МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА-ИНТРЕНАТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. ТАТАРСКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено и одобрено на пед. совете Утверждаю:
№________ от______________ Директор школы-интерната: ____________ /Козлов А.Н./
Образовательная программа
внеурочной деятельности
«Юный краевед»
Духовно-нравственное направление
3 года обучения
Возраст: 7-10 лет
Составила: учитель технологии
Муссорина Ирина Фёдоровна
I квалификационной категории
2014-2015 учебный год.
Пояснительная записка
Образовательная программа духовно-нравственного направления “Юный краевед” для учащихся начальной школы в возрасте 7-10 лет рассчитана на 3 года обучения, разработана в соответствии с документами:
Законом Российской Федерации “Об образовании”,
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года,
Государственной программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации” на период 2006–2010 гг.
Областной программой “Патриотическое воспитание детей и молодежи "Новосибирской области”.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. “Малая родина” ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.
Программа духовно-нравственного направления «Юные краеведы» изучается в 1-м классе четырёхлетней начальной школы в рамках внеучебной работы. Программа имеет краеведческую, социальную, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.
Программа рассчитана в 1 классе на 66 часов в год, в неделю 2 час. Продолжительность занятия – 30 минут в 1 классе, согласно СанПиН.
Во 2-3 классе на 68 часов, продолжительность занятия – 40 минут 2 часа в неделю.
Цель, задачи образовательной программы
Основная цель программы: создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами краеведческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды;
научить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом;
совершенствовать воспитательную работу, организацию досуга школьников на основе новых педагогических технологий.
Развивающие:
привлекать детей к разнообразной творческой деятельности, приучить детей активно участвовать в конкурсах, соревнованиях;
развивать семейные связи: создать творческое содружество семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы.
Воспитательные:
воспитывать у детей желание к совместной деятельности;
пробудить стремление вести здоровый образ жизни (улучшение психологического и физического состояния детей);
воспитывать у детей чувство патриотизма.
Основные методы обучения:
Практические
Рассказ педагога и рассказы детей
Беседы
Встречи с интересными людьми
Экскурсии
Конкурсы, викторины
Составление презентаций Power Point
Содержание деятельности программы
С учетом возрастных особенностей детей был отобран наиболее актуальный для этого возрастного периода объем материала. При этом важно отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Тематические разделы
Весь материал разбит на разделы. Отбор материала по разделам произведен с учетом возрастных особенностей детей. Отбирался материал, который помогает ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, близок ребенку и личностно значим для него.
“Я”
осознание себя как личности и своего места в окружающем мире;
осознание себя частью природы, членом общества, жителем города.
“Моя семья”
осознание родственных связей и отношений в семье;
игровое освоение традиций общения в семье;
знакомство с основами генеалогии.
“Мой дом”
наполнение понятия “дом” гуманитарным содержанием;
формирование личного отношения к дому как ценности и части культурного наследия;
расширение горизонтов видения мира и своего в нем: Земля – наш дом.
“Мой город”
обогащение понятия “город” историко-культурным и экологическим содержанием;
наполнение понятия “улица” культурологическим содержанием, способствующим выработке личного отношения к ней, как своеобразному продолжению собственного дома, как к общему достоянию.
“Мой край”
пробуждение эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие;
осознание неразрывной связи истории и развития города и края с историей и развитием всего нашего государства.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов |
| | Всего | Теория | Практика |
1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях | 2 | 2 | |
2 | Здравствуй, школа! Это я и мои друзья. | 4 | 2 | 2 |
3 | Моя семья. | 2 | 1 | 1 |
4 | Родословный цветок. | 4 | 1 | 3 |
5 | «Лента времени» в моей жизни. | 6 | 3 | 3 |
6 | Рождение города | 6 | 2 | 4 |
7 | Прогулка по городу. | 4 | 2 | 2 |
8 | Создание карты города. | 2 | | 2 |
9 | Геральдические символы города Татарска | 4 | 2 | 2 |
10 | Татарск - моя малая родина. | 8 | 5 | 3 |
11 | День города. Конкурс детского творчества | 2 | 1 | 1 |
12 | Масленица. Поводы зимы. | 2 | 1 | 1 |
13 | Экскурсия «Мы и наш микрорайон». | 4 | 1 | 3 |
14 | Город, в котором мы живем | 4 | 2 | 2 |
15 | Выставка детского рисунка «Прогулки по Татарску». | 6 | 2 | 4 |
16 | КТД «Берёза-символ Родины моей». | 2 | | 2 |
17 | Заглянем в школьный музей. | 2 | 1 | 1 |
18 | Наша школа в прошлом | 2 | 2 | |
| Всего: | 66 | 30 | 36 |
Тематический план
Наименование занятий, тем | Количество часов |
| Всего | Теория | Практика |
Тема 1: Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. |
2 |
2 |
|
Занятие 1. Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях | | 2 | |
Тема 2: Здравствуй, школа! Это я и мои друзья. |
4 |
2 |
2 |
Занятие 1. Здравствуй, школа! Это я и мои друзья. | | 2 | |
Занятие 2. П/Р Это я и мои друзья. | | | 2 |
Тема 3: Моя семья. |
2 |
1 |
1 |
Занятие 1. Моя семья. П/Р моя семья | | 1 | 1 |
Тема 4: Родословный цветок. |
4 |
1 |
3 |
Занятие 1. Родословный цветок. П/Р Родословный цветок. | | 1 | 1 |
Занятие 2. П/Р Родословный цветок. | | | 2 |
Тема 5: «Лента времени» в моей жизни. |
6 |
3 |
3 |
Занятие 1. «Лента времени» в моей жизни. | | 2 | |
Занятие 2. П/Р составление ленты времени из своих рисунков | | | 2 |
Занятие 3. Лента времени рассказ по картинкам. П/Р оформление ленты времени учащихся. | | 1 | 1 |
Тема 6: Рождение города. |
6 |
2 |
4 |
Занятие 1. Рождение города | | 2 | |
Занятие 2. П/Р рождение города рисунки детей. | | | 2 |
Занятие 3. П/Р выполнение аппликации «Город в прошлом». | | | 2 |
Тема 7: Прогулка по городу. |
4 |
2 |
2 |
Занятие 1. Прогулка по городу. | | 2 | |
Занятие 2. Экскурсия по городу «Городские часы», «Памятник работникам с/х» | | | 2 |
Тема 8: Создание карты города. |
2 | |
2 |
Занятие 1. П/Р создание карты города. | | | 2 |
Тема 9: Геральдические символы города Татарска. |
4 |
2 |
2 |
Занятие 1. Геральдические символы города Татарска. | | 2 | |
Занятие 2. П/Р геральдические символы города Татарска (раскрашивание трафарета). | | | 2 |
Тема 10: Татарск - моя малая родина. |
8 |
5 |
3 |
Занятие 1. Татарск - моя малая родина. | | 2 | |
Занятие 2. П/Р рисунки г.Татарска. | | | 2 |
Занятие 3. Татарск – в прошлом. | | 2 | |
Занятие 4. Достопримечательности г.Татарска. П/Р «Мой город» (рисунки). | | 1 | 1 |
Тема 11: День города. Конкурс детского творчества. |
2 |
1 |
1 |
Занятие 1. День города. П/Р конкурс детского творчества (изготовление поделок из бумаги). | | 1 | 1 |
Тема 12: Масленица. Поводы зимы. |
2 |
1 |
1 |
Занятие 1. Масленица. П/Р поводы зимы. | | 1 | 1 |
Тема 13: Экскурсия «Мы и наш микрорайон». |
4 |
1 |
3 |
Занятие 1. Мы и наш микрорайон. Экскурсия к часовой башни. | | 1 | 1 |
Занятие 2. Экскурсия по городу. (Мемориальный комплекс). | | | 2 |
Тема 14: Город, в котором мы живем. |
4 |
2 |
2 |
Занятие 1. Город, в котором мы живем. | | 2 | |
Занятие 2. П/Р составление карты города достопримечательных мест. | | | 2 |
Тема 15: Выставка детского рисунка «Прогулки по Татарску». |
6 |
2 |
4 |
Занятие 1. П/Р название главных улиц. Прогулка по Татарску. | | 1 | 1 |
Занятие 2. П/Р подготовка рисунков «Прогулка по Татарску». | | | 2 |
Занятие 3. П/Р оформление детских рисунков «Прогулка по Татарску». Берёза – символ Родины моей. | |
1 | 1 |
Тема 16: КТД «Берёза-символ Родины моей». |
2 | |
2 |
Занятие 1. КТД «Берёза-символ Родины моей». | | | 2 |
Тема 17: Заглянем в школьный музей. |
2 |
1 |
1 |
Занятие 1. Заглянем в школьный музей. | | 1 | 1 |
Тема 18: Наша школа в прошлом. |
2 |
2 | |
Занятие 1. Наша школа в прошлом. | | 2 | |
Всего: | 66 | 30 | 36 |
Ожидаемые результаты
К концу первого класса учащиеся должны знать:
смену времен года как смену условий существования организмов;
содержание Красной книги России и своей области;
наиболее выдающиеся достопримечательности г.Татарска;
названия наиболее известных улиц и площадей;
свой точный адрес.
Уметь:
вести простейшие наблюдения в природе, устно описывать объекты природы;
изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений;
ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты;
самостоятельно работать с дополнительной литературой;
слушать в исполнении учителя тексты краеведческого характера;
во время досуга и праздники играть в народные игры и водить хороводы.
Информационно-методическое обеспечение
Список литературы
Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
Журнал “Воспитание школьников”, № 3,2008год.
Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, № 9.
Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2006.
Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2007. №3.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Федоров, 2007
Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа,
2006. № 2.
Учительская газета, № 15, 2006 год.
Учительская газета, № 21, 2006 год.
Шаблон VCT-проекта портала Сеть Творческих Учителей
Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения.
//Начальная школа, 2008. № 12.
Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2. – М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
С.Н.Корсаков. Краеведение – комплексное воспитание человека. (Из Интернета).
Электронные ресурсы
Презентация города Татарска
Презентация «Берёза-символ Родины моей»
CD диск «Школьный музей»
Презентация «Мой город»
Презентация «Родословный цветок»
Презентация «Геральдические символы города Татарска»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» реализуется во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Курс по краеведению рассчитан для обучающихся 2-х классов и предусматривает изучение материала в течение года в количестве 34 часов.
Одной из главных задач начальной школы и особенно первых лет обучения считается знакомство с окружающим миром.
Поэтому основа этой программы – краеведение. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своей малой родине, знакомит с лучшими людьми родного края: землепроходцами, учёными, тружениками сельского хозяйства – всеми, кто создавал и создаёт славу нашего города и области в России и за её пределами. Именно в начальной школе ребята готовы учиться и активно задают вопросы, пытаются построить свою картину мира. Дать целостную картину мира для того, чтобы понимать что и почему происходит в нём, предполагать, что с ним может произойти, решать, как вести себя в нём – главная задача курса «Юный краевед».
Вопросы изучения родного края в рамках данного курса всегда были актуальны. Любовь к Родине, рождение чувства патриотизма начинается с любви к своей семье, к тому месту, где ты родился, к краю, в котором живёшь.
Программа представлена в духовно-нравственном направлении и реализуется во внеурочное время. Программа в 1 классе рассчитана на 66 часов в год, в неделю 2 час. Продолжительность занятия – 30 минут в 1 классе, согласно СанПиН. Во 2 классе на 68 часов, продолжительность занятии – 40 минут 2 часа в неделю
Основные методы обучения: беседы, викторины, КВНы, практические, рассказ педагога и рассказы детей, встречи с интересными людьми, экскурсии, конкурсы, викторины, составление презентаций Power Point.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни, оптимальная форма этической беседы)
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
Результаты третьего уровня (опыт социального действия юный краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристических групп систему сменных должностей)
Система контроля для планируемых результатов строится с учётом необходимости:
определение динамики картины развития обучающегося на основе выделения, достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребёнка;
выделение основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.
Знания и умения обучающихся:
формирование у школьников основ умения учиться и способности к реализации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой;
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, уважать другие народы России, иметь межэтническую толерантность;
формировать уважение к ценностям семьи, любви к природе, признание ценностей своего здоровья и здоровья других людей.
Качества личности, развивающихся у обучаемых:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности.
Универсальные учебные действия:
способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о наградах и этнических группах России;
выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.
Тематический план
№ п/п | Разделы | Количество часов |
| | всего | теория | практика |
I | Тема 1: «Земля отцов – моя земля» | 6 | 1 | 5 |
II | Тема 2: «Природа родного края» | 13 | 3 | 10 |
III | Тема 3. «Водоемы нашей местности» | 6 | 2 | 4 |
IV | Тема 4. «Растительный мир нашей местности» | 6 | 2 | 4 |
V | Тема 5. «Животный мир Новосибирской области» | 8 | 1 | 7 |
| Тема 6. «Труд и быт жителей Татарского района» | 7 | 1 | 6 |
| Тема 7. «Жемчужина Татарского района» | 11 | 2 | 9 |
| Тема 8. «Экологические проблемы Новосибирской области и нашего города» | 6 | 5 | 1 |
| Тема 9. Заглянем в школьный музей | 3 | 2 | 1 |
| Тема 10. Подведение итогов работы за год. Награждение самых активных. | 1 | | 1 |
| Итого: | 68 | | |
Тематический план по курсу:
«Юный краевед» для учащихся 2 класса
Наименование занятий, тем | Количество часов |
| Всего | Теория | Практика |
Тема 1: «Земля отцов – моя земля» |
6 |
1 |
5 |
Занятие 1. «Как не любить мне эту землю, не воспевать Татарский край…» | 1 | 1 | |
Занятие 2. «Моя малая Родина – город Татарск». (Стихи, песни, сказки) | 2 | | 2 |
Занятие 3. Творческое задание: Герб Татарского района. | 1 | | 1 |
Занятие 4. Разучивание стихотворения о Татарском районе | 1 | | 1 |
Занятие 5. Выставка рисунков «Я- щедрая Татарская земля…» | 1 | | 1 |
Тема 2: «Природа родного края» |
13 |
3 |
10 |
Занятие 1. Экскурсия на Голубицкое горище. | 1 | | 1 |
Занятие 2. Заочный экскурс (виртуальный) «Памятники природы Новосибирской области» | 1 | 1 | |
Занятие 3. Рассказы (презентации) о памятниках природы. | 1 | | 1 |
Занятие 4-5. Познавательная прогулка с последующим описанием природы нашего края. | 2 | | 2 |
Занятие 6. Викторина «Знаешь ли ты растения нашего края?» | 1 | | 1 |
Занятие 7. Тест «Природа вокруг нас». | 1 | 1 | |
Занятие 8-9. Сезонные изменения в нашем крае. Выставка рисунков «Лето в Татарском районе». | 2 | | 2 |
Занятие 10. Познавательная игра «В гости к Осени». | 1 | 1 | |
Занятие 11. Рисунок-фантазия «Какую бы зиму я хотел увидеть в Татарске». | 1 | | 1 |
Занятие 12-13. Коллективная аппликация «Растения в моем саду - весной» | 2 | | 2 |
Тема 3. «Водоемы нашей местности» |
6 |
2 |
4 |
Занятие 1. Сказка о больших и маленьких водах Новосибирской области. | 1 | | 1 |
Занятие 2. Кроссворд «Угадай водный мир Новосибирской области» | 1 | | 1 |
Занятие 3-4. Правила поведения у водоема. Коллективный плакат «Охрана водоема» | 2 | 2 | |
Занятие 5-6.Виртуальная экскурсия «Водоёмы НСО». Рисунки детей «Водный мир». | 2 | | 2 |
Тема 4. «Растительный мир нашей местности» |
6 |
2 |
4 |
Занятие 1. Игра «Я знаю это растение». | 1 | | 1 |
Занятие 2. Викторина «Во саду ли, в огороде?» | 1 | | 1 |
Занятие 3. Редкие растения нашего района. | 1 | 1 | |
Занятие 4. В гостях а бабушки Загадушки «Природные лекари». | 1 | | 1 |
Занятие 5. Серьезный разговор «Осторожно! Ядовитые растения!» | 1 | 1 | |
Занятие 6. Конкурс знатоков природной флоры нашего района. | 1 | | 1 |
Тема 5. «Животный мир Новосибирской области» |
8 |
1 |
7 |
Занятие 1. Загадки и ребусы о животных Новосибирской области. Игра «Кто там живёт?» | 1 | | 1 |
Занятие 2-3. Экскурсия в природу. Составление миниэнциклопедии фауны нашей местности. | 2 | | 2 |
Занятие 4. Познавательная игра «Золотая рыбка» | 1 | | 1 |
Занятие 5. Составление кроссворда «Насекомые вокруг нас» | 1 | | 1 |
Занятие 6. Рассказ с показом иллюстрации «Моё любимое домашнее животное». | 1 | | 1 |
Занятие 7. Коллективный плакат «Осторожно, птичий город!» | 1 | | 1 |
Занятие 8. Конкурс знатоков «Природа вокруг нас». | 1 | 1 | |
Тема 6. «Труд и быт жителей Татарского района» |
7 |
1 |
6 |
Занятие 1. Ролевая игра «Расскажи гостю о жителях нашей станицы» | 1 | | 1 |
Занятие 2. История города Татарска. | 1 | | 1 |
Занятие 3. «Татарский район вчера, сегодня, завтра» | 1 | 1 | |
Занятие 4. Профессии моих земляков. Стихотворение о Татарской земле. | 1 | | 1 |
Занятие 5. Игра «Знаешь ли ты названия предметов быта и труда?» | 1 | | 1 |
Занятие 6. Защита проекта «Все профессии важны, все профессии нужны». | 1 | | 1 |
Занятие 7. Выставка рисунков «»Кем я стану? Каким я стану?» | 1 | | 1 |
Тема 7. «Жемчужина Татарского района» |
11 |
2 |
9 |
Занятие 1. Что я знаю о своем районе? Достопримечательности Татарского района. | 1 | | 1 |
Занятие 2. Стихотворение «История города». Как образовался наш район? | 1 | | 1 |
Занятие 3. Символика Татарского района. | 1 | 1 | |
Занятие 4. Учимся объяснять значение Герба населенного пункта? | 1 | | 1 |
Занятие 5. Экскурсия в городской музей. | 1 | | 1 |
Занятия 6-7. Конкурс стихов «Мой любимый край». | 2 | | 2 |
Занятие 8. «Человек в труде, как и в бою, славит Родину свою». (Составление сборника пословиц об отваге, верности родной земле). | 1 | | 1 |
Занятие 9. «Почётные жители нашего города». | 1 | 1 | |
Занятие 10-11. Создание презентации: «Мой любимый город» (продолжение). | 2 | | 2 |
Тема 8. «Экологические проблемы Новосибирской области и нашего города» |
6 |
5 |
1 |
Занятие 1. Беседа «Забота о чистой воде и воздухе» | 1 | 1 | |
Занятие 2. Охрана животного мира. | 1 | 1 | |
Занятие 3-4. Редкие растения Новосибирской области. | 2 | 1 | 1 |
Занятие 5. Красная книга Новосибирской области. | 1 | 1 | |
Занятие 6. Заповедники и заказники Новосибирской области.. | 1 | 1 | 1 |
Тема 9. Заглянем в школьный музей | 3 | 2 | 1 |
Занятие 1. Заглянем в школьный музей. | 1 | 1 | |
Занятие 9. Школьная жизнь. | 1 | 1 | |
Занятие 10. «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть» народные игры. | 1 | | 1 |
Тема 10. Подведение итогов работы за год. Награждение самых активных. | 1 | | 1 |
Итого: | 68 | | |
Содержание программы
Вопросы изучения края в рамках данной программы всегда актуальны. Любовь к Родине, рождение чувства патриотизма начинается с любви к своей семье, к тому месту, где ты родился, к краю в котором живёшь.
Программа имеет пять целенаправленных разделов:
I Раздел. «Мой дом, мой двор» (3 часа)
(«Мой город – капелька России», «Татарск вчера, сегодня, завтра», «Их именами названы улицы нашего города».)
Направлен на знакомство со своим домом, жителями своего дома, на развитие чувства гордости, заботы, любви к близким, к своему двору, друзьям.
II Раздел. «Город, в котором я живу» (7 часов)
(«Экскурсия по городу», «История возникновения нашего города», «Почётные жители нашего города», «Экскурсия по городу, в краеведческий музей», «Традиции нашего города», «Достопримечательности нашего города», Викторина: «Знаешь ли ты свой город?».)
Знакомит с историей нашего города, его достопримечательностями, традициями.
III Раздел. «Наш край родной» (14 часов)
(«Новосибирская область на карте Родины», «Климат нашего края», «Осень пришла», «Растения и животные осенью», «Труд людей», «Идёт зима», «Животные и растения зимой», «Народные приметы и народный календарь», «Что даёт область стране», «Памятники природы Новосибирской области», «Растения и животные весной», и др.)
Этот раздел программы знакомит с природой родного края, его поверхностью и полезными ископаемыми, реками, почвой, растительностью и животным миром.
IV Раздел. «Экологические проблемы Новосибирской области и нашего города» (5 часов)
(«Забота о чистой воде и воздухе», «Охрана животного мира», «Редкие растения Новосибирской области», «Красная книга Новосибирской области», «Заповедники и заказники Новосибирской области».)
Содержит идею природоохранного воспитания.
V Раздел. «Народы, традиции, быт и культура Новосибирской области» (5 часов)
(«Коренные народы области», «Народные традиции коренных жителей», «Народные промыслы».)
Знакомит с народными промыслами, традициями, культурой коренных народов области.
Программа «Юный краевед» предусматривает как теоретические, так и практические и экскурсионные занятия, которые будут проводиться 1 раз в неделю.
Программа составлена на основе опыта работы, государственной программы курса второго поколения, окружающего мира с учётом психологических особенностей детей младшего школьного возраста, требований государственных образовательных стандартов.
К концу второго класса учащиеся должны знать:
своих предков, их ФИО;
историю возникновения города Татарска;
основные среды жизни (водная, наземно-воздушная, почвенная).
Уметь:
устно описывать объекты природы;
показывать на карте природные ресурсы своей области и пути их применения;
изготовлять гербарии: части растений, травянистых растений;
соблюдать правила поведения в природе;
составлять устный рассказ о школе.
Иметь:
Материально-техническое обеспечение
Главной задачей курса «Юный краевед» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирования представления о месте и роли в нем человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты, микропрепараты;
коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи;
географические и исторические карты.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон).
Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений;
Важная роль принадлежит экскурсиям, предусмотренным программой курса «Юный краевед».
Перечень ключевых слов
Родословная.
Традиция.
Возникновение.
Почётные жители.
Климатические условия.
Краеведческий музей.
Экология.
Коренные жители.
Народные промыслы.
Рельеф.
Недра земли.
Месторождения.
Ремесло.
Товары народного потребления.
Заповедник.
Заказник.
Водоём.
Сельское хозяйство.
Памятники архитектуры.
Тематический план по курсу:
«Юный краевед» для учащихся 3 класса
Наименование занятий, тем | Количество часов |
| Всего | Теория | Практика |
Тема 1: «Нет в мире краше Родины нашей» |
30 |
4 |
26 |
Занятие 1. «Как не любить мне эту землю, не воспевать Татарский край…» | 1 | 1 | |
Занятие 2. Игра «Природа у порога нашего дома». | 1 | | 1 |
Занятие 3-4. Познавательная прогулка. | 2 | | 2 |
Занятие 5. Составить рассказ-повествование о формах поверхности в нашем районе. | 1 | | 1 |
Занятие 6. Выставка рисунков «Я - щедрая Татарская земля… Стихотворения о нашем районе. | 1
| | 1
|
Занятие 7. Тест «Природа вокруг нас». | 1 | | 1 |
Занятие 8. Беседа «При рода нашей области». | 1 |
| 1 |
Занятие 9-10. Виртуальная экскурсия «Природа НСО». | 2 | | 2 |
Занятие 11. Кроссворд «Природные явления» | 1 | 1 | |
Занятие 12. Проект «Природные аномалии» | 1 | | 1 |
Занятие 13. Викторина «Люблю природу в любую погоду». | 1 | | 1 |
Занятие 14-15. Проект «Экологическое путешествие во времена года». Выставка рисунков «Сезонные изменения в нашем крае». | 2 | | 2 |
Занятие 16. Загадки о водоемах нашей области. | 1 | 1 | |
Занятие 17.. Выставка рисунков «Моя малая Родина» | 1 | | 1 |
Занятие 18. Познавательная игра «Земля – кормилица наша». | 1 | | 1 |
Занятие 19. Конкурс пословиц, поговорок и загадок о земле-кормилице. | 1 | | 1 |
Занятие 20. «Все профессии нужны, все профессии важны». | 1 | | 1 |
Занятие 21. Загадки «В царстве флоры». | 1 | | 1 |
Занятие 22. Сообщение «Природные лекари». | 1 | | 1 |
Занятие 23. Экскурсия «Охотники за редкими растениями». | 1 | | 1 |
Занятие 24. С Троповичком - в места «тихой охоты». | 1 | 1 | |
Занятие 25. В гостях у бабушки Загадушки «По грибы, по ягоды». | 1 | | 1 |
Занятие 26. Проект «Грибы – лекари». Тест «Умники и умницы» | 1 | | 1 |
Занятие 27. Творческое задание. Растения и животные НСО, занесенные в Красную Книгу. | 2 | | 2 |
Занятие 28. Составление Правил поведения в природе. | 1 | | 1 |
Занятие 29.. Здравницы НСО. Правила здорового образа жизни. | 1 | | 1 |
Занятие 30. Проект «Нет в мире краше Родины нашей» | 1 | | 1 |
Тема 2. «Без прошлого нет настоящего» | 24 | 4 | 20 |
Занятие 1. Урок-сказание «Сага об образовании Татарска». | 1 | | 1 |
Занятие 2-3. «Татарский район – кладовая мифов и легенд…». Памятники истории. | 2 | 1 | 1 |
Занятие 4. Сообщения «Образование Татарского района» | 1 | 1 | |
Занятие 5-6. «Как и из чего строили жилище наши предки?» | 2 | | 2 |
Занятие 7-8. Историческая гостиная «Точка на карте». | 2 | | 2 |
Занятие 9. «Путешествие по станицам Татарского района. Символика поселений». | 1 | | 1 |
Занятие 10. Православный храм в Татарске. | 1 | 1 | |
Занятие 11. История города Татарска. | 1 | | 1 |
Занятие 12. «Мы выстояли, мы победили!» Татарский район в годы ВОВ. | 1 | | 1 |
Занятие 13-14. Проект. История малой Родины. Выставка рисунков, фотографий. | 2 | | 2 |
Занятие 16. Посиделки «Собирайтесь до нашей хаты». | 1 | | 1 |
Занятие 17. «Загадка – для ума зарядка». (О предметах быта наших предков). | 1 | | 1 |
Занятие 18. Викторина «Добрые соседи». | 1 | 1 | |
Занятие 19. Ролевая игра «Расскажи гостю о жителях нашей станицы, их занятиях». | 1 | | 1 |
Занятие 20-21. Экскурсия в прошлое. | 2 | | 2 |
Занятие 22. Викторина «Из истории нашей станицы». | 1 | | 1 |
Занятие 23-24. Проектная работа «Без прошлого нет настоящего». | 2 | | 2 |
Тема 3. «Моему роду нет переводу» |
14 |
1 |
13 |
Занятие 1. Практикум «Моя семья на ленте времени» | 1 | | 1 |
Занятие 2. «История моей семьи» | 1 | | 1 |
Занятие 3-4. Составление родословного древа семьи. | 2 | | 2 |
Занятие 5. Сообщение «Что в имени твоем?» | 1 | | 1 |
Занятие 6. Встреча с известными людьми «Ими гордится Татарск!» | 1 | | 1 |
Занятие 7. Создание презентации «Золотые звезды Татарска». | 1 | | 1 |
Занятие 8-9. Экскурсия к мемориальному комплексу. | 2 | | 2 |
Занятие 10. Великие люди района. | 1 | 1 | |
Занятие 11. «Поэты и прозаики Татарского района» | 1 | | 1 |
Занятие 12. Музыкальный марафон (песни о нашей родине). | 1 | | 1 |
Занятие 13. Викторина «Знаешь ли ты свой район?» | 1 | | 1 |
Занятие 14. Подведение итогов работы за год. Награждение самых активных. | 1 | | 1 |
Итого: | 68 | 9 | 59 |
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни, оптимальная форма этической беседы)
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
Результаты третьего уровня (опыт социального действия юный краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристических групп систему сменных должностей)
Система контроля для планируемых результатов строится с учётом необходимости:
определение динамики картины развития обучающегося на основе выделения, достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребёнка;
выделение основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.
Знания и умения обучающихся:
формирование у школьников основ умения учиться и способности к реализации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой;
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, уважать другие народы России, иметь межэтническую толерантность;
формировать уважение к ценностям семьи, любви к природе, признание ценностей своего здоровья и здоровья других людей.
Качества личности, развивающихся у обучаемых:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности.
Универсальные учебные действия:
способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о наградах и этнических группах России;
выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.