СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа по дисциплине "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности Дошкольное образовние.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа по дисциплине "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"»



Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»

Рабочая программа учебной дисциплины

44.02.01 Дошкольное образование

П.00 Профессиональный учебный цикл

ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена


УТВЕРЖДАЮ:


Зам. директора по УМР


____________ Е.Ю.Захарова


«___» ______________ 20__ г.




Рабочая программа учебной дисциплины


ОП.03 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА


Версия 1.0

Дата введения: 01.09.2015 г.





СОГЛАСОВАНО:


Председатель П(Ц)К


___________ М.А.Мордасова


«___» ______________ 20__ г.




Муравленко, 2016СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12

  1. лист регистрации изменений

14


1 паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

1.1 Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности44.02.01 Дошкольное образование укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.

1.2 Место дисциплины в структуре программыподготовки специалистов среднего звена: дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие органов человека в детском возрасте;

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;

- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

- основы гигиены детей;

- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

- основы профилактики инфекционных заболеваний;

- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:

  • оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК 3);

  • осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей (ОК 10).

Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей и овладению профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

  • планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие (ПК 1.1);

  • проводить режимные моменты в соответствии с возрастом (ПК 1.2);

  • проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима (ПК 1.3);

  • осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии (ПК 1.4);

  • планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня(ПК 2.1);

  • организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста(ПК 2.2);

  • организовывать посильный труд и самообслуживание(ПК 2.3);

  • организовывать общение детей(ПК 2.4);

  • организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование)(ПК 2.5);

  • организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста(ПК 2.6);

  • определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста(ПК 3.1);

  • проводить занятия с детьми дошкольного возраста(ПК 3.2);

  • осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников(ПК 3.3);

  • разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников(ПК 5.1);

  • создавать в группе предметно-развивающую среду(ПК 5.2);

  • систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов(ПК 5.3).


1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 111 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 74 часа;

самостоятельной работы студента37 часов.


2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

111

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

30

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа студента (всего)

37

в том числе:


подготовка информации

12

подготовка дидактического материала

6

подготовка презентации

2

подготовка доклада

2

оформление плаката

6

подготовка диагностического материала

2

подготовка опорного конспекта

4

подготовка реферата

3

Промежуточная аттестацияв форме экзамена



2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплиныВозрастная анатомия, физиология и гигиена


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения



4


Введение

Содержание учебного материала:

2


1

Предмет, содержание и задачи дисциплины

2

1

Лабораторные работы



Практические занятия


Контрольные работы


Самостоятельная работа:

2

1

Подготовить информацию на тему: «Анатомо-физиологический метод исследования функций организма. Значение дисциплины для диагностики развития детей, определения их готовности к обучению в школе»

2

Раздел 1 Общие закономерности роста и развития детей


19

Тема 1.1Индивидуальное (онтогенетическое) развитие организма

Содержание учебного материала:

2

1

Онтогенез. Возрастная периодизация

2

3

Лабораторные работы

-


Практические занятия:

2

1

Клетка и ее органоиды


Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

7

2

Подготовить дидактический материал на одну из тем (по выбору): «Строение клетки»; «Строение тканей человека»; «Строения человека: органов, систем органов, функциональных систем, организма как единого целого»

2

3

Подготовить презентацию на тему: «Основные свойства организма: обмен веществ и энергии с окружающей средой»

2

4

Подготовить доклад на одну из тем (по выбору): «Саморегуляция организма», «Влияние вредных привычек на беременность», «Особенности подросткового возраста»

3

Тема 1.2Основные закономерности роста и развития детей

Содержание учебного материала:

2

1

Критические и сенситивные периоды развития

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия:

2

2

Оценка физического развития ребенка антропометрическими методами

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

4

5

Подготовить информацию для проведения родительского собрания на тему: «Значение оценки соответствия биологического возраста паспортному для индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка»

2

6

Подготовить информацию на тему «Акселерация и ретардация. Школьная зрелость и её критерии»

2

Раздел 2 Развитие систем регуляции организма


18

Тема 2.1Гуморальная регуляция функций

Содержание учебного материала

2

1

Эндокринные железы

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия:

2

3

Железы внутренней секреции

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

6

7

Нарисовать плакат на тему «Биологические активные добавки и их влияние на здоровье дошкольников»

2

8

Подготовить информацию на тему «Значение полового воспитания»

2

9

Подготовить дидактический материал к игре «Строение мозга человека»

2

Тема 2.2Нервная регуляция функций

Содержание учебного материала:

2

1

Центральная нервная система

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия:

2

4

Морфологические особенности головного мозга

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

4

10

Изучить с выполнением опорного конспекта темы: «Значение и общий план строения нервной системы. Основные этапы развития нервной системы. Нервная ткань, функциональные свойства»

2

11

Подготовить информацию на тему «Леворукость у детей»

2

Раздел 3Морфофункциональные особенности сенсорных систем организма детей


8

Тема 3.1Строение и морфофункциональные особенности сенсорных систем

Содержание учебного материала:

2

1

Общая характеристика сенсорных систем

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия:

4

5

Изучение строения глаза

2

6

Выявление на поверхности языка рецепторных полей, чувствительных к сладкому, кислому, горькому, соленому

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

2

12

Нарисовать плакат на одну из тем (по выбору): «Строение глаза», «Строение уха»

2

Раздел 4 Нейрофизиологические аспекты поведения детей


24

Тема 4.1Формы поведения

Содержание учебного материала:

4

1

Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты

2

2

2

Режим дня как проявление динамического стереотипа

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

2

13

Подготовить информацию на тему «Режим дня дошкольника»

2

Тема 4.2Поведение как результат интегративной деятельности мозга

Содержание учебного материала:

4

1

Значение выявления индивидуальных различий для обучения и воспитания ребёнка

2

2

2

Мотивации и их роль в формировании поведения ребенка

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия:

8

7

Определение технологических особенностей высшей нервной деятельности детей

2

8

Определение уровня умственной работоспособности у детей

2

9

Определение зрительной и слуховой памяти

2

10

Диагностика готовности ребенка к обучению в школе

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

4

14

Подготовить диагностический материал для проверки уровня памяти детей старшей группы

2

15

Подобрать загадки для детей подготовительной группы на тему «Животные»

2

Тема 4.3 Биологические ритмы

Содержание учебного материала:

2

1

Биологические ритмы, их классификация

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

-

Раздел 5 Опорно-двигательная система детей


12

Тема 5.1Опорно-двигательная система детей

Содержание учебного материала:

4

1

Опорно-двигательный аппарат

2

2

2

Мышцы скелета как орган движения

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия:

4

11

Строение скелета человека

2

12

Изучение основных скелетных мышц

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

2

16

Нарисовать плакат на тему «Виды нарушения осанки»

2

Тема 5.2 Гигиенические требования к оборудованию образовательных учреждений.

Содержание учебного материала:

2

2

1

Гигиенические требования к оборудованию ДОУ. Гигиенические требования к ранцам, сумкам, игрушкам, письменным принадлежностям, различным инструментам

2


Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

-

Раздел 6 Морфофункциональные особенности вегетативных систем. Гигиена. Возрастные особенности систем


26

Тема 6.1Кровь и кровообращение

Содержание учебного материала:

4

1

Понятие о внутренней среде организма: кровь, лимфа, межклеточная жидкость, их значение в поддержании гомеостаза

2

2

2

Группы крови, резус фактор

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия:

2

13

Изучение системы кровообращения

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

-

Тема 6.2Возрастные особенности дыхательной системы

Содержание учебного материала:

2

1

Строение и функции органов дыхания. Микроклимат ДОУ и школы

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия:

2

14

Строение органов дыхания

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

-

Тема 6.3 Возрастные особенности системы органов пищеварения.

Содержание учебного материала:

2

1

Строение органов пищеварения

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

2

15

Строение органов пищеварения

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

2

17

Подготовить опорный конспект на тему «Гигиена системы органов пищеварения»

2

Тема 6.4Обмен веществ и энергии. Питание. Гигиена питания

Содержание учебного материала:

2

1

Обмен веществ

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

-

Тема 6.5Возрастные особенности системы выделения

Содержание учебного материала:

2

1

Выделительная система органов

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

-

Тема 6.6 Терморегуляция организма ребёнка. Гигиенические требования к одежде и обуви

Содержание учебного материала:

4

1

Химическая и физическая терморегуляция

2

2

2

Гигиенические требования к одежде и обуви детей

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа:

3

18

Подготовить реферат на одну из тем (по выбору): «Закаливание детского организма», «Основные принципы и средства закаливания», «Строение и функция кожи», «Участие кожи в процессе терморегуляции»

3



Всего:

111

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физиологии, анатомии и гигиены».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Анатомия человека»;

- объемные модели органов человека (ухо, глаз, желудок, сердце, скелет человека, головной мозг, скелет черепа, зубы);

- плакаты (нервная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, дыхательная, мочевыделительная системы);

- лабораторное оборудование (микроскопы, лупы, стетоскопы, тонометры, ростомер и др.).

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- телевизор плазма 50'' или мультимедиапроектор с экраном.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1 Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» // Каталог образовательных интернет-ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=2672&orderby=titleA&fids[]=2493

2 Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ. образоват. учрежд. сред. проф. образования / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М.: Академия, 2015. – 384 с.

Дополнительные источники:

1 Голубев, В.В. Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста: учебник / В.В. Голубев. – М.: Академия, 2013. – 240 с.

2 Назарова, Е.Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Академия, 2014. – 256 с.

3 Пивоваров, Ю.П. Гигиена: учебник в 2-х т. / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. – М.: Академия, 2013.

4 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённый Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html

Интернет-источники:

1 Анатомия человека: информационно-познавательный ресурс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.anatomia.spb.ru

2 Институт возрастной физиологии РАО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ivfrao.ru

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами самостоятельных и индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых ОК и ПК

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:



определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

ОК 3, 10

ПК 1.1 – 1.4

ПК 2.1 – 2.6

ПК 3.1 – 3.6

ПК 5.1 – 5.3

Оценивание практического задания; оценивание решения ситуационных задач.

применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

ОК 3, 10

ПК 1.1 – 1.4

ПК 2.1 – 2.6

ПК 3.1 – 3.6

ПК 5.1 – 5.3

Оценивание практического задания; оценивание решения ситуационных задач.

оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;

ОК 3, 10

ПК 1.1 – 1.4

ПК 2.1 – 2.6

ПК 3.1 – 3.6

ПК 5.1 – 5.3

Оценивание практического задания.

проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

ОК 3, 10

ПК 1.1 – 1.4

ПК 2.1 – 2.6

ПК 3.1 – 3.6

Оценивание практического задания; оценивание индивидуальных заданий.

обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

ОК 3, 10

ПК 1.1 – 1.4

ПК 2.1 – 2.6

ПК 3.1 – 3.6

ПК 5.1 – 5.3

Оценивание практического задания; оценивание решения ситуационных задач.

Знания:



основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

ОК 3, 10

ПК 1.1 – 1.4

ПК 2.1 – 2.6

Фронтальный опрос; оценивание самостоятельной работы.

основные закономерности роста и развития организма человека;

ОК 3, 10

ПК 1.1 – 1.4

ПК 2.1 – 2.6

ПК 3.1 – 3.6

ПК 5.1 – 5.3

Тестирование; оценивание самостоятельной работы.

строение и функции систем органов здорового человека;

ОК 3, 10

ПК 1.1 – 1.4

ПК 2.1 – 2.6

Тестирование; оценивание самостоятельной работы.

физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

ОК 3, 10

ПК 1.1 – 1.4

ПК 2.1 – 2.6

Оценивание самостоятельной работы; текущий поурочный контроль.

возрастные анатомо-физиологические особенности детей;

ОК 10

ПК 1.1 – 1.4

ПК 2.1 – 2.6

ПК 3.1 – 3.3

Фронтальный опрос; оценивание самостоятельной работы; текущий поурочный контроль.

влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

ОК 10

ПК 1.1 – 1.4

Тестирование; оценивание самостоятельной работы.

основы гигиены детей;

ОК 10

ПК 1.1 – 1.4

Оценивание самостоятельной работы; текущий поурочный контроль.

гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

ОК 10

ПК 1.1 – 1.4

Выполнение тестовых заданий; оценивание внеаудиторной самостоятельной работы.

основы профилактики инфекционных заболеваний;

ОК 10

ПК 1.1 – 1.4

Оценивание самостоятельной работы; текущий поурочный контроль.

гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.

ОК 3, 10

ПК 1.1 – 1.4

Оценка исследовательской работы.

5ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ


Номер изменения

Номера листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка

подписи

Дата

Дата

введения

изменения

замененных

новых

аннулированных






































































































Должность

Фамилия / Подпись

Дата

Разработал

преподаватель

Пишванова Н.В.


Провел экспертизу

старший методист

Каюмова Э.Р.





Версия: 1.0

Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: 30.08.2015, 12:40

КЭ: _________

Стр. 1 из 24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!