сказку, стихотворение. Имеют значение вопросы школьного этикета: одежда школьника, речь и т. д. Занятия этики готовят детей к взрослой жизни (укреплять здоровье, беречь семью и пр.). Этические навыки развиваются у обучающихся только в случае развития их оценочной деятельности, навыков самооценки, которые ребята должны приобрести на занятиях. Предполагается использование на занятиях межпредметных связей с "Литературным чтением", "Музыкой" и др.