| Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа |
ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» |
Рабочая программа учебной дисциплины |
44.02.01 Дошкольное образование |
П.00 Профессиональный учебный цикл |
ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена |
| УТВЕРЖДАЮ: |
| Зам. директора по УМР |
| ____________ Е.Ю.Захарова |
| «___» ______________ 20__ г. |
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.03 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА
Версия 1.0
Дата введения: 01.09.2015 г.
| СОГЛАСОВАНО: |
| Председатель П(Ц)К |
| ___________ М.А.Мордасова |
| «___» ______________ 20__ г. |
Муравленко, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 3 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации программы учебной ДИСЦИПЛИНЫ
| 11 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 12 |
- лист регистрации изменений
| 14 |
1 паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности44.02.01 Дошкольное образование укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
1.2 Место дисциплины в структуре программыподготовки специалистов среднего звена: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие органов человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
- основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК 3);
осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей (ОК 10).
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей и овладению профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие (ПК 1.1);
проводить режимные моменты в соответствии с возрастом (ПК 1.2);
проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима (ПК 1.3);
осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии (ПК 1.4);
планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня(ПК 2.1);
организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста(ПК 2.2);
организовывать посильный труд и самообслуживание(ПК 2.3);
организовывать общение детей(ПК 2.4);
организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование)(ПК 2.5);
организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста(ПК 2.6);
определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста(ПК 3.1);
проводить занятия с детьми дошкольного возраста(ПК 3.2);
осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников(ПК 3.3);
разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников(ПК 5.1);
создавать в группе предметно-развивающую среду(ПК 5.2);
систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов(ПК 5.3).
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 111 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 74 часа;
самостоятельной работы студента37 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 111 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 74 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 30 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа студента (всего) | 37 |
в том числе: | |
подготовка информации | 12 |
подготовка дидактического материала | 6 |
подготовка презентации | 2 |
подготовка доклада | 2 |
оформление плаката | 6 |
подготовка диагностического материала | 2 |
подготовка опорного конспекта | 4 |
подготовка реферата | 3 |
Промежуточная аттестацияв форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплиныВозрастная анатомия, физиология и гигиена
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения |
| | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала: | 2 | |
1 | Предмет, содержание и задачи дисциплины | 2 | 1 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа: | 2 |
1 | Подготовить информацию на тему: «Анатомо-физиологический метод исследования функций организма. Значение дисциплины для диагностики развития детей, определения их готовности к обучению в школе» | 2 |
Раздел 1 Общие закономерности роста и развития детей | | 19 |
Тема 1.1Индивидуальное (онтогенетическое) развитие организма | Содержание учебного материала: | 2 |
1 | Онтогенез. Возрастная периодизация | 2 | 3 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | 2 |
1 | Клетка и ее органоиды | |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 7 |
2 | Подготовить дидактический материал на одну из тем (по выбору): «Строение клетки»; «Строение тканей человека»; «Строения человека: органов, систем органов, функциональных систем, организма как единого целого» | 2 |
3 | Подготовить презентацию на тему: «Основные свойства организма: обмен веществ и энергии с окружающей средой» | 2 |
4 | Подготовить доклад на одну из тем (по выбору): «Саморегуляция организма», «Влияние вредных привычек на беременность», «Особенности подросткового возраста» | 3 |
Тема 1.2Основные закономерности роста и развития детей | Содержание учебного материала: | 2 |
1 | Критические и сенситивные периоды развития | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | 2 |
2 | Оценка физического развития ребенка антропометрическими методами |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 4 |
5 | Подготовить информацию для проведения родительского собрания на тему: «Значение оценки соответствия биологического возраста паспортному для индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка» | 2 |
6 | Подготовить информацию на тему «Акселерация и ретардация. Школьная зрелость и её критерии» | 2 |
Раздел 2 Развитие систем регуляции организма | | 18 |
Тема 2.1Гуморальная регуляция функций | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Эндокринные железы | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | 2 |
3 | Железы внутренней секреции | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 6 |
7 | Нарисовать плакат на тему «Биологические активные добавки и их влияние на здоровье дошкольников» | 2 |
8 | Подготовить информацию на тему «Значение полового воспитания» | 2 |
9 | Подготовить дидактический материал к игре «Строение мозга человека» | 2 |
Тема 2.2Нервная регуляция функций | Содержание учебного материала: | 2 |
1 | Центральная нервная система | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | 2 |
4 | Морфологические особенности головного мозга | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 4 |
10 | Изучить с выполнением опорного конспекта темы: «Значение и общий план строения нервной системы. Основные этапы развития нервной системы. Нервная ткань, функциональные свойства» | 2 |
11 | Подготовить информацию на тему «Леворукость у детей» | 2 |
Раздел 3Морфофункциональные особенности сенсорных систем организма детей | | 8 |
Тема 3.1Строение и морфофункциональные особенности сенсорных систем | Содержание учебного материала: | 2 |
1 | Общая характеристика сенсорных систем | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | 4 |
5 | Изучение строения глаза | 2 |
6 | Выявление на поверхности языка рецепторных полей, чувствительных к сладкому, кислому, горькому, соленому | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 2 |
12 | Нарисовать плакат на одну из тем (по выбору): «Строение глаза», «Строение уха» | 2 |
Раздел 4 Нейрофизиологические аспекты поведения детей | | 24 |
Тема 4.1Формы поведения | Содержание учебного материала: | 4 |
1 | Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты | 2 | 2 |
2 | Режим дня как проявление динамического стереотипа | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 2 |
13 | Подготовить информацию на тему «Режим дня дошкольника» | 2 |
Тема 4.2Поведение как результат интегративной деятельности мозга | Содержание учебного материала: | 4 |
1 | Значение выявления индивидуальных различий для обучения и воспитания ребёнка | 2 | 2 |
2 | Мотивации и их роль в формировании поведения ребенка | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | 8 |
7 | Определение технологических особенностей высшей нервной деятельности детей | 2 |
8 | Определение уровня умственной работоспособности у детей | 2 |
9 | Определение зрительной и слуховой памяти | 2 |
10 | Диагностика готовности ребенка к обучению в школе | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 4 |
14 | Подготовить диагностический материал для проверки уровня памяти детей старшей группы | 2 |
15 | Подобрать загадки для детей подготовительной группы на тему «Животные» | 2 |
Тема 4.3 Биологические ритмы | Содержание учебного материала: | 2 |
1 | Биологические ритмы, их классификация | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа | - |
Раздел 5 Опорно-двигательная система детей | | 12 |
Тема 5.1Опорно-двигательная система детей | Содержание учебного материала: | 4 |
1 | Опорно-двигательный аппарат | 2 | 2 |
2 | Мышцы скелета как орган движения | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | 4 |
11 | Строение скелета человека | 2 |
12 | Изучение основных скелетных мышц | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 2 |
16 | Нарисовать плакат на тему «Виды нарушения осанки» | 2 |
Тема 5.2 Гигиенические требования к оборудованию образовательных учреждений. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 |
1 | Гигиенические требования к оборудованию ДОУ. Гигиенические требования к ранцам, сумкам, игрушкам, письменным принадлежностям, различным инструментам | 2 | |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа | - |
Раздел 6 Морфофункциональные особенности вегетативных систем. Гигиена. Возрастные особенности систем | | 26 |
Тема 6.1Кровь и кровообращение | Содержание учебного материала: | 4 |
1 | Понятие о внутренней среде организма: кровь, лимфа, межклеточная жидкость, их значение в поддержании гомеостаза | 2 | 2 |
2 | Группы крови, резус фактор | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | 2 |
13 | Изучение системы кровообращения | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | - |
Тема 6.2Возрастные особенности дыхательной системы | Содержание учебного материала: | 2 |
1 | Строение и функции органов дыхания. Микроклимат ДОУ и школы | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: | 2 |
14 | Строение органов дыхания | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа | - |
Тема 6.3 Возрастные особенности системы органов пищеварения. | Содержание учебного материала: | 2 |
1 | Строение органов пищеварения | 2 |
Лабораторные работы | - |
Практические занятия: | 2 |
15 | Строение органов пищеварения | 2 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 2 |
17 | Подготовить опорный конспект на тему «Гигиена системы органов пищеварения» | 2 |
Тема 6.4Обмен веществ и энергии. Питание. Гигиена питания | Содержание учебного материала: | 2 |
1 | Обмен веществ | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа | - |
Тема 6.5Возрастные особенности системы выделения | Содержание учебного материала: | 2 |
1 | Выделительная система органов | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа | - |
Тема 6.6 Терморегуляция организма ребёнка. Гигиенические требования к одежде и обуви | Содержание учебного материала: | 4 |
1 | Химическая и физическая терморегуляция | 2 | 2 |
2 | Гигиенические требования к одежде и обуви детей | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа: | 3 |
18 | Подготовить реферат на одну из тем (по выбору): «Закаливание детского организма», «Основные принципы и средства закаливания», «Строение и функция кожи», «Участие кожи в процессе терморегуляции» | 3 |
| | Всего: | 111 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физиологии, анатомии и гигиены».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Анатомия человека»;
- объемные модели органов человека (ухо, глаз, желудок, сердце, скелет человека, головной мозг, скелет черепа, зубы);
- плакаты (нервная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, дыхательная, мочевыделительная системы);
- лабораторное оборудование (микроскопы, лупы, стетоскопы, тонометры, ростомер и др.).
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- телевизор плазма 50'' или мультимедиапроектор с экраном.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1 Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» // Каталог образовательных интернет-ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=2672&orderby=titleA&fids[]=2493
2 Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ. образоват. учрежд. сред. проф. образования / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М.: Академия, 2015. – 384 с.
Дополнительные источники:
1 Голубев, В.В. Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учебник / В.В. Голубев. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
2 Назарова, Е.Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Академия, 2014. – 256 с.
3 Пивоваров, Ю.П. Гигиена: учебник в 2-х т. / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. – М.: Академия, 2013.
4 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённый Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html
Интернет-источники:
1 Анатомия человека: информационно-познавательный ресурс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.anatomia.spb.ru
2 Институт возрастной физиологии РАО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ivfrao.ru
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами самостоятельных и индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых ОК и ПК | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | | |
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела; | ОК 3, 10 ПК 1.1 – 1.4 ПК 2.1 – 2.6 ПК 3.1 – 3.6 ПК 5.1 – 5.3 | Оценивание практического задания; оценивание решения ситуационных задач. |
применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; | ОК 3, 10 ПК 1.1 – 1.4 ПК 2.1 – 2.6 ПК 3.1 – 3.6 ПК 5.1 – 5.3 | Оценивание практического задания; оценивание решения ситуационных задач. |
оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте; | ОК 3, 10 ПК 1.1 – 1.4 ПК 2.1 – 2.6 ПК 3.1 – 3.6 ПК 5.1 – 5.3 | Оценивание практического задания. |
проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей; | ОК 3, 10 ПК 1.1 – 1.4 ПК 2.1 – 2.6 ПК 3.1 – 3.6 | Оценивание практического задания; оценивание индивидуальных заданий. |
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников. | ОК 3, 10 ПК 1.1 – 1.4 ПК 2.1 – 2.6 ПК 3.1 – 3.6 ПК 5.1 – 5.3 | Оценивание практического задания; оценивание решения ситуационных задач. |
Знания: | | |
основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; | ОК 3, 10 ПК 1.1 – 1.4 ПК 2.1 – 2.6 | Фронтальный опрос; оценивание самостоятельной работы. |
основные закономерности роста и развития организма человека; | ОК 3, 10 ПК 1.1 – 1.4 ПК 2.1 – 2.6 ПК 3.1 – 3.6 ПК 5.1 – 5.3 | Тестирование; оценивание самостоятельной работы. |
строение и функции систем органов здорового человека; | ОК 3, 10 ПК 1.1 – 1.4 ПК 2.1 – 2.6 | Тестирование; оценивание самостоятельной работы. |
физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; | ОК 3, 10 ПК 1.1 – 1.4 ПК 2.1 – 2.6 | Оценивание самостоятельной работы; текущий поурочный контроль. |
возрастные анатомо-физиологические особенности детей; | ОК 10 ПК 1.1 – 1.4 ПК 2.1 – 2.6 ПК 3.1 – 3.3 | Фронтальный опрос; оценивание самостоятельной работы; текущий поурочный контроль. |
влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение; | ОК 10 ПК 1.1 – 1.4 | Тестирование; оценивание самостоятельной работы. |
основы гигиены детей; | ОК 10 ПК 1.1 – 1.4 | Оценивание самостоятельной работы; текущий поурочный контроль. |
гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; | ОК 10 ПК 1.1 – 1.4 | Выполнение тестовых заданий; оценивание внеаудиторной самостоятельной работы. |
основы профилактики инфекционных заболеваний; | ОК 10 ПК 1.1 – 1.4 | Оценивание самостоятельной работы; текущий поурочный контроль. |
гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения. | ОК 3, 10 ПК 1.1 – 1.4 | Оценка исследовательской работы. |
5ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер изменения | Номера листов | Основание для внесения изменений | Подпись | Расшифровка подписи | Дата | Дата введения изменения |
замененных | новых | аннулированных |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| Должность | Фамилия / Подпись | Дата |
Разработал | преподаватель | Пишванова Н.В. | |
Провел экспертизу | старший методист | Каюмова Э.Р. | |
| | |
Версия: 1.0 | Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: 30.08.2015, 12:40 | КЭ: _________ | Стр. 1 из 24 |